_ 16 (154) - 2013
Аналитический обзор
ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО
социально-экономического развития
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2030 г.*
Характеристика сценариев долгосрочного развития
При разработке прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. рассматривались три основных сценария развития: консервативный, инновационный и целевой (форсированный). Кроме того, учитывая большую зависимость российской экономики от мировых цен на нефть, дополнительно рассматривались варианты с различной динамикой цен на углеводороды и сырьевые товары.
Основные сценарии предполагают сохранение тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. Динамика мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,5 %, что ниже среднего роста в 2001-2008 гг. (около 4 %), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980-2010 гг. Продолжится изменение структуры роста в пользу развивающихся экономик. Развитые страны в условиях старения населения и высокой долговой нагрузки будут расти темпами не выше 1,5-2 % в год и снизят свой вес в мировом выпуске продукции с 51 % в 2012 г. до 40 % в 2030 г. При этом Китай и Индия увеличат свою долю с 21 до 30 % соответственно.
Прогноз исходит из достаточно консервативных предположений относительно мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Цена на нефть
* Публикуется по данным Минэкономразвития России. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130218_09
несколько вырастет относительно 2012 г. в результате роста потребления развивающихся стран и будет находиться в диапазоне 90-100 долл./барр. (в реальных долларах США 2010 г.) в период до 2025 г. После 2025 г. возможно возобновление роста цен на нефть в результате ухудшения условий добычи при усилении спроса со стороны развивающихся стран. К 2030 г. цена на нефть достигнет 110 долл./барр. (164 долл./барр. в текущих ценах).
Консервативный и инновационный сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. и предварительной оценки численности населения на начало 2013 г. Сценарий предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры при относительной стабилизации общей численности населения. Численность населения трудоспособного возраста к 2030 г. сократится на 10 млн чел. при увеличении населения моложе и старше трудоспособного возраста на 9 млн чел. В результате возрастет демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2011 г. на 1 000 чел. трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 г. будет приходиться 831 трудоспособный. Суммарный коэффициент рождаемости по данному сценарию в 2030 г. составит 1,7 (в 2011 г. - 1,6). Следствием демографического старения населения станет рост общего коэффициента смертности до 14 в 2030 г. (2011 г. - 13,5). При этом ожидаемая продолжительность жизни к 2030 г. увеличится до 74 лет.
Максимальная эффективность выполнения мер по улучшению демографической ситуации учтена
в высоком сценарии демографического прогноза, на основе которого формируется форсированный вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В этом сценарии к 2030 г. суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 1,96, общий коэффициент смертности снизится до 11,2 и продолжительность жизни вырастет до 78 лет. Численность постоянного населения к 2030 г. увеличится до 151,4 млн чел.
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2 % в 2012-2030 гг., однако доля России в мировом ВВП несколько уменьшится - с 3,8 % в 2012 г. до 3,6 % в 2030 г.
Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 г. до уровня не выше 1,3 % ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6 % ВВП (в том числе бюджетная система - 4-5,1 % ВВП). Расходы на здравоохранение до 2030 г. будут находиться в диапазоне 4,6-6,2 %, в том числе за счет бюджетной системы - 3,6-4,9 % ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 гг., что позволяет также улучшить социальные параметры развития.
Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6 % ВВП в 2010 г. до 6,1 % ВВП в 2020 г. и 7,1 % ВВП в 2030 г., расходы на образование - соответственно до 6 и 6,5 % ВВП
(в 2010 г. - 5,2 % ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2 % ВВП в 2010 г. до 2,5 % ВВП в 2030 г., что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 г.: энергоемкость ВВП снизится в 2020 г. на 24 %, в 2030 г. - на 43 %, производительность труда возрастет в 2020 г. в 1,5 раза и в 2030 г. в 2,4 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1 % в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.
Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.
Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22 % в 2010 г. до 37 % в 2020 г. и 48 % в 2030 г. В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов. Исходя из этого, в 2010 г. представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. руб./мес. В 2030 г. уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. руб. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.
Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это
предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.
Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., увеличению объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 г. и до 27 % к 2018 г., увеличению относительно уровня 2011 г. доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза, производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 г. до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4 %, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3 % мирового ВВП к 2030 г.
Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный и форсированный сценарии. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах (около трети занятых и 10 % ВВП).
Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Переход к инновационному социально ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.
Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным сценарием проявляются после 2015-2018 гг. В то же время уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от консервативного качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.
Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, характеризуется усилением макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119 % ВВП в 2030 г. против 78 % ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65 % ВВП, по инновационному - до 52 % ВВП. Сальдо счета текущих операций начиная с 2015 г. будет устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.
