2016, том 18 [4]
—--—
УДК 614.8.015+303.833
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ:
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Т.Д. Дубовицкая, С. С. Матвеев, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия, 450000
Аннотация. Статья содержит обзор исследований эффективности различных методов пропаганды здорового образа жизни, представленных в работах зарубежных ученых. Для успешной профилактики заболеваний необходимы: активное вовлечение рецепиентов в пропаганду здорового образа жизни, информирование о негативных последствиях его нарушения, сообщение конкретных рекомендаций, какие именно действия нужно предпринять в проблемной ситуации и куда можно обратиться за помощью. Названы механизмы формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни. В качестве данных механизмов выступают: актуализация чувства страха и инстинкта самосохранения, способности к подражанию, идентификации, самоатрибуции, когнитивный диссонанс.
Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, инстинкт самосохранения, самооценка, диссонанс, подражание, идентификация, социальная роль.
Пропаганда здорового образа жизни является одним из значимых направлений современной профилактической медицины. Важной составляющей данной пропаганды выступают мероприятия, направленные на побуждение людей к отказу от вредных привычек, избегание беспорядочных половых связей, на формирование, в качестве альтернативы, установок на систематические занятия физической культурой, рациональное питание, продуктивную трудовую деятельность и т.п.
В этой связи широко используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды предполагает проведение лекций, бесед, викторин, дискуссий, разнообразных конференций. Метод печатной пропаганды включает издание и распространение статей, листовок, памяток, стенных газет, буклетов, брошюр и т.п. Для комбинированного метода свойственно одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы субъекта восприятия [2].
—--—
~ 23 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Медицинские работники повсеместно организуют обучающие семинары и курсы здорового образа жизни. При этом используются как пассивные (ориентированные преимущественно на восприятие информации), так и активные (ориентированные на усвоение и последующее воспроизведение информации) методы воздействия. В то же время необходимо учитывать, что пропаганда здорового образа жизни будет эффективной в том случае, если ее осуществление базируется на механизмах восприятия информации и усвоения социального опыта, формирования желательного поведения. Зарубежными исследователями проведены многочисленные эксперименты, демонстрирующие эффективность различных методов пропаганды здорового образа жизни. Их отличие друг от друга заключалось в том, что они базировались на различных механизмах освоения человеком социального опыта. Рассмотрим некоторые из них.
Как известно, в целях профилактики вредных привычек, а также активной пропаганды здорового образа жизни часто используется обращение к инстинкту самосохранения через актуализацию чувства страха. Показательным в этом плане является эксперимент Х. Левенталя [7] и его сотрудников, в котором испытуемых убеждали бросить курить и сделать профилактическую рентгеноскопию грудной клетки. При этом одних испытуемых слегка пугали: их просто знакомили с рекомендациями о вреде курения и пользе рентгеноскопии грудной клетки. Других испытуемых пугали сильнее: им показывали фильм о молодом человеке, у которого во время рентгена обнаружили рак легких. Третьей группе испытуемых демонстрировали тот же фильм, но уже с фрагментом, рассказывающим об операции по удалению раковой опухоли. Результаты эксперимента доказали, что более всего выразили желание бросить
курить и пойти на рентген испытуемые, которые были очень сильно напуганы. То есть, чем больший страх вызывала у испытуемых предъявляемая информация, тем более действенной она оказывалась. Исследовалось также: для всех ли людей справедлив данный вывод? Оказалось, не для всех. С большей вероятностью под влиянием сильного страха оперативно действовали люди, обладающие высокой самооценкой. Люди с низкой самооценкой лишь при прошествии некоторого времени поступали так же, как и люди с высокой самооценкой. На основании данного эксперимента было предложено для лиц с низкой самооценкой осуществлять пропаганду с использованием однозначных, конкретных, вселяющих оптимизм инструкций (как, когда и где предпринять необходимые действия).
Дальнейшие эксперименты Х. Левенталя также доказали, что вызывающие страх сообщения, содержащие конкретные инструкции о необходимых действиях, оказывались значительно эффективнее предупреждений, в которых подобные инструкции отсутствовали. Подтверждением этому стали результаты акции, направленной на то, чтобы убедить студентов сделать прививки против столбняка.
Студентам были вручены материалы, которые включали карту города с указанием места, где находится служба здоровья, расписание ее работы и предложение выбрать удобное для посещения время. Причем, одна группа студентов получила инструкции с описанием устрашающих последствий столбняка, другая группа — не получила никаких инструкций, третья группа получила инструкции без устрашающих последствий. В результате было установлено следующее. Из той группы, которой вручили инструкции и описание устрашающих последствий заболевания, 28% испытуемых реально явились на при-
—--—
~ 24 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
вивку; из группы, которая не имела никаких инструкций, на прививку пришли 3% испытуемых. Из контрольной группы, которую обеспечили только инструкциями, как действовать, но не сообщалось ничего устрашающего, никто не явился на прививку. Похожие результаты были выявлены в ходе экспериментов, направленных на борьбу с курением.
