Научная статья на тему 'Профилированное физическое образование как фактор становления и развития профессионального самоопределения школьников'

Профилированное физическое образование как фактор становления и развития профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФИЛИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / PUPILS / PROFESSIONAL SELF DETERMINATION / PHYSICAL TRAINING / PROFILED PHYSICAL EDUCATION / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шляпникова В. В.

Показана роль профилированных ценностей физической культуры в становлении и развитии профессионального самоопределения школьников. Представлены системные основания технологии реализации профилированного физического образования как возможного фактора в формировании профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILED PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF DETERMINATION AMONG PUPILS

The vole of profiled values of physical trainings in formation and development of professional self determination among pupils is shown. Systemic foundations of technology of profiled physical education realization as a possible factor in formation of professional self determination are represented.

Текст научной работы на тему «Профилированное физическое образование как фактор становления и развития профессионального самоопределения школьников»

УДК:372.879.6:331548

ПРОФИЛИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

© 2009 В.В.Шляпникова

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

Показана роль профилированных ценностей физической культуры в становлении и развитии профессионального самоопределения школьников. Представлены системные основания технологии реализации профилированного физического образования как возможного фактора в формировании профессионального самоопределения.

Ключевые слова: школьники; профессиональное самоопределение; физическая культура; профилированное физическое образование; технология.

Экономические и социальные преобразования российского общества, определяющие интеграцию в мировое сообщество и формирование новых рыночных отношений, определили появление новых профессий. Как следствие этого процесса - изменение условий профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обусловило повышение требований к подготовке конкурентоспособных, мобильных кадров, подготовка которых - прерогатива системы образования на всех её уровнях. Сложившаяся ситуация выявила необходимость, уже на ранних этапах образования учащейся молодежи, формировать профессиональное самоопределение школьников. Профессиональное самоопределение (точнее - профессиональной самоопределенность) на основе соотнесения личностного и социального ресурсов выбора профиля обучения, обеспечивающего проектирование образовательного пути с учетом индивидуальных предпочтений школьников и требований рынка труда. Все это определяет следующие социально и личностно значимые результа-ты1: 1) сокращение (и весьма существенное) материальных затрат государства на обучение и дальнейшее переобучение специалистов, «оши-

° Шляпникова Виктория Викторовна, аспирант кафедры теории и практики физического воспитания. E-mail: [email protected]

1 Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Изд-во «Ось - 89», 2001; Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности. -Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1998; Методические рекомендации: Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 уч. год / Письмо Министерства образования РФ от 20 августа 2003 г. 03-51-157 ин/136 - 03; Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе. - М.: Сентябрь, 2005.

бившихся» в изначальном выборе профессии (специальности); 2) полноценная «отдача» специалистов в сфере социального производства в преумножении ценностей культуры социума; 3) материальное и морально удовлетворение избранной профессией (специальностью)2.

В специальной литературе имеются разрозненные и не имеющие системы сведения относительно разработанности программного и содержательного обеспечения школьной учебной дисциплины «Физическая культура» в направлении формирования профессионального самоопределения школьников на физкультурно-педаго-гическую деятельность3. Тем не менее, в литературе не нашла отражение разработанность сколь-нибудь системных оснований формирования профессионального самоопределения школьников независимо от сферы предстоящей деятельности используя при этом ценностный потенциал профилированных ценностей физической культуры в рамках специально самоопределенного процесса профилированного физического образования. В этой связи, в формировании профессионального самоопределения школьников старших классов общеобразовательная школа по-прежнему остается «слабым звеном». Недостатки образовательной теории и практики в том, что слабо поставлена профессиональная деятельность учительского коллектива школ и, в том числе, учителей физической культуры. Профес-

2 Калинина И.И. Вступительное слово // Вестник образования. - 2004. - 4. - С. 5 - 6; . Концепция профильного обучения на старшей степени общего образования // Учительская газета. - 2002. 15 окт. - С. 13 - 15; Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности...

3 Латыпов И.К. Предпрофильная подготовка учащихся // Физкультура в школе. - 2009. - 1. - М.: - С. 35 - 39; Скворцов Г.И. Педагогическое управление допрофессио-нальной подготовкой учащихся-спортсменов. Автореф. доктора пед. наук, УралГУФК, 2006.

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 3(5)

сиональная компетенция (деятельность) учителя физической напрямую отражает изначально уровень познания биосоциальных начал личности и уже затем - их становление и коррекцию, в связи с требованиями к уже выбранной или предназначенной к выбору профессии (специальности). Таким образом, часть вопросов реализации системы становления и развития профессионального самоопределения школьников «лежит» в сфере использования ценностей физической культуры, в «процессе» профилированного физического образования, направленное использование которых - залог и существенная предпосылка адекватного становления системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обусловленных требованиями предстоящей профессиональной деятельности4.

В связи с означенным актуальным становиться представление сущностных аспектов педагогической технологии5 реализации профилированного физического образования (ПФО) (с включением основ профилированной подготовки), понимаемого как процесса обеспечения планомерной передачи (обучающимся) и последовательным усвоением (обучаемыми) совокупности знаний о мире профессий; умений и навыков в различных видах профессиональной деятельности; систематическим пополнением, углублением и совершенствованием в связи с профилированным обучением и выбором профессии6.