Макроэкономические параметры долгосрочного прогноза
Факторы роста и этапы экономического развития. После кризиса 2008-2009 гг. и завершения восстановительного периода наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально меняется. Эффект внешнеэкономической конъюнктуры и развития нефтегазового комплекса значительно ослабевает и не может дать в долгосрочной перспективе более 1,5 п.п. роста ВВП. Демографические тренды определяют общий негативный эффект, связанный со снижением занятости. Вклад накопления капитала и занятости оценивается в 1,4-1,8 п.п. В то же время одним из главных факторов остается рост совокупной производительности, который по мере исчерпания эффекта догоняющего развития должен быть основан на кардинальном улучшении образования и разработки инноваций. Роль инновационного фактора значительно повышается и оценивается в инновационном сценарии как минимум в 1,5-1,8 п.п., или более трети прогнозируемого прироста экономики.
В консервативном сценарии развития потенциальные темпы роста экономики России не превышают 3,2 % в год. По мере исчерпания возможностей догоняющего роста вклад совокупной факторной производительности сокращается с 1,2 п.п. в 2015 г. до 0,7 п.п. в 2030 г. На протяжении 2015-2030 гг. вклад капитала в рост ВВП будет составлять около 1,4 п.п. в год. Слабый вклад инновационного фактора не компенсирует снижения вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.
Инновационный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 4,1 % в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается инновационная составляющая роста. В консервативном сценарии ее вес остается на уровне 2000-х гг. (0,5-0,6 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое. Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,3 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) - 0,8 п.п. экономического роста.
В сценарии предполагается усиление действия фактора капитала, который в среднем будет обеспечивать 1,8 п.п. роста ВВП в год. Активизация частных инвестиций будет основана также на быстром обновлении транспортной инфраструктуры. Так, на эффект от модернизации транспортной инфраструктуры (без трубопроводного транспорта) приходится, по оценке, около 0,3-0,5 п.п. роста экономики.
Вклад фактора капитала в экономический рост особенно высок в форсированном сценарии и обеспечивает ускорение роста до 5,4 %. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 гг. предполагаются на 1 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12 % в год, что не менее чем на 5 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. За счет этого фактора обеспечивается дополнительный прирост ВВП на 1 п.п. в год. К 2026-2030 гг. темпы роста инвестиций замедлятся до 3,7-4,2 % в год, что уже не будет создавать дополнительных возможностей для повышения темпов экономического роста по отношению к инновационному варианту. В целом форсированный
рост инвестиций будет определять 2,6 п.п. роста ВВП в год.
Кроме ускоренного роста инвестиций в основной капитал дополнительный вклад в повышение темпов роста ВВП в варианте форсированного развития создается также за счет более высоких вложений в развитие науки и технологий и в человеческий капитал. Дополнительный вклад за счет этого фактора оценивается в 0,2 п.п. темпа прироста ВВП.
Факторы, обеспечивающие развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста по этапам долгосрочной перспективы.
Первый период (2013-2020гг.) можно рассматривать как период внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии транспортной и энергетической инфраструктур и формирование очагов собственно инновационного развития. Ускорение темпов роста в этот период обеспечивается преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных секторов (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и расшивки инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных регионов. Одновременно в этот период создаются условия для долгосрочного инновационного развития путем последовательного смещения структуры расходов бюджета в пользу финансирования инновационных секторов экономики.
Второй период (2021-2025гг.) характеризуется максимальным эффектом от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Завершается реализация масштабных инфраструктурных проектов, что создает качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастают роль и вклад человеческого капитала в экономический рост.
Третий период (2026-2030гг.) можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений
в инфраструктурные секторы, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и научных разработок.
Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимые уровни нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.
Структурные особенности сценариев развития. В сценарии консервативного развития изменения структуры экономики в прогнозный период будут незначительными. Доля нефтегазового сектора снизится с 20 % в 2012 г. до 16 % в 2030 г. За счет этого несколько увеличит свой вес производство инновационного сектора - с 11 % в 2012 г. до 14 % в 2030 г., прежде всего за счет увеличения доли машиностроения (с 2,6 до 3,6 % соответственно) в результате среднегодового роста сектора в прогнозный период на 5,2 %.
Сценарий инновационного развития предполагает существенные структурные сдвиги, поддерживаемые повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17 % в 2030 г. при снижении доли нефтегазового сектора до 10 % к 2030 г.
Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на НИОКР и образование. При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Существенный вклад в рост инновационного сектора будет вносить производство машиностроительной продукции, которое будет увеличиваться в среднем на 6,4 % в год, в том числе за счет улучшения конкурентных позиций на внешних рынках.
В сценарии форсированного развития структурная диверсификация экономики будет выражена в еще большей степени, чем в инновационном сценарии. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 20 % в 2030 г. Это развитие предполагает более высокую долю расходов бюджетной системы, направленных на развитие науки, образования и
здравоохранения, а также усиление экспортной направленности машиностроительного сектора. При этом доля нефтегазового сектора снижается быстрее, чем в инновационном сценарии - до 8 % к 2030 г., несмотря на рост эффективности добычи и расширение экспорта.
Структура инвестиций в основной капитал. В инновационном сценарии развития инвестиции в основной капитал в период 2013-2030 гг. будут расти со среднегодовым темпом 5,9 %. При этом к концу периода темпы роста замедлятся до 4-4,5 % в год. Опережающими темпами будут расти инвестиции в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности (машиностроение - в среднем 10-11 % в год), сферу услуг (недвижимость - 8-9 % в год), в развитие человеческого капитала (6-7 % в год). Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры будут расти темпами, обеспечивающими расшивку «узких мест» и снятие инфраструктурных ограничений.
В консервативном сценарии ограниченность финансовых средств, в том числе долгосрочных кредитных ресурсов, приведет к замедлению роста инвестиций в экономике до 4,7 % в год в среднем за 2013-2030 гг. При этом доля инвестиций в топливно-энергетический и сырьевой комплексы, а также инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры и АПК, поддерживаемых расходами бюджета, будет выше, чем в инновационном сценарии.
Форсированный сценарий отличается от инновационного более высокими темпами роста инвестиций в основной капитал до 2025 г. (за 2013-2025 гг. среднегодовой прирост инвестиций составит 9,7 %, по варианту 2 - 6,3 %) и замедлением ежегодного роста до 4 % к 2030 г. (по варианту 2 - 4,8 %). Высокие темпы роста на первом этапе будут достигнуты за счет интенсивного обновления производственной базы высокотехнологичных секторов, направленных на развитие человеческого капитала, и ускоренной и масштабной реализации проектов развития транспортной инфраструктуры.
Рынок труда и уровень жизни населения. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности экономически активного населения приведут к сокращению предложения трудовых ресурсов и обострят ситуацию на рынке труда. Смягчить негативные эффекты могут меры по увеличению продолжительности активного возраста, вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего
возраста, многодетных родителей, родителей детей-инвалидов и по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
Таким образом, численность экономически активного населения сократится несколько меньше, чем численность населения трудоспособного возраста - менее чем на 7 млн чел. к 2030 г. По форсированному сценарию в условиях более благоприятной демографической ситуации численность экономически активного населения снизится на 4,4 млн чел.
В долгосрочном периоде ожидается снижение уровня безработицы с 5,9 % в 2012 г. до 4,4-4,7 % экономически активного населения к 2030 г. По форсированному сценарию уровень безработицы может сократиться до 4,1 %. Это снижение будет достигаться за счет повышения мобильности трудовых ресурсов, внедрения новых форм занятости и ослабления дисбаланса профессионально-квалификационной структуры занятости, а также в результате опережающего роста регионов с высокой безработицей.
Во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников бюджетного сектора к 2018 г. предполагается доведение до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и научно-исследовательского персонала. На период до 2030 г. в консервативном и инновационном сценариях сохраняется достигнутый паритет по заработной плате. В форсированном сценарии предполагается доведение заработной платы указанных категорий работников до уровня, соотносимого с уровнем в высокоразвитых странах.
В отношении динамики заработной платы в частном секторе экономики предполагается, что в целом она будет соответствовать темпам роста производительности труда.
Платежный баланс. В прогнозный период существенно изменится структура платежного баланса.
Консервативный сценарий предполагает нейтральную политику Банка России на валютном рынке. Чистый приток капитала в сценарии невысокий - 0-0,5 % ВВП. Прирост прямых иностранных инвестиций не будет превышать 3 % ВВП, при этом их чистый приток будет сбалансированным. Низкий уровень притока капитала приведет к ослаблению обменного курса, который в реальном выражении к
2030 г. будет на 4 % ниже уровня 2010 г. На протяжении всего прогнозного периода дефицит текущего счета будет сохраняться на уровне 0,1-0,5 % ВВП.
Инновационный сценарий предполагает, что в случае устойчивого притока капитала на российский рынок Банк России предотвращает образование негативных значений текущего счета. В этом варианте прогноза предполагается сохранение бездефицитного сальдо счета текущих операций при значительном профиците торгового баланса (около 4,5 % ВВП).
