Научная статья на тему 'Проект Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП ) обучающихся'

Проект Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП ) обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП ) обучающихся»

Ш

ПРОЕКТ Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) обучающихся

Дюльдина С.Н.,

директор Мальцева Е.Ф.,

заместитель директора поУВР Гужева Н.В., заместитель директора поУВР Семенова Л.Ф., заместитель директора поУВР школа №5 г. Югорск, ХМАО

1. Тема проекта: Организация профильного обучения на основе ИУП обучающихся

2. Авторы проекта

3. Исполнители проекта: администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ №5» г. Югорска

4. Постановка проблемы:

За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, которые требуют пересмотра прежней системы образования. Она переориентирована в сторону гуманизации образования, воспитания прежде всего личности, функционально грамотной и компетентной, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к окружающему миру, к анализу и самоанализу, к осознанному выбору и ответственности за него. При традиционной организации образовательного процесса в старшей школе продолжают сохраняться противоречия, которые обусловлены, с одной стороны, особенностями возраста старшеклассников, с другой, изменившейся социальной ситуацией, и с третьей - несоответствием образовательной системы ни особенностям возраста, ни специфике современного социума.

Важнейшие из них - между:

-возрастающей потребностью в самостоятельности и сохраняющейся доминантой учителя как организатора учебного процесса;

-формирующейся избирательностью образовательных интересов ученика и унифицированным учебным планом;

-доминирующими потребностями общения как важнейшей сферы развития личности и незначительной долей учебной коммуникации в существующих формах организации обучения и социальных практик;

-усложнением требований к образовательной деятельности старшеклассников и отсутствием специальной подготовки учителя для их реализации в образовательном процессе;

-поиском старшеклассниками своего стиля отношений со старшими и сохранением косной формы взаимодействия учителя и ученика, чреватой непродуктивными конфликтами;

-обязательностью занятий по единому школьному расписанию и дифференциацией склонностей и интересов учащихся, находящихся в осознанном, но чаще неосознанном соотнесении своих способностей и умений с возможными вариантами социализации;

-расширяющимся кругом источников знаний (в том числе внешкольных), доступных старшекласснику, и невостребованностью этих знаний школьными учебными предметами;

-формирующейся вариативностью учебных занятий и отсутствием у ученика опыта мотивированного и ответственного выбора форм и уровня изучения материала;

-возникающими у отдельных учащихся трудностями в обучении, связанными с психологическими и социальными девиациями и отсутствием необходимой помощи и коррекции в условиях старшей школы.

Сегодняшние изменения в системе образования прежде всего ориентируются на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Это достигается путем профилизации старшей школы, где изучается ряд предметов на повышенном уровне. Все это требует введения в учебный план дополнительных часов, а также наличие минимум 25 учащихся с одинаковыми образовательными потребностями и достаточным для их удовлетворения уровнем подготовки. Поэтому основной способ реализации профильного обучения видится в введении индивидуальных учебных планов. Данный путь не требует дополнительного количества часов и предполагает удовлетворение индивидуальных интересов учащихся, объединенных по своим потребностям и уровню подготовки. Поэтому логичен и обоснован в связи с этим акцент в функционировании старшей школы на создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования на основе индивидуальных учебных планов.

Географическая отдаленность города Югорска от крупных культурных центров особенно активизирует создание системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, направленное на обеспечение условий для формирования и удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

5. Нормативно - правовая база.

5.1. ФЗ «Об образовании» (ст. 50 п.5)

5.2. Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования.

5.3. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.

5.4. Базисный учебный план (полного) общего образования (приложение к приказу Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312)

5.5. Письмо Департамента общего и дошкольного образования от20.04.2004 г. № 14-51 -102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

5.6. Программа развития системы образования г. Югорска на 2006-2010 г. г.

5.7. Устав школы.

5.8. Положение об организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

6. Объект: образовательный процесс в условиях профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

7. Предмет: условия, необходимые для реализации ИУП

8. Цель: создание комплекса условий, позволяющих реализовывать индивидуальные учебные планы обучающихся, отражающие их интересы, возможности и потребности, способствующие дальнейшему самоопределению учащихся.

9. Гипотеза: повышение эффективности образовательного процесса при реализации модели профильного обучения может быть достигнуто, если создать условия для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

10. Задачи:

• развитие комплекса управленческих и организационно-содержательных условий для реализации профильного обучения на основе ИУП.

