УДК371.014
Шляпникова Виктория Викторовна
Аспирант кафедры теории и практики физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, института физической культуры и спорта, [email protected], Оренбург
ПРОФИЛИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Shliapnikova Victoria Viktorovna
Post-graduate of department of theory andpractice of physical training Orenburg state pedagogical university, institute of physical training and sport, [email protected], Orenburg
PROFILED PHYSICAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL: THE IMPORTANCE, ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION
Социально-экономические преобразования современного российского общества, существенно изменили характер и условия труда, преобразовали существующие профессии, вызвали появление новых, в целом требуют проявления от работников производства все более совершенных двигательных и личностных потребностей и способностей.
Преобразования в профессиональной сфере обусловили повышение требований к подготовке конкурентоспособных, мобильных кадров, подготовка которых - прерогатива системы образования на всех ее уровнях. Конкурентоспособность и мобильность кадров обусловлена тем, что «время жизни» профессии различно. Профессия может исчезнуть вообще либо измениться до неузнаваемости, тогда человеку придется сменить профессию или приспособиться к происходящим в ней изменениям.
Сложившаяся ситуация выявила необходимость, уже в процессе обучения в общеобразовательной школе, формировать профессиональное самоопределение школьников. Профессиональное самоопределение на основе соотнесения личностностного и социального ресурсов выбора предстоящей профессиональной деятельности, обеспечивает проектирование образовательного пути с учетом индивидуальных предпочтений школьников и требований рынка труда.
Профессиональное самоопределение школьников, понимается как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков [5], стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Профессиональное самоопределение - важное событие в жизни человека. Каждый человек нуждается в признании окружающих, ищет одобрения,
любви и независимости [10]. Один из способов достичь этого - правильно профессионально самоопределиться. Это определит следующие социально и личностно значимые результаты [3]:
1) сокращение (и весьма существенное) материальных затрат государства на обучение и дальнейшее переучивание специалистов, «ошибившихся» в изначальном выборе профессии;
2) полноценная «отдача» специалистов в сфере социального производства в преумножении ценностей культуры социума;
3) материальное и моральное удовлетворение личностью избранной профессией.
Одним из основополагающих факторов «начального» производства и воспроизводства квалифицированного и трудоспособного потенциала общества является система школьного образования, призванная именно на этом этапе решать одну из основных социально и личностно значимых задач - становление и развитие профессионального самоопределения школьников, школьников готовых к дальнейшему профессиональному образованию и производительному труду.
Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. Результаты образования выражаются в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека [5].
Формирование профессионального самоопределения (и как результат готовность школьников старших классов к выбору профессии) в общеобразовательной школе, в современных социально-экономических преобразованиях Российского общества, может являться своеобразным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности рынку труда, успешной адаптации (социальной, профессиональной, жизненной) выпускников.
Человек - субъект сложных взаимосоставляющих биологической и социальной. Учитывая, что по своей сути и то обстоятельство, что каждая профессия (точнее успешная самореализация в ней) предъявляет повышенные требования к психофизическим, личностным и физиологическим свойствам, качествам и функциям личности актуальным становиться «привлечение» к формированию профессионального самоопределения всей совокупности ценностей физической культуры, основное требование к подбору ценностей - их профилированность, а прогноз их использования - комплексное становление и развитие биосоциальных потребностей и способностей, соответствующих предполагаемой и предстоящей профессиональной деятельности.
Мы предполагаем, что часть вопросов реализации системы становления и развития профессионального самоопределения школьников «лежит» в сфере использования ценностей физической культуры, в «процессе» про-
филированного физического образования (ПФО), направленное использование которых - залог и существенная предпосылка адекватного становления системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обусловленных требованиями предстоящей профессиональной деятельности. В процессе ПФО происходит познание биосоциальных начал личности и уже затем - их становление и коррекция в связи с требованиями к уже выбранной или предназначенной к выбору профессии.
