Шляпникова В.В.
Оренбургский государственный педагогический университет Институт физической культуры и спорта E-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследовано влияние профилированного физического образования в формировании профессионального самоопределения школьников старших классов общеобразовательной школы. Результаты исследования показали эффективность внедрения профилированного физического образования в учебно-воспитательный процесс, как возможного фактора в формировании профессионального самоопределения школьников. Приведены изменения сформированности индивидуального уровня профессионального самоопределения школьников.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, школьники, профессиональное самоопределение, профилированное физическое образование, уровень сформированности профессионального самоопределения.
Важным социальным требованием, предъявляемым к современному образованию, является его ориентация на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда, самореализации. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования и развития подрастающего поколения [2, с. 173].
Современная школа выполняет социальный заказ «подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, в которой особое место занимает профессиональная деятельность» [5, с. 36-49].
Основная задача образовательного процесса - подготовить каждого выпускника к успешной адаптации (надо полагать социальной, профессиональной, жизненной), к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение [1].
Профессиональное самоопределение школьников, понимается как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков [4], стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Каждый человек нуждается в признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости [6]. Один из способов достичь этого -правильно профессионально самоопределиться. Это определит следующие социально и лично-стно значимые результаты [3]:
1) сокращение (и весьма существенное) материальных затрат государства на обучение и дальнейшее переучивание специалистов, «ошибившихся» в изначальном выборе профессии;
2) полноценная «отдача» специалистов в сфере социального производства в преумножении ценностей культуры социума;
3) материальное и моральное удовлетворение личностью избранной профессией.
Человек - субъект сложных взаимосостав-ляющих биологической и социальной. Учитывая, что по своей сути и то обстоятельство, что каждая профессия (точнее успешная самореализация в ней) предъявляет повышенные требования к психофизическим, личностным и физиологическим свойствам, качествам и функциям личности актуальным становиться «привлечение» к формированию профессионального самоопределения всей совокупности ценностей физической культуры, основное требование к подбору ценностей - их профилированность, а прогноз их использования - комплексное становление и развитие биосоциальных потребностей и способностей, соответствующих предполагаемой и предстоящей профессиональной деятельности.
Мы предположили, что часть вопросов реализации системы становления и развития про-
фессионального самоопределения школьников «лежит» в сфере использования ценностей физической культуры, в «процессе» профилированного физического образования (ПФО), направленное использование которых - залог и существенная предпосылка адекватного становления системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обусловленных требованиями предстоящей профессиональной деятельности. В процессе ПФО происходит познание биосоциальных начал личности и уже затем - их становление и коррекция в связи с требованиями к уже выбранной или предназначенной к выбору профессии.
ПФО (с включением основ профилированной подготовки), понимается как процесс обеспечения планомерной передачи обучающимся и последовательным усвоением обучаемыми совокупности знаний о мире профессий; формирование двигательных и личностных качеств в определенных видах профессиональной деятельности; развитие стремления к самосовершенствованию и самореализации. В процессе ПФО осуществляется становление и развитие компонентов профессионального самоопределения.
Обобщенные показатели сформированно-сти компонентов профессионального самоопределения школьников старших классов в формирующем педагогическом эксперименте получены на основе определения индивидуального уровня сформированности каждого школьника. Полученные данные свидетельствуют об изменении уровней сформированности профессионального самоопределения школьников в формирующем педагогическом эксперименте.
Результаты исследования показали целесообразность выделения трех уровней сформиро-ванности профессионального самоопределения школьников (высокого, среднего, низкого) и позволили уточнить их существенные признаки.
Низкий уровень - профессиональное самоопределение складывается в зависимости от жизненного опыта школьника, который восходит к опыту семейных отношений, экономических, культурно-бытовых условий жизни и информационного окружения. Позиция школьника по отношению к своему профессиональному самоопределению складывается стихийно, бессистемно из-за недостатка необходимых знаний и комплекса психофизических качеств относительно профессионального самоопределения.
В результате школьник ощущает недостаток логических связей для объединения отдельных компонентов профессионального самоопределения, следовательно, не происходит соотнесения, сравнения, планирования, определения результатов выбора предстоящей профессии со своим знаниями и психофизическими качествами. Недостаток ценностей в сознании школьников приводит к неадекватной субъективной оценке ситуации определения предстоящей профессиональной деятельности, основанной на случайных ассоциациях, поверхностных аналогиях. В этом случае школьник не в состоянии сориентироваться в сложившейся ситуации, сомневается в отношении собственного выбора.
