Научная статья на тему 'Профильная подготовка в научных обществах школьников, организуемых в учреждениях дополнительного образования'

Профильная подготовка в научных обществах школьников, организуемых в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFILE TRAINING / SCIENTIFIC ORGANIZATIONS OF SCHOOLBOYS / ADDITIONAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Кузьмин Роман Игоревич

В статье рассмотрена специфика профильного обучения через научные общества школьников, организуемых на базе учреждений дополнительного образования детей. Проанализированы преимущества данной модели профильной подготовки по сравнению с научными обществами учащихся, действующими в общеобразовательных школах Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Кузьмин Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile training of schoolboys in scientific organizations, arranged in additional education establishments

The article considers specificity of profile training of schoolboys through scientific organizations, arranged on the basis of establishments of an additional education of children. Advantages of the given model of profile preparation in comparison with the scientific organizations of pupils operating in comprehensive schools are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка в научных обществах школьников, организуемых в учреждениях дополнительного образования»

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 9-14.

3. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

4. Ивлев Ю.Л. Психологические детерминанты правового сознания военнослужащих Министерства обороны РФ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2007.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.

6. Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М., 1998.

7. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб., 2008.

8. Ивлев Ю.Л. Основные теоретические позиции проблемы формирования и развития правового сознания личности // Сборник научных трудов СевКавГТ. Серия Гуманитарные нау-

ки. 2007. № 5. URL: http:// www.ncstu.ru. Загл. с экрана.

9. Безносов Д. С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.

10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004.

11. Кархалев И.В. Акмеологические особенности развития правовой компетентности сотрудников наркоконтроля: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.

12. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 15.

Поступила в редакцию 12.12.2009 г.

Zhigulin A.A. Legal competence of the professional college student: features of development.

The basic results of the theoretical analysis of psychological features of legal competence are presented. Intrinsic characteristics of legal competence of the professional college student are revealed. Basic competences are formulated.

Key words: legal competence; legal development; components of legal competence; basic competences.

УДК 371+370.136

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Л.Н. Макарова, Р.И. Кузьмин

В статье рассмотрена специфика профильного обучения через научные общества школьников, организуемых на базе учреждений дополнительного образования детей. Проанализированы преимущества данной модели профильной подготовки по сравнению с научными обществами учащихся, действующими в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: профильное обучение; научные общества школьников; дополнительное образование; исследовательская деятельность.

Современные [тенденции в образовании направлены на непрерывность профессионального образования путем организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ. Поставленная цель может быть достигнута различными путями, среди которых

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

наиболее эффективными являются следующие формы и виды организации профильной подготовки учащихся: во время учебных занятий; в форме элективных и специальных курсов по выбору учащихся во внеурочное время; на базе учреждений дополнительного образования детей; в системе «школа-вуз» на базе ведущего регионального вуза.

Каждое из перечисленных направлений организации профильной подготовки учащихся имеет свои достоинства и недостатки, обладает специфическими особенностями и определяется результативностью достижения

поставленной цели. Однако следует отметить, что наиболее эффективно перечисленные формы профильной подготовки учащихся реализуются на базе учреждений дополнительного образования детей [1], т. е. данное направление является наиболее перспективным и требующим более детальной проработки.

Исходя из специфики проектируемого вида подготовки, выделим системообразующие понятия: учреждение дополнительного образования детей (УДОД), профильная подготовка учащихся (11ПУ) и научное общество школьников (НОШ) как одна из форм организации профильной подготовки учащихся на базе учреждения дополнительного образования детей. Проведем анализ системы «УДОД-НОШ-ППУ» с целью построения модели организации профильной подготовки учащихся посредством создания научных обществ школьников на базе учреждения дополнительного образования детей.

Основная цель учреждения дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В современных условиях данные образовательные учреждения играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда разновозрастных детей, позволяют адаптировать их к жизни в обществе, формируют общую культуру личности, позволяют организовать содержательный досуг [2].

Являясь более демократичным, нежели общее образование, дополнительное образование предполагает более свободный стиль общения между детьми и взрослыми, использует множество нетрадиционных методов и приемов работы, обладает широким спектром возможностей для формирования у детей интереса к предлагаемой деятельности, активности и раскрепощенности. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам, что значительно обогащает их круг общения. Ребенок добровольно включается в систему дополнительного образования: он сам выбирает интересующий его вид дея-

тельности, где хочет попробовать себя, раскрыть свои способности, развить задатки.

