СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ*
Перспективы роста наукоемких секторов.
Во всех рассмотренных сценариях предполагается диверсификация экономики, масштабы которой будут во многом определяться возможностями наращивания объемов производства продукции с высокой степенью переработки и развитием экономики знаний.
При этом развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей будет приоритетом во всех сценариях развития. Во всех вариантах предполагается реализация в полном объеме государственных программ, направленных на развитие высокотехнологичных секторов (судостроение, авиационная, электронная, радиоэлектронная, фармацевтическая и медицинская промышленность, космическая отрасль). Поэтому доля в ВВП высокотехнологичных сфер (которые помимо перечисленных включают еще производство вычислительной техники) будет максимальной в консервативном варианте (возрастет с 0,9 % в 2011 г. до 2,6 % к 2020 г.) и минимальной — в форсированном (2,1 %).
Однако объемы машиностроения в целом в умеренно-оптимистичном и форсированном сценариях будут выше, чем в консервативном, что будет соответствовать масштабам производства для нужд внутреннего рынка и наращивания поставок на экспорт. Форсированный сценарий предполагает
максимальную реализацию потенциала импорто-замещения на внутреннем рынке.
Доля наукоемких отраслей в ВВП (табл. 1) будет определяться объемами расходов на здравоохранение, образование, науку. В консервативном сценарии она до 2020 г. будет стабильной — около 6,5—6,7 % ВВП.
Доля наукоемких отраслей в ВВП будет наибольшей в умеренно-оптимистичном сценарии (7,9 % в 2020 г.), так как расходы на образование и здравоохранение относительно ВВП в этом варианте максимальные.
Доля наукоемких отраслей в ВВП в форсированном сценарии будет близка к умеренно-оптимистичному варианту (7,8 % ВВП в 2020 г.), при этом расходы в номинальном выражении на образование и здравоохранение будут выше, а расходы на научные исследования и разработки будут выше и в номинальном, и в относительном выражении.
Структура инвестиций в основной капитал — диверсификация. Динамика инвестиций в основной капитал в сценариях развития (табл. 2) будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства, а также государственными капитальными вложениями в такие сферы, как транспорт, высоко-
Таблица 1
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 2011—2020 гг., в текущих ценах, %
Сфера Вариант 2011 2015 2018 2020
Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли 1 7,5 8,0 8,5 9,3
2 8,3 9,3 10,3
3 7,9 8,8 9,9
Наукоемкие отрасли 1 6,6 6,6 6,5 6,7
2 6,8 7,3 7,9
3 6,5 7,0 7,8
Высокотехнологичные отрасли 1 0,9 1,5 2,0 2,6
2 1,4 2,0 2,4
3 1,4 1,8 2,1
* Публикуются с сокращениями материалы Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/ doc20131108 5.
технологичные и связанные с развитием человеческого капитала отрасли.
Наибольший разрыв в темпах роста инвестиций по вариантам развития будет характерен для 2017—2020 гг. Необходимость запуска инвестиционных проектов уже в ближайшие годы обусловлена длительностью их реализации и обеспечением растущих потребностей экономики.
Рост капитальных вложений в консервативном сценарии связан с реализацией инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе и смежных производствах, электроэнергетике, сырьевых отраслях; с расшивкой узких мест транспортной инфраструктуры, развитием космодрома «Восточный», строительством высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань в 2014—2021 гг., удвоением объемов ввода автомобильных дорог федерального значения в ближайшее десятилетие и другими проектами.
В умеренно-оптимистичном сценарии прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и сред-нетехнологичных производств, развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, эволюцией транспортной инфраструктуры.
Предполагаются строительство ВСМ Москва — Казань в более сжатые сроки (2014—2018 гг.) и продление ветки до Екатеринбурга за 2019—2028 гг. В умеренно-оптимистичном сценарии ожидается, что развитие государственно-частного партнерства и перераспределение расходов региональных бюджетов позволят в ближайшее десятилетие удвоить ввод автомобильных дорог не только федерального, но и регионального значения. Кроме того, в умеренно-оптимистичном сценарии ожидаются значи-
тельные объемы инвестирования в строительство и в сопутствующее производство строительных материалов.
Опережающий рост вложений в основной капитал в форсированном сценарии будет связан с активным внедрением нового оборудования в производственный процесс, расширением финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики. Приоритетным направлением будет развитие транспортной инфраструктуры.
