ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №2(24)
УДК 316.7
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
© Д.М.Давлетшина
В данной статье на основе экспертного анализа делается попытка разработки модели повышения качества культурного потенциала и необходимости учета всего многообразия аспектов социально-культурной сферы.
Ключевые слова: поликультурный и мультиконфессиональный регион, институционализация, трансформация качества культурного потенциала.
Формирование и актуализация культурного потенциала личности и региона - сложный вопрос, который оказался в центре внимания современной научной мысли. Потребность в социологическом анализе этого феномена обусловлена трансформацией всей системы общественного бытия и переходом от индустриального к постиндустриальному этапу общественного развития. Появление нового контекста функционирования социальной системы привело к смещению места сферы культуры в иерархии социально-экономических институтов и к необходимости общей институциональной модернизации. Появилась необходимость в разработке новой и принципиально иной стратегии дальнейшего социально-культурного развития России в целом и Республики Татарстан в частности. Очевидно, что основой позитивных перемен в этой области является наличие определенного качества культурного потенциала молодежи, живущей на территории Татарстана, внешних возможностей для его актуализации и социальных механизмов повышения этого качества. Среди разнообразных факторов и процессов, влияющих на формирование культурного потенциала личности, особо выделяется специфика Татарстана как уникального поликультурного и мультиконфессиональ-ного региона, а также протекание урбанизацион-ных процессов, в которых активно участвует молодое население республики.
Социологическая прогностическая модель качества культурного потенциала представляет собой многоуровневую, разносферную, поли-структурную, мультифункциональную систему социально-культурных взаимодействий. Сконструированная модель репрезентует объективные условия и субъективные факторы генезиса, институционализации, трансформации качества культурного потенциала личности отдельного человека и республики в целом. Индикаторами качества выступают конкретно-социологические
и статистические данные, характеризующие современное состояние качества культурного потенциала РТ, экспертные оценки возможных перспектив изменения этого качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Важной составной частью социологической прогностической модели являются мнения экспертов относительно механизмов, путей и способов постиндустриального уровня развития разных социальнокультурных потенций, а также факторов и условий, обеспечивающих их максимальную реализацию.
Центральным условием разработки модели повышения качества культурного потенциала является необходимость учета всего многообразия аспектов социально-культурной сферы. Это связано с тем, что процесс развития культурного потенциала носит комплексный характер: изменения охватывают все сферы жизни общества. Поэтому некорректно прогнозировать развитие одной сферы, не учитывая ее связей с другими. Более того, прогноз развития отдельных сфер должен строиться с учетом тенденций изменений всего общества в целом, происходящих в условиях глобальной модернизации человечества.
На основе данных опроса экспертов в области образования и культуры, проведенных автором, выстраивается реалистичная прогностическая модель развития качества культурного потенциала молодежи республики и региона в целом. Несмотря на то, что она носит футурологический характер, ее репрезентативность обеспечивает то, что она являет собой концентрированное выражение существующих в настоящий момент мнений экспертов в совокупности с другими объективными данными возможностей развития культурного климата региона.
В число измеряемых параметров развития качества культурного потенциала входят такие необходимые показатели в сфере экономики региона как: рост качества жизни и благосостояния
общества, перспективы развития малого бизнеса, реализация профессиональных качеств специалистов и т.д. К числу рассматриваемых политических факторов качества культурного потенциала относятся политический режим, политическая культура граждан. К числу параметров развития интеллектуальной-нравственной составляющей относятся уровень развития образования и науки, религиозность и связанная с ней нравственность населения.
В экспертном опросе, на данные которого мы будем опираться в данной работе, приняло участие 40 экспертов в возрасте от 24 до 70 лет. Все респонденты обладают ученой степенью. Из них 6 докторов наук и 34 кандидата наук. Среди них специалисты в сфере образования крупнейших ВУЗов г.Казани - КФУ, КГТУ, КГТУ им.А.Н.Туполева.
По аналогии с конструированием реалистичной модели качества культурного потенциала молодежи мы создаем прогностическую модель развития качества и проходим те же этапы.
В первую очередь мы обращаемся к анализу ключевых экономических факторов, центральным из которых является фактор благосостояния общества. Благосостояние - основная составляющая понятия качества жизни. Оно имеет много параметров, но основными является уровень доходов населения и жилищные условия. Очевидно, что только удовлетворительный уровень благосостояния населения республики может стать основой стремления к удовлетворению надвитальных потребностей и развитию культурного потенциала личности.
Как же оценивают уровень благосостояния населения РТ эксперты? Согласно результатам опроса, большинство из них - 16 человек - уверены, что доходы населения незначительно вырастут к 2015 году, а в том, что они незначительно увеличатся к 2020 году, уверены 24 человека. Столько же (16) человек считают, что они останутся на том же уровне.
Таблица 1.
Перспективы изменений реальных доходов
Значительно снизятся
Другое
Затрудняюсь ответить
Что касается жилищных условий, то большая часть респондентов (16) сейчас оценивает их как удовлетворительные и 12 как неудовлетворительные. В то, что они улучшатся к 2015 и 2020 году верят 8 человек. 12 опрошенных считают, что они ухудшатся, и 16 (а к 2020 году - 20) считают, что останутся прежними. Такие прогнозы в отличие от социальной картины мира, созданной молодежью, трудно назвать оптимистичными. Общий уровень удовлетворенности благосостоянием можно рассматривать как "средний". Он находится между резко негативными и резко позитивными оценками перспектив. Можно сказать, что общее мнение респондентов, имеющих достаточный опыт проживания в РТ выражается тезисом, что социальная республиканская политика находится в состоянии относительной стагнации и не является приоритетным направлением развития республики.
Интересно, что в официальных документах повышение качества жизни населения РТ рассматривается как стратегическая задача. Особое внимание правительство будет уделять дальнейшему расширению в республике жилищного строительства. Оно ставит задачу сохранить лидерство республики в этой отрасли. Решающую роль в обеспечении остронуждающихся жильем граждан играет республиканская программа социальной ипотеки. Наряду с ней будет развиваться малоэтажное строительство эконом-класса с применением при его возведении энерго- и ресурсосберегающих технологий. Первостепенными задачами в социальной сфере правительство считает снижение экономической дифференциации населения и сокращение бедности. Главная цель - изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса. Основное внимание при этом будет уделено росту доходов населения, созданию эффективных рабочих мест [1].
Главный вектор развития республики определен президентом Татарстана. Поэтому в условиях формирования экономики знаний образование становится не просто одним из секторов социальной сферы, а важной инфраструктурной частью жизнедеятельности республики - это создание инновационной экономики. Успешное движение в этом направлении зависит от людей, от качества человеческого капитала, которым располагает республика. Поэтому в условиях формирования экономики знаний образование
граждан РТ
Тип измене -ний В ближайшей перспективе, до 2015 года В отдаленной перспективе, до 2020 года
Значительно возрастут
Незначите льно вырастут 16 24
Останутся на нынешнем уровне 16
Незначите льно уменьшатся 8 8
становится не просто одним из секторов социальной сферы, а важной инфраструктурной частью жизнедеятельности республики.
Некоторое недоверие экспертов к возможностям реализации заявленных перспектив связано с декларативным характером многих официальных документов и программ, а также со свойственным россиянам недоверием к деятельности властей. Между тем объявленная программа являет собой если не кардинально, то частично иной - современный взгляд на схему модерниза-ционных процессов республики. Наряду с традиционным экстенсивным вариантом в нем предложены принципиально новые пути и формы социально-экономического развития.
Таблица 2.
