УДК 371
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВУЗОВ1 © Л.Н. Макарова, Г.Ф. Терещенко
В статье раскрыты особенности организации профильного обучения учащихся в системе взаимодействия учреждений дополнительного образования и вузов. Обоснованы достоинства данной модели профильной подготовки и ограничения, существующие при ее реализации.
Ключевые слова: профильное обучения; дополнительное образование детей; взаимодействие; вуз; сетевая кооперация.
Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
В качестве важной научной и жизненной проблемы выдвигается задача совершенствования взаимодействия общеобразовательной и профессиональной школы в управлении непрерывным образовательным процессом, поскольку повышение качества подготовки специалистов в значительной степени зависит от согласованности их усилий.
Профильное обучение - это система специализированной подготовки школьников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям учащихся, и способная обеспечить осознанный выбор школьниками будущего направления своей профессиональной деятельности. Практика сегодняшнего дня показывает, что современные требования к уровню образования и образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым (школьным) образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, дополняющем базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и способствующем ее более эффективной профилизации [1].
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».
Для организации профильного обучения старшеклассников в настоящее время становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования детей, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т. п. Каждый из этих образовательных институтов самоценен и равноправен в отношении другого, поэтому нельзя считать один из них основным, а другие второстепенными. Интеграция этих подсистем сегодня стала не только возможной, но и необходимой, т. к. изменилась главная ценностная ориентация образования: гарантировать учащемуся не результат, выраженный в сертификате, а шанс на успех.
Целью образования для человека становится приобретение знаний как имущества, которое пригодится ему в будущем для достижения жизненного успеха, а именно: на основе полученных знаний более полно ощущать свою значимость, удачно и выгодно обменять эти знания на определенное положение в обществе, должным образом выполнять свои служебные обязанности [2]. Для достижения этой цели каждый учащийся с помощью педагога прокладывает свой дальнейший образовательный маршрут. Этот маршрут и является для учащегося стандартом, эталоном на определенный момент, ступенькой, на которую предстоит подняться. Построение такого маршрута возможно именно при интеграции перечисленных подсистем.
Одной из важнейших функций профильного образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерыв-
ному, опережающему базисное состояние активному приращению знаний. Развитие на этой основе самого себя как личности способствует целенаправленному, прогностически ориентированному формированию среды своей жизнедеятельности и одновременно повышает степень индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды [3].
Задача профилизации в учреждениях дополнительного образования - создать такие условия, чтобы каждый ученик понял, к какой сфере деятельности он склонен и более способен. Сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить такой уровень предпрофессиональной подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в высшее учебное заведение, соответствующее направленности его интересов [4].
Как следует из приказа министра образования и науки РФ «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение в конкретных учреждениях дополнительного образования может осуществляться за счет «привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений». Поэтому введением профилизации преследуется и еще одна цель - обеспечить преемственность учреждений дополнительного образования с высшими учебными заведениями, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.
Профильное обучение определяет необходимость (и это первое необходимое условие его реализации) формирования и постоянного прироста знаний, и прежде всего фундаментального характера - в виде устойчивого их ядра (базового тезауруса) - достаточного минимума («знаний на всю жизнь»), на каждом из уровней профильного обучения, выбираемых личностью, а также в процессе непрерывного профессионального образования.
Второе основное условие - развитие у личности умений пользоваться знаниями в инновационном режиме, желаний, способностей и возможностей к их приращению путем самообразования, стремления к пока еще невостребованному, опережающему знанию. Процесс же самообразования протекает непрерывно в различных формах и основного,
и дополнительного, и профессионального образования через всю жизнь человека.
Кроме того, профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Исходя из этого, специфика современных требований к профильному обучению в дополнительном образовании детей заключается в:
- оснащенности образовательного процесса образовательными программами, помогающими учащимся сформировать социальную компетентность;
- представлении каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
- многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;
- личностно-деятельностном характере образовательного процесса, его социокультурной направленности;
- возможности получения допрофес-сионального образования.