Сбалансированность текущего счета достигается в том числе и за счет более слабого, чем в консервативном сценарии, курса рубля. К 2024 г. реальный эффективный курс рубля будет на 8 % ниже уровня 2010 г., в последующие годы его динамика стабилизируется и может повышаться. Сценарий предусматривает устойчивый спрос на иностранный капитал для осуществления инвестиционных проектов. Приток прямых иностранных инвестиций стабильно составляет 3-3,5 % ВВП. Чистый приток капитала на протяжении всего прогнозного периода составляет 1,5-2,5 % ВВП. Это требует от Банка России соответствующего уровня накопления валютных резервов.
Форсированный сценарий предполагает финансирование инвестиционного спроса, в том числе за счет существенного притока иностранного капитала. Чистый приток капитала увеличивается в прогнозный период до 3,5-7,5 % ВВП. Приток прямых иностранных инвестиций на протяжении большей части прогнозного периода превышает 4 % ВВП. В данном сценарии возможно укрепление реального курса рубля. Курс рубля в реальном эффективном выражении к 2030 г. укрепится на 14 % по отношению к 2010 г. при условии, что Центральный банк РФ будет проводить интервенции для сдерживания этого укрепления. Ускорение роста внутреннего спроса, несмотря на его большую ориентацию, чем в других сценариях, на отечественную продукцию, приводит к дефициту счета текущих операций. Дефицит сохраняется на протяжении всего прогнозного периода, достигая в определенные периоды 5 % ВВП и постепенно снижаясь к 2030 г.
Развитие денежно-кредитной сферы. Поступательное развитие экономики будет обеспечивать опережающий рост спроса на российский рубль. В рассмотренных сценариях монетизация экономики по денежному агрегату М2 повысится до 77-93 %, что соответствует уровню монетизации развитых
стран. Основным источником роста денежной массы будет рост депозитов населения, который будет обеспечиваться ростом денежных доходов населения. Доля депозитов населения в денежном агрегате М2 вырастает с 43 % в 2012 г. до 62-66 % в 2030 г. Другим важным источником денежного предложения в консервативном и форсированном сценариях является рефинансирование банковской системы со стороны денежных властей, а в инновационном сценарии - покупка иностранной валюты со стороны Банка России.
Среди источников пассивов банковской системы возрастает роль депозитов населения. В консервативном сценарии другим существенным источником пассивов являются операции по рефинансированию банков, а в инновационном сценарии -возможность осуществления займов за рубежом. В форсированном сценарии необходимость наращивания кредитов для обеспечения инвестиционного роста требует использования как фондирования со стороны Центрального банка РФ, так и притока иностранного капитала в банковский сектор. Предполагается, что сроки фондирования банков будут постепенно удлиняться. Это позволяет поступательно наращивать кредиты экономики при удлинении сроков кредитования.
Во всех сценариях прогнозируется опережающий рост кредитования населения, имеющего в настоящее время очень низкий относительный уровень долговой нагрузки. Среднегодовой рост кредитов населению в 2013-2030 гг. составит 16, 18 и 20 % по консервативному, инновационному и форсированному сценариям соответственно. В зависимости от сценария уровень задолженности населения возрастет с конца 2011 г. по конец 2030 г. с 11 до 48-63 % ВВП, что несколько приблизит относительные значения к наименьшим уровням развитых стран. При этом рост задолженности населения в основном будет связан с ростом ипотечного кредитования, которое увеличит свой вес в кредитах населения с 27 % в 2012 г. до 74 % в 2030 г.
Прирост российских банковских кредитов нефинансовым организациям составит в 2013-2030 гг. в среднем 10-14 % в год в зависимости от сценария. По форсированному сценарию внешний долг нефинансовых организаций возрастает с 18 до 52 % ВВП, а в целом совокупный корпоративный долг вырастет до 119 % ВВП. Это гораздо выше текущего уровня Бразилии, Германии, США, но ниже уровня Японии, Франции, Испании.
Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на период до 2020 г. будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В ближайшие годы будет реализован задел для достижения долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Сценарии консервативного и инновационного развития экономики не позволят достичь параметров, обозначенных в Указе Президента РФ. Так, слабая инвестиционная активность определит повышение доли валового накопления основного капитала в ВВП с 21 % в 2011 г. максимально до 25 % в 2018-2020 гг. Рост производительности труда к 2018 г. составит чуть более 30 % относительно уровня 2011 г.