Средний уровень - профессиональное самоопределение старшеклассника характеризуется способностью раскрытия и определения смысла воспринимаемых объектов и явлений; расширение информации о себе, о мире профессий, о профессиографических особенностях и спортографической деятельности, но ощущается недостаточность образования связей между различными направлениями информации, между вновь появившейся информацией и уже имеющейся. Появление новых интересов, ценностей, мотивов происходит, но они не закрепляются и могут меняться, что затрудняет и замедляет решение о выборе профессии. Такие школьники обычно определяют цели своей деятельности, но выбрать оптимальные пути для ее достижения и прогнозировать способы решения проблемы не в состоянии.
Высокий уровень - профессиональное самоопределение характеризуется высокой степенью выраженности функций: поисковой активности, ценностного ориентирования, прогнозирования, автономности, рефлексии, что обеспечивается равностепенным развитием его структурных компонентов. Это приводит к тому, что школьник выстраивает свое отношение к выбору будущей профессиональной деятельности таким образом, что возвышается над обстоятельствами, самостоятельно побуждает интерес к определенной профессиональной деятельности, ценности которые видит в возможности собственного личностного и профессионального роста, ее общественной значимости, проявляя отстраненное, обобщенное, оценочное состояние к ней. Такие старшеклассники - субъекты по отношению к выбору, отдают себе отчет в собствен-
ных действиях, которые в меньшей степени зависят от окружающей обстановки. Школьники старших классов, находящиеся на данном уровне профессионального самоопределения, анализируют свою деятельность, корректируют ее.
Полагаем, что описанные уровни могут служить средством определения профессионального самоопределения школьников.
Формирующий эксперимент показал, что от сформированности компонентов профессионального самоопределения школьников в процессе ПФО зависит их поведение, успеваемость на уроках, стремление к знаниям (особенно по
предметам связанным с будущей профессией), к развитию своих двигательных и личностных качеств, работать над повышением общей работоспособности.
Результаты эксперимента в целом показали, что в процессе учебно-познавательной деятельности на занятиях по физической культуре в процессе реализации ПФО, обеспечивающей единство процессов воспитания, обучения и развития, ученик становится активным субъектом, осознанно формирующим структурные компоненты профессионального самоопределения своей личности.
31.03.2011
Список литературы:
1. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. - Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. - 800с.
2. Коровин С.С., Шляпникова В.В. Профориентация школьников в процессе профилированного физического образования [Текст] / Коровин С.С., Шляпникова В.В. // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под. ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 13. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - С. 173-183.
3. Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург: изд-во ОГПУ, 1998. - 259 с.
4. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
6. Чистякова С.Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер,
О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: ВАКО, 2009. - 160 с.
Сведения об авторе:
Шляпникова Виктория Викторовна, аспирант 3-го года заочной формы обучения Оренбургского государственного педагогического университета, учитель физической культуры
в школе-интернате №2 460050, г. Оренбург, ул. Новая, 12/3, тел. 8(3532) 525839, е-шаИ: [email protected]
UDC 371.014 Shliapnikova V.V.
E-mail: [email protected]
CHANGE OF INDIVIDUAL LEVEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLBOYS OF HIGH CLASSES IN THE COURSE OF PHYSICAL FORMATION
The effect of profiled physical education in the formation of professional self-school students secondary school. The results showed the effectiveness of the introduction of profiled physical education in the educational process as a possible factor in the formation of professional self-determination of students. Shows the changes of formation of individual levels of professional self-determination of students.
Key words: schools; students; professional self-determination; profiled physical education; the level of formation of professional self-determination.
Bibliography:
1. Kozlovsky O.V. Choosing a career: techniques, tests, recommendations / O.V. Kozlovsky. - Rostov on Don: Feniks, Donetsk: Publishing Center «Credo», 2006. -800 p.
2. Korovin S.S., Shlyapnikova V.V. Professional orientation for schoolchildren in process of profiled physical education [Text] Korovin S.S., Shlyapnikova V.V. / / Education and Life: an international collection of scientific papers / under ed. prof. O.I. Kirikova. - Issue 13. - Voronezh: VSPU, 2010. - 258 p. P. 173-183.
3. Korovin S.S. Professional physical education and personality formation. Orenburg: izd OGPU, 1998. - 259 p.
4. Krivshenko L.P. Pedagogy: Textbook. / under ed. L.P. Krivshenko. - M.: TC Welby, Izd. Prospect, 2008. - 432 p.
5. Kruglikov G.I. Methods of teaching technology workshop: A Textbook allowance for students higher ped. Textbook institutions. - 2 ed., sr. - M.: Publishing house Academia, 2004. - 480 p.
6. Chistyakova S.N. Choice of profession: assessing school readiness: 9-11 classes / S.O. Kropivyanskaya, PS. Lerner, O.D. Palo and others, under ed. S.N. Chistyakova. - M.: WAKO, 2009. - 160 p.