• способствование проектированию учащихся своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии.

• осуществление комплексной диагностики личностных характеристик учащихся.

• апробирование технологий организации ИУП.

11. Этапы осуществления проекта:

I. Подготовительный этап

• осмысление проблем и поиск путей их решения;

• изучение литературы, имеющегося опыта по данной теме других школ РФ;

• разработка программы реализации целей и задач проекта;

• реализация Программы деятельности по организации образовательного процесса на основе ИУП;

• разработка рекомендаций учащимся и родителям по составлению ИУП.

II. Практический этап

• организация образовательного процесса на основе ИУП;

• реализация ИУП, обеспечивающая сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки;

• проведение комплексной диагностики, для составления личностных характеристик учащихся;

• конструирование и внедрение рационального режима старшей школы (сочетание урочной деятельности и деятельности ориентированной на интересы, потребности, развитие индивидуальных способностей учащихся);

• отработка программы мониторинга качества образования;

III. Аналитический этап

• сопоставление полученных результатов с поставленными целями;

• оформление и описание хода реализации проекта.

12. Ожидаемые результаты реализации проекта.

Для учащихся:

• положительная динамика в достижениях по учебным предметам большинства учащихся;

• рост познавательной активности и творческой самостоятельности;

• сформированные навыки целеполагания, планирование этапов своей деятельности, умение производить самоконтроль и самооценку;

• повышение уровня «Я - концепция», психологической комфортности (повышение мотивации, снижение проблем сравнения с другими, свой ритм, стиль, темп, реальный учет способностей и интересов);

• сохранение и укрепление здоровья;

• социализация учащихся;

• снятие проблем перегрузки учащихся.

Для педагогов:

• создание методических комплектов для работы с отдельными группами учащихся (проекты, учебные пособия, исследовательские работы, дидактические, диагностические материалы и пр.);

• реализация личностно - ориентированных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории учащихся;

• творчество;

• психологический комфорт;

• отпадает необходимость работать сразу с 25-30 учащимися;

• преодолевается нервная перегрузка;

• нет надобности командовать, повышать голос;

• появляется потребность в диалоге;

• возникают условия для стиля педагогического общения и перехода от учительского администрирования к сотрудничеству.

Для родителей:

• повышение уровня комфортности;

• участие в реализации проекта;

• психологическая, педагогическая помощь.

Для всех участников проекта:

• возрастание значимости педагогического сотрудничества всех участников УВП: учителей, учащихся, родителей, педагогов - психологов, администрации школы.

13. Практическая значимость реализации проекта:

Позитивное влияние обучения по индивидуальным учебным планам на результативность образовательного процесса правильной его организации несомненно. Технология индивидуального образования является адаптационной к возможностям каждого ученика, позволяет объективно оценивать его учебные результаты; учитель уходит от субъективной необходимости делить учащихся на сильных, средних и неуспешных, заставлять их учить материал и выполнять домашние задания, посещать занятия. При индивидуальном образовании более эффективно решается проблема про-

белов в знаниях, так как вне зависимости от того, присутствует или отсутствует ученик на занятиях, он несет ответственность за полноту освоения учебного материала. Труд учителя становится более разнообразным и творческим, значительно экономится его рабочее время на подготовку к занятиям; если на подготовительном этапе приходится значительное время тратить на разработку индивидуально-ориентированных учебных программ по предмету, то в последующей работе он в течение длительного времени может использовать эти разработки, внося в них необходимые корректировки. Каждый учитель, осуществляющий индивидуализацию обучения, становиться в позицию исследователя, соавтора, находится в режиме постоянного поиска, что значительно повышает мотивацию к педагогическому труду за счет разнообразия (работы с широким спектром форм и разнообразных методов), автономии (представлении возможности учителю распределять время, выбирать процессы, методы и т.п.), осмысленности задач (учитель целиком выполняет определенную ему часть работы и может видеть результаты своего труда), обратной связи (учитель ре-

гулярно получает информацию о результатах своего труда). Технология индивидуального образования является универсальной; творчески работающий учитель может продолжать использовать игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, элементы коллективного способа обучения, словеснологический способ обучения и т.д.

Произойдут изменения во внутришкольной культуре за счет уважения личного достоинства ученика, признания за ним соответствующих прав и возможностей, предоставления личности свободы выбора, создания атмосферы доверия, развития творческой инициативы, поощрения достижений и личного вклада каждого в дела школы, гарантий личной защищенности каждого в коллективе и т.д.