К несомненным достоинствам дополнительного образования следует отнести реализацию права человека на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога [5]. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются порицаниям.
Очень важно при этом, что дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятель-
ная, исследовательская, творческая деятельность детей с последующими отчетами перед коллективом объединения в начале нового учебного года. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков завершения его этапов и последовательность перехода образовательного процесса из одной стадии в другую.
Занятия в учреждениях дополнительного образования возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Заниматься здесь никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Содержание дополнительного образования не стандартизируется, именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Таким образом, осуществляя преемственность деятельности учреждений дополнительного образования с высшими учебными заведениями, при разумном использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение в высшей школе можно сделать более личностноориентированным, учитывающим индивидуальные особенности детей [6].
Кооперация высшего учебного заведения с учреждением дополнительного образования детей осуществляется «по вертикали», а не «по горизонтали», как это происходит в процессе взаимодействия УДОД и специализированных учебных заведений. Имеющийся опыт показывает, что недостаточное использование педагогическими коллективами высшей школы новых социально-экономических возможностей, отсутствие взаимодействия вузов и учреждений дополнительного образования в работе по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии и специальности приводят к перегрузке вуза многочисленными, часто не свойственными ему обязанностями, что снижает общую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Это происходит потому, что в организации работы по подготовке школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии отсутствует единство, согласованность во взаимодействии вуза с учреждениями дополнительного образования, не реа-
лизуется принцип системности в подготовке, планировании и осуществлении совместной деятельности. Нередко «взаимодействие» рассматривается узко, только как эпизодическая помощь учреждений друг другу [7].
Однако взаимодействие - это не только помощь друг другу, а разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие личности. Взаимодействие педагогического коллектива учреждений дополнительного образования и вуза - это процесс реализации связей (отношений) с целью формирования всесторонней развитости личности, ее активно-нравственной позиции [8]. Характерными признаками такого взаимодействия являются: разнообразная совместная деятельность, положительные взаимоотношения, взаимопонимание и доверительные отношения педагогов и старшеклассников, коллективность в обсуждении основных вопросов, итогов работы, взаимовлияние педагогического и ученического коллективов, приводящие к обогащению их воспитательного потенциала и активизации воспитательной деятельности, дух взаимопомощи, коллективной ответственности, управление со стороны вышестоящих организаций. От того, как осуществляется взаимодействие, во многом зависит уровень учебно-воспитательного процесса как в вузе, так и в учреждении дополнительного образования, формирование активности личности, ее интересов.
Взаимодействие высшего профессионального и дополнительного образования будет успешным при соблюдении следующих принципов.
1. Принцип веры в образование. Реализация данного принципа предполагает формирование у учащихся представлений о социальной значимости образования и условиях достижения успеха в конкретной профессиональной области. Помочь в реализации данного принципа может издание специальной газеты и журнала, информирующего учащихся и родителей о дополнительных образовательных услугах (УДОД и вуза). специальные семинары для родителей, театрализованные формы, представляющие модель выбора и осуществление преемственности образовательного пути.
2. Принцип ответственности. Согласно этому принципу учащиеся и родители должны доверять учебному заведению (УДОД и вузу), которое, в свою очередь, берет на себя обязательство обеспечить оптимальные условия для профессионального самоопределения личности. Кроме того, должен быть обеспечен механизм профессионально-правовых гарантий качественности сертифицированных дополнительных образовательных услуг.
3. Принцип местной инициативы. В соответствии с этим принципом в рамках дополнительного образования квалифицированными специалистами разрабатываются образовательные программы с учетом особенностей региона и являющиеся основой для получения в вузе профессий, востребованных на региональном рынке труда. Это повлечет за собой отсутствие единообразия в программах и сохранение своеобразия культур народов региона, увеличение конкурентоспособности будущих специалистов.
4. Принцип демократии. Этот принцип требует такой организации образования в УДОД, при которой задатки и способности каждого учащегося максимально развиты, т. е. каждому учащемуся предоставляются равные права на выбор дополнительных образовательных услуг, а впоследствии и специальности соответствующего профиля в вузе.
5. Принцип практической полезности. Каждая из дополнительных образовательных услуг в УДОД должна представляться в контексте развития задатков и учебно-профессиональных компетенций конкретного учащегося, что является основой для практической реализации совместной деятельности УДОД и вуза на основе идей личностноориентированного и контекстного подходов.
6. Принцип развития. Каждому ребенку в соответствии с законом РФ «Об образовании» предоставляется право на личностное развитие в ходе образовательного процесса. Его организация в единстве образовательного государственного стандарта и дополнительных образовательных услуг позволяет реализовать данное право. Стадии образовательного маршрута фиксируются в карте развития учащегося, результаты учебнопрофессиональной деятельности в УДОД отражаются в портфолио, что служит обоснованием выбора профиля обучения в вузе.
7. Принцип опережения. Данный принцип объясняет систему преемственности в организации профильного обучения в системе «дополнительное образование - вуз». Дополнительные образовательные услуги должны предлагаться родителям и учащимся таким образом, чтобы определить их жизненные потребности, способствовать эффективному самоопределению, приобретению базовых специальных компетенций, обеспечивающих процесс адаптации к обучению в вузе.
8. Принцип координации. Система образования готовит гражданина с перспективой на десятилетия. Таким образом, необходима согласованность действий всех звеньев системы образования: общеобразовательной, профессиональной, высшей школы и дополнительного образования.
В русле реализации Концепции профильного обучения в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина был заключен договор и разработан план сотрудничества с Тамбовским областным Центром развития творчества детей и молодежи. Университет берет на себя обязательства:
- предоставлять информацию об университете, правилах поступления и формах обучения, направлениях подготовки специалистов;
- проводить факультативные занятия в специализированных подразделениях учреждений дополнительного образования;
- организовать научные общества учащихся с целью формирования учебно-исследовательской культуры учащихся;
- оказывать методическую помощь в разработке учебных планов и программ в профильных объединениях Дворца творчества детей и молодежи;
- предоставить учащимся профильных объединениях УДОД право пользования библиотекой университета, компьютерными классами и лабораториями вуза;
- осуществлять профильную подготовку путем включения в учебный план УДОД обязательных занятий с углубленным изучением предметов по выбору учащихся;
- разработать перечень востребованных курсов по каждой образовательной области (технической, химико-технологической, гуманитарной, естественно-научной);
- согласовать содержание программ профильного обучения в УДОД с имеющимися в вузе программами вступительных экзаменов;
- разработать новые формы организации учебного процесса профильного обучения в УДОД с использованием имеющихся в вузе лабораторий;
- разработать дистантные формы сотрудничества, используя мультимедийные средства;
- организовать взаимодействие руководителей профильных объединений с институтами, факультетами и кафедрами востребованных курсов;
- организовать психолого-педагогичес-кую и социологическую консультативную помощь учащимся и родителям в выборе профиля обучения.
Рассмотрим основные направления взаимосвязи высшего профессионального и дополнительного образования.
Предметно-кружковая деятельность:
1) привлечение учащихся в объединения УДОД с целью выявления и развития их индивидуальных задатков, формирования мотивации к конкретной профессиональной деятельности;
2) допрофессиональная и первичная профориентация школьников - будущих студентов вуза на основе реализации дополнительных образовательных программ длительного срока обучения;
3) углубленное изучение отдельных дисциплин в учреждениях дополнительного образования: изучение математики, физики в «Школе юного радиоспортсмена», гуманитарных дисциплин в заочной школе «Юный журналист», дисциплин эколого-биологи-ческого цикла в Центре творческого развития, экологии и туризма, эстетических предметов в кружках художественной направленности;
4) расширенное образование, имеющее множество вариаций: комплекс предметов или различные виды деятельности вокруг одного предмета: преподаватели отделений «Дизайн одежды» и «Менеджмент туризма» сотрудничают с детскими центрами и театрами моды, что позволяет учащимся знакомиться с историей костюма, заниматься хореографией, изучать этикет; краеведение, включающее различные направления: исто-
рическое, литературное, географическое, этнографическое и др.;
5) специализированные программы повышения специальных компетенций в УДОД как дополнение к программе образовательного учреждения: используя навыки работы с компьютером, в учреждениях дополнительного образования учащиеся овладевают новыми информационными технологиями;
6) подготовка в вузах специалистов для системы дополнительного образования;
7) привлечение к работе в УДОД преподавателей вуза.