В форсированном сценарии заложено развитие инфраструктуры, обеспечивающее потребности роста экономики темпами более 5 % в год. Предусматривается реализация в более сжатые сроки проектов инновационного сценария, а также ряда дополнительных программ, таких как строительство ВСМ Москва — Адлер, развитие московского и санкт-петербургского транспортных узлов, метрополитенов и др.
Топливно-энергетический комплекс. Добыча и экспорт нефти. В консервативном и умеренно-оптимистичном сценариях (варианты 1 и 2) в прогнозный период предполагается наращивание добычи нефти за счет освоения залежей Сибири, Республики Саха (Якутия). В 2016—2018 гг. предусматривается ввод новых крупных месторождений, таких как Юрубчено-Тохомское, Русское, Восточно-Мессояхское, Куюмбинское, Западно-Мессояхское, Тагульское. На 2020 г. планируются начало реализации проекта «Сахалин-3» и освоение шельфа северных морей.
Доля объемов добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири вырастет с 6,7 % от общего объема добычи в 2012 г. до 16 % к 2030 г., а на шель-фовых месторождениях — до 3,5 %.
Таблица 2
Доля в 2011—2030 гг. инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, %
Показатель, сфера Вариант 2011—2015 2016—2020 2021—2025 2026—2030
Среднегодовые темпы инвестиций в основной капитал, % 1 105,8 105,7 104,4 102,9
2 106,1 108,1 106,3 104,1
Топливно-энергетический комплекс 1 29,6 24,3 23,9 22,7
2 29,5 23,8 22,0 19,8
Агропромышленный комплекс 1 5,4 4,4 3,8 3,4
2 4,3 3,5 3,0
Транспорт(без трубопроводного) и связь 1 20,9 21,9 20,2 19,4
2 21,1 23,2 20,7 19,8
Машиностроение 1 2,2 2,6 2,9 3,2
2 3,4
Образование, здравоохранение 1 4,0 4,7 5,3 5,9
2 5,7 6,6
Инновационные программы нефтяных компаний предусматривают увеличение коэффициента извлечения нефти в 2020 г. на 2—4 % к уровню 2010 г., что повысит эффективность использования разведанных запасов и замедлит снижение добычи на старых месторождениях. Применение инновационных технологий в освоении трудноизвлекаемых запасов нефти позволит стабилизировать уровень добычи в Западной Сибири.
По данным ОАО «НК «Роснефть», трудно-извлекаемые запасы нефти компании составляют порядка 1,3 млрд т. Со стороны ОАО «ЛУКОЙЛ» перспективным направлением является разработка Ачимовской толщи, где объемы добычи могут достигнуть 10 млн т. По оценкам Роснедр, добыча трудноизвлекаемой нефти в 2025 г. может составить 52 млн т. На освоение нетрадиционных запасов потребуются значительные инвестиции, соизмеримые с затратами американских компаний (порядка 100 млрд долл. США).
Добыча нефти вырастет к 2030 г. до 525 млн т, что превышает прогнозируемые ранее объемы на 13 млн т. Повышение прогноза связано с возможным вовлечением в разработку большего количества трудноизвлекаемых запасов за счет повышения экономической привлекательности таких проектов в связи с принятыми мерами по стимулированию их освоения.
В результате реконструкции действующих мощностей, строительства установок по глубокой переработке и нового нефтеперерабатывающего завода Восточной нефтехимической компании ОАО «НК «Роснефть» (мощностью от 12 млн т на начальном и среднем этапах ввода мощностей и возможным увеличением до 30 млн т в год при полном вводе к 2028 г.) объем переработки нефти к 2030 г. стабилизируется на уровне 256 млн т, при этом глубина переработки нефти превысит 91,4 %.
При умеренных темпах внутреннего потребления и оптимизации объемов переработки нефти экспорт нефтепродуктов к 2030 г. сократится до 104 млн т за счет снижения экспорта мазута. Прогноз развития нефтеперерабатывающей отрасли по сравнению с предыдущей оценкой не изменился.
Расширение экспортных мощностей в восточном направлении позволит увеличить вывоз нефти до 259 млн т к 2020 г., при этом доля экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в общем объеме экспорта увеличится до 33 % в 2020 г. С учетом снижения спроса на российскую нефть на
европейском рынке и увеличения поставок в страны АТР (около 36 % от общего объема экспорта нефти) к 2030 г. экспорт стабилизируется на уровне 260 млн т. По сравнению с предыдущим прогнозом объем экспорта увеличится в 2030 г. на 13 млн т в связи с развитием взаимоотношений с Китаем и подписанием дополнительных соглашений о поставках нефти.
Форсированный сценарий (вариант 3) и сценарий с высокими ценами на нефть (вариант С) предполагают, что добыча нефти будет осуществляться с учетом интенсивного освоения действующих и повышения эффективности использования новых месторождений. Предполагается ввод в разработку ранее нерентабельных низкодебитных участков недр, наращивание добычи на шельфовых месторождениях, активное освоение Ачимовской толщи и Тюменской свиты.
Доля объемов добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири возрастет до 15,5 % от общего объема добычи к 2030 г., а на шельфовых месторождениях — до 4 %.
Добыча нефти вырастет к 2030 г. до 535 млн т, а экспорт—до 264 млн т. Объем переработки нефти в 2030 г. увеличится до 262 млн т за счет намечаемого строительства двух новых нефтеперерабатывающих заводов. Объем экспорта нефтепродуктов сократится до 109 млн т.
Сценарий с низкими ценами на нефть (вариант А). В условиях снижения мировой конъюнктуры и отсутствия экономических предпосылок для активизации работы по освоению месторождений добыча нефти характеризуется интенсивным снижением объемов добычи на старых выработанных месторождениях и недостаточным освоением новых месторождений. Объем добычи может сократиться к 2030 г. до 450 млн т, при этом экспорт снизится до 216 млн т. С учетом модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эксплуатации неэффективных мощностей по первичной переработке в 2030 г. объем переработки нефти сократится до 225 млн т, а экспорт нефтепродуктов — до 80 млн т.
Добыча и экспорт газа. Консервативный сценарий (вариант 1) предусматривает, что добыча и поставки газа будут осуществляться с учетом интенсивного освоения газовых месторождений полуострова Ямал и Сахалинского шельфа, а также начала освоения Чаяндинского месторождения.
Предусматривается реализация проектов по сжижению природного газа: «Ямал СПГ» и «Вла-
дивосток СПГ», а также нового проекта ОАО «НК «Роснефть» на острове Сахалин (в отличие от предыдущего прогноза по проекту «Сахалин-2» расширение не предусматривается). В 2020 г. добыча газа возрастет до 769 млрд м3, что на 10 млрд м3 ниже относительно варианта 1 предыдущего прогноза и на 14 млрд м3 — относительно варианта 2.
К 2030 г. добыча газа возрастет до 831 млрд м3, что также ниже ранее прогнозируемых объемов на 18 млрд и 39 млрд м3 соответственно. Корректировка прогноза в основном связана с высокими рисками поставок российского газа на Украину. В связи с этим прогноз объемов этих поставок снижен на 10 млрд м3, до 30 млрд м3 к 2030 г.
Кроме того, с учетом сложившейся тенденции снижения потребления газа электростанциями и котельными ЕЭС России, а также замедления развития химии и газохимии прогноз внутреннего спроса на газ снизится к 2020 г. на 8 млрд и 11 млрд м3 относительно вариантов 1 и 2 предыдущего прогноза, а к 2030 г. разница возрастет до 21 млрд и 30 млрд м3 соответственно.
Тем не менее частичная компенсация снижения добычи газа прогнозируется за счет увеличения экспорта в дальнее зарубежье в связи с возможным сохранением тенденции возобновления спроса со стороны потребителей еврозоны, а также ростом экспорта сжиженного природного газа (СПГ) до 42 млн т к 2020 г. и сохранением его на этом уровне до 2030 г.
Планируются продление газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток до границы, реализация Восточного проекта «Сила Сибири» и строительство газопровода «Южный поток». При этом предполагается умеренный рост экспорта газа трубопроводным транспортом до 209 млрд м3 в 2020 г. и до 237 млрд м3 в 2030 г. Доля поставок в страны АТР в 2020 г. не превысит 5 %, а к 2030 г. увеличится до 11 % от общего объема экспорта газа трубопроводным транспортом.
Вариант 2 предполагает наращивание спроса внутреннего рынка, при этом более динамично будут развиваться газовая генерация, газо- и нефтехимия, а также использование газа для коммунально-бытовых нужд и в качестве топлива. Добыча газа к 2030 г. увеличится до 856 млрд м3, при этом более 75 % прироста (по сравнению с вариантом 1) будет обеспечено за счет наращивания добычи независимыми производителями. Кроме того, прогнозируется ускоренное освоение месторождений Тазовской и Обской губ.