Существенно и то, что переход на индивидуальное обучение не требует значительных затрат на разработку и издание учебных пособий, на приобретение новых учебников. Учитель для составления индивидуальноориентированных учебных программ по предмету может использовать имеющиеся в школьной библиотеке учебники.

Рекомендации по составлению школьного учебного плана профильного обучения, включающего в себя обучение по ИУП. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Этап Содержание деятельности администрации Содержание деятельности педагогов

I. Разработка предложений для учащихся и родителей 1. Организация изучения образовательных запросов учащихся 9-х классов и их родителей; 2. Анализ ресурсных возможностей образовательного учреждения; 3. Согласование запросов и возможностей; 4. Формирование перечня элективных курсов и профильных предметов; 5. Разработка примерных вариантов ИУП, разработка рекомендаций для учащихся по составлению ИУП. 1. Изучение образовательных запросов (диагностика, собеседование и др.); 2. Психо лого-педагогическое консультирование учащихся 3. Работа с родителями; 4. Разработка предложений о введении элективных курсов

И. Информирование учащихся и их родителей 1. Организация деятельности педагогов по информированию детей и родителей о возможностях ОУ; 2. Информирование детей и родителей о возможностях ИУП в плане профильного обучения. 1. Презентация элективных курсов и профильных предметов; 2. знакомство детей и родителей с БУП и примерными вариантами учебных планов ОУ; 3. информирование о возможностях корректировки индивидуальной образовательной траектории; 4. разъяснение механизма составления ИУП.

III. Организация выбора учащимися предметов базового и профильного уровней, элективных курсов. 1. Анализ проектов ИУП (с точки зрения СанПиНа); 2. составление сводных ведомостей по уровням изучения предметов; 1 1. Организация выбора учащимися предметов (инструктаж, составление проектов ИУП, консультирование, корректировка ИУП).

IV. Формирование групп и разработка школьного учебного плана. 1. Определение общего перечня предметов; 2. комплектование групп по профилям; 3. разработка учебного плана ОУ с учетом ИУП. 1. Оформление сводной таблицы по классам (предметам); 2. корректировка ИУП; 3. согласование ИУП с родителями и учащимися; 4. выбор форм обучения по отдельным предметам.

V. Составление школьного расписания. 1. Оформление сводной таблицы по результатам выбора учебных предметов базового и профильного уровней; 2. определение варианта организации учебного процесса по отдельным предметам (по параллелям, внутри класса, индивидуально); 5. поиск источников финансирования ИУП; 4. составление школьного расписания (документа); 5. изменение способов ведения классных журналов; 1. Рекомендации по режиму организации и формам обучения (самообразование, экстернат и т.д.) 2. информирование о расписании учащихся и родителей.

ПАМЯТКА обучающимся для составления индивидуального учебного плана

Уважаемые ребята!

Вам предстоит составить индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП - это совокупность учебных предметов (базовых, профильных и элективных курсов), выбранных вами для изучения в 10-м и 11-м классах.

Перед вами стоит задача сделать не формальный, а осознанный выбор предметов, основанный на собственных образовательных потребностях и профессиональных перспективах.

Помните, что не учитель, а именно вы несете ответственность за выполнение ИУП! Изменить его можно будет только при наличии веских причин после получения положительных отметок в ходе промежуточной аттестации по окончании первого полугодия.

Менять избранный набор предметов разрешается до начала второго полугодия 10 класса.

Поэтому, прежде чем составить ИУП:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проконсультируйтесь с учителями, классными руководителями, заместителями директора по УВР относительно того, какой набор учебных предметов в наибольшей степени соотносится с вашими перспективами по продолжению образования и профессиональными намерениями;

- в ходе консультаций с педагогами уясните основное содержание и формы изучения тех или иных учебных предметов в 10-м и 11-м классах;

- поработайте со списками элективных курсов;

- посоветуйтесь со своими родителями.

Этапы составления ИУП.

ПЕРВЫЙ ШАГ.

Познакомьтесь с предварительным вариантом учебного плана школы. Он состоит из пяти блоков. Первый блок представлен базовыми общеобразовательными предметами, которые являются обязательными для изучения всеми старшеклассниками. Второй и третий блоки содержат предметы, которые вы изучаете по выбору на профильном или базовом уровне. Предметы четвертого блока (национально -региональный компонент), пятого блока (элективные курсы) являются обязательными.