Перспектива внедрения правовых гарантий для бизнеса в РТ
Как мы видим, и в этом вопросе доминирующие ответы респондентов выступают явным диссонансом по отношению к заявлениям правительства республики. Однако, это вполне объяснимо. Возможно, в этом блоке вопросов эксперты сами выступают как специфическая социальная общность, обладающая достаточно традиционными взглядами на профессиональную занятость и реализацию населения, а потому скептически относятся к такому относительно новому виду занятости. Это подтверждается и ответом на вопрос, какую бы сферу деятельности вы выбрали при наличии разных возможностей. Большинство - 24 человека - выбрали работу в бюджетной сфере, где есть возможности реализации своих способностей, даже если она невысокооплачиваемая. Еще 8 предпочли любую высокооплачиваемую работу. Заметим, работу не по специальности в сфере бизнеса не выбрал никто.
Это объясняется и ответом на вопрос: "Какими чертами должен обладать современный предприниматель". Самым популярным ответом - его выбрали 24 эксперта - был "готовность к риску", за ним следовали - "склонность к новизне и поиску", "целеустремленность" и "порядочность". Эти три ответа выбрали по 12 респондентов. Очевидно, что члены данной социальной группы, выступающие экспертами в опросе, сами не готовы проявлять склонность к риску и предпочитает
стабильные трудовые отношения и перспективы, даже в том случае, если они не слишком доходны. В их ответах отражается вполне объективная оценка современных нестабильных и некомфортных условий ведения предпринимательской деятельности, которая до определенной степени предопределяет традиционность их воззрений. Бизнес сегодня требует готовности к риску, не всегда давая взамен демонстрируемые в развлекательных продуктах СМИ блага. Взвешенный выбор экспертов в пользу наемного труда еще раз иллюстрирует социально-экономические реалии республики. Именно собственный опыт и информационный багаж составляют основу их специфической оценки развития бизнеса в РТ, отличающейся от оптимистичных прогнозов и настроев молодежи в отношении участия в бизнес-структурах.
Интересно, что при этом эксперты вполне позитивно относятся к необходимости внедрения и распространения инновационных технологий как в сфере бизнеса, так и образования.
Однако, отвечая на вопрос, "Какая модель личности доминирует в жизни РФ и РТ?", большинство ответило - модель экономического человека, заинтересованного в прибыли (28 человек), модель человека, стремящегося к самоактуализации, привлекла 8 респондентов, а вариант " инновационный тип личности" не привлек никого. Действительно, по-настоящему независимых, креативных личностей - единицы, хотя тенденция к росту количества таких людей есть. К сожалению, их никак нельзя назвать самым распространенным типом личности.
В настоящее время приоритеты государственной поддержки распространяются не только на новаторов в образе мышления, но и на новаторов в сфере своей деятельности. Правительство планирует расширить программы поддержки малых и средних предприятий, отдавая приоритет малым наукоемким предприятиям и предприятиям малых форм в научно-технической сфере.
В настоящее время в республике создана базовая инвестиционная и инновационная инфраструктура, которая включает в себя Инвестиционно-венчурный фонд, технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки и другие институты развития. Правительство будет прилагать усилия по более полному использованию потенциала этой инфраструктуры. Ключевая роль в этой работе принадлежит дальнейшему развитию особой экономической зоны "Алабуга". Кроме того, будет осуществляться структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. При этом ведущая роль в новой структуре экономики перейдет к высокотехнологичным сферам деятельности. Это
Степень вероятности В ближайшей перспективе, до 2015 года В отдаленной перспективе, до 2010 года
Высокая 12 4
Средняя 12 16
Низкая 20 8
Затрудняюсь ответить 4
позволит обеспечить решение проблемы моногородов путем создания в них инновационных секторов, дополняющих уже существующие градообразующие производства.