Вариант 3 и сценарий с высокими ценами на нефть (вариант С) прогнозируют ускоренное освоение перспективных месторождений полуостровва Ямал, а также Штокмановского, Чаяндинского и других месторождений с учетом реализации инфраструктурных проектов для экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, включая реализацию проектов СПГ (в том числе строительство третьей очереди проекта «Сахалин-2»).
В 2030 г. добыча газа возрастет до 920 млрд м3. Предусматриваются высокие темпы роста экспорта газа трубопроводным транспортом, который возрастет до 259 млрд м3 в 2030 г. Этот рост в основном будет связан с диверсификацией поставок газа на рынки АТР, при этом доля экспорта в страны региона к 2030 г. увеличится до 12 % от общего объема вывоза газа трубопроводным транспортом. Поставки СПГ возрастут до 64 млн т в 2030 г.
Сценарий с низкими ценами на нефть (вариант А) снижает вероятность освоения месторождений Иркутской области, реализации проекта «Ямал СПГ» и «Владивосток СПГ» в полном объеме. К 2030 г. добыча газа увеличится до 740 млрд м3. В связи с ограничением спроса на газ на внешнем рынке экспорт трубопроводным транспортом будет ограничен и к 2030 г. составит 206 млрд м3, при этом поставки в страны АТР составят не более 5 % от общего объема экспорта газа.
В структуре добычи и производства первичных энергоресурсов в долгосрочном периоде произойдет увеличение доли газа, электроэнергии на ГЭС и АЭС, в меньшей мере — угля и снижение доли нефти (табл. 3). На рост доли газа будут оказывать влияние увеличение спроса (из-за преимуществ по экологическим и потребительским свойствам газа), замедление темпов развития атомной энергетики в мире. Немаловажную роль в снижении доли нефти в структуре российского топливно-энергетического комплекса играют ресурсные ограничения.
Ожидается, что экспорт ТЭР в 2030 г. к уровню 2012 г. составит: по варианту 1 — 116,6 %, по варианту 2 — 117,1 % и по варианту 3 — 127,2 %, а совокупная доля экспорта в общем объеме производства первичных энергоресурсов — соответственно 45,7; 45,2 и 46,8 % против 46,0 % в 2012 г.
Структура потребления первичных топливно-энергетических ресурсов России (табл. 4) значительно отличается от среднемировых показателей, где доля газа ниже в 2,2 раза (23,7 %), а угля и не-
Таблица 4
Структура внутреннего потребления первичных ТЭР, % в общем объеме ТЭР
Таблица 3
Структура добычи (производства) первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), % в общем объеме ТЭР
Год Вариант Первичные ТЭР
Уголь Нефть Газ Электроэнергия ГЭС, АЭС Прочие
2015 г. 1 12,4 39,3 41,5 6,2 0,6
2
3 12,3 38,9 42,1 6,1 0,5
2020 г. 1 12,5 37,1 43,9 6,0
2 12,4 37,0 44,0 6,1
3 12,1 36,3 44,9 0,6
2030 г. 1 13,1 34,6 44,0 7,8 0,5
2 12,9 34,0 44,6 7,9 0,6
3 12,3 33,0 45,7 8,4
Год Вариант Первичные ТЭР
Уголь Нефть Газ Электроэнергия ГЭС, АЭС Прочие
2015 г. 1 14,9 20,5 52,8 10,8 1,0
2
3 52,9 10,7
2020 г. 1 15,4 19,4 53,6 10,6
2 15,3 53,8 10,5
3 15,4 19,6 54,5 9,5
2030 г. 1 14,5 19,3 52,1 12,9 1,2
2 14,2 18,9 53,2 12,8 0,9
3 13,9 18,7 53,3 13,1 1,0
фти — выше соответственно в 1,9 и 1,6 раза (30,3 и 33,1 %).
Внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов в 2030 г. к уровню 2012 г. составит от 117,7 до 122,9 % в зависимости от варианта. В структуре потребления ТЭР природный газ сохранит доминирующие позиции, при этом его доля к 2030 г. будет варьироваться соответственно по вариантам в пределах 52,1—53,3 % против 52,3 % в 2012 г. Доля потребления электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС и АЭС, возрастет с 10,5 % в 2012 г. до 12,8—13,1 % в 2030 г., а нефти и нефтепродуктов — снизится с 20,3 % в 2012 г. до 18,7—19,3 % в 2030 г. в зависимости от варианта.