Предварительный учебный план вместе со списком элективных курсов даст вам представление об образовательных ресурсах школы.

ВТОРОЙ ШАГ.

Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). В полученной вами форме ИУП укажите это, поставив соответствующее количество часов напротив выбранных профильных предметов.

ТРЕТИЙ ШАГ.

Добавьте набор обязательных предметов на базовом уровне (инвариантная часть)

Обратите внимание на следующее:

• если предметы, входящие в первый блок учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ.

Поставьте нужное количество часов напротив базовых общеобразовательных предметов, национальнорегионального компонента. Это потребуется вам для подсчета общего объема учебной нагрузки.

ПЯТЫЙ ШАГ.

Сделайте выбор на втором блоке. «Учебные предметы по выбору на базовом уровне».

ШЕСТОЙ ШАГ.

Сделайте первый подсчет общего количества своей учебной нагрузки. Она не должна превышать 32 часов в неделю.

СЕДЬМОЙ ШАГ.

Теперь вы можете приступить к выбору элективных курсов. Их суммарный объем не должен превышать 4 часа в неделю.

ВОСЬМОЙ ШАГ.

Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, составляющих ИУП. Он не должен превышать 36 часов в неделю с учетом содержания всех блоков.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ.

Согласуйте составленный ИУП с классным руководителем и своими родителями.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ.

Подготовьте ИУП для утверждения директором школы не позднее чем через три дня после зачисления в 10 класс. В течение этих трех дней вы можете получить дополнительные консультации у учителей и администрации школы.

Трехстороннее соглашение

Мы, учащий(ая)ся 10 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Югорска_________

его (её) родители________________________________

с одной стороны, и МБОУ «СОШ №5» в лице директора ____________________________________________,

с другой стороны, заключаем настоящие соглашение об обучении в профильной старшей школе в течение двух лет, с__________года по_____________года.

1. Обучение в профильной старшей школе включает:

• Самостоятельное конструирование учащимися индивидуального учебного плана на два года, включающего профильные, общеобразовательные, элективные курсы, спецкурсы, а также индивидуальные занятия (проекты, исследовательская деятельность, консультации).

• Увеличение доли самостоятельности и творческой работы учащихся индивидуально и в составе малых групп; обучение в группах переменного состава, скользящее расписание, неравномерную учебную нагрузку в пределах установленных норм.

• Аттестация учащихся включает промежуточную и итоговую. Промежуточная аттестация может проводиться в форме зачетов, защиты творческих работ, проектов, тестирования и т.д.

2. Школа принимает на себя обязательства создать условия для получения учащимся полного среднего образования, обеспечивая при этом профильное обучение по двум и более предметам по выбору учащегося.

Учащийся может изменить свой индивидуальный учебный план по согласованию с администрацией: в

сентябре (октябре)________года, январе_________года,

принимая на себя ответственность за образовательные результаты.

Учащийся и его родители принимают участие в мониторинге образовательных результатов, в социологическом мониторинге в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д.

3. В случае расторжения соглашения школа снимает с себя ответственность за согласованность образовательных программ, так как в профильной старшей школе учебные программы не совпадают с традиционными.

Соглашение подписано «_______»_______200____года

Подписи сторон:

Директор МБОУ «СОШ №5»__________________/______/

Учащийся 10 класса_______________________/______/

Родители учащегося_______________________/______/

Анкета

для учащихся профильного класса

1. В школе мне учиться: а)интересно; б)не интересно; в) затрудняюсь ответить.

2. Организация обучения по ИУП: а)меня устраивает; б) не совсем; в) не устраивает.

3. Если не устраивает, то что конкретно........?

4. К учебе меня побуждают: а) мои жизненные планы; б)интерес к выбранной профессии; в) самолюбие, желание утвердиться; г)интерес к некоторым предметам; д)чувство долга перед родителями; е) методы обучения, которые применяются на уроках; ж)желание постоянно находиться в коллективе сверстников; з)постоянная потребность в новых знаниях.

5. Что побудило вас выбрать профильные предметы: а) интерес к профессии; б)интерес к профильным предметам; в) советы учителей школы; г) настойчивость, желание родителей; д) пример товарищей; е) советы работников ВУЗа.

6. Изменились ли предпочтения относительно выбранных предметов: а) да (что изменилось, почему); б) нет

7. Удовлетворены ли вы результатом обучения: а) вполне удовлетворен; б) скорее удовлетворен; в) скорее не удовлетворен; г) совершенно не удовлетворен.