Таким образом, система дополнительного образования позволяет уменьшить действие или полностью исключить влияние таких характерных для традиционного образования факторов, как:

- сильная психологическая зависимость учащихся от учителя, определяющая специфику формирования психики учащихся российских школ;

- принудительный характер формирования учебной группы (класса) и общей направленности ее деятельности;

- специфика школьных предметных программ обучения, не позволяющих учащимся проявлять свободу мышления, спорить с учителем по изучаемым в рамках этих программ вопросам;

- отсутствие самостоятельности в анализе получаемой учащимися информации, а также ее поиске и подборе дополнительных источников получения знания;

- слабая ориентация обучения на использование современной информационной базы для поиска информации;

- определенная обособленность изучения отдельных предметов, дезориентирующая учащихся в плане представления общечеловеческого знания как единого информационно-аналитического массива.

Специфика образовательного процесса в УДОД такова, что школьники имеют возможность активно заниматься исследовательской деятельностью, разрабатывать научно-исследовательские проекты, выполнять исследовательские работы различного уровня сложности, имея при этом гораздо больше возможностей, чем в традиционном учебном заведении. Такое преимущество достигается посредством организации научных обществ школьников по интересам.

Организация школьных научных обществ на базе традиционного образовательного учреждения связана, в первую очередь, с необходимостью вовлечения учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность. Однако одним из пунктов устава обществ такого рода является следующий: «член научного общества - это в первую очередь представитель школьного коллектива, и никакие научные исследования не должны мешать его основной деятельности в

стенах школы» [3]. То есть, исходя из общей учебной нагрузки старшеклассника, на исследовательскую деятельность в стенах школы у него остается минимум времени.

Кроме того, организация школьных научных обществ осуществлена таким образом, что членом общества автоматически становится каждый учащийся профильного класса. Однако только немногие старшеклассники обнаруживают склонность к осознанной и целенаправленной учебной деятельности и еще меньшее количество школьников проявляют интерес к исследовательской работе. Поэтому вокруг действительно заинтересованных учеников собираются группы слабо мотивированных старшеклассников, в действительности занимающихся околонаучной и далеко не исследовательской деятельностью: набор текста на компьютере, техническая помощь в постановке и проведении экспериментов, художественное оформление исследовательских работ и т. д. Со стороны уче-ника-исследователя требуется руководство всем этим процессом, что еще больше уменьшает время на исследование.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для действительно исследовательской деятельности школьные научные общества в большинстве случаев будут малопригодны, поэтому вовлечение школьника в деятельность НОШ на базе УДОД более эффективно для развития его познавательной активности и интеллекта, повышения его мотивации на исследование и овладение основными исследовательскими знаниями, умениями и навыками.

Совершенствование исследовательских умений и навыков происходит в контексте исследовательской деятельности, основой которой они являются. Качество овладения исследовательскими умениями и навыками, с одной стороны, зависит от наличия у учащихся теоретических исследовательских знаний, а с другой - от качеств личности учащегося. Приведем перечень исследовательских умений и навыков:

- формулирование темы и цели исследования;

- оценивание важности выбранной темы исследования для себя и окружающих;

- выделение ключевого и сопутствующих понятий, исходя из выбранной тематики и цели исследования;

- формулирование проблемы и гипотезы исследования;

- определение предмета и объекта исследования;

- формулирование и постановка основных задач исследования;

- поиск и работа с разнообразными источниками информации;

- оперирование специальными терминами;

- выбор соответствующих данному исследованию методов и приемов решения поставленных задач;

- анализ степени изученности данной темы и выделение применяемых подходов к изучению данной темы;

- четкое и ясное изложение своих мыслей при анализе исследовательской ситуации и при дальнейшем ее раскрытии;

- корректирование или даже полное изменение цели и задач исследования на основе выбранной исследовательской темы;

- корректировка анализа исследуемой проблемы, нахождение ошибок в анализе;

- корректирование процесса исследовательского эксперимента на промежуточных и конечном этапах;

- обсуждение полученных выводов;

- правильное, соответствующее стандартам оформление исследовательских работ;

- оценка полученных результатов исследования, практического их применения.

