ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
© Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов, Ю.Н. Хорохорина, Г.Ф. Терещенко
В статье раскрыты функции педагога дополнительного образования, осуществляющего профильное обучение. Обоснована специфика организации профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей и необходимость специальной подготовки педагогов к реализации программ профильного обучения.
Ключевые слова: профильное обучения, дополнительное образование детей, функции педагога дополнительного образования, профильные программы.
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, развитие и реформирование системы образования обусловливают повышение эффективности работы всех ее звеньев, в том числе и учреждений дополнительного образования детей (УДОД), которые вносят большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии. Основным предназначением данных учреждений является развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг, обеспечение необходимых условий для индивидуального развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры учащегося [1].
Таким образом, в настоящее время учреждения дополнительного образования детей и юношества становятся центрами самореализации и профессионального саморазвития личности, способствуя социальной адаптации выпускника, его конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Мы рассматриваем дополнительное образование
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».
как целенаправленный, непрерывный процесс воспитания и обучения за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Являясь частью общей системы государственного образования, дополнительное образование детей призвано обеспечить выполнение следующих функций:
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей, социальной защиты прав несовершеннолетних на получение дополнительных образовательных услуг;
- обеспечение практической направленности, многофункциональности, разно-уровневости, разнообразия содержания, форм, методов деятельности учреждений дополнительного образования;
- индивидуализация и дифференциация процессов работы с детьми;
- возможность формирования у учащихся ранней профессиональной ориентации.
Содержание и организационные формы деятельности учреждений дополнительного образования разрабатываются на основе принципов, ориентирующих эту сферу деятельности на развитие социально-активной, образованной, культурной, профессионально-ориентированной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
В рамках поставленных задач принципы организации образовательного процесса должны обеспечивать: культурологический подход ко всей системе дополнительного образования; гуманистический характер образования; демократизацию управления дополнительным образованием; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка; общедоступность и вариативность реализуемых образовательных программ, адаптивность к уровням и особенностям развития воспитанников; непрерывность и преемственность дошкольного, школьного и дополнительного образования; свободный творческий поиск перспективных форм, приемов, методов педагогической деятельности; творческое сотрудничество детей, педагогов и родителей; сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы; правовую защиту и социальную адаптацию учащихся.
Наряду с этими общедидактическими принципами обучения, образовательная деятельность в УДОД, осуществляющих обучение на профильной стадии, призвана осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- реализации опережающей стратегии в организации профильного обучения на уровне региона, муниципалитета (открытие профилей, востребованных на рынке труда в течение 5-10 лет), соответствия ресурсного обеспечения профильной подготовки ее целям, задачам (наличие нормативно-правового, кадрового, программно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения);
- преемственности между предпро-фильной подготовкой и профильным обучением (между учреждениями образования и культуры; между учебными планами общеобразовательной школы и УДОД; взаимодополнение образовательных программ, их разработка на основе интеграции; преемственность в уровне обученности, сформиро-ванности общих учебных умений и навыков школьников);
- развития субъектности старшеклассников (осознанное определение учащимися профиля дальнейшего обучения, совместная разработка учащимися и педагогами индивидуальных образовательных маршрутов по освоению программ профильного обучения);
- рефлексии, конкретизации и коррекции индивидуальных образовательных маршрутов учащихся [2].
Организация профильного обучения в условиях УДОД невозможна без активизации роли педагога дополнительного образования; осознания им важности реализуемых программ профильных направлений; стремления к самореализации в профессиональной деятельности. В свете новой образовательной парадигмы деятельность педагога-воспитате-ля должна способствовать определению и дальнейшему профессионально-ориентированному развитию потенциальных возможностей учащихся. В этой связи возрастают требования к его общей и профессиональнодидактической культуре, которая должна способствовать формированию гуманистической профессиональной направленности, развитию профессионально значимых личностных качеств, которое проявляется в развитии дидактических способностей, умений и навыков.
Анализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, проведенный нами, позволяет констатировать, что они, помимо образовательной, воспитательной и развивающей, выполняют еще целый ряд взаимосвязанных функций: пропедевтическую, реабилитационную, ориентационную, компенсаторную, функцию социализации. Рассмотрим их более подробно.
Реализация пропедевтической функции связана с осуществлением педагогической поддержки ребенка в процессе профильного обучения в дополнительном образовании, направлена на становление ребенка как индивидуальности и представляет процесс совместного определения с воспитанником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в выбранной профессиональной сфере, путем выбора педагогом наиболее эффективных профессионально-ориентированных технологий с учетом индивидуальных возможностей воспитанников и обеспечение им дозированной педагогической помощи.
Реабилитационная функция педагогов дополнительного образования заключается в восстановлении уверенности у детей в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения содержанием и процессом
образовательной деятельности в ходе профильного обучения. Для обеспечения удовлетворения организуемая совместно с воспитанниками деятельность содержит в себе возможность создания ситуаций успеха.
Педагоги дополнительного образования работают со сферой реализации познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор профессионально-значимой деятельности, рационально организованный досуг с учетом потребностей семьи, детей и образовательных учреждений. Потенциал педагогов дополнительного образования трудно переоценить, т. к. в его пространстве неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его профессиональной самореализации, воспитания культурной одаренности. Сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь педагогов, родителей имеет различные формы сотрудничества: совместная деятельность в кружках, секциях, студиях, организация досуга, различные выездные мероприятия, такие, как объединенные походы, экспедиции, экскурсии и многое другое. Органичное сочетание досуга с различными формами профессиональной образовательной деятельности решает проблему занятости детей [3].
Реабилитационная функция в учреждениях дополнительного образования обеспечивается разноуровневым подходом к профильному обучению, включением воспитанников в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников. В результате чего происходит снятие «психологических зажимов», «комплексов неполноценности» у детей.
Педагоги дополнительного образования в большей мере, чем педагоги школ, оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной профессиональной жизни в обществе, но недостатком в данном случае является то, что эта работа сводится в основном к эпизодической организации массовых развлекательных мероприятий и проведению благотворительных акций, в то время как данная категория детей нуждается в систематической и целенаправленной помощи в организации их будущей профессиональной деятельности.
Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие творче-
ства детей является одной из главных задач педагогов дополнительного образования. Это очень важно, т. к. не все дети обладают способностями к академическому учению, и выход в другие профессионально-значимые сферы деятельности, которые предлагают педагоги дополнительного образования, в конечном итоге сказывается и на повышении их культурного уровня, и на результатах общего и профильного образования.
Ориентационная функция педагога дополнительного образования проявляется в помощи воспитаннику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении; в постепенном формировании у воспитанника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению профессиональных перспектив своего развития. Педагоги дополнительного образования осуществляют активное включение воспитанника в качестве субъекта в процесс собственной ориентации, создают условия для развития у него осознанного и ответственного отношения к своему будущему на основе реальной оценки всей совокупности информации.
Педагоги дополнительного образования постоянно строят свою работу в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворческая обстановка, которая впоследствии помогает детям в достижении различных жизненно важных целей.
Компенсаторная функция заключается в создании возможностей для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, свобода выбора формы образования дополняется свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении благодаря тому делу, которое каждый делает сам. Таким образом, педагоги дополнительного образования компенсируют те ограниченные возможности индивидуального развития детей, которые присутствуют в условиях массовой школы.