Сценарий инновационного развития способствует более выраженному улучшению качественных характеристик. В 2018-2020 гг. доля инвестиций в основной капитал будет находиться в пределах 26-27 % ВВП, рост производительности труда к 2018 г. относительно 2011 г. увеличится в 1,4 раза.
В форсированном сценарии инновационный импульс, реализуемый стратегиями развития высокотехнологичных отраслей, позволит увеличить долю высокотехнологичного наукоемкого сектора с 0,9 % ВВП в 2011 г. до 1,7 % ВВП в 2015 г. и до 2 % к 2020 г. Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала до 25 % ВВП к 2015 г., до 28 % к 2018 г. и до 30 % к 2020 г. Форсированный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. в условиях относительно стабильных мировых цен.
Повышение стоимости труда будет стимулировать модернизацию рабочих мест для увеличения производительности труда, а принимаемые меры по повышению профессиональной подготовки и переподготовке кадров, стимулированию трудовой
мобильности населения приведут к качественному улучшению рабочей силы. Эти тенденции позволят создать в форсированном сценарии почти 24 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2018 г. и более 26 млн мест к 2020 г. (табл. 1).
Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
Модели цено- и тарифообразования в сфере инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу должны обеспечивать условия для воспроизводства в данной сфере с учетом потребностей экономики, а также стимулировать ресурсосбережение у потребителей. При этом основными ограничениями на рост цен и тарифов на газ и электроэнергию являются обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и недопущение значительного усиления инфляционного давления.
Для ограничения роста цен и тарифов на услуги инфраструктурных компаний для потребителей, кроме населения, в прогнозный период следует прежде всего ликвидировать перекрестное субсидирование отдельных категорий потребителей, создать стимулы для оптимизации издержек компаний и обеспечить привлечение заемных средств инвесторов.
Ключевым параметром ценовой (тарифной) политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу является динамика внутренних цен на газ, учитывая ее существенное влияние на цены на электроэнергию, инфляцию и перераспределение доходности в реальном секторе.
Правительством РФ одобрены подходы к установлению оптовых цен на газ, направленные на постепенное приближение внутренних цен к равно-
Достижение целевых пар
доходным ценам поставок газа на экспорт. Вместе с тем это правило может значительно подорвать конкурентоспособность российской экономики, так как на некоторых мировых рынках цены на газ в 1,3-2 раза ниже экспортных цен ОАО «Газпром», а также принимая во внимание то, что цены на электроэнергию могут превысить уровень европейских. К 2016 г. газовая составляющая в конечной цене на электроэнергию будет составлять не менее трети и будет расти, учитывая увеличение объемов мощностей газовых ТЭС в прогнозный период. Исходя из этого, в прогнозный период целесообразно перейти к модифицированному «правилу равнодоходности», которое обеспечивает сохранение конкурентных преимуществ на энергоносители для отечественных потребителей в прогнозный период.
В инновационном и форсированном сценариях внутренняя оптовая цена на газ составляет 70 % от «цены равнодоходности», что обеспечивает неухудшение конкурентных преимуществ отечественных потребителей газа с 2016 г. При этих условиях внутренняя оптовая цена на газ в 2020 г. будет соответствовать 119 долл./1 000 м3, в 2030 г. - 142 долл. (в постоянных долларах 2010 г.). Эти условия обеспечат среднегодовой рост цен на газ для потребителей (кроме населения) за период 2016-2030 гг. в инновационном сценарии на 4,2 % в год, что будет превышать среднегодовую инфляцию в среднем на 0,4 п.п., в форсированном сценарии - на 3,3 % в год, что на 0,3 п.п. ниже среднего уровня инфляции. По консервативному сценарию внутренняя оптовая цена на газ определена с меньшим дисконтом - 80 % от «цены равнодоходности», который будет достигнут примерно к 2019 г. В 2020 г. цены на газ выйдут на уровень 136 долл., в 2030 г. - 162 долл. (в постоянных долларах 2010 г.). За период 2016-2030 гг.
Таблица 1
■етров развития до 2020 г.
Показатель Вариант 2011 2015 2018 2020
Высокопроизводительные рабочие места, млн рабочих мест 1 17,9 19,2 20,5 21,3
2 17,9 19,6 20,8 22,3
3 17,9 20,8 23,8 26,3
Валовое накопление основного капитала, % ВВП 1 21,4 24 25 25
2 21,4 24 26 27
3 21,4 25 28 31
Высокотехнологичный наукоемкий сектор, % ВВП 3 1,2-1,3 1,7-1,8 2,0-2,3 1,2-1,3
В том числе по отношению к уровню 2011 г. 3 - 1,4 1,9-2 2,3-2,6
Производительность труда (по отношению к уровню 2011 г), % 1 100 116 132 142
2 100 117 136 149
3 100 121 150 169
среднегодовой рост цен на газ составит 5,8 %, что будет выше инфляции на 1,9 п.п. в год.
