Научная статья на тему 'Профильное обучение по индивидуальным учебным планам'

Профильное обучение по индивидуальным учебным планам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшина Ольга Петровна

В статье рассматривается модель профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП). Автор описывает структуру управления образовательным учреждением и делится опытом организации информационно-организационного этапа в условиях перехода на профильное обучение по ИУП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшина Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение по индивидуальным учебным планам»

В статье рассматривается модель профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП). Автор описывает структуру управления образовательным учреждением и делится опытом организации информационно-организационного этапа в условиях перехода на профильное обучение по ИУП.

Юшина Ольга Петровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа г. Стерли та мак Республики Башкортостан Заместитель директора поУВР Республика Башкортостан, г. Стерлитамак E-mail: [email protected]

Профильное обучение по индивидуальным учебным планам

Как меняются содержание и функции управления в условиях перехода на профильное обучение по индивидуальным учебным планам? Как подготовить педагогический коллектив, обучающихся и их родителей к обучению по ИУП?

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальный учебный план, функции управления, структура управления, информацион-но-мотивационный этап экспериментальной работы.

В жизни школы существует одно противоречие, до недавнего времени казавшееся неразрешимым. Это противоречие между массовым характером обучения и стремлением к его максимальной индивидуализации. Выработанные методические приемы способны были только сгладить его, но не разрешить по существу. Наиболее оптимальное решение этой проблемы было найдено не так давно, и состоит оно в предоставлении учащимся возможности выбирать для себя индивидуальный учебный план.

Ввиду того, что в нашей школе недостаточное количество класс-комплектов в старшей школе (1-2 класса), трудно решаются вопросы индивидуализации и дифференциации обучения, практически нет возможности открыть несколько классов с профильным обучением по предметам, мы использовали модель - «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в сводных группах из учащихся 10-11 классов».

Для обучения по предметам создаются учебные группы, в которые входят учащиеся 10-11 классов, выбравшие одинаковые программы и уровень изучения данного предмета. Учащийся одновременно

оказывается членом нескольких коллективов: большого коллектива своей параллели, своего класса для учебной деятельности, нескольких учебных групп для изучения разных учебных предметов. Классно-урочная система соединяется с предметно-групповой.

В связи с тем, что в одной группе могут быть учащиеся из 10-11 классов, учителям пришлось реструктурировать учебный материал таким образом, чтобы возможно было обучение учащихся 10-11 классов вместе. В 2006-07 учебном году они изучают курс 11 класса, а на следующий год, когда 10-классники передут в 11-ый, к ним присоединятся новые 10-ки, они будут изучать курс 10 класса, таким образом, будет освоен курс старшей профильной школы за два года (эффект «матрешки-неволяшки»).

Введение профильного обучения на основе ИУП требует внесения организационных изменений в структуру управления образовательным учреждением, поскольку проводимые новшества требуют приложения больших усилий и вовлечения в них значительной части педагогического коллектива. Администрация школы вправе сама решать, что менять, какие дополнительные кадровые ресурсы вводить в систему управления. Наш опыт показывает, что для организации профильного обучения по ИУП, для осуществления личного сопровождения каждого учащегося параллели в учебном процессе и обеспечения наиболее адекватной ему траектории развития необходимо ввести такие дополнительные должности, как координатор профильной школы (альтернатива должности зам. директора по профильному обучению), куратор параллели, руководитель учебной группы.

Кроме того, дополнительно необходимо создать органы, ответственные за разработку и введение системы мультипрофильного обучения по индивидуальным учебным планам, возможно, годичные команды, творческие группы учителей и т.п. Нами в свое время были созданы творческие группы учителей:

> Педагогическая поддержка старшеклассников в условиях перехода на обучение по ИУП,

> Программное обеспечение профильных предметов и элективных курсов при организации обучения в сводных группах из обучающихся 10-11 классов,

> Мониторинги и диагностика качества обучения по ИУП в сводных группах из обучающихся 10-11 классов.

Таким образом, были разработаны и распределены управленческие и исполнительские функции по реализации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

Функции органов управления

Органы управления Функции органов управления

Директор Создание нормативно-правовой базы в том числе и по обучению по индивидуальным учебным планам, разработка положений, должностных инструкций, подбор и расстановка кадров, стимулирование учебной работы педагогов, оценка работы заместителей

Заместитель директора по на-учно-методической работе Создание условий для профессионального роста педагогов, организация работы творческих групп учителей и их руководителей, анализ уровня развития коллектива, создание и организация методической службы, организация и контроль процесса повышения квалификации кадров в связи с переходом на обучение по индивидуальным учебным планам

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анализ целей и результатов учебного процесса профильных классов, форм и организации педагогического процесса, механизмов контроля и оценки результатов; контроль за состоянием учебного процесса

