Рис. 1. Теоретическая модель инновационного потенциала
УДК 373.1.02 ББК 74.200.62
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ШКОЛЬНИКОВ
Л.А. Бахтеева, кандидат педагогических наук, доцент Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (3435) 25-36-44
В статье рассматривается вопрос о необходимости существенного переосмысления теории и методики технологической подготовки школьников посредством внедрения непрерывного дизайн-образования: начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами. Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования для решения важнейшей проблемы - подготовки школьников как носителей проектной культуры.
22
Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, проектирование, образовательная область «Технология», проектная культура, культура дизайна.
ABOUT SOME PROBLEMS OF DESIGN EDUCATION IN TECHNOLOGICAL PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN
Bakhteeva L.A.
The question of necessity of essential reconsideration of the theory and methodology of technological training by means of introduction of continuous design education is considered: beginning in elementary school and finishing graduation classes. The continuity presupposes realisation of idea of design in all education system to solve the major problem - training of schoolchildren as bearers of planning culture.
Keywords: design, design education, projecting, educational area "Technology", project culture, culture of design.
На протяжении многих лет в отечественной школе гос- жит творческий процесс преобразовательной деятельности,
подствовала концепция трудового обучения, направленная (на основе воспитания трудолюбия, политехнической подготовки и ранней профориентации) на подготовку значительной массы квалифицированных рабочих для производства.
Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности. Это, в свою очередь, послужило основой для реформирования трудового обучения, преемницей которого стала образовательная область «Технология», которая в ряде европейских стран базируется на следующих положениях:
- решение проблем - один из важнейших видов деятельности человека, включающий выдвижение самых смелых предположений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок. Образовательная область «Технология» призвана развивать у учащихся навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий и систем;
- созданные учащимися изделия и системы должны служить улучшению качества жизни людей. Социальные отношения людей друг с другом во многом опосредованы объектами искусственного мира. Поэтому понимание социального воздействия изделий и систем должно являться неотъемлемой частью технологического образования;
- при обучении школьников проектированию и изготовлению необходимо создать такую обучающую среду, которая сможет сделать их в большей степени ориентированными на человека. Наряду с приобретением технологических знаний и умений технологическое образование в равной степени связано с развитием социальной ответственности;
- успешным результатом технологического образования являются творческие, активные дети с широким кругозором, имеющие навыки в области дизайна и проектирования, технологии обработки материалов, коммуникации, способные приобретать новые навыки по мере необходимости [3, с. 27].
В нашей стране главной целью образовательной области «Технология» определена подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;
- формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
- подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
- формирование творческого отношения к труду;
- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям [4].
Таким образом, в настоящий момент «Технология» определяется как образовательная область, в основе которой ле-
нацеленный на решение конкретных проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Приоритетной является проектная деятельность.
Данное определение подводит нас к необходимости рассматривать содержание предмета «Технология» с позиции необходимости дизайн-образования учащихся. «Культура дизайна - знание, умение и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции - является частью технологической культуры современного человека и должна рассматриваться в образовательной области «Технология» [6, с. 142]. Действительно, на уроках технологии учащиеся изготавливают предметы для практического использования, что требует от них понимания тех правил, по которым разрабатываются эти изделия. Н.М. Конышева подчеркивает: «В общеобразовательной школе нужно готовить создателей предметной среды (в широком смысле слова) и ее потребителей, т. е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания» [1, с. 7].
При этом, учитывая многочисленные толкования сущности дизайна, мы можем, в самом общем виде, определить дизайн как проектную деятельность по созданию гармоничной предметной среды различных сфер жизни человека. Это определение раскрывает дизайн как комплексную деятельность, включающую как интеллектуальную, конструкторскую составляющую, так и художественную, эмоционально-эстетическую.
К сожалению, на сегодняшний день в содержании уроков технологии две стороны этой единой деятельности до сих пор искусственно разделены. «...На уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зрения, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются; на уроках художественной обработки материалов рассматриваются преимущественно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоминаются вскользь» [1, с. 27].
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения дизайн-образования в практику школы в рамках технологической подготовки учащихся. Ибо «.пробуждение в человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно вложенная в жизнестроительство. В первую очередь к ней относится создание и украшение предметной среды своей жизнедеятельности, т. е. деятельность, близкая к дизайнерской» [5, с. 3].
В то же время в большинстве образовательных учреждений по-прежнему приоритет отдается изучению социальных и гуманитарных областей знаний, без учета того, что жизнедеятельность человека проходит преимущественно в технологической среде. «Обучение же дизайну в школе практически отсутствует, не считая ограниченного «вкрапления» элементов художественного конструирования в темы по технологии и декоративному рисованию.» [2, с. 8].