В связи с означенным актуальным становиться представление сущностных аспектов реализации профилированного физического образования (ПФО) (с включением основ профилированной подготовки), понимаемого как процесса обеспечения планомерной передачи обучающимся и последовательным усвоением обучаемыми совокупности знаний о мире профессий; умений и навыков в различных видах профессиональной деятельности; систематическим пополнением, углублением и совершенствованием их в связи с профилированным обучением и выбором профессии.
Профилированность физического образования позволит преодолеть такой недостаток современной школы, как рассогласование знаний, умений и навыков приобретаемых в процессе физического образования в школе и оторванность этих знаний от реальной жизни ученика.
Реализация профилированного физического образования в общеобразовательной школе в большей мере отражает суть деятельности учителя физической культуры. Деятельность школьного учителя физической культуры в направлении формирования профессионального самоопределения школьников может иметь следующие этапы и предполагает реализацию следующих действий.
I этап - выявление двух групп учащихся, а именно: определившихся и не определившихся в дальнейшей профессиональной деятельности (методом анкетного опроса).
II этап - в отношении учащихся не самоопределившихся в предстоящей профессиональной деятельности предусматривается: ознакомление школьников с их двигательной подготовленностью и личностными качествами; доведение до их сведения номенклатуры профессий (современного рынка труда), к которым есть предрасположенность школьников в соответствии с личностными особенностями. У школьников профессионально самоопределившихся проверяется информированность о профессиях современного рынка труда, знание и учет своих двигательных и личностных способностей при выборе профессии.
III этап - со всеми учащимися проведение дифференциально-диагностического опросника с целью определения предпочтительных сфер труда по группам профессий «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-художественный образ» и составить схему анализа профессий с целью сравнительного анализа трех или более предпочитаемых профессий для более полного понимания их содержания, определения преимуществ и недостатков каждой из них [7; 9].
IV этап - составление (возможно более полных) профессиограмм. При составлении профессиографии особое внимание уделяется двигательным и личностным качествам, а также условиям труда и профессиональным заболеваниям.
V этап - составлении основ спортограмм, определяющих подбор прикладных видов физкультурно-спортивной деятельности в отношении направленного становления выявленных ранее (IV этап) профессионально важных личностных качеств и двигательной подготовки школьника.
VI этап - собственно реализация методических оснований ПФО, который предполагает внедрение основ ПФО в образовательном процессе, что определяет: организацию и проведение специализированных уроков, основная направленность которых - формирование компонентов профессионального самоопределения (когнитивного, мотивационно-ценностного, де-ятельностного, рефлексивно-оценочного); использование различных форм организации ПФО (профилированная гимнастика до занятий, профилированные физкультминутки и паузы, профилированные утренние физические упражнения идр.).
Формирование профессионального самоопределения в процессе ПФО (базовая часть) в рамках классно-урочной формы является основной и представлена прежде всего уроками физической культуры, обеспечивающими целостность образовательного процесса.
В формировании компонентов профессионального самоопределения на уроках по физической культуре, в процессе ПФО, в общеобразовательной школе традиционно используются следующие виды физкультурно-спор-тивной деятельности: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка [6]. В каждый вид физкультурно-спортивной деятельности включены прикладные упражнения, способствующие развитию личностных качеств необходимых в избранной профессиональной деятельности и обогащению школьников знаниями связывающих профессиональную и физкультурно-спортивную деятельно сти.
В ходе урока сообщаются необходимые теоретические сведения: объясняется значение конкретного прикладного упражнения на развитие двигательных и личностных качеств необходимых в будущей профессиональной деятельности; роль общей работоспособности для освоения профессиональной деятельности и др.
Формирование профессионального самоопределения в процессе ПФО (вариативная часть) на уроках по физической культуре осуществляется средствами атлетической гимнастикой, настольным теннисом, элементами самомассажа, упражнениями аутотренинга и психогигиенической саморегуляции, теоретическими занятиями.
Атлетическая гимнастика обеспечивает скорый и целенаправленный эффект в укреплении необходимых мышечных групп, воспитании физических качеств. При условии подбора специальных упражнений в содержании комплексов атлетической гимнастики будет достигнут значимый эффект в раз-
витии и совершенствовании наиболее важных физических и личностных качеств необходимых в предстоящей профессиональной деятельности [4].