Заместитель директора по внеклассной работе Анализ целей и результатов учебно-воспитательного процесса, условий (форм организации процесса); взаимодействие с психологической службой, родителями; руководство работой методического объединения классных руководителей

Координатор профильной школы Обработка анкет индивидуальных учебных планов учащихся (анализ, составление единой компьютерной базы данных), работа с базой данных учащихся: • выявление различных учебных групп (по количеству учебных часов в неделю, по выбранным предметам профильного и базового уровня обучения), • проверка соответствия индивидуальной учебной нагрузки каждого учащегося принятым нормативам учебного плана, ведение единого компьютерного журнала (отслеживание посещаемости и успеваемости учащихся), составление индивидуального учебного расписания каждого ученика, работа с каждым учащимся по проблеме нестыковки учебного расписания, изменение индивидуального учебного плана ученика в случае его перехода в другую учебную группу, осуществление взаимодействия «учитель - ученик» в случае изменения индивидуальных учебных планов учащихся (в том числе, организация собеседований при переходе ребенка в другую учебную группу), работа с родителями (ознакомление с изменениями учебных планов детей)

Куратор параллели Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса: учащимися, их родителями, учителями; разрешение проблем и противоречий, возникающих между сторонами учебного процесса; контроль за нормальным физическим и психическим состоянием учащихся, нарушения которого возможны из-за неадекватности учебной нагрузки для конкретного ребенка; профилактика и своевременное реагирование на возникновение стрессового состояния, переутомления, повышения уровня школьной тревожности, апатии, депрессии и т.д. у учащихся в связи с учебным процессом; выявление удовлетворенности (неудовлетворенности) учащихся учебным процессом: глубиной изучения предмета; адекватностью выбора профильных и базовых предметов, их соотношением (качественным и количественным); стилем преподавания конкретного учителя; помощь в анализе и разрешении ситуации неудовлетворенности всем сторонам учебного процесса

Руководитель учебной группы Составление программ профильных и элективных курсов, выбор методов обучения, контроль за посещаемостью учебной группы, участие в комплектовании учебной группы

Психологическая служба Участие в комплектовании классов, консультирование учащихся по выбору направления обучения, психологическое сопровождение пред профильного и мультипроф ильного обучения школьников, оказание помощи в построении индивидуального учебного плана и в выборе карьеры, участие в итоговой оценке результатов процесса обучения

Творческая группа учителей «Педагогическая поддержка старшеклассников в условиях перехода на обучение по ИУП» Организация информационных и итоговых мероприятий с учащимися, консультирование обучающихся при составлении ИУП, составление рекомендаций для учащихся по составлению ИУП, профориентационная работа со старшеклассниками

Творческая группа учителей «Программное обеспечение профильных предметов и элективных курсов при организации обучения в сводных группах из обучающихся 10-11 классов» Составление и адаптация учебных программ профильных и элективных курсов для совместного обучения обучающихся 10-11 классов

Творческая группа учителей «Мониторинги и диагностика качества обучения по ИУП в сводных группах из обучающихся 10-11 классов» Разработка диагностического инструментария для осуществления контроля за результативность профильного обучения по ИУП, контроль за результатами мультипрофильного обучения; оценка работы учителей;

Методические объединения классных руководителей Организация процесса информирования учащихся и родителей; координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-11 классов; консультирование учащихся по вопросам планирования их дальнейшей карьеры

Методический совет Организация процесса разработки научно-методических рекомендаций по профильному обучению на основе ИУП, проверка рабочих программ и программ элективных курсов

Система информационно-мотивационной работы при переходе на профильное обучение по ИУП

Объект Форма Цель Тематика

Педагоги Круглый стол Определение направлений инновационного развития профильного обучения в школе Пути модернизации профильного обучения в условиях мало комплектной старшей школы

Лекция Информирование о задачах предстоящей работы и новых функциональных обязанностях Основы профильного обучения на основе ИУП

Семинар Знакомство со структурой ИУП, механизмами его формирования и функционирования Учебный план школы: переходы к разработке на основе ИУП

Практикум Рассмотрение специфики модульного обучения Модуль как основа проектирования индивидуального учебного плана

Обучающиеся Классный час Изучение востребованности профильного обучения в старшей школе Я и моя профессия: основы профессионального самоопределения в школе

Психологический тренинг Помочь обучающимся в правильном выборе траектории профессионального образования Твоя профессиональная карьера

Собрание обучающихся 9-10 классов Дать определение ИУП, рассказать о его возможностях и построении Индивидуальный учебный план - возможность личного и профессионального самоопределения в школе

Родители Родительское собрание Дать определение ИУП, рассказать о его возможностях и построении Возможности профильного обучения по ИУП

Педагоги Ученики Родители Сайт школы Разносторонняя информация о профильном обучении на основе ИУП Основы профильного обучения на основе ИУП