Цены на электроэнергию в консервативном сценарии будут ограничиваться европейским уровнем с небольшим отставанием (примерно 13-16 %). При таких параметрах динамика будет существенно ниже, чем в предшествующие годы, что потребует от энергетиков жесткой экономии топлива и повышения эффективности отрасли. За период 2016-2030 гг. для потребителей (кроме населения) среднегодовой рост цен составит 4 %, что будет превышать инфляцию на 0,2 п.п. в год. В том числе в период 2016-2020 гг. прирост цен будет оставаться высоким - 6,8 % с заметным превышением инфляции на 1,8 п.п., что является серьезным вызовом для энергоемких потребителей, прежде всего ориентированных на экспорт. В 2021-2030 гг. рост цен замедлится до 2,6 % и будет ниже инфляции на 0,6-0,7 п.п.
В инновационном и форсированном сценариях более низкие цены на газ обеспечивают возможность более низкого уровня цен в электроэнергетике для потребителей, кроме населения (примерно на 16-19 % ниже европейских), что обеспечит стране лучшие конкурентные ценовые преимущества по сравнению с консервативным сценарием. При этом среднегодовой рост цен в 2016-2030 гг. в инновационном сценарии составит 3,1 %, что будет ниже среднегодовой инфляции на 0,6 п.п., в том числе в 2016-2020 гг. на 1 п.п. ниже, чем в консервативном сценарии. В форсированном сценарии цены будут расти на 2,3 % в год, ниже инфляции на 1,3 п.п., примерно равными темпами за весь период.
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определяется с учетом роста производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства самостоятельными котельными, повышения эффективности и оптимизации издержек. Рост тарифов на тепловую энергию будет превышать инфляцию во всех сценариях в среднем на 0,8-1,2 п.п. в год на фоне роста цен на энергоносители и оплаты труда (из-за необходимости ее подтягивания к другим видам деятельности), потребностей в инвестициях, а также в связи с сокращением полезного отпуска по мере расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.
Рост регулируемых тарифов грузового железнодорожного транспорта в долгосрочной перспекти-
ве по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах и недопущением сокращения конкурентоспособности отечественных товаров. При этом необходимо повысить эффективность ОАО РЖД, сократить непроизводственные расходы.
Диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности секторов экономики
Развитие промышленности и ее диверсификация будут определяться эффективностью решения следующих задач:
- обеспечения поступательного развития энергетического комплекса, перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива, развития альтернативной энергетики, в том числе на основе возобновляемых источников, увеличения спроса со стороны нефтегазового комплекса на отечественные машины и оборудование;
- ускорения роста высоко- и среднетехноло-гичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в ведущих машиностроительных производствах (в том числе аппаратные и программные комплексы для систем искусственного интеллекта), производстве новых материалов и изотопов, а также в секторе нано- и биотехнологий, что будет способствовать становлению нового технологического уклада в промышленности, участию российских компаний в глобальных производственных цепочках и формированию мощного экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
- модернизации сырьевых производств, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства, повышения эко-логичности производства, увеличения объемов экспорта при опережающих поставках на внутренний рынок.
В перспективе изменения в структуре промышленного производства произойдут за счет сокращения доли топливно-энергетического комплекса и увеличения доли производства товаров инвестиционного назначения и химического производства (табл. 2).
Таблица 2
Структура промышленного производства в текущих ценах (инновационный сценарий), %
Вид экономической деятельности 2011 г. 2012 г. Прогноз
2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Добыча полезных ископаемых 22,9 23,6 20,5 18,7 17,3 15,5
Обрабатывающие производства 65,1 65,6 67,6 69,7 71,3 73,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12,0 10,8 11,8 11,6 11,4 10,7
Среднегодовой прирост промышленного производства за 2013-2030 гг. составит от 2,6 % при консервативном сценарии развития до 4,2 % при форсированном сценарии, прирост обрабатывающей промышленности оценивается в 3,4-5,2 %.
Доля обрабатывающих производств в общей структуре промышленного производства возрастет при инновационном сценарии развития с 65,1 % в 2011 г. до 73-74 % в 2030 г.
Для достижения поставленных задач, реализации активной промышленной политики и увеличения конкурентных преимуществ российской продукции в 2012 г. разработаны и утверждены приоритетные государственные программы РФ, в том числе государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также ряд программ развития высокотехнологичных секторов экономики (авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса, медицинской и фармацевтической промышленности). Продолжается реализация технологических платформ, а также программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.
Политика развития и бюджетная сбалансированность
Во всех вариантах долгосрочного прогноза используется бюджетное правило при определении предельного объема расходов федерального бюджета. Однако степень жесткости бюджетного правила отличается по вариантам.
Согласно заложенным гипотезам доходы бюджетной системы на период 2013-2030 гг. по всем вариантам долгосрочного прогноза снизятся с 37,4 % ВВП в 2011 г. до 34,5-36,2 % ВВП в 2030 г. Это сокращение будет связано со снижением нефтегазовых доходов, которые сократятся с 10,1 % ВВП
в 2011 г. до 4,1-6,3 % ВВП в 2030 г. в зависимости от варианта прогноза.
В части прогноза страховых взносов во внебюджетные фонды ставка страховых взносов зафиксирована на уровне 2013 г., т. е. на уровне 30 % с дополнительным тарифом 10 % для доходов, превышающих порог. Кроме того, учтен перечень мер, направленных на сокращение дефицита пенсионной системы, а именно: поступление дополнительных страховых взносов с рабочих мест, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, и увеличение размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения.
С учетом прогнозируемой макроэкономической динамики и вариантов бюджетного правила расходы бюджетной системы на период 2013-2030 гг. по всем сценариям долгосрочного прогноза снизятся с 39 % ВВП в 2013 г. до 35,2, 36,3 и 37,2 % ВВП в 2030 г. соответственно
Во втором и третьем вариантах применяется модифицированное бюджетное правило, включающее в себя учет эффекта американской инфляции на цену нефти и ограничение Резервного фонда уровнем в 5 % ВВП при инвестировании добавочных нефтегазовых доходов в российскую и зарубежные экономики.
Расходы бюджетной системы на науку в вариантах 2 и 3 растут на 0,6-0,7 % ВВП к 2030 г. относительно уровня 2012 г. Это обусловлено развитием инновационной составляющей экономического роста по данным вариантам. В варианте 1 происходит стагнация инноваций и, как следствие, сокращение расходов на науку в процентах к ВВП.
Расходы на развитие экономики и инфраструктуры в варианте 1 к 2030 г. достигнут уровня 5,4 % ВВП по сравнению с 4,8 % ВВП в 2012 г. В вариантах 2 и 3 показатель достигает 5,4-5,5 % ВВП уже к 2018 г., а далее продолжается устойчивый рост расходов на развитие инфраструктуры до уровня 6,7-7,3 % ВВП к 2030 г.
Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную
деятельность в реальном выражении будут расти значительными темпами до 2020 г., что в основном связано с переносом части расходов на Государственную программу вооружения с 2013-2015 гг. на 2016-2018 гг., затем темпы снизятся. Снижение темпов роста после 2020 г. обусловлено выполнением ГПВ и достижением целевого показателя соотношения современных видов вооружения.
Во всех вариантах наблюдается снижение расходов на социальную политику в процентах к ВВП, что в первую очередь связано с введением в прогнозный период реформы индексации размера пенсии по сценарию Минэкономразвития России. Расходы по разделу социальная политика будут расти невысокими темпами в реальном выражении. Рост расходов в реальном выражении обусловлен ухудшением демографической ситуации.
Остальные разделы по расходам бюджетной системы растут в долгосрочной перспективе, не превышая темпа инфляции.
В данных условиях дефицит бюджетной системы по вариантам 1 и 2 будет находиться приблизительно на одном уровне и не превысит 1 % ВВП. В форсированном сценарии, учитывая более значительный рост расходов, дефицит бюджетной системы составит к 2020 г. 1,4 % ВВП.
Пространственная составляющая долгосрочного прогноза
Инновационный и форсированный сценарии будут способствовать ускорению темпов экономического развития в первую очередь крупных городов и городов в составе агломераций, особенно в европейской части России, поскольку территориальной основой роста являются места концентрации человеческого капитала. На востоке такой сценарий даст толчок развитию городов с самым высоким уровнем жизни - Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока.
