2017, том 19 [11]
—--—
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-ll-78-85 УДК 378.14
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергеева Б. В.
ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация: Актуальность исследования остается потребность учителей-практиков в обосновании и создании таких способов организации работы во внеурочной деятельности, которые способствовали бы формированию здорового образа жизни младших школьников. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности и не разработанностью способов формирования здорового образа жизни младших школьников. Задачами исследования стали анализ педагогической литературы по теме исследования, отбор и апробирование во внеурочной деятельности специально подобранных методов, приёмов и форм работы направленных на формирование здорового образа жизни младших школьников, определение динамики формирования здорового образа жизни младших школьников. Ключевые слова: здоровье, health, здоровый образ жизни, healthy lifestyle, способы, ways, внеурочная деятельность, extracurricular activities младшие школьники, younger school students.
Введение. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди моло-
дежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для младших школьников младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе.
Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект
—--—
~ 78 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
«Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни [4].
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда И.И. Брехмана, Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта, Н И. Пирогова, В.А. Сухом-линского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушин-ского и др.). Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства младших школьников было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало младших школьников признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью младших
школьников. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья младших школьников школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования. Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования чело-
~ 79 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
века, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций [1]. Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций [2].
В настоящее время воспитание здорового школьника - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения
человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья младших школьников: нарушение осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения - одни из самых распространённых и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьников [3]. Результаты медицинских осмотров учащихся говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников.
Современные исследователи рассматривают здоровье как сложный феномен, сочетающий в себе различные компоненты, акцентируя при этом внимание на социальном аспекте здоровья. О.Л. Трещева [5] целостный взгляд на здоровье представляет в виде модели, в которой показаны взаимосвязи различных его компонентов представленная на рисунке 1.
Рис. 1 - Взаимосвязь различных компонентов здоровья учащихся (О.Л. Трещева).
—--—
- 80 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
Из вышесказанного видно, что проблема обеспечения здоровья младшего школьника далеко не нова, но остаётся актуальной и в наши дни, т.к. до сих пор не разработаны теоретические и методические основы её решения в теории и практике начальной школы, а также недостаточно используется потенциал взаимодействия семьи и школы в воспитании ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Целью исследования стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка способов формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.
Материал и методы. Основой исследования является психологические, педагогические исследования о здоровом образе жизни, современные психолого-педагогические теории личности, психолого-педагогическая теория учебной деятельности, концептуальные
идеи теории целостного педагогического процесса, теория деятельностного подхода.
С целью достижения достоверности в рассмотрении поставленной проблемы были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; теоретическое обобщение, синтез данных. Основными критериями сформирован-ности у младших школьников о здоровом образе жизни выступили: уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья; диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни; (методики С.В. Гар-куши [5]). Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни представлены на рисунке 2.
Рис. 2 - Диагностика уровня сформированости здорового образа жизни младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень показали 8 человек (19%), средний уровень - 9 человек
(32%), низкий уровень - 5 человек (47%) учащихся. Результаты, полученные при анкетировании учащихся контрольного класса, мало
—-эъэ+ы-з-—
~ 81 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
отличаются от результатов экспериментального класса. Высокий уровень показали 6 человек (15%), средний уровень - 7 человек (38%), низкий уровень - 8 человек (46%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности здорового образа жизни у учащихся экспериментального и контрольного класса, приблизительно одинаков. Проведённая диагностическая работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что младшие школьники полагают, что хорошее здоровье - хорошее физическое состояние организма, они не проявляют особого интереса к собственному здоровью, не осознают его как ценность, не знают способов его обогащения, не умеют регулировать деятельность, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья.
Данные, полученные в ходе анкетирования и тестирования учащихся, предполагают
необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс ценностного отношения к здоровью младших школьников со стороны школы.
Результаты и их обсуждение. В ходе формирующего эксперимента мы систематически и целенаправленно применяли способы формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности. В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий учителя начальных классов должны использовать различные методы и формы организации занятий в рамках внеурочной деятельности представленые в табл № 1 [3]. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о здоровом образе жизни, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Таблица 1
Комплекс способов формирования здорового образа жизни младших школьников во
внеурочной деятельности
Тема занятий Способы формирования здорового образа жизни Показатели сформированности здорового образа жизни
Режим дня Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, игровые методы. Урок здоровья Сформированная готовность к деятельности, направленной на сохранение, укрепление, преобразование своего здоровья
Наш организм Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, игровые методы Урок здоровья Умение контролировать свое здоровье и при поддержке взрослых организовывать деятельность, направленную на его совