References
1. Gadzhieva PD. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii uchaschihsya: Uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.
2. Biryukov S.A. Sistema grazhdansko-pravovogo obrazovaniya v srednej shkole. Prepodavanie istorii v shkole. 2014; № 7: 61 - 64.
3. Bolotina T.V. Problema prav cheloveka v soderzhanii obrazovaniya. Pedagogika. 2014; № 2: 3 - 8.
4. Hodzhaliev S.A. Mesto i rol' interaktivnyh tehnologij v processe formirovaniya professional'noj kompetencii vypusknikov vuzov. Pedagogika vysshej shkoly. 2015; № 3 (03): 45 - 48.
5. Gadzhieva P.D. Metodicheskie osnovy organizacii gruppovogo vzaimodejstviya studentov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 185 - 186.
6. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Razvitie metapredmetnyh kompetencij studentov v usloviyah prohozhdeniya pedagogicheskoj praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 292 - 294.
Статья поступила в редакцию 25. 09 2019
УДК 371
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHODICAL BASES OF MODELING OF THE PLAN-ABSTRACT OF AN INTERACTIVE LESSON ON THE RIGHT AT SCHOOL. In this article, on the basis of analysis available today, the pedagogical experience of the organization of legal training of students of educational institutions, considers the relevance and practical need to update teaching methods of legal courses, the article describes the methodological basis for the use of various educational technologies methods and techniques of teaching, particularly methods of interactive learning; for example, the methodological development of a specific lesson described features of the use of interactive teaching techniques at different stages of training in law. The authors conclude that the most significant competencies of students acquired in the process of interactive learning are: teamwork, which is expressed in the ability to create a climate of cooperation, compliance with the rules of conduct, tolerance for other opinions, sociability, which is manifested in the ability to interact, inspire new goals and plans and the ability to engage in dialogue, participate in joint decision-making.
Key words: legal training, interactive technologies, brainstorming, pop formula, game, cinquain.
П.А. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ПО ПРАВУ В ШКОЛЕ
В данной статье на основе анализа имеющегося на сегодняшний день педагогического опыта организации правового обучения учащихся общеобразовательных организаций рассмотрена актуальность и практическая необходимость обновления методики преподавания правовых курсов. В статье описаны методические основы применения различных образовательных технологий, методов и приемов обучения, в частности приемов интерактивного обучения; на примере методической разработки конкретного урока охарактеризованы особенности применения интерактивных приемов обучения на разных этапах учебного занятия по праву Авторы делают вывод о том, что наиболее значимыми компетенциями учащихся, приобретенными в процессе интерактивного обучения, являются следующие: работа в команде, которая выражается в умении создавать климат сотрудничества, выполнение правил поведения, проявление терпимости к другому мнению, коммуникабельность, которая проявляется в умении взаимодействовать, вдохновлять новыми целями и планами, вести диалог, участвовать в совместном принятии решений.
Ключевые слова: правовое обучение, интерактивные технологии, мозговой штурм, ПОПС-формула, игра, синквейн.
К настоящему времени доказано, что усвоение внешней информации обучаемым осуществляется многоканально при существенном доминировании одного из каналов, что предопределено генетическими факторами и несовершенством школьного обучения. У кого-то развит звуковой канал восприятия юридической информации (для аудиалов желательны беседы, аудиозаписи, подача материала преподавателем в монологичной форме и проч.), у других же большую роль играет зрительное восприятие (следовательно, в процессе организации учебных занятий желательно использовать наглядные средства обучения, в том числе рисунки, графики, схемы, таблицы, опорные сигналы, содержательные модели определенной темы курса). Кинестетики нуждаются в пространственно-двигательных формах работы, а потому участие в мини-группах, ролевых, сюжетных, деловых играх на занятиях становится весьма результативным. Задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать полимодальные методы воздействия на процесс усвоения школьниками юридических конструкций. Однако сделать это без предварительной подготовки сложно. В профильных образовательных учреждениях, а также там, где преподавание права осуществляется с первого класса, должна быть создана грамотная система правового обучения на базе индивидуального подхода учителя к каждому ученику (школьные учителя должны быть знакомы с особенностями психолого-физиологического развития каждого ребенка, используя это в своей работе) [1 - 6].
В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции, семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции методистов по этим проблемам.
Так, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой российский вариант юридической технологии профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР «ПОПС-ФОРМУЛА» используется при организации споров, дискуссий на уроке.
Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика мозгового штурма, используемая в том случае, когда нужно
предложить как можно больше вариантов решения проблемы. Вот некоторые правила проведения мозгового штурма:
- необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;
- подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;
- необходимо выбрать ведущего для проведения мозгового штурма;
- каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко;
- все предложения записываются на бумаге;
- мозговой штурм нельзя проводить более 10 - 15 мин.
На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются схожие идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.
Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании такого метода на уроке:
«Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, если у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все обучаемые делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к учителю или дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное».
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны
с инновациями в области правового обучения. Степень эффективности новых методик обучения проверяется практикой, экспериментальной деятельностью школ.
Рассмотрим на примере конкретного урока возможности применения интерактивных технологий обучения.
Тема урока: « Гражданское общество и правовое государство».
Опрос домашнего задания можно провести, например, сочетая интерактивные и традиционные формы:
1) фронтальный опрос:
а) мозговой штурм на тему «Правовое государство и общество»;
б) эссе на тему « Мои представления о правовом государстве»;
в) ролевая игра (учащиеся делятся на две команды для решения кроссворда; в нем представлены основные словарные понятия по теме «Правовое государство»);
г) словарная работа (решение кроссворда).
По вертикали: 2, 3, 4, 6, 7, 13, 15.
По горизонтали: 1, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14.
Закрепление изученного материала также можно провести на интерактивной осноае:
1. Просмотр видеофильма с последующим анализом и обсуждением, ис-псльзуя дискуссионные методы.
Прав илапропедениядпскуссии:
- я критикую идеи, а не людей;
- мот цсеьнеоллм.чиобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
- я изменяюявою течку збения под воздействием фактов и убедительных ар гумантяв;
- бчиакаю мнениеказдого.даже еели яо н импесогаяеен.
Оомлтие, чтоэлемень дисктссопприемлемна воехетапьх трьаа.тедчил-аусутто сблуетс, пметьумждабкти оьптюпвптьря, те^ижеяпелоьаческогодо-атоу ьстеаеепонента, фермируетпя игенно в хсдлдискбсспй.
2. Состатонния вычгопплниппо ьехноя огитбЮПС-формрбы наеожы «Я-гражданин; гражданское общество).
3. Антогс и рeшeипбктублeмпыл еяттеяий яыаботг с клт^^егами^Г.
Bнcжнxьaкояилeния язуглнны"о мапгриялелфермирования гражданской
ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы пьлyатюбкяpттмкл с очгланием cитyыкпчияялnны, ^бс^^^и^ь«.
Библиографический список
в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить в зависимости от задания правильное решение проблемы. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.
Карточка № 1
Решение кейса
Флоренс Найтингейл (англ. Florence Nightingale; (12 мая 1820, Флоренция -13 августа 1910, Лондон) - сестра милосердия и общественный деятель Великобритании) отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.
Жан Анри Дюнан (фр. Jean Henri Dunant; 8 мая 1828 - 30 октября 1910) -швейцарский предприниматель и общественный деятель) в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.
Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества? Карточка № 2 Решение кейса
В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.
Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?
На основе нашего многолетнего опыта можно отметить, что эффективность интерактивных технологий обеспечивается только при определенных условиях: давать задания студентам для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания; отбирать для занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы студентам «ключ» к усвоению темы; на занятии использовать одно (максимум - два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп; проводить спокойное,глубо кое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, концентрируя внимание и на другом материале темы, не затронутом в интерактивном упражнении.
Сакумобразом, можно сделать вывод, что наиболее значимыми компетенциями учащихся, приобретенными в процессе интерактивного обучения, являются следующие: работа в команде (умение создавать климат сотрудничества, выполнение правил поведения, проявление терпимости к другому мнению и т.д.); коммуникабельность (умение взаимодействовать, вдохновлять новыми целями и планами и вести диалог, участвовать в совместном принятии решений).
Ппимен ение интерактивных технологий способствует формированию лич-нобти уимщегося, успешному развитию его самостоятельной активности вне организованных педагогом занятий, что отражается в расширении диапазона нитерсаоб иогмошений с одноклассниками, учителями, способствует развитию и проявлению толерантности в повседневной жизни. Дружеские связи между учащиомся.нефо рмальное общение в свою очередь способствуют формированию бережного отношения друг к другу, открытости и доброжелательности. Таким образом, следует отметить, что учителю необходимо разнообразить урок различ-нымифор мам и д еятельности.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: монография. Махачкала, 2018.
2. Гаджиева П.Д. Игровые методы обучения в подготовке будущих специалистов в условиях педагогического университета. Инновации в образовании. 2015; № 4: 25-33.
3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2003.
4. Гаджиева П.Д. Современные тенденции развития правового образования учащейся молодежи: теория и практика. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 279 - 280.
5. Гаджиева П.Д. Правовое образование учащихся в практике современной общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 201; № 4 (71): 52- 53.
6. Гаджиева П.Д. Методические основы организации и проведения олимпиады школьников по праву. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 269 - 270.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody vpravovom obrazovanii uchaschihsya: monografiya. Mahachkala, 2018.
2. Gadzhieva P.D. Igrovye metody obucheniya v podgotovke buduschih specialistov v usloviyah pedagogicheskogo universiteta. Innovacii v obrazovanii. 2015; № 4: 25 - 33.
3. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2003.
4. Gadzhieva P.D. Sovremennye tendencii razvitiya pravovogo obrazovaniya uchaschejsya molodezhi: teoriya i praktika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 279 - 280.
5. Gadzhieva P.D. Pravovoe obrazovanie uchaschihsya v praktike sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 201; № 4 (71): 52 - 53.
6. Gadzhieva P.D. Metodicheskie osnovy organizacii i provedeniya olimpiady shkol'nikov po pravu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 269 - 270.
Статья поступила в редакцию 25. 09 2019