Что касается интеллектуально - нравственного контекста, который является ключевым в формировании и актуализации культурного потенциала, то необходимо отметить, что существует множество внутренних и внешних факторов, влияющих на этот процесс. Среди них модернизация образовательной системы, распространение идеологии мультикультурализма, определение места религии в современном глобализированном обществе, развитие инфраструктуры творчества и креативного климата в республике, распространение духовных практик, знаний, ведущих к принятию экзистенциальных ценностей, повышение значимости сообществ, объединенных интеллектуальной деятельностью. Именно эти процессы и феномены будут влиять на то, насколько сформированы и как будут актуализироваться такие качества культурного потенциала молодого человека, как толерантность, культурная идентичность, гу-манистичность, открытость новому, стремление к творческому саморазвитию и самореализации.
Среди многих факторов развития культурного потенциала республики респонденты отметили, что решающее значение имеет увеличение заработной платы работникам науки и образования - 32 человека, а также увеличение бюджетных средств на развитие науки, образования и культуры - 28 респондентов. Лишь 16 ответили, что это общий уровень развития РТ, отражаемый в экономических, социальных и политических показателях, и 12 - что это развитие демократических основ федеративного устройства РФ. К важным, но нерешающим факторам 20 участников отнесли последовательное, взвешенное проведение политики двуязычия, дальнейшее повышение статуса татарского и русского языков в качестве государственных, по 16 участников выбрали ответы - увеличение количества учреждений культурно-досуговой сферы, повышение квалификации и уровня образования национальных кадров. Этот выбор экспертов наглядно демонстрирует, что ключевыми факторами развития качества культурного потенциала являются социально-экономические и духовно-нравственные. Такие данные опроса экспертов подтверждают рассуждения, представленные в работе, о влиянии образовательно-воспитательных учреждений на личность молодого человека и необходимости их модернизации с учетом социальных изменений конца ХХ - начала XXI веков.
Из ответов участников на вопрос, "Какие факторы, по Вашему мнению, будут в большей
мере способствовать развитию высшего образования и науки в РФ и РТ в предстоящее десятилетие?", становится ясно, что для большинства -это рост оплаты преподавателей и научных работников (20), а также увеличение финансирования государственных школ, вузов и научно-исследовательских учреждений (16). На сегодняшний день оценку качества образования экспертами можно определить как "среднюю". По крайней мере, так оценили эксперты высшее образование (32 человека), среднеспециальное (28) и начальное (20). Высокую оценку качества, по мнению большинства (24 респондента), заслуживает общее образование. О перспективах изменений эксперты отзываются следующим образом: высшее образование останется на прежнем уровне (20 человек), возрастет - 12; среднеспециальное возрастет или останется на прежнем уровне (по 12 респондентов согласны с этими утверждениями), общее образование останется прежним или снизится (по 12 человек), возможно, возрастет (8), начальное - останется прежним или возрастет (также по 12 респондентов). Таким образом, по мнению экспертов, перспективы модернизации образования в РТ есть, однако рассуждать о них приходится с достаточно большой долей осторожности. Так, примерно половина опрашиваемых уверена, что в независимости от проведения модернизации уровень образования сохранится на том же уровне.
Таблица 3.
Перспективы изменения качества образования в ближайшей и отдаленной перспективе
Уровень/качество Возрастет Снизится Останется прежним
Начального 12 4 12
Общего 8 12 12
Среднеспециаль- ного 12 4 12
Высшего 12 20
Большинство - 24 участника опроса - рассматривают перспективы развития высшего образования в РТ в ближайшей перспективе как удовлетворительные и даже как хорошие в перспективе отдаленной (12 человек).
Таблица 4.
Перспективы развития высшего образования
в РТ
Характер перспектив В ближайшем будущем, до 2015 года В отдаленном будущем, до 2020 года
Хорошие 12
Удовлетвори- тельные 24 20
Неудовлетво- рительные
Затрудняюсь ответить 8
Интересно, что развитие сферы образования большинством экспертов рассматривается в первую очередь как вклад в интеллектуальный, а не ценностный (или экзистенциальный) субпотенциал личности и республики. Это подтверждается тем, что на вопрос, "Кто оказывает наибольшее влияние на формирование ваших ценностных ориентаций?", 20 человек ответили - родители, по 12 - СМИ и любимый человек - и лишь 4 ответили - школа. Роль школы как социального института подготовки к жизни молодых людей оценена как низкая. 20 респондентов ответили, что "к жизни она не готовит".