То есть, больший эффект дает сочетание устрашающей информации и конкретных инструкций. В то же время данное обстоятельство практически не учитывается в современных надписях и картинках на пачках сигарет, на которых представлена лишь устрашающая информация, но не дается никаких рекомендаций, как противостоять желанию закурить. Поскольку негативный эффект от курения сигарет отсрочен во времени, а иногда не относится к курящему (например, устрашающая надпись на сигаретах «недоношенность» не имеет отношения к мужскому курению), то эти надписи и картинки вообще теряют свое предназначение.
При проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни также необходимо учитывать, что многие люди не приемлют внешнего давления и стремятся защищать свое чувство свободы. Согласно теории реактивного сопротивления Дж. Брема [5], когда нашей свободе что-то угрожает, мы предпринимаем попытки отстоять ее. В эксперименте, проведенном Л. Бенсли и Р. Ву [4], студенты университета слушали по телевизору сообщения, направленные против употребления алкогольных напитков. Первое сообщение тяжеловесно и догматично утверждало, что нет такого понятия, как «безвредная доза алкоголя», потому всем следует отказаться от его употребления. Второе сообщение было более умеренным: в нем подчеркивалась необходимость контролировать свои «возлияния». Именно второе сообщение обес-
печило значительно больший эффект — снижение потребления алкоголя, особенно у сильно пьющих.
В пропаганде здорового образа необходимо учитывать возрастные особенности субъектов восприятия. В частности, известно, что подростки нередко начинают курить, употреблять алкоголь подражая или подчиняясь влиянию сверстников. В этой связи У. Мак-Гуайр и его сотрудники разработали метод, который получил название «эффект вакцинации». В эксперименте А. Мак-Алистера и его коллег [8] подобная «вакцинация» была сделана ученикам седьмого класса и была направлена на противодействие давлению со стороны курящих сверстников. В частности, школьницам показывали плакаты, утверждающие, что по-настоящему свободные женщины — это курильщицы. Чтобы сделать «вакцинацию», школьницам объясняли, что раба сигареты не может быть истинно свободной: «Какая же она свободная, если зависит от никотина».
Давление курящих сверстников на тех, кто еще не начал курить, нередко облечено в форму обидных прозвищ («сосунок», «маменькин сынок», «желторотый»). Учитывая это, с учащимися седьмых классов была разыграна ситуация, в которой они учились противостоять подобному давлению. Проведенная «вакцинация» против давления сверстников оказалась очень эффективной: к девятому классу среди «вакцинированных» школьников курящих было наполовину меньше, чем среди участников контрольной группы из аналогичной школы.
В последующих экспериментах ученики шестых-восьмых классов либо смотрели фильмы, повествующие о вреде табакокурения, либо получали информацию о его последствиях и участвовали в ролевых играх отказа, разработанных самими подростками. Через
—--—
~ 25 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
полтора года из числа тех, кто смотрел фильмы, начали курить 31%; из тех, кто участвовал в ролевых играх отказа, сделали это лишь 19%. В другом эксперименте, который охватывал выборку семиклассников из 30 различных школ, подросткам предлагали противостоять давлению в отношении употребления наркотиков. Среди тех, кто ранее не употреблял марихуану, тренинг уменьшил втягивание в наркоманию в три раза; среди тех, кто уже употреблял ее, употребление снизилось в два раза [цит. по 3, с. 351].
Здесь, как видим, работают механизмы принятия и проигрывания социальных ролей. В ходе тренингов подростки проигрывают в общении друг с другом различные варианты поведения, выбирают наиболее приемлемые для себя, получают необходимые консультации. Интерактивные методы обучения, несомненно, демонстрируют большую эффективность по сравнению с пассивным восприятием информации.
Влияние исполняемых ролей на последующее поведение продемонстрировано в экспериментах американских психологов И. Джанис и Л. Манна [6]. В качестве испытуемых выступили студентки колледжа, каждая из которых выкуривала в среднем по 15 сигарет в день. Случайным образом они были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Студенток из первой групп просили сыграть роль пациентки, у которой был сильный кашель, и она пришла к врачу уже в третий раз, чтобы узнать результаты анализов и рентгена легких. Во время визита она неожиданно узнает, что у нее рак легких и необходима срочная операция, шансы которой на «успешный исход» невелики, если она не бросит курить. Экспериментатор составил план пяти сцен, включающих: тревожное ожидание в приемной; разговор, во время которого врач сообщает девушке
ее диагноз; обдумывание новости, когда врач договаривается по телефону о госпитализации, и т. д., которые следовало сыграть как можно реалистичнее. Роль врача играл сам экспериментатор. Студентки из контрольной группы просто прослушивали магнитофонную запись одного из сеансов ролевой игры.