Педагоги Ученики Родители информационный бюллетень Разносторонняя информация о профильном обучении на основе ИУП Профильное обучение на основе ИУП

Одним из ведущих условий эффективной организации профильного обучения на основе ИУП мы считаем мотивационную, методологическую и технологическую готовность педагогов к инновациям и, согласно Н.Н.Никитиной1 [с.283], определяем подготовительный этап инновационной деятельности как фазу самоопределения учителя в профессионально-педагогической культуре, в реалиях педагогической действительности, в своих собственных профессиональных проблемах, в процессе которого происходит: погружение в идеи гуманистической педагогики, создание на основе их идеологического единства педагогического коллектива (становление концептуальных оснований инновационной деятельности), организация рефлексивной деятельности, направленной на осознание основных проблем, противоречий, затрудняющих реализацию данных идей и выход на совместное

1 Никитина H.H. Становление культуры профес-сионально-личностного самоопределения учителя: Монография / H.H. Никитина. - М.: Прометей, МПГУ, 2002. - 316с.

определение целей и задач осуществляемых инноваций.

Переход на обучение по индивидуальным учебным планам требует проведения серьезной инфор-мационно-мотивационной работы не только с педагогами, но и с обучающимися и их родителями. Основной целью информационно-мотивационного этапа является включение учащихся и их родителей в процесс смыслообразования и целеполагания - определения личностного смысла осуществляемых в школе инноваций, построение образовательных целей и перспектив, осуществление осознанного выбора из предлагаемых альтернатив. Делается всё, чтобы подготовить как родителей, так и учеников к переходу со следующего учебного года к профильному обучению на основе ИУП.

Грамотно организованная информационная работа позволяет сформировать положительное отношение педагогического коллектива, обучающихся и их родителей к обучению на основе ИУП и успешно перейти к организации учебно-воспитательного процесса по новой модели.

Список литературы

1. Демкин, В.П., Можаева, Г.В., Руденко, Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением Интер-нет-технологий и мультимедиа средств //Открытое и дистанционное образование. Томск, 2004. Вып. 3 (15). С. 5-8.

2. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов [Текст] : коллектив, моногр. : сб. ст. / Сборник научно-методических материалов; редкол.: Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 104с.

3. Никитина H.H. Становление культуры профессиональ-но-личностного самоопределения учителя: Монография / H.H. Никитина. - М.: Прометей, МПГУ,2002.-316с.

4. Рекомендации по адаптации разработанных моделей профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов к условиям массовой школы [Текст] : коллектив, моногр.: сб.ст. / Сборник научно-методиче-ских материалов; редкол.: О.В. Архангельская, И.Г. Блинов, О.Г. Грохольская, В.И. Ерошин, H.H. Шамрай. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 116с.

Статья посвящена проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы. Автор рассматривает разработанную систему оценки знаний, умений, навыков, необходимость приведения системы в соответствие с поставленными целями образования, предлагает признать необходимость оценивать содержательное движение ученика к цели.

Пивоварова Светлана Николаевна

учитель истории и обществознания МОУСОШ №97 с полным днём пребывания детей г. Ижевск Удмуртская Республика

Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы

Как выявить текущие затруднения ученика и класса для осознанного управления учебным прощссом?

Ключевые слова: оценочная система, функции традиционной оценочной системы, противоречия количественного и качественного оценивания, технологии открытого образования, процедура самооценки, рейтинговые исследования, объективное оценивание результатов.

Проблеме оценивания качества образования, результатов учебной деятельности сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются прежде всего на концепциях и стратегиях, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13

6. Уваров А. Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. Москва, 1998. Вып. 4. С. 36-45.

7. Бредихина Т.А. Развитие познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - №6.

8. Будникова B.C. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№4.

9. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№2.

Чтобы измерить степень достижения целей образования, недостаточно их просто их понимать. Нужно иметь практический инструментарий, который позволит это сделать. Существующая система оценивания сформировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результаты усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. Например, выставляемая отметка не разделяет задач-ного и проблемного уровней: выучивание и построение нового способа действия оценивается одинаково, хотя требует совершенно разных способностей. Следовательно, сегодня актуальная педагогическая проблема - привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологические измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, и воспитательных целей.

Наиболее разработана система оценки знаний, умений и навыков учащихся. Но и здесь остаются нерешенными такие проблемы, как субъективизм школьной отметки: слишком глубокое ранжирование результатов текущего и итогового контроля средствами 5-бальной шкалы, тем более, что она является 4-бальной. Из-за этого весьма затруднительно проследить небольшие, но значительные шаги ученика в развитии, сравнить результаты обучения различными учителями. Например, «тройка» у одного учителя порой означает более высокий уровень подготовки по предмету, чем «пятерка» у другого и т.д.

Центральной задачей системы оценивания является выявление текущих затруднений ученика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.