Видимо такая точка зрения и стала основанием для заявления в программном заявлении правительства РТ о том, что новая школа требует нового учителя, обладающего не только высоким уровнем профессионализма и отличным знанием предмета, но и нравственными личностными качествами. Поэтому Правительство республики своей задачей видит совершенствование учительского корпуса, которое предусматривает внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей. Главная цель здесь - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей [1].
Основа формирования ценностного базиса культурного потенциала молодого человека связана с его этнической и конфессиональной принадлежностью, с теми поведенческими и мировоззренческими нормами и образцами поведения, которые транслируются через религию и этнос и, как правило, передаются в семье. Все опрошенные подтвердили, что празднуют национальные и религиозные праздники. Однако, признавая реалии современного урбанистического и мультикультурного мира, они не настаивают на необходимости вступления в брак только с представителями своего этноса, но и допускают возможность межэтнических браков. Таким образом, демонстрируя свою лояльность в вопросах межэтнических взаимодействий, они осознают актуальность межэтнических вопросов, и 32 участника утверждают необходимость их обсуждения и разрешения. Несмотря на присущую экспертам этническую идентификацию, большинство из них (16) утверждают, что детей необходимо воспитывать не только в конкретно этнической, но и в традициях общероссийской культуры с уважением и знанием европейской и миро-
вой культур. Безусловно, такое воспитание способствует распространению толерантного отношения к "чужим" культурам, мировоззренческим и поведенческим моделям.
Этому же способствует до некоторой степени и популяризация религиозных ценностей. Большинство экспертов уверено, что в ближайшем будущем наметится тенденция к повышению религиозного интереса молодежи. Возможно, это связано и с активной популяризацией института религии в РТ, а возможно, это косвенное последствие распространения постматериальных ценностей и всеобщий поиск "настоящего" глубинного в мире "воображаемого" и "поверхностного".
Таблица 5.
Перспективы увеличения интереса граждан к религии в отдаленном и ближайшем будущем
Вариант ответа В ближайшем будущем, до 2015 года В отдаленном будущем, до 2020 года
Да, считаю 12 8
Скорее да, чем нет 12 8
Скорее нет, чем да 8 8
Нет, не считаю 4 8
Затрудняюсь ответить 4
Что удивительно, не все респонденты считают, что приобщение к религии сделает молодежь более нравственной. 8 участников опроса не уверены в принципиальном воздействии религии на нравственность.
Итак, обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что прогностическая модель качества культурного потенциала молодежи РТ может быть объективной лишь в случае использования комплексного сферного анализа при ее конструировании. Сферы социального бытия (экономическая, политическая, духовно-нравственная), их составляющие элементы в совокупности с внутрисферными и межсферными связями выступают внешними факторами, предопределяющими специфику качества культурного потенциала данного региона на конкретном историческом этапе развития.
1. Выступление премьер-министра РТ И.Халикова на XI заседании Гос. совета РТ 9 июня 2010 г. // иКЬ: http://www.gossov.tatarstan.ru/doklad/premier (дата обращения 12.01.2011).
THE PROGNOSTIC MODEL OF THE CULTURAL POTENTIAL QUALITY IMPROVEMENT OF THE KAZAN YOUTH
D.M.Davletshina
This article deals with the expert analysis of the attempt of developing a realistic model of the cultural potential quality improvement and the need to integrate the whole variety of aspects of the social cultural sphere.
Key words: multicultural and multiconfessional regions, institutionalization, transformation of the cultural potential quality.
Давлетшина Диля Мустафовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры хореографического искусства Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22.05.2011