Результаты эксперимента показали, что участницы ролевой игры в последующем выражали большую уверенность в том, что курение вызывает рак легких, и опасение, что оно причинит вред их здоровью. Опрос, который проводился через две недели после эксперимента, показал, что студентки из экспериментальной группы в среднем за день выкуривали на 10,5 сигарет меньше прежнего. Студентки из контрольной группы ежедневно выкуривали в среднем лишь на 4,8 сигареты меньше, чем раньше.
По мнению Ф. Зимбaрдо и М. Ляйппе [1], влияние исполняемой роли на дальнейшее поведение человека обусловлено факторами самоатрибуции и сaмоубеждения. Участницы сами создавали убедительный образ своих героинь, приписывали этот образ себе и верили в его реальность. Сaмоубеждение действовало значительно сильнее, чем информация, которая была получена от других.
Известно также, что взрослые теряют свою влиятельность на подростков, подростки в большей степени ориентированы на мнение и авторитет сверстников. В этой связи педагоги убеждают авторитетных подростков делать публичные заявления о своем негативном отношении к курению и другим вредным привычкам. В помощь им могут предлагаться готовые печатные или видеоматериалы, или же подростки изготавливают их сами. Эффективность данного приема вдвойне высока, так как здесь оказываются задействованными несколько механизмов формирования поведения: подражание, освоение
—--—
~ 26 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
социальных ролей и идентификация. Авторитетный подросток, пропагандирующий здоровый образ жизни, является примером для подражания сверстникам, он сам также идентифицируется с освоенной им социальной ролью и в большей мере становится способным контролировать свое поведение и соответствовать принятой на себя роли.
На готовность человека совершать определенные действия влияет также то, как в предлагаемых формулировках представлены возможные выигрыши или проигрыши. Люди, как известно, не любят потерь и стараются их избегать. Обратимся в этой связи к проблеме профилактики рака груди. Как известно, ранняя диагностика рака груди, в том числе и в процессе самоосмотра, может значительно повысить шансы пациенток на выживание. Однако большинство лиц женского пола не склонны проводить регулярные самоосмотры.
С целью привлечения внимания женщин к этой рутинной процедуре Б Мейеровиц и Ш. Чакен [9] разработали три брошюры. Одна брошюра содержала лишь информацию о необходимости регулярно проводить осмотр груди и указания: как это делать. Вторая брошюра содержала ту же информацию, также в ней были представлены аргументы, подчеркивающие положительные последствия таких самоосмотров (например, что в этом случае женщины имели больше шансов выявить опухоль на ранней, операбельной стадии). В третьей брошюре акцент делался на отрицательных последствиях пренебрежения самоосмотров. В итоге, спустя четыре месяца после чтения брошюр статистически значимый рост самоосмотров наблюдался только у женщин, получивших вариант текста, в котором подчеркивались негативные последствия уклонения от этой процедуры. То есть, апелляция к страху потерять грудь
оказалась более эффективной, чем обращение к необходимости раннего обнаружения опухоли.
Одним из механизмов, задействованных в пропаганде здорового образа жизни, может выступать когнитивный диссонанс, представляющий собой психологический дискомфорт, который вызывается противоречием между имеющимся у человека знанием и новой информацией, фактами. Особенность переживания данного феномена заключается в том, что человек стремится всяческими способами избавиться от тягостного состояния. Данное обстоятельство было учтено в одном из экспериментов [5], направленном на профилактику СПИДа.
Студентов просили составить речь, в которой необходимо было описать опасности СПИДа и призвать других к использованию презервативов. Студенты с желанием писали свою речь, поскольку осознавали значимость данной процедуры для обеспечения здоровья. При этом одни студенты просто записывали свою аргументацию, а для других — ситуация усложнялась. После письменного изложения аргументов авторы зачитывали свой текст перед видеокамерой, предварительно получив информацию, что их выступления будто бы будут использоваться как учебные материалы для сексуального образования старшеклассников. Также, еще до записи речи, часть студентов попросили припомнить случаи из собственной жизни, когда они не смогли воспользоваться презервативами, т. е., когда использование презерватива оказывалось для испытуемых особенно затруднительным, неудобным или даже «невозможным». В результате, студенты, делавшие запись своей речи для старшеклассников, испытали сильнейший диссонанс, вызванный осознанием собственного лицемерия, так как они призывали старшеклассников к тому, че-
—--—
~ 27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
го сами не делали. Для того чтобы устранить возникший диссонанс и сохранить самооценку, студентам ничего другого не оставалось, как начать делать то, за что ратовали.
