Научная статья на тему 'Профильное обучение: медико-психолого-педагогическое сопровождение'

Профильное обучение: медико-психолого-педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левина И. Л., Кушелевская Л. П.

В общественно-экономической жизни страны все острее выступают проблемы более эффективной педагогической деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. С 2004 г. осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках эксперимента по разработке оптимальной модели формирования социально-профессионального самоопределения обучающихся. Целью сопровождения является определение целесообразности, приоритетности, эффективности управленческих, образовательных, психолого-педагогических, оздоровительных и других мероприятий при переходе к профильному обучению. Проведено диагностическое обследование около 1000 учащихся 8-9 классов базовых образовательных учреждений. Анализ результатов психологической диагностики показал, что профессиональные намерения сформированы у 62 % восьмиклассников, 38 % школьников из числа обследованных не имеют профессиональных намерений. Профессиональные склонности сформированы у небольшого числа школьников в среднем не более 5-8 %, в 15-22 % случаев склонности к той или иной профессиональной деятельности вообще не сформированы, у остальных средний и слабый уровень этого качества. В рамках медико-психолого-педагогического сопровождения процесса перехода к профильному обучению специалистами Заводского Центра "Здоровье" проведен ряд семинаров и тренингов, организована консультативная, информационно-просветительская работа с родителями и педагогами. Проведенная работа расширила их компетентность в вопросах выбора профессии и влияния здоровья на выбор профессионального пути школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левина И. Л., Кушелевская Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение: медико-психолого-педагогическое сопровождение»

№ 1 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки

УДК 37.047

Профильное обучение: медико-психологопедагогическое сопровождение

1 2 И. Л. Левина , Л. П. Кушелевская

Кузбасская государственная педагогическая академия 1 (г. Новокузнецк)

МОУ "Центр "Здоровье" психолого-педагогическойреабилитации и коррекции" (г.

Новокузнецк)2

В общественно-экономической жизни страны все острее выступают проблемы более эффективной педагогической деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. С 2004 г. осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках эксперимента по разработке оптимальной модели формирования социально-профессионального самоопределения обучающихся. Целью сопровождения является определение целесообразности, приоритетности, эффективности управленческих, образовательных, психолого-педагогических, оздоровительных и других мероприятий при переходе к профильному обучению. Проведено диагностическое обследование около 1000 учащихся 8-9 классов базовых образовательных учреждений. Анализ результатов психологической диагностики показал, что профессиональные намерения сформированы у 62 % восьмиклассников, 38 % школьников из числа обследованных не имеют профессиональных намерений. Профессиональные склонности сформированы у небольшого числа школьников - в среднем не более 5-8 %, в 15-22 % случаев - склонности к той или иной профессиональной деятельности вообще не сформированы, у остальных - средний и слабый уровень этого качества.

В рамках медико-психолого-педагогического сопровождения процесса перехода к профильному обучению специалистами Заводского Центра "Здоровье" проведен ряд семинаров и тренингов, организована консультативная, информационно-просветительская работа с родителями и педагогами. Проведенная работа расширила их компетентность в вопросах выбора профессии и влияния здоровья на выбор профессионального пути школьника.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, медико-психологопедагогическое сопровождение

На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, все острее выступают проблемы более эффективной педагогической деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики, его социально-профессионального самоопределения, обеспечения свободного жизненного выбора. Идея предпрофильного воспитания и профильного обучения основывается на том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, подобрать для него деятельность, в

процессе которой он сможет удовлетворить потребности и одновременно приобрести новые знания, навыки, общетрудовые и профессиональные умения.

Для успешного перехода к профильному обучению должны быть созданы условия, представляющие собой благоприятный фон для разворачивания педагогического процесса, достижения педагогических целей. К этим условиям мы относим:

1. диагностику профессиональных интересов и склонностей учащихся, психологических и психофизиологических особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья с учетом требований к человеку различных видов профессиональной деятельности;

2. преемственность между общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, Центром "Здоровье", муниципальным учебнопроизводственным комбинатом;

3. поэтапное формирование у школьников личностно ориентированных установок отношения к себе как к субъекту будущей социально-профессиональной деятельности в ходе предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональных проб, учебно-производственной и общественно-полезной деятельности;

4. совместную деятельность педагогов, психологов, медицинских работников, социальных педагогов по развитию социальной и личностной мобильности учащихся образовательных учреждений района, приобретению ими первоначального опыта социальной и профессиональной деятельности.

В Заводском районе г. Новокузнецка с 2004 года осуществляется медико-психологопедагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках эксперимента по разработке оптимальной модели формирования социальнопрофессионального самоопределения обучающихся. Целью сопровождения является определение целесообразности, приоритетности, эффективности управленческих, образовательных, психолого-педагогических, оздоровительных и других мероприятий при переходе к профильному обучению.

В ходе реализации программы эксперимента специалистами Центра <Здоровье> проведено диагностическое обследование около 1000 учащихся 8-9 классов базовых образовательных учреждений на основе использования комплекса психологопедагогических и медико-физиологических диагностических подходов. Данные обследования позволили выявить интересы, склонности, профессиональные намерения школьников, а также уровень их психофизического развития и состояние здоровья с целью выявления медицинских и психофизиологических показаний и противопоказаний избираемой профессии, коррекции профессиональных планов.