Культурно-досуговая деятельность:
1) культурно-досуговые мероприятия в УДОД по заказу профессиональных учебных заведений в рамках учебной программы (тематическая экскурсия) или в дополнение к ней (турслет). Мероприятия могут быть камерными (для одной группы: литературная гостиная), а могут быть массовыми (для нескольких УДОД);
2) организация деятельности детских оздоровительных лагерей и площадок для учащихся в период каникул и обеспечение их кадровым составом (вожатые - студенты вуза);
3) совместная подготовка и проведение городских и районных праздников, конкурсов, соревнований (преподаватели, студенты вуза и педагоги УДОД).
Социально-психологическая поддержка:
1) специальные виды психологической и социальной помощи и поддержки учащимся, имеющим социально-педагогические проблемы (в сотрудничестве с психологической службой УДОД или в форме регулярных консультаций при ее отсутствии);
2) повышение педагогической культуры родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования (школа родительского мастерства);
3) поддержка здоровья учащихся и ва-леологическое образование педагогов, помощь в разработке здоровьесберегающих технологий в инновационной образовательной среде УДОД.
Методическая деятельность:
1) совместная экспериментальная работа вуза и УДОД, когда учреждения дополнительного образования могут выступать как экспериментальные площадки для апробирования новых педагогически технологий. Творческий компонент, мобильность, боль-
шая степень свободы, присущие УДОД, способствуют генерированию новых педагогических идей, созданию инновационных моделей;
2) подготовка и проведение научнопрактических конференций и семинаров. УДОД могут выступать как ресурсные учебно-методические и научно-методические центры, на базе которых преподаватели вуза обучают и оказывают методическую помощь педагогам учреждения профессионального образования;
3) учреждения профессионального образования могут выступать стажерской площадкой для студентов вуза по определенному профилю;
4) повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД по проблеме организации профильного обучения.
Организационно-педагогическая (административная) деятельность. Постоянные контакты преподавателей вуза с педагогами УДОД - действенная форма сотрудничества. Организационно-педагогическая
взаимосвязь выражается, прежде всего, в использовании материальной базы и кадров вуза для учреждений дополнительного образования. Нормативно-правовая сторона такого сотрудничества оформляется в виде договора между УДОД и вузом, который вступает в силу после утверждения его в органах управления образованием.
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. М., 2004.
2. Ясин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично -стно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
4. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб., 2006.
5. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. СПб., 2005.
6. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностноориентированного подхода. М., 2006.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика. М., 2008.
8. Худин А.Н. Профильное обучение: аспект взаимодействия вуза и общеобразовательной школы. Курск, 2005.
Поступила в редакцию 14.11.2009 г.
Makarova L.N., Tereschenko G.F. Profile training of pupils in the course of interaction of establishments of additional education and high schools. The article reveals the features of organization of pupils’ profile training in the system of interaction of establishments of additional education and high schools. Advantages of the given model of profile training and restrictions existing while its realization are proved.
Key words: profile training; additional education of children; interaction; high school; network cooperation.
УДК 371
ВЕДУЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА © А.В. Королёва
В статье рассмотрены три группы ведущих противоречий, имеющих место в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе. Проведен подробный анализ и обоснована важность их разрешения для эффективной подготовки будущих специалистов данного профиля.
Ключевые слова: противоречие; социальный педагог; учебная деятельность социального педагога; профессиональная деятельность социального педагога.
В процессе профессионализации специалистов по социальной педагогике возникает ряд проблем, порожденных различного рода противоречиями. Под противоречием пони-
мается «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимо-
14б