В итоге именно это и было обнаружено. В конце эксперимента студенты, осознавшие свое лицемерие, охотнее покупали презервативы, выставленные на продажу рядом с комнатой, в которой проводился эксперимент, по сравнению с их товарищами, которые не сталкивались с собственным лицемерием.
Представленные примеры свидетельствуют о многообразии механизмов, которые могут быть задействованы в восприятии пропагандистской информации. При проведении профилактических мероприятий необходимо также учитывать, что люди отличаются друг от друга доминированием различных каналов восприятия и переработки информации. Ви-зуалы (лица с доминированием зрительной системы) с большим пониманием воспринимают информацию, которую они могут видеть своими глазами, аудиалам (с доминированием слуховой системы) обязательно нужно слышать необходимую для них информацию, кинестетам важны телесные ощущения, вкус, запахи. Хорошо, когда задействованы все анализаторные системы, а также осуществляется обращение, как к разуму, так и эмоциям, и чувствам человека.
То есть, это должны быть не только слова (причем, логически и эмоционально выстроенные), но и картинки, желательно полученные в руки. Необходимы не только призывы к отказу от негативных действий, но и активное вовлечение рецепиентов в ролевое взаимодействие, в собственное конструирование и реализацию таких призывов, а также информация о негативных последствиях — прежде всего потерях, и обязательно конкретные рекомендации, какие именно действия
нужно предпринять в проблемной ситуации и куда можно обратиться за помощью.
Вывод. Профилактика заболеваний и связанная с ней пропаганда здорового образа жизни эффективны в том случае, если опираются не только на пассивные, активные, но и интерактивные методы воздействия, а также учитывают индивидуальные и возрастные особенности механизмов восприятия информации реципиентами, в качестве которых могут выступать: актуализация инстинкта самосохранения, подражание, идентификация, самоатрибуция, когнитивный диссонанс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
2. Лукевич В. С. Основы общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие. СПб., 2011.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007.
4. Bensley L.S. & WuR. The role of psychological reactance in drinking follow in gal cool prevention messages // Journal of Applied Social Psychology. 1991. 21. P. 1111—1124.
4. Brehm J.A Theory of Psychological Reactance. New York: Academic Press, 3, 1966, рр. 420— 426.
5. Janis I.L., Mann L. Effectiveness of emotional role-playing in modifying smoking habits and attitudes // Journal of Experimental Research in Personality. 1965. 1. Р. 84—90.
6. Leventhal H. Finding sand theory in the study off ear communication. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. 1970. Vol. 5. P. 119—186. New York: Academic Press.
7. McAlister A., Perry C. Killen, J., Slin-kard L.A., Maccaby N. Pilot study of smoking, alcohol and abuse prevention // American Journal of Public Health. 1980. 70. P.719—721.
—--—
~ 28 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
DISEASE PREVENTION: THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF TECHNIQUES AND METHODS TO PROMOTE A HEALTHY LIFESTYLE
T.D. Dubovitskaya, S.S. Matveev, E.S. Shayakhmetov, L.M. Matveeva
VPO "Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully " Ufa, Russia, 450000
Annotation. The article contains a review of the effectiveness of various methods of promoting healthy lifestyles, is presented in works of foreign scientists. For successful disease prevention required: active involvement of recipient in promoting healthy lifestyles, informing about the negative consequences of its violation, the message of specific recommendations, what actions need to be taken in a problem situation and where to go for help. Called mechanisms of formation of behavior-oriented healthy lifestyle. As these mechanisms are: the mainstreaming of fear and the instinct of self-preservation, imitation, identification, savitribai, cognitive dissonance.
Key words: promotion of healthy lifestyles, self-preservation, self-esteem, dissonance, imitation, identification, social role.
REFERENCES
1. Zimbardo F., Lyajppe M. Social'noe vliyanie. SPb., Piter, 2001.
2. Lukevich V.S. Osnovy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravoohraneniya: Uchebnoe posobie. SPb., 2011.
3. Majers D. Social'naya psihologiya. SPb., Piter, 2007.
4. Bensley L.S. & WuR. The role of psychological reactance in drinking follow in gal cool prevention messages. Journal of Applied Social Psychology, 1991, 21, pp. 1111—1124.
5. Brehm J. A Theory of Psychological Reactance. New York: Academic Press, 3, 1966, рр. 420— 426.
6. Janis, I.L., Mann, L. Effectiveness of emotional role-playing in modifying smoking habits and attitudes. Journal of Experimental Research in Personality, 1, 1965, рр.84—90.
7. Leventhal H. Finding sand theory in the study off ear communication. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 5, 1970, pp. 119—186. New York: Academic Press.
8. McAlister A., Perry C. Killen, J., Slin-kard L.A., Maccaby N. Pilot study of smoking, alcohol and abuse prevention. American Journal of Public Health, 70, 1980, pp. 719—721.