Перед педагогами дополнительного образования стоит также задача в оказании поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. Педагоги дополни-
тельного образования выполняют также функцию социальной защиты детей, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Учреждения дополнительного образования являются одним из важных факторов социализации детей. Занятия в них позволяют детям значительно расширить круг своего общения, способствуют развитию общительности и открытости в общении и формированию коммуникативной культуры. Для детей оказывается важными не только удовлетворение своего интереса, но, что очень важно для сегодняшней ситуации, возрастает ценность дружбы, общения, т. е. значимой становится ориентация на другого и окружающих людей. В то же время в современном обществе укрепляется необходимость более гибкой и разносторонней полоролевой дифференциации, в том числе и средствами воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Но все же основной задачей, которая стоит перед педагогами дополнительного образования, является развитие личности детей и подростков, проявляющих интерес к науке, искусству, культуре, спорту. Качественное изменение в содержании дополнительного образования детей ставит перед педагогами следующие задачи: обеспечение условий для реализации деятельностных потребностей с целью развития разносторонних способностей детей и подростков, их профессионального самоопределения; формирование навыков учебно-исследовательской, опытнической работы; организация содержательного досуга обучающихся, формирование их общей культуры.
Осуществление выявленных функций предъявляет особые требования к личности педагога дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он еще должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, гуманными установками по отношению к людям в целом, и в особенности к детям, широкой эрудицией и достаточным уровнем общей и профессионально-дидактической культуры.
В связи с этим встает вопрос о подготовке нового типа педагога дополнительного образования профильного обучения, который
способен выполнять следующую систему действий:
1. Осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся; оказывать помощь школьникам в рефлексии их интересов, способностей, склонностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения.
2. Участвовать в разработке модели выпускника профильного обучения в условиях УДОД; определять конечные результаты его образовательной деятельности по конкретному профильному направлению.
3. Оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ.
4. Осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- участвовать в проектировании учебного плана профильного обучения в условиях УДОД;
- самостоятельно разрабатывать образовательную программу по своему направлению с учетом образовательных потребностей конкретных учащихся, особенностей профиля обучения;
- осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения;
- разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения;
- разрабатывать учебно-методические комплекты для элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности, организации самостоятельной работы.
5. Консультировать обучающихся по вопросам самоорганизации их образовательной деятельности; по вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, технологии творческой деятельности.
6. Разрабатывать и использовать различные критерии изучения образовательных и личностных достижений учащихся.
Названный перечень видов деятельности, на наш взгляд, должен стать предметом коллективного обсуждения и разработки методической службы конкретного УДОД.
В контексте ведущей цели профильного обучения - личностного развития обучающихся - чрезвычайную важность приобретает наличие у педагога дополнительного образования индивидуального опыта профессионально-личностного саморазвития [4]. Условная «формула» деятельности педагога профильного обучения - развивая себя, помогать в овладении технологией саморазвития обучающемуся и вместе с ним «выходить» на новые идеи, концепции и технологии развития жизнедеятельности системы профильного обучения. Особую важность приобретает научно-исследовательская деятельность педагога УДОД, осуществляющего профильное обучение, его непосредственный научно-практический вклад в развитие моделей профилизации дополнительного образования.
В связи с вышеизложенным, особо остро встает вопрос о профессиональной переподготовке педагога для рассматриваемой профильной системы дополнительного образования детей. В высших учебных заведениях страны таких специалистов не готовят, также отсутствуют и институты переподготовки кадров для этой системы.
Недостаточная разработанность теоретических положений организации профильного обучения в условиях УДОД вынуждает педа-гогов-практиков искать решения собственных педагогических проблем дорогостоящим путем «проб и ошибок». Проведенный нами анализ образовательных программ педагогов дополнительного образования Тамбова показывает, что 85 % программ являются типовыми и модифицированными, 15 % экспериментальными и авторскими. 30 % реализуемых программ помогают учащимся в профессиональном самоопределении, что, на наш взгляд, наиболее важно в плане социальной защиты детей.
Общим недостатком реализуемых программ является то, что они в основном одноуровневые и рассчитаны на 1 год обучения, что снижает возможности наиболее полного формирования и развития профессиональнотворческих способностей детей, добиваться высоких результатов в конкурсах и соревнованиях. Так, по программам первого года обучения в городе занимается более 60 % детей и подростков, второго года обучения -22 %, третьего года обучения - лишь 5 %.