При этом реализация профилированного физического образования в общеобразовательной школе в большей мере отражает суть деятельности учителя физической культуры в отношении формирования профессионального самоопределения школьников, которое следует понимать как процесс становления и результат сформирован-ности у личности своего отношения к профессионально - трудовой сфере; способ самореализации его личностных и социально - профессиональных потребностей, базирующихся на выявлении и утверждении собственной позиции в мире профессий и видах профессиональной деятельности; необходимых в жизни и предстоящей профессиональной деятельности двигательных и личностных потребностей и способностей7.

4 Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности...

5 Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004; Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.

6 Кукушин В.С. Педагогические технологии....

7 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; - Воронеж: МОДЭК, 2002.

Следует полагать, что деятельность школьного учителя физической культуры в направлении формирования профессионального самоопределения школьников может иметь четыре этапа и предполагает реализацию следующих технологических действий.

I этап - выявление двух групп учащихся, а именно: определившихся и не определившихся в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности (чаще всего - методом анкетного опроса). Цель этого этапа двояка: определить группы профессий и специальностей, по которым самоопределившиеся в профессии школьники предполагают дальнейшее профессиональное образование; выявить учащихся, пока не определившихся в дальнейшей профессиональной деятельности.

II этап - составлении (возможно более полных) профессиограмм именно по тем группам профессий, по которым учащиеся самоопределились в профессиональной деятельности. Получение на основе анализа литературы данные имеют главное предназначение - выявить совокупность основных профессионально важных двигательных и личностных способностей (именно они определяют успех профессиональной образовательной и собственно трудовой деятельности).

III этап - составлении основ спортограмм, определяющих подбор прикладных видов физкуль-турно - спортивной деятельности в отношении направленного становления выявленных ранее (II этап) профессионально важных качеств, свойств и функций (эта информация может быть получена также на основе анализа литературы).

IV этап - собственно реализация методических оснований профилированного физического образования, который предполагает деятельность учителя в двух основных направлениях:

1. Для учащихся самоопределившихся в профессиональной деятельности, предусматривается: реализация основ профдиагностики (выявление соответствия имеющихся у школьников состояний двигательной и личной подготовленности требованиям профессии); ознакомление учащихся с комплексом профессионально важных качеств, предусмотренных требованиями избранной профессии (проф-просвещение); ознакомление школьников с прикладными видами физкультурно - спортивной деятельности, оказывающими развивающий эффект в отношении профессионально важных двигательных и личностных качеств; научение учащихся дидактическим основаниям самостоятельной прикладной физ-культурно-спортивной деятельности; оказание консультационной помощи (школьникам, родителям) в составлении индивидуальных про-

грамм профилированного физкультурного самосовершенствования. 2. В отношении учащихся, не самоопределившихся в предстоящей профессиональной деятельности, предусматривается: ознакомление школьников с их двигательной и личностной подготовленностью (профдиагностика); доведение до их сведения номенклатуры профессий и специальностей, к которым (на современном рынке труда) есть предпосылки двигательного и личностного характера (профкон-сультация).

Реализация педагогических технологий ПФО в школе с целью формирования профессионального самоопределения может (а в сущности и должна) осуществляться в связи с профессиональным обучением школьников в учебно-производственных комплексах (УПК), в связи с совместной деятельностью всего педагогического коллектива в сфере профессионального самоопределения школьников. Кроме того, внедрение и реализация методических оснований ПФО в школе актуализируется в поле развивающейся системе предпрофильной подготовки школьников, цель которой - предварительная подготовка учащихся к специфике будущей образовательной и профессиональной деятельности еще на школьном этапе образования.

Направление реализации профилированного физического образования осуществляется параллельно с вышеобозначенным и также имеет поэтапный характер.

I этап - изучение номенклатуры профессий УПК и их профессиографических характеристик (выявление основных требований, предъявляе-

мых профессией к двигательным и личностным качествам);

II этап - выявление состояния психофизической и личностной подготовленности школьников в отношении их предрасположенности и готовности к профессиональной деятельности по профессиям УПК;

III этап - оказание профконсультационной помощи школьникам в выборе профессии в УПК в связи с их предрасположенностью к ней в двигательном и личностном отношении;

IV этап - внедрение основ ПФО в образовательном процессе, что определяет: организацию и проведение специализированных уроков в профессиональной физической культуры, основная направленность которых - становление комплекса профессионально важных качеств и функций, характерных для профессий УПК; внедрение в производственный процесс УПК различных форм организации профессиональной физической культуры (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения в обеденный перерыв, активный отдых в выходные дни).

Таким образом, эффект от реализации предложенной педагогической технологии реализации ПФО в школе может проявляться в следующем: осознанный выбор учащимися профессии (специальности); сформированность позитивного отношения к труду; конкретной профессиональной деятельности; высокий «стартовый» уровень подготовленности к дальнейшему профессиональному образованию (в двигательном и личностном отношении); познание основ прикладного физического самосовершенствования.

PROFILED PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF - DETERMINATION AMONG PUPILS

© 2009 V.V.Shliapnikova°

Orenburg state pedagogical university

The vole of profiled values of physical trainings in formation and development of professional self - determination among pupils is shown. Systemic foundations of technology of profiled physical education realization as a possible factor in formation of professional self - determination are represented.

Key - words: pupils; professional self - determination; physical training; profiled physical education; technology.

° Shliapnikova Victoria Viktorovna, Post-graduate of department of theory and practice of physical training. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.