Настольный теннис позволяет развить физические (быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений) и психические (сообразительность, упорство, настойчивость, концентрации внимания, эмоциональная устойчивость и др.) качества, которые необходимы практически во всех сферах профессиональной деятельности. Игра в настольный теннис способствует развитию глазомера. За счет того, что по ходу игры приходиться постоянно следить за мячом (совершая движения глазами в разных направлениях) укрепляются мышцы глаз - это приравнивается к упражнениям для глаз, тем самым сохраняется и укрепляется зрение. В ходе игры фиксируется значительный подъем частоты пульса - тренируется сердечная мышца, что несомненно благоприятно сказывается на работе всего организма [8].
Упражнения аутотренинга и психогигиенической саморегуляции могут быть с успехом использованы как средство подготовки и профессиональной адаптации практически к любой деятельности. Реализацию настоящего раздела предваряют теоретические занятия, на которых учащиеся получали сведения о значении и влиянии аутотренинга и психогигиенической саморегуляции на организм. При этом подчеркивался высокий потенциал рациональных занятий как средства развития мышечной системы, воздействия на кардиореспираторную систему (повышение деятельности психофизиологических функций, общей и специальной работоспособности). Указывалось также, что аутотренинг весьма положительно сказывается на активизации психических и физических функций (память, внимание, мышление, способность прилагать мышечные усилия в деятельности), в определенной мере способствует профилактике и лечению болезней (в том числе и профессиональных), помогает на пути к самосовершенствованию [1;4].
Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на кожу, мышцы и сосуды, тех участков тела где делается массаж. Положительное влияние самомассажа обуславливается усилением кровообращения, обеспечением притока крови к поверхностным слоям кожи, благодаря чему улучшается кровоснабжение и питание тканей. С помощью самомассажа можно устранить или ослабить действие неблагоприятных последствий, вызванных трудовой деятельностью [2].
Теоретические занятия необходимы для проведения диагностических методик, для встреч и бесед со специалистами различных профессий, для более глубокого и содержательного раскрытия сути какой-либо профессии и др.
Таким образом, эффект от реализации процесса ПФО в школе может проявляться в следующем: осознанный выбор учащимися профессии, в том числе на основе своих личностных и двгательных потребностей, возможностей и способностей; сформированность позитивного отношения к труду, к конкретной профессиональной деятельности; высокий «стартовый» уровень подготовленности к дальнейшему профессиональному образованию
(в двигательном и личностном отношении); познание основ прикладного физического самосовершенствования, профилактике профзаболеваний; знание и учет своих способностей и возможностей позволит (при необходимости) «не потеряться» в постоянно изменяющемся и обновляющемся мире профессий.
Значение ПФО заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои способности и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов. Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами - гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
Библиографический список
1. Беляев, И. А. Психогигиеническая саморегуляция. [Текст]/ И. А. Беляев,
B. С. Лобзин, И. А. Копылова. - Л.: Медицина, 1977. - 160 с.
2. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст]/ В. И. Дубровский. / Предисл. В. Н. Мошков. - М.: ЯЕТОЫКА-А: Флинта, 1999. - 560 с.
3. Коровин, С. С. Профессиональная физическая культура и формирование личности. [Текст]/ С. С. Коровин. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 1998. - 259 с.
4. Коровин, С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи [Текст]: дис. ... доктора пед. наук. /
C. С. Коровин. - М., 1997. - 372 с.
5. Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст]: учеб. / под ред. Л. П. Крившенко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
6. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие [Текст]/ Сост. Б. И. Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астель», 2003. - 526, [2] с.
7. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.
8. Спортивные и подвижные игры [Текст]: учебник для средних спец. учебных заведений физ. культ. - Изд. 3-е, перераб., доп. / Под ред. Ю. И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 344 с.
9. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников [Текст]: учеб.-метод. пособие. / Т. В. Черникова. - М.: Глобус, 2006. - 256 с.
10. Чистякова, С. Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы [Текст]/ С. О. Кропивянская, П. С. Лернер, О. Д. Пало и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: ВАКО, 2009. - 160 с.