Выявленная нами специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы профильного обучения, является аргументом в пользу того, что подготовку специалистов в этой области необходимо выстраивать на культурологической основе. Знаниевый принцип, трактующий подготовку педагога как «накопление багажа знаний по преподаваемому направлению», не может быть применим для системы профильного дополнительного образования, а напротив, он может быть в определенном смысле тормозом для совершенствования и наполнения новым содержанием педагогической деятельности.
Задача современного педагога дополнительного образования состоит в создании условий для саморазвивающейся и ответственной личности ребенка, но к этому можно прийти лишь в результате взаимодействия педагога с ребенком на основе добровольного сотрудничества и диалогического общения, совместной творческой работы, общности интересов и устремлений; организации разнообразной многовидовой деятельности, как способа привлечения детей к самостоятельным занятиям по интересам; обеспечения педагогически целесообразного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребности в саморазвитии и самоутверждении [5]. Эти задачи по силам решить только педагогам, имеющим высокий уровень общей и профессионально-дидактической культуры, творческую направленность педагогической деятельности, опыт самостоятельной разработки программно-методического обеспечения и реализации профильного обучения.
Анализ деятельности педагогов дополнительного образования, реализующего программы профильного обучения, позволил выявить следующие ее особенности.
Педагоги дополнительного образования ориентированы на профильное обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей, образовательных потребностей, личностных склонностей путем создания максимально благоприятных условий для профессионально-творческого саморазвития, полноценного удовлетворения каждым ребенком своих личных образовательных интересов.
Образовательно-воспитательный про-
цесс, осуществляемый педагогами дополнительного образования - процесс непрерывный, охватывающий все ступени по возрастам. Общие направления содержания образования основываются на интересах, потребностях и запросах детей, родителей, педагогических коллективов. Набор видов деятельности педагогов очень мобилен и отражает как постоянные, так и быстро меняющиеся интересы учащихся. Поэтому педагоги дополнительного образования осуществляют обучение в основном по самостоятельно модифицированным или авторским программам профильного обучения, которые они составляют с учетом разновозрастного состава воспитанников в группах, а также с учетом различного уровня их подготовленности. В связи с этим педагоги используют разноуровневые профильные образовательные программы.
В системе дополнительного образования педагоги имеют более широкие возможности, по сравнению с учителями общеобразовательных школ, не только для самореализации своих личностных и профессиональных качеств, но и на воплощение и развитие личностных качеств своих воспитанников, построение дидактической деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Дидактическая деятельность педагогов дополнительного образования по сравнению с преподавателями общеобразовательных школ отличается более высоким разнообразием содержания, форм и методов обучения, а также профильностью и более высокой профессиональной направленностью.
Таким образом, на нынешнем этапе модернизации образования и приведения его в соответствие с новыми социально-экономическими тенденциями, способность к внутреннему совершенствованию педагога и
стремление к повышению уровня своей профессионально-дидактической культуры
должно стать осознанной необходимостью, тем более, что в последнее время возрос спрос населения на дополнительные профессионально-ориентированные образователь-
ные услуги.
1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Кравченко М.Б. Методологические основания разработки моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 3 (71). С. 9-14.
2. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения. СПб., 2005.
3. Макарова Л.Н., Усов А.А. Профессиональнодидактическая культура педагога дополнительного образования. Белгород; Тамбов, 2003.
4. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностноориентированного подхода. М., 2006.
5. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. М., 1997.
Поступила в редакцию 6.03.2009 г.
Makarova L.N., Sharshov I.A., Horohorina Yu.N., Tereschenko G.F. The specialties of the activity of the teacher who is carrying out the profile training in the conditions of establishments of an additional education. In the article the functions of the teacher of the additional education which is carrying out profile training are opened. The specificity of the organization of profile training in establishments of an additional education of children and necessity of special preparation of teachers to realization of programs of profile training are proved.
Key words: profile training, an additional education of children, functions of the teacher of an additional education, profile programs.