«Промышленность разных скоростей». В целом в долгосрочном периоде среднегодовые (2030 г. к 2012 г.) темпы роста промышленного производства составят от 2,1 % в консервативном сценарии до 3,5 % в форсированном, что уступает темпам роста ВВП (табл. 5). При этом возможности достижения более высоких темпов будут определяться в первую очередь способностью бизнеса адаптироваться к растущим вызовам международной конкуренции, а также результативностью государственной про-
мышленной политики (государственных промышленных программ, технологических платформ, а также программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий).
Другим важным фактором, определяющим динамику развития секторов инвестиционного спроса, будут реализация инвестиционных программ естественных монополий и стимулирование роста строительства.
В долгосрочной перспективе предполагается развитие обрабатывающих производств средними темпами на уровне 2,6—3,2 % в консервативном и умеренно-оптимистичном сценариях (4,4 % в год — в форсированном).
Среди обрабатывающих производств наибольшие темпы роста будут иметь производство резиновых и пластмассовых изделий, химическое, а также обработка древесины и выпуск изделий из дерева, продукции машиностроения.
Добыча полезных ископаемых будет расти темпами ниже 1 % в год, тогда как производство и распределение электроэнергии, газа и воды —
Таблица 5
Динамика промышленного производства в 2011—2030 гг.
Виды экономической деятельности Вариант Среднегодовые темпы роста, %
2011—2015 2016—2020 2021—2025 2026—2030
Промышленное производство 1 102,5 102,3 102,1 101,9
2 102,8 102,5
3 103,2 104,3 103,4 103,1
Топливно-энергетический комплекс 1 101,2 101,0
2 101,1
3 101,6 101,4 101,3
Потребительский комплекс 1 102,5 103,1 102,5
2 103,4 102,8 101,5
3 103,4 104,3 103,1 101,7
Отрасли инвестиционного спроса 1 105,4 104,1 103,6 103,1
2 105,2 105,1 104,5
3 107,6 108,2 105,5 105,2
Отрасли промежуточного спроса 1 103,0 102,9 102,5
2 103,4 103,3 103,2
3 103,9 105,4 104,3 103,7
от 1,1 % в консервативном сценарии до 1,8 % — в форсированном.
В долгосрочной перспективе ожидаются относительно невысокие темпы роста производства кокса, нефтепродуктов (1,8—2,0 %), прочих неметаллических минеральных продуктов (1,6—1,9 % в первом и втором вариантах), металлургического производства (1,6—2,0 % в первом и втором вариантах).
Транспортный комплекс. В долгосрочной перспективе предполагается, что транспортная инфраструктура, мобильность населения и грузов будут расти опережающими темпами по сравнению
с темпами роста ВВП. В то же время объемные параметры грузоперевозок будут расти медленнее ВВП и промышленности.
Ожидается, что в долгосрочной перспективе пассажирооборот транспорта общего пользования, исторически распределенный практически равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом (примерно по 30 % каждый), поменяет свою структуру (табл. 6).
Так, уже к 2020 г. 54 % перевозок будут приходиться на воздушный транспорт, железнодорожный магистральный транспорт составит 21 %, а автобусный упадет до 15 %. К 2030 г. ситуация
Таблица 6
Развитие транспортной инфраструктуры
Прогноз по вариантам 2020 г. /2012 г., % 2030 г. /2012 г., %
Показатель 2012 г. 2020 г. 2030 г.
1 2 1 2 1 2 1 2
Объем коммерческих перевозок 3 841,9 4 307,3 4 597,3 4 836,7 5 894,9 112,1 119,7 125,9 153,4
грузов, всего, млн т
В том числе:
— железнодорожным общего 1 271,9 1 396,8 1 456,7 1 637,4 1 825,2 109,8 114,5 128,7 143,5
пользования
— железнодорожным необщего 705,3 776,2 812,6 914,2 1 032,8 110,1 115,2 129,6 146,4
пользования
— автомобильным 1 704,9 1 952,2 2 138,1 2 073,2 2 799,5 114,5 125,4 121,6 164,2
— внутренним водным 140,5 161,0 167,9 188,8 210,5 114,6 119,5 134,4 149,8
— морским 18,4 19,7 20,6 21,2 24,9 107,4 112,4 115,6 135,5
— воздушным 1,0 1,3 1,4 1,8 2,1 136,3 142,7 180,5 211,6
Коммерческий грузооборот, 2 490,1 2 873,0 2 996,8 3 503,4 3 920,9 115,4 125,6 140,7 164,3
всего, млрд т-км
В том числе:
— железнодорожного общего 2 222,4 2 550,4 2 659,7 3 098,0 3 453,3 114,8 119,7 139,4 155,4
пользования
Окончание табл.6
Прогноз по вариантам 2020 г. /2012 г., % 2030 г. /2012 г., %
Показатель 2012 г. 2020 г. 2030 г.