8) Меня удовлетворяет то, что я: а) получаю более глубокие знания; б) имею возможность познакомиться ближе с будущей профессией; в) я приобретаю полезные навыки и практический опыт; г)повышается мой

интерес к учебе; д) приобретаю жизненно важные качества; е)буду более конкурентоспособным при поступлении в ВУЗ.

9. Меня не удовлетворяет: а)слишком большой объем материала; б) сложность некоторых тем; в)сни-жение успеваемости по некоторым предметам.

10. Как в целом я могу описать свою успеваемость в школе за последнее время: а)я стал более внимателен и меньше отвлекаюсь на уроках; б) мои оценки стали намного лучше; в) всего один раз я сдал свою работу позже указанного срока; г) я стал менее внимателен на уроках; дО мои оценки стали хуже, чем в 9 классе; е) я несколько раз сдавал работы по предметам позже указанного срока.

11. Мои любимые предметы..............Почему?

12. Предметы, которым мне нужно уделять больше времени и внимания: это -

Тренинг для учащихся 9 классов «Индивидуальный учебный план»

Тренинг проводится в конце учебного года для учащихся 9-х классов. В ходе его школьникам представляется возможность на основе комбинации базовых, профильных и элективных курсов сформировать проект своего ИУП.

Тренинг направлен на то, чтобы выбор предметов ИУП был осознанным и соотносился с образовательными и профессиональными перспективами.

Педагогическая иель: способствовать осознанию школьниками своих образовательных и профессиональных перспектив, обучить их технологии подготовки ИУП

Цель участника тренинга: составить, обосновать и презентовать проект своего ИУП.

Задачи:

создание ситуаций, позволяющих школьникам осмыслить свои образовательные и профессиональные перспективы;

развитие у обучающихся навыков рефлексивного отношения к содержанию своего образования;

воспитание у школьников ответственного содержания к сделанному выбору; знакомство обучающихся с образовательными ресурсами школы;

тренировка навыка заполнения официальной формы ИУП.

Участники тренинга:

♦ ведущий тренинга;

♦ психолог;

♦ классные руководители;

♦ учителя 10-11 классов;

♦ учащиеся 9-х классов.

Ход тренинга

Этапы тренинга Содержание деятельности Ответственные

Установочная лекция «Структура ИУП» Содержание лекции: ИУП как заявка на обучение в старшей школе; структура ИУП; содержание пояснительной записки с точки зрения учащихся соотнесения профессиональных и образовательных перспектив с собственными возможностями и внешними ресурсами; обоснование выбора и персональная ответственность; правила составления ИУП. Ведущий тренинга

Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная работа школьников по написанию пояснительной записки ИУП (обоснованность выборов предметов и курсов) Консультации классного руководителя, психолога

Представление образовательных ресурсов школы Представление учителей-предметников, работающих в старших классах. Презентация ими концепции преподавания своего предмета. Круглый стол, в ходе которого педагог рассказывает об особенностях содержания реализуемых учебных программ, формах и методах обучения. Учителя-предметники

Составление ИУП Знакомство с формой ИУП и правилами его оформления. Подготовка проектов ИУП, которые в дальнейшем 9-ки обсуждают со своими родителями и учителями. Учителя-предметники, кл. руководители

Презентация ИУП и их экспертиза Работа экспертных групп. План презентации ИУП: 1. Анализ материалов портфолио. 2. Образовательные и профессиональные перспективы как обоснование ИУП (предоставление пояснительной записки). 3. Особенности ИУП (выбор профильных предметов, элективных курсов, учебная нагрузка и т.д.) Выступление экспертов на общем собрании участников тренинга Работа экспертных групп

Подведение итогов Выступление экспертов на общем собрании участников тренинга

Экспертный лист

Уважаемые эксперты!

Оцените ИУП (индивидуальный учебный план) по предложенным критериям. Шкала оценки - от 0 до 10 баллов.

Ф.И.О. учащегося

Презентация материалов портфолио (умение анализировать и оценивать собственные достижения и видеть в них ресурс на дальнейшее образование)

Осмысленность, ясность, логичность пояснительной записки ИУП (обоснованность выбора предметов и курсов)

Особенности ИУП (выбор профильных предметов и элективных курсов, учебная нагрузка и т.д.)

Сумма баллов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.