Анализ результатов психологической диагностики показал, что профессиональные намерения сформированы у 62 % восьмиклассников, 38 % школьников из числа обследованных не имеют профессиональных намерений. Профессиональные склонности сформированы у небольшого числа школьников - в среднем не более 5-8 %, в 15-22 % случаев - склонности к той или иной профессиональной деятельности вообще не сформированы, у остальных - средний и слабый уровень этого качества. В данном случае трудно говорить о личностном смысле выбора ими профессии.

Использование "Карты интересов" показало, что интересы обследованных школьников концентрируются в основном вокруг тех предметов, преподаватели которых пользуются авторитетом и уважением у ребят. За это говорит и тот факт, что очень часто интересы

школьников не совпадают с высказываемыми ими профессиональными намерениями. Также в область интересов оптантов "попал" такой предмет, как домоводство, что, скорее всего, свидетельствует о слабом представлении общественной ценности профессий. У многих школьников (около 25 %) интересы к каким-либо предметам и профессиям вообще отсутствуют.

Особую озабоченность вызывают результаты опроса школьников относительно их профессиональных намерений. Круг предпочитаемых профессий весьма узок (школьники назвали не более 2 десятков знакомых им профессий), а инженерно-технических профессий - единицы. Примерно каждый 4-5-й подросток еще не определился с выбором будущей профессии вообще.

Самым информативным и поэтому тревожным, на наш взгляд, результатом обследования являются данные анкетирования профессиональных намерений учащихся и сопоставление этих данных с мнением их родителей, классных руководителей и школьных психологов. По нашим данным, в большинстве случаев имеется полное несоответствие профессиональных намерений самих школьников и тех рекомендаций, которые им дают взрослые.

Анализ состояния здоровья обучающихся свидетельствует о следующем:

• I группа здоровья - практически здоровые девятиклассники - составляет 2,6 % от общего числа обследованных;

• II группа здоровья - дети с риском развития заболеваний, а также часто и длительно болеющие дети - 80,3 %;

• III группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания - 17,1 %.

Наиболее распространенными заболеваниями у школьников являются нарушения осанки и органов опорно-двигательного аппарата (68,3 %); вегетативная дистония (20 %); нарушения функции нервной системы (9,5 %). Распространенность этих групп заболеваний среди подростков можно связать с целым комплексом влияний - от особенностей образа жизни до воздействия школьной среды. Для нас важным является то, что низкий уровень здоровья обучающихся не только затрудняет их социальнопрофессиональное самоопределение, но и является основанием низкой конкурентоспособности на рынке труда в будущем.

Результаты обследования указывают на необходимость внедрения в деятельность образовательных учреждений комплексных мер в виде:

• оптимизации образовательно-воспитательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

• социальной и психолого-педагогической поддержки личности подростков, направленной на решение проблем самопознания, развития перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности;

• развития психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

• использования ресурсов социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования для расширения возможностей подростков в реализации индивидуальных потребностей, формировании социальных навыков и развития разносторонних качеств личности.

В рамках медико-психолого-педагогического сопровождения процесса перехода к профильному обучению специалистами Заводского Центра "Здоровье" осуществлялись следующие виды деятельности:

1. Проведен цикл обучающих семинаров для школьных психологов базовых образовательных учреждений Заводского района, таких как "Предпрофильная диагностика в системе профильной подготовки"; "Тренинговая работа с обучающимися 8-9 классов по профориентации".

2. Осуществлен цикл тренингов "В поисках своего призвания", направленных на оказание помощи обучающимся в личностном и профессиональном самоопределении.

3. . Организована консультативная, информационно-просветительская работа с родителями и педагогами образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения учащихся, проблем выбора профессии и здоровья.

Анализ проведенной работы показал, что:

• тренинговая работа с обучащимися, проведенная в рамках реализации направления "Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки" позволяет говорить о ее эффективности: у 79 % учащихся выявлена сформированность профессиональных намерений (положительная динамика составила 17 %);

• программа тренинга способствует принятию учащимися решения о выборе образовательного и профессионального маршрута, готовит подростков к осознанному профессиональному самоопределению;

• расширена сеть сотрудничества базовых образовательных учреждений с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, службой занятости, центром профориентации "Карьера", учреждениями дополнительного образования;

• педагоги базовых школ повысили квалификацию по проблемам предпрофильного и профильного образования на базе ДПО ИПК г. Новокузнецка, что позволило им разработать и внедрить в образовательный процесс ряд элективных курсов, целью которых является развитие интеллектуальных и физических возможностей старшеклассников. Всего в течение года на курсах по выбору занималось 373 девятиклассника;

• организация на базе школ здоровьесберегающего сопровождения предпрофильного обучения позволила увеличить двигательную активность подростков, расширить сеть спортивных секций и кружков, организовать занятия по обучению культуре здоровья и здорового образа жизни.

Информационная и консультативная работа, проведенная с родителями подростков, расширила их компетентность в вопросах выбора профессии и влияния здоровья на выбор профессионального пути школьника.

Таким образом, реализация медико-психолого-педагогического сопровождения профильного обучения позволяет говорить об эффективности организационнопедагогических условий формирования социально-профессионального самоопределения обучающихся в современной социально-экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.