Научная статья на тему 'Профильно-дистанционное обучение как средство подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению в образовательном пространстве «Школа-вуз»'

Профильно-дистанционное обучение как средство подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению в образовательном пространстве «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFILE DISTANCE EDUCATION / EDUCATION AREA "SCHOOL HIGHER PROFESSIONAL INSTITUTION" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО "ШКОЛА-ВУЗ": ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / DISTANCE SUPPORT / PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHING / BEFORE UNIVERSITY PREPARATION / SCHOOL-LEAVERS / ПРОФИЛЬНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / АБИТУРИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзин Владислав Викторович

Статья посвящена реализации в образовательном пространстве «школа-вуз» системы профильно-дистанционного обучения, позволяющей проводить профессиональный отбор учащихся, мотивированных на конкретный вид деятельности и оказание влияние на осуществление выпускниками школ выбора конкретного учебного заведения высшего профессионального образования, а также обеспечивающей необходимый уровень подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to realization of the profile distance system of education in the education area "school higher professional institution". This system allows to carry out a professional selection of students, having reasons for getting definite type ofactivity and for exerting influence upon the choice ofhigher professional institution by school graduates. Besides, this system provides a necessary knowledge level of school-leavers to be ready to the professional education.

Текст научной работы на тему «Профильно-дистанционное обучение как средство подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению в образовательном пространстве «Школа-вуз»»

3

Образование в сфере культуры

Исследования молодых ученых

В.В. Мурзин

ПРОФИЛЬНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ШКОЛА-ВУЗ»

Статья посвящена реализации в образовательном пространстве «школа-вуз» системы профильно-дистанционного обучения, позволяющей проводить профессиональный отбор учащихся, мотивированных на конкретный вид деятельности и оказание влияние на осуществление выпускниками школ выбора конкретного учебного заведения высшего профессионального образования, а также обеспечивающей необходимый уровень подготовки будущих абитуриентов к профессиональному обучению. Ключевые слова: профильно-дистанционное обучение, образовательное пространство «школа-вуз»: информационно-коммуникативные технологии; дистанционная поддержка; профессиональное обучение; довузовская подготовка; абитуриенты.

The article is dedicated to realization of the profile - distance system of education in the education area "school - higher professional institution". This system allows to carry out a professional selection of students, having reasons for getting definite type ofactivity and for exerting influence upon the choice ofhigher professional institution by school graduates. Besides, this system provides a necessary knowledge level of school-leavers to be ready to the professional education. Keywords: profile - distance education, education area "school - higher professional institution", information and communication technologies, distance support, professional education / teaching, before university preparation, school-leavers.

Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили условия развития профессионального образования, которое теперь все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, является инструментом решения кадровой политики в регионах России.

Ученые НИИ развития образования, изучая вопросы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, кадрового обеспечения тех или иных сфер экономики, народного хозяйства, констатировали, что в целях повышения качества подготовки студентов необходимо «изыскать возможность включиться в подготовку работников образования для преподавания в предпрофильных и профильных классах, а в системе профильного обучения развивать социальное партнерство с предприятиями и организациями, которое поможет обеспечить профессиональное самоопределение школьников на ранних ступенях обучения» (1, с. 23).

Развитие системы профильного обучения в образовательном пространстве «школа-вуз», позволяет проводить превентивную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор учащихся, оказывая влияние на осуществление конкретного выбора профиля обучения в учебном заведении и конкретного профессиональ-

ного выбора: места профессионального обучения и возможного места работы выпускников учебных заведений.

В настоящее время наиболее перспективным направлением развития профильного обучения является, на наш взгляд, его организация с применением дистанционного обучения, осуществляемого средствами информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве «школа-вуз». Дистанционная поддержка развития профильного обучения позволит создать дополнительные и расширить имеющиеся условия для повышения доступности, качества и эффективности профильного обучения, а также будет способствовать фундаментальности образования и формированию социально грамотной, мобильной, адаптивной и конкурентоспособной личности, способной позиционировать себя в том или ином социальном пространстве.

Дистанционная поддержка профильного обучения, основным средством которой являются образовательные интернет-ресурсы, способствует решению ряда проблем, связанных с недостатком учебно-методических разработок как по организации и реализации различных моделей профильного обучения, так и по содержательно-методической поддержки профильных и специальных предметов и элективных курсов.

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

— освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

— выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

— выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

— развитие способностей к определенным видам деятельности;

— проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

— восстановление знаний, умений и навыков;

— контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в общеобразовательной школе при организации профильного обучения:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ в образовательном процессе профильной школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.) расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий; адаптации к условиям обучения в высшей школе.

2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в общеобразовательной школе, прежде всего - при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых высшими учебными заведениями, заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной и аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагоги могут использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.

4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации профильного обучения в общеобразовательной школе: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов; при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся). Необходимо отметить, что для школ, удаленных от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий в системе «школа-вуз»

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации профильного обучения в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе; взаимодействие с высшим учебным заведением.

Использование федеральных и региональных образовательных интернет-ресурсов в профильно-дистанционном обучении будет способствовать:

— эффективной реализации индивидуального подхода и личностной ориентации содержания обучения учащегося;

— активизации самостоятельной работы учащихся с творческими заданиями и проектами, ориентированными на поиск, отбор, анализ информации с использованием интернет-ресурсов;

— увеличению доступности использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов профильного обучения;

— расширению возможностей вузов по организации работы профильных клас-

сов в образовательном пространстве «школа-вуз».

Можно предположить, что применение дистанционных технологий в профильном обучении создаст наиболее благоприятные условия для профессионального самоопределения личности и дополнительного образования учащихся в избранном направлении будущей профессиональной деятельности, что позволит эффективно решать проблему подготовки кадров в системе высшего профессионального образования для самых разных отраслей производства в условиях современного рынка труда.

Примечания

1. Вершинин С. И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы / С.И. Вершинин. - М.: НИИ РО, 2004. - 40 с.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 22 с.

3. Лукина А. К. Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант: монография / А.К. Лукина. - М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005. - 76 с.

4. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М., 2004. - 135 с.

5. Хуторский А. В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - М.: ИОСО РАО, 200. - 304 с.

И.В. Солодилова

ТРЕБОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ К ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Статья посвящена актуальному аспекту дидактики высшей школы - принципам гуманизации и гуманитаризации, требования которых давно реализуются в образовательном процессе. В статье дается научное обоснование, аргументация актуальности и практической значимости принципов. Делается вывод, что при подготовке социальных педагогов для работы с неполной семьей представляется целесообразным выделять материал, позволяющий ориентироваться не только в изучаемом предмете, но и в других сопряженных сферах человеческих знаний, при этом предпочтительным является не соблюдение фактологических знаний, а изучение способов добывания этих знаний. Ключевые слова: образование в сфере культуры, принцип гуманизации, принцип гуманитаризации, педагогическая практика, обучение, социальный работник, неполная семья.

Большое значение социально-педагогической работы в настоящее время признана во всем мире. В качестве профессиональной деятельности она практикуется повсеместно. Политические, социально-экономические и культурные изменения в России, распад прежних систем социального обеспечения, их неспособность обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность населения -всё это потребовало поиска новых, нетрадиционных путей решения возникших проблем, в том числе и через подготовку профессиональных специалистов. Введение института социальной педагогики в России в период политических, экономических, социальных преобразований стало ответом на реальную действительность, которая востребовала специалистов, способных квалифицированно оказать помощь социально незащищенным слоям населения, ознаменовало поворот общества к проблемам людей, обусловленный тенденциями гуманизации и демократизации социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.