Необходимо отметить, что исследование -это процесс творческий, оно не может базироваться лишь на усвоенных старшеклассником теоретических знаниях и исследовательских технологиях. В процессе исследовательской деятельности личность привносит в исследование свое «Я», получает определенный набор ценностей и интерпретирует их. Творчество требует от личности специальных способностей, самостоятельности, ответственности, широкой эрудиции, гибкого ума, умения концентрировать внимание на проблеме и находить оптимальные решения поставленным исследовательским задачам. Как показывает практика, именно через творчество личность самореализуется в исследовательской и других видах деятельности, что весьма важно для старшеклассника.

Таким образом, нужно найти дополнительные формы образовательной деятельно-

сти, в которых учащиеся могли бы принять участие на основе интереса к тому или иному направлению. Одной из таких форм является исследовательская деятельность в рамках научных обществ школьников, организованных на базе УДОД. Научные общества школьников рассматриваются как форма создания особого культурного мини-пространства, самостоятельного диалога наук и культур, как особая область, где объективные задачи образования соединены с личностными.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в рамках НОШ обладает рядом преимуществ, характерных именно для системы дополнительного образования:

1) гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

2) наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого - групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции;

3) направленность на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.

Учитывая вышерассмотренные особенности личности школьников, вовлеченных в исследовательскую деятельность в НОШ, можно определить основные направления деятельности научных обществ на базе

УДОД [4].

1. Направленность на расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2. Осуществление выявления наиболее одаренных учащихся в разнообразных областях науки и развитие их творческих способностей.

3. Активизация процессов самообразования и саморазвития учащихся, мотивация их на исследование.

4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

5. Возможность организации научноисследовательской деятельности учащихся с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации учащихся.

6. Наличие возможностей для активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с их возможностями и интересами.

7. Обучение учащихся работе с дополнительной литературой, формирование исследовательской культуры.

8. Возможность организации встреч и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении научно-исследовательской работы.

9. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

10. Рецензирование научных работ учащихся в ходе их подготовки к участию в конкурсах, конференциях на школьном, областном и всероссийском уровнях.

11. Подготовка и проведение научно -практических конференций, турниров, олимпиад.

Перечисленные возможности НОШ, организованных на базе УДОД, позволяют ученикам проявить себя в интересующей области знаний, а также способствуют непрерывности профессиональной подготовки школьников, при условии что направление их деятельности в НОШ совпадет или будет хотя бы частично пересекаться с их образовательной, а затем и профессиональной деятельностью в дальнейшем.

Это утверждение основывается на том, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, но требуются каждому человеку. Потому и исследовательская деятельность в настоящее время рассматривается не как узкоспециализированная сфера, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.

Таким образом, деятельность НОШ на базе УДОД имеет латентный профориентационный характер. В современной педагогике аналогичный характер имеет профильная подготовка учащихся. Выше уже отмечалось, что профильность может и должна быть реализована в УДОД, следовательно, можно утверждать, что именно НОШ, созданные на

базе УДОД, как нельзя лучше подойдут для решения этой задачи.

Для того чтобы выявить основные точки соприкосновения профильной подготовки учащихся (ППУ) и деятельности НОШ на базе УДОД, проанализируем специфику профилизации в общеобразовательных учебных заведениях (школа, лицей и т. д.). Профильная подготовка представляет собой систему педагогической, психолого-педагоги-ческой, информационной и организационной деятельности, содействующую самоопределению учащихся старших классов относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Основным документом, регламентирующим профилизацию обучения в старших классах школы, является «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». В ней отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [5].

Сегодня главные задачи предпрофиль-ной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией. При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и использование разных форм деятельности (экскурсии, дни открытых дверей и т. п.). Профильная ориентация предполагает «оказание учащимся психолого-педагоги-ческой поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования», способствует «... созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом» [5]. Таким образом, профильная ориентация направлена на диагностику учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения.

Становление личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения происходит эффективно, если:

- профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

- в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

- психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);

- достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой выступает сформированность ценностных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре профессионального самоопределения;

- используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения [6, 7].

Отметим, что в рамках реализации пред-профильного и профильного обучения современная школа сталкивается со следующими трудностями.

1. Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки. Это финансирование новых планов и программ, стимулирование администраторов и исполнителей данной Концепции, соответствующих рабочих программ, материальнотехническое обеспечение (и переоснащение) имеющихся кабинетов, аудиторий и мастерских и т. п. Существует еще одна сторона данной проблемы - это загруженность учителей школы, которые способны вести работу с детьми по предпрофильной и профильной подготовке. Учитель тратит очень много времени на свою основную работу, и профи-лизация для него становится без должного мотивирования (финансового, например)

просто дополнительными неоплачиваемыми обязанностями.

2. Предпрофильная и профильная подготовка реализуются за счет основной программы средней школы. В Концепции по этому поводу отмечается: «Очевидно, что любая форма профилизации ведет к сокращению инвариантного компонента». Однако там же указывается, что для создания образовательного пространства самоопределяющегося учащегося «необходимо... увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования». Основная проблема состоит в том, что изменять устоявшиеся образовательные программы не только очень сложно, но и ответственно, что предполагает прогнозирование последствий таких вмешательств в учебный процесс.

3. Еще одной проблемой является реальная неготовность многих педагогов и психологов к реализации предпрофильной и профильной подготовки. Для этого требуется специализированная подготовка специалистов к данному виду деятельности. И хотя существуют специализированные курсы повышения квалификации для учителей школ, все же квалифицированных кадров пока не хватает. Особенно остро данный вопрос стоит в сельской школе.

4. Полноценная профориентационная работа со школьниками помимо использования массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсультации. Однако чтобы организовать индивидуальные проф-консультации необходимо предусмотреть для этого не только время, но и подготовить специалистов, готовых и к такой ответственной работе. Другими словами, требуется создание образовательной системы «учитель-исследователь-исследователь-ученик», которая подразумевает «наставническую» деятельность педагога, заранее подготовленного к такой деятельности. Как отмечалось выше, кадров высокого уровня в данном направлении недостаточно. Учитель, загруженный проблемами, возникающими в образовательном процессе, не в состоянии дать полноценную консультацию, даже при условии, что он имеет для этого специальную подготовку.

5. Наконец, существует еще одна проблема, связанная с ранней профилизацией ребенка. Ряд педагогов считает, что это приведет к получению в дальнейшем очень «узких» специалистов, не способных к разностороннему восприятию окружающей действительности. Они считают, что именно непрофильные школы дают более обширное, универсальное образование, которое в перспективе может стать основой и для получения университетского образования, именно разносторонний человек больше приспособлен для жизни в сложном обществе. А разносторонний, широкообразованный специалист в большей степени востребован современным, постоянно обновляющимся производством. То есть ранняя профориентация в школе может ограничить развитие личности школьника и не помочь ему в дальнейшем осознанном выборе профессии, а наоборот затруднить его. Теми же педагогами признается тот факт, что ряду учеников (например. ребенку с хорошо развитыми гуманитарными способностями и практическим отсутствием склонности к точным наукам) есть необходимость в ранней профилизиции, но в общей массе учащихся они такой процесс отвергают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, перечисленные проблемы указывают на то, что возможностей реализации профильной подготовки учащихся (с учетом необходимости формирования компонентов учебно-исследовательской культуры) на базе школы гораздо меньше, чем на базе УДОД, где есть специально организованные НОШ с наставниками, имеющими соответствующую квалификацию. Таким образом, в определенной степени решается задача перегрузки учителя общеобразовательной школы. Кроме того, дополнительное образование не является обязательным, а, следовательно, НОШ будет объединять единомышленников - детей в равной степени мотивированных на исследовательскую деятельность в определенном направлении. Обучение в УДОД не ведется за счет уменьшения инвариантной части, а это говорит в пользу того, что основная часть учащихся, не вовлеченная в профильную подготовку, будет развиваться и обучаться по отработанным учебным программам и иметь все вытекающие из этого возможности. Вместе с тем УДОД финансируется несколько иначе, чем

общеобразовательная школа, что снимает первую из обозначенных выше проблем.

Итак, мы рассмотрели специфику учреждений дополнительного образования детей, особенности личности учащегося, вовлеченного в исследовательскую деятельность, возможности научных обществ школьников и трудности организации профильной подготовки учащихся на базе общеобразовательной школы. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что профилизация учащихся наиболее эффективно может быть организована в НОШ на базе УДОД. Выявим специфику такого НОШ, определяемую профиль-ностью обучения.

