3
Образование в сфере культуры
Исследования молодых ученых
В.В. Мурзин
ПРОФИЛЬНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ШКОЛА-ВУЗ»
Статья посвящена реализации в образовательном пространстве «школа-вуз» системы профильно-дистанционного обучения, позволяющей проводить профессиональный отбор учащихся, мотивированных на конкретный вид деятельности и оказание влияние на осуществление выпускниками школ выбора конкретного учебного заведения высшего профессионального образования, а также обеспечивающей необходимый уровень подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению. Ключевые слова: профильно-дистанционное обучение, образовательное пространство «школа-вуз»: информационно-коммуникативные технологии; дистанционная поддержка; профессиональное обучение; довузовская подготовка; абитуриенты.
The article is dedicated to realization of the profile - distance system of education in the education area "school - higher professional institution". This system allows to carry out a professional selection of students, having reasons for getting definite type ofactivity and for exerting influence upon the choice ofhigher professional institution by school graduates. Besides, this system provides a necessary knowledge level of school-leavers to be ready to the professional education. Keywords: profile - distance education, education area "school - higher professional institution", information and communication technologies, distance support, professional education / teaching, before university preparation, school-leavers.
Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили условия развития профессионального образования, которое теперь все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, является инструментом решения кадровой политики в регионах России.
Ученые НИИ развития образования, изучая вопросы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, кадрового обеспечения тех или иных сфер экономики, народного хозяйства, констатировали, что в целях повышения качества подготовки студентов необходимо «изыскать возможность включиться в подготовку работников образования для преподавания в предпрофильных и профильных классах, а в системе профильного обучения развивать социальное партнерство с предприятиями и организациями, которое поможет обеспечить профессиональное самоопределение школьников на ранних ступенях обучения» (1, с. 23).
Развитие системы профильного обучения в образовательном пространстве «школа-вуз», позволяет проводить превентивную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор учащихся, оказывая влияние на осуществление конкретного выбора профиля обучения в учебном заведении и конкретного профессиональ-
ного выбора: места профессионального обучения и возможного места работы выпускников учебных заведений.
В настоящее время наиболее перспективным направлением развития профильного обучения является, на наш взгляд, его организация с применением дистанционного обучения, осуществляемого средствами информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве «школа-вуз». Дистанционная поддержка развития профильного обучения позволит создать дополнительные и расширить имеющиеся условия для повышения доступности, качества и эффективности профильного обучения, а также будет способствовать фундаментальности образования и формированию социально грамотной, мобильной, адаптивной и конкурентоспособной личности, способной позиционировать себя в том или ином социальном пространстве.
Дистанционная поддержка профильного обучения, основным средством которой являются образовательные интернет-ресурсы, способствует решению ряда проблем, связанных с недостатком учебно-методических разработок как по организации и реализации различных моделей профильного обучения, так и по содержательно-методической поддержки профильных и специальных предметов и элективных курсов.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
— выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;
— выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
— развитие способностей к определенным видам деятельности;
— проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
— восстановление знаний, умений и навыков;
— контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в общеобразовательной школе при организации профильного обучения:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ в образовательном процессе профильной школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.) расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий; адаптации к условиям обучения в высшей школе.
2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в общеобразовательной школе, прежде всего - при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых высшими учебными заведениями, заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной и аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагоги могут использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации профильного обучения в общеобразовательной школе: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов; при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся). Необходимо отметить, что для школ, удаленных от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий в системе «школа-вуз»
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации профильного обучения в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе; взаимодействие с высшим учебным заведением.
Использование федеральных и региональных образовательных интернет-ресурсов в профильно-дистанционном обучении будет способствовать:
— эффективной реализации индивидуального подхода и личностной ориентации содержания обучения учащегося;
— активизации самостоятельной работы учащихся с творческими заданиями и проектами, ориентированными на поиск, отбор, анализ информации с использованием интернет-ресурсов;
— увеличению доступности использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов профильного обучения;
— расширению возможностей вузов по организации работы профильных клас-
сов в образовательном пространстве «школа-вуз».
Можно предположить, что применение дистанционных технологий в профильном обучении создаст наиболее благоприятные условия для профессионального самоопределения личности и дополнительного образования учащихся в избранном направлении будущей профессиональной деятельности, что позволит эффективно решать проблему подготовки кадров в системе высшего профессионального образования для самых разных отраслей производства в условиях современного рынка труда.
Примечания
1. Вершинин С. И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы / С.И. Вершинин. - М.: НИИ РО, 2004. - 40 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 22 с.
3. Лукина А. К. Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант: монография / А.К. Лукина. - М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005. - 76 с.
4. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М., 2004. - 135 с.
5. Хуторский А. В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - М.: ИОСО РАО, 200. - 304 с.
И.В. Солодилова
ТРЕБОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ К ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
Статья посвящена актуальному аспекту дидактики высшей школы - принципам гуманизации и гуманитаризации, требования которых давно реализуются в образовательном процессе. В статье дается научное обоснование, аргументация актуальности и практической значимости принципов. Делается вывод, что при подготовке социальных педагогов для работы с неполной семьей представляется целесообразным выделять материал, позволяющий ориентироваться не только в изучаемом предмете, но и в других сопряженных сферах человеческих знаний, при этом предпочтительным является не соблюдение фактологических знаний, а изучение способов добывания этих знаний. Ключевые слова: образование в сфере культуры, принцип гуманизации, принцип гуманитаризации, педагогическая практика, обучение, социальный работник, неполная семья.
Большое значение социально-педагогической работы в настоящее время признана во всем мире. В качестве профессиональной деятельности она практикуется повсеместно. Политические, социально-экономические и культурные изменения в России, распад прежних систем социального обеспечения, их неспособность обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность населения -всё это потребовало поиска новых, нетрадиционных путей решения возникших проблем, в том числе и через подготовку профессиональных специалистов. Введение института социальной педагогики в России в период политических, экономических, социальных преобразований стало ответом на реальную действительность, которая востребовала специалистов, способных квалифицированно оказать помощь социально незащищенным слоям населения, ознаменовало поворот общества к проблемам людей, обусловленный тенденциями гуманизации и демократизации социальной жизни.