Сценарии предполагают опережающий рост ВРП в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также на юге России. Рост ниже среднероссийского уровня будет наблюдаться в Уральском и Приволжском федеральных округах. Распределение производства по регионам будет определяться реализацией энергетических и транспортных проектов в южных, восточных и северных районах страны, а также созданием новых центров экономического роста, реализующих инновацион-
ный потенциал, имеющийся и создаваемый в отдельных регионах. Повышение темпов роста ВРП в восточных районах страны предполагается именно за счет реализации инновационного потенциала, который позволит смягчить путем опережающего роста производительности труда, в том числе и на Дальнем Востоке, жесткие ограничения по трудовым ресурсам.
Реализация инновационного и форсированного сценариев требует проведения активной инвестиционной политики. Предполагается, что наибольшая инвестиционная активность будет достигнута в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, для развития которых необходима реализация высокозатратных проектов в добывающих и инфраструктурных отраслях.
Региональное развитие промышленного производства будет сильно зависеть от структуры промышленности, представленной в округе. Основными центрами промышленного роста будут Центральный и Приволжский федеральные округа, высокие темпы роста промышленного производства в которых будут определяться ростом обрабатывающих производств, прежде всего инновационных. При этом рост промышленности в Уральском и Дальневосточном федеральных округах будет ниже среднего по стране вследствие концентрации в регионах добывающих производств, которые обладают меньшим потенциалом для увеличения выпуска.
Инновационный рост экономики, базирующийся на активном использовании конкурентных преимуществ отдельных регионов, не приведет к заметному изменению относительных уровней среднедушевого производства ВРП и конечного потребления. Отрыв от средних по России среднедушевых показателей в наиболее отстающих округах (Северо-Кавказском и Южном) немного сократится, однако уровень дифференциации существенно не изменится, что явится естественным следствием селективной поддержки наиболее конкурентоспособных производств и регионов. Наиболее интенсивный рост производительности труда предполагается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах вследствие низкого базового уровня. Энергоемкость производства снизится к 2030 г. в среднем по регионам примерно на 40 %, максимальное снижение предполагается в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах.
Позиционирование России в мировой экономике
Реализация форсированного и инновационного сценариев приведет к превращению России в одного из лидеров мировой экономики.
Уже в 2014 г. Россия войдет в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, обогнав Германию. В условиях реализации форсированной траектории развития к 2020 г. Россия сможет подняться еще на одну позицию, оставив позади Японию. По траектории роста инновационного сценария Россия выйдет на 4-е место в 2024 г., а по консервативному сценарию сохраняет последнюю позицию в пятерке лидеров.
Динамика развития России по консервативному сценарию будет отставать от экономического развития мира. В результате ее доля в мировой экономике к 2030 г. сократится с 3,8 % в 2012 г. до 3,6 %. В условиях инновационного сценария доля России повышается до 4,3 %, а форсированный сценарий развития позволяет достичь 5,3 % от мирового выпуска в 2030 г.
Среди 26 наиболее весомых стран мира, чей сопоставимый в международных сравнениях годовой выпуск превышает триллион международных долларов, Россия по уровню благосостояния населения к 2030 г. поднимется с 16-го до 7-го места, оставив позади такие благополучные страны, как Япония, Франция, Великобритания. К 2030 г., в зависимости от варианта динамики экономики России, ВВП на душу населения возрастет с 20 тыс. долл. до 38-52 тыс. долл.
Среднедушевой ВВП России к 2030 г. по инновационному сценарию составит 44 тыс. долл. и будет сопоставим со среднедушевым производством
в странах Еврозоны. По консервативному сценарию среднедушевой ВВП в России будет уступать европейскому на 16 %. Реализация форсированного сценария позволит превзойти уровень европейского благосостояния на 15 %.
Россия займет значимое, не менее 5-10 %, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 и более позициям. По ряду приоритетных направлений (авиация, ракетно-космические технологии, ядерная энергетика, судостроение, программное обеспечение, нанотехнологии и др.) Россия станет добиваться лидерства. Усилится специализация по предоставлению интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования. Продолжится развитие конкурентных преимуществ России в сферах транспорта, экологии, обрабатывающих производств и АПК. При этом Россия будет сохранять ведущую роль в области поставщика энергетических ресурсов и обеспечения энергетической безопасности.
Инновационное развитие предполагает формирование относительно самостоятельного национального рынка капитала и конкурентоспособного национального финансового сектора. Он может стать весьма притягательным для капиталов стран СНГ и развитых экономик, что в сочетании с привлечением иностранных инвестиций в инфраструктурные отрасли, сферу услуг и переработки создаст благоприятные условия для накопления капитала и экономического роста. Россия улучшит инвестиционный климат и станет одним из регионов мира, привлекательных для инвестиций. Повысится уровень прямых иностранных инвестиций. Будут созданы условия для превращения российского рубля в региональную резервную валюту.