Структура НОШ подразумевает иерархию, на вершине которой находится совет НОШ, включающий представителей отдельных исследовательских направлений (секций), руководителя НОШ - педагога дополнительного образования, психолога. Уровнем ниже находятся отдельные секции по исследовательским направлениям, например, естественнонаучное, гуманитарное, математическое и т. д.

Совет НОШ решает основные организационные вопросы, основная же исследовательская деятельность происходит в секциях и в силу их разделения по направлениям имеет профориентационную направленность. Каждый из членов секции может:

- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.);

- получить необходимую консультацию у своего руководителя;

- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

- получить рецензию на научную работу у лиц, компетентных в данной теме;

- выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции;

- представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;

- опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Кроме того, каждый школьник по мере вовлеченности в исследовательскую деятельность может постепенно изменять свои профориентационные предпочтения и даже

осуществить переход из секции в секцию. Этот момент очень важен и должен проходить под контролем психолога, поскольку в данном случае квалифицированный специалист сможет отличить действительное изменение мировоззрения школьника от его неспособности самоопределиться.

Деятельность НОШ связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью УДОД комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. Таким образом, помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность в рамках научного общества школьников имеет и еще одно немаловажное значение - социальнопсихологическую адаптацию личности учащегося, преодоление некомфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, профориентационная направленность учащихся во многом зависит от работы, проводимой психологом УДОД совместно с руководителем НОШ. Их совместная деятельность, направленная на профессиональную подготовку учащихся, дает возможность наиболее эффективно направить учащихся на выбор дальнейшей сферы деятельности, исходя из их способностей и предпочтений.

Важнейшее значение в деятельности НОШ имеет установление научного взаимодействия с учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования, с ведущими учеными, что позволяет педагогам УДОД вывести исследовательскую деятельность учащихся на новый качественный уровень, приблизить ее к образцам подлинного научного поиска, повысить уровень знаний обучающихся по избранному научному направлению, обеспечить их раннюю профориентацию, расширить эрудицию старшеклассников в области современных достижений науки и обеспечить углубленное изучение специальностей вуза.

Деятельность ученых и преподавателей вузов в процессе сотрудничества с руководителем и участниками НОШ в УДОД включает в себя несколько аспектов:

- работа в составе экспертных советов во время проведения конкурсов и научнопрактических конференций. Целью данной работы является анализ научно-исследовательских работ учащихся с последующей выработкой методических рекомендаций по совершенствованию представленных работ;

- совместное с педагогами УДОД руководство научно-исследовательской деятельностью наиболее одаренных учащихся, их подготовка к участию во всероссийских конкурсах и олимпиадах;

- проведение семинаров для педагогов УДОД по вопросам методологии проведения научно-исследовательской работы, методики проведения исследовательских работ определенных направлений.

В перспективе, в результате совместной творческой деятельности ученых, руководителей научных обществ и обучающихся в УДОД должно быть сформировано субъектное сообщество увлеченных наукой людей, представленное, с одной стороны, учеными -носителями высших форм исследовательской деятельности, в которую, с другой стороны, погружаются учащиеся, как субъекты творческой и исследовательской деятельности.

Рассмотренная система «УДОД-НОШ-ППУ» является эффективной педагогической формой профориентации подрастающего поколения, что было показано при построении качественной модели организации профильной подготовки учащихся посредством соз-

дания научных обществ школьников на базе учреждения дополнительного образования детей.

1. Акулова О.В. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. Профиль развития подростка в программе дополнительного образования. СПб., 2003.

2. Интеграция общего и дополнительного образования / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой. М., 2006.

3. Шутов В.П., Кушнарев А.А. Школьное научное общество: первые шаги, трудности

и перспективы // Директор школы. 2002. № 3. С. 50-54.

4. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2006.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

7. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2004.

Поступила в редакцию 12.01.2010 г.

Makarova L.N., Kuzmin R.I. Profile training of schoolboys in scientific organizations, arranged in additional education establishments.

The article considers specificity of profile training of schoolboys through scientific organizations, arranged on the basis of establishments of an additional education of children. Advantages of the given model of profile preparation in comparison with the scientific organizations of pupils operating in comprehensive schools are analyzed.

Key words: profile training; scientific organizations of schoolboys; additional education; research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.