1 2 1 2 1 2 1 2
— железнодорожного необщего 8,9 10,1 10,5 12,8 14,3 113,2 118,0 144,2 160,7
пользования
— автомобильного 127,6 162,4 169,7 217,8 254,9 127,3 133,0 170,7 199,8
— внутреннего водного 80,8 94,1 98,1 111,7 124,5 116,4 121,4 138,2 154,
— морского 45,3 49,2 51,6 53,8 63,1 108,7 113,8 118,8 139,3
— воздушного 5,1 6,8 7,2 9,2 10,8 134,5 140,8 181,8 213,1
Пассажирооборот транспорта 523,4 720,8 749,4 839,6 943,3 137,7 143,2 160,4 180,2
общего пользования, всего,
млрд пасс.-км
В том числе:
— железнодорожного 144,6 149,5 157,4 173,1 189,0 103,4 108,8 119,7 130,7
— автобусного 124,4 113,0 115,1 125,3 139,8 90,8 92,5 100,7 112,4
— городского электрического 58,0 67,8 69,8 83,4 98,9 116,9 120,3 143,8 170,6
— внутреннего водного 0,63 0,64 0,65 0,70 0,74 101,1 103,6 111,0 117,1
— воздушного 195,8 389,8 406,5 457,1 514,9 199,1 207,6 233,5 263,0
существенно не изменится. Значительный потенциал увеличения пассажирских перевозок есть у железнодорожного транспорта — в сценарии с реализацией проектов высокоскоростных магистралей и организацией раздельного движения пассажирских и грузовых поездов.
В рамках консервативного сценария прогноза предполагается преодоление основных узких мест, однако развитие новых транспортных технологий и направлений в полной мере осуществить не удастся. Прогнозируется, что к 2020 г. объем инвестиций составит 2,5 трлн руб., к 2030 г. — 4,3 трлн руб. Из них в 2020 г. на долю федерального бюджета будет приходиться порядка 862,5 млрд руб., на долю внебюджетных источников финансирования — 1 091 млрд руб. В 2030 г. из федерального бюджета будет выделено 1,3 трлн руб., внебюджетные источники составят 2,2 трлн руб. В 2014—2018 гг. на реализацию инфраструктурных проектов планируется выделить из Фонда национального благосостояния 450 млрд руб. К 2022 г. решится задача удвоения протяженности автомобильных дорог федерального значения.
Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2) помимо крупных инфраструктурных проектов, описанных в рамках консервативного сценария, характеризуется интенсивным развитием транспортной системы и преодолением основных узких мест до 2018 г. в сочетании с запуском новых высокотехнологичных транспортных проектов. Увеличение протяженности и повышение технических характеристик транспортной сети, обновление
парков транспортных средств и совершенствование технологий станут мощными стимулами к дальнейшему экономическому и социальному развитию страны.
Реализацию инфраструктурных проектов планируется завершить в 2018 г., затем намечается запустить строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва — Екатеринбург, Москва — Санкт-Петербург.
Общий объем средств Фонда национального благосостояния на реализацию инфраструктурных проектов составит 522 млрд руб. В частности, на строительство ВСМ планируется направить 222 млрд руб. и на сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги и железнодорожной инфраструктуры на космодроме «Восточный» — по 150 млрд руб. соответственно.
Ожидается, что в 2020 г. объем инвестиций составит 3,3 трлн руб., тогда как к 2030 г. в случае реализации всех ключевых транспортных проектов их уровень может достичь 6,3 трлн руб.
Форсированный сценарий (вариант 3) характеризуется опережающим развитием транспортной инфраструктуры уже до 2020 г. Ожидается, что к тому времени объем инвестиций составит 5,5 трлн руб. с достижением в 2030 г. уровня 13,2 трлн руб. В данный вариант включены проекты развития высокоскоростных железнодорожных линий, в том числе Москва—Екатеринбург и Москва—Ростов-на-Дону — Адлер, интенсивного строительства автомобильных дорог и метрополитенов, объектов внутреннего водного транспорта.