Вопрос о необходимости дизайн-образования в рамках
технологической подготовки учащихся достаточно давно обсуждается учеными-педагогами и практиками. Есть интересные программы и методические разработки. В рекомендованной Министерством образования и науки РФ программе «Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы» (разработчики программы: Ю.Л. Хотунцев, доктор физ.-мат. наук, профессор; В. Д. Симоненко, чл.-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор) имеется раздел «Введение в художественное конструирование». Н.М. Конышева в пособии [1] предлагает методику организации ручного туда в начальной школе с позиций дизайн-образования, подчеркивая при этом общеразви-вающие возможности данного подхода. Авторы пособия «Основы проектной деятельности» [2] разработали модель дизайн-школы с целым циклом дизайнерских дисциплин. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования в этой школе - воспитание проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования - выдвигается для всех учащихся средней школы, независимо от их способностей и наклонностей. Но при этом разработчики подчеркивают, что «... в дизайн-школу желательно отбирать подростков, заведомо способных воспринимать проектную культуру во всем богатстве ее проявлений и в дальнейшем готовых сделать дизайн своей профессией» [2, с. 29].
На наш взгляд, сейчас назрела необходимость внедрения непрерывного дизайн-образования в рамках технологической подготовки школьников: начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами. Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования, чтобы решать важнейшую проблему - подготовки школьников как носителей проектной культуры.
Безусловно, предлагаемый подход непрерывного дизайн-образования в рамках технологической подготовки учащихся требует существенного переосмысления теории и методики технологического образования. В педагогических исследованиях еще недостаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам художественного проектирования как виду мыслительной деятельности, синтезирующей знания основ наук, техники, производства и промышленного искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение как основа творческой, проектно-художественной подготовки учащихся.
Но более существенным на сегодняшний день оказывается отсутствие в школах подготовленных с позиций дизайн-образования учителей технологии. Тех, кто собственно и
должен учить школьников дизайну на уроках технологии. К сожалению, в действующем Государственном стандарте подготовки бакалавров технологического образования отсутствует дисциплина «Дизайн», а значит говорить о какой-либо серьезной дизайнерской подготовке будущих учителей технологии преждевременно.
Будущий специалист - учитель технологии должен обладать проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли; понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию; чувствовать тенденции развития современной художественной культуры; ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн-производства, материаловедения, тектоники организации формы. Думается, что возможность такой комплексной подготовки осуществима только при внедрении дизайна в технологическое образование в вузе.
Необходимость целостного осмысления непрерывного дизайн-образования как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придает особую актуальность разработке дизайнерского подхода в технологической подготовке учащихся и студентов.
Литература
1. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999.
2. Наумов В.П., Куликов А.Г. Основы проектной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Симоненко. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.
3. Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации. - Йорк, 1997.
4. Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы, 5-11 классы» / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2005.
5. Хан-Магомедов С.О. О месте и роли дизайна в системе художественной культуры / Техническая эстетика. - 1985. -№7.
6. Хотунцев Ю.Л., Тугузбаев Р.Я. Культура дизайна в образовательной области «Технология» / Техническое и экологическое образование и технологическая культура школьников. - М.: Эслан, 2007.
УДК 378.147 ББК Ч48
ЯЗЫКОВЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И.И. Игнатенко, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ (499)246-57-12
Для описания современных языковых процессов автор вскрывает сущность понятия «глобализация» и показывает ведущую роль сети Интернет в формировании нового типа общения: интерактивного диалога, который можно также использовать в инновационных педагогических технологиях. Выявлены языковые изменения, связанные с глобальными процессами в мире: появление «слов-паразитов» и вариантов искаженного языка, засилье иностранных слов, ослабление артикуляции, возникновение «новой пиктографии» и смайлов, смесь языков.
Ключевые слова: глобализация, Интернет, заимствования, ослабление артикуляции, невербальная коммуникация, варианты искаженного языка, культура речи.
LINGUISTIC AND COMMUNICATIVE PROCESSES IN GLOBAL AGE
Ignatenko I.I.
To describe modern linguistic processes the author explains the term "globalization" and shows the leading role of the Internet to form the new communication type: an interactive dialogue which can be used in innovative teaching techniques. The author shows linguistic changes in connection with global processes: the appearance of "parasite words" and distorted language variants, as well as loan words, weakened articulation, new pictography, "smiles", mixed languages.
Keywords: globalization, Internet, loans, weakened articulation, distorted language variants, speech culture.
В последние десятилетия XX века мир становился все тенденция была названа глобализацией. Электронный сло-более взаимосвязанным, взаимозависимым, хотя и варь «Википедия» [9] дает следующее определение глобали-сохранялось его разделение по территориально- зации: процесс всемирной экономической, политической и государственному признаку. Эта отчетливо проявившаяся культурной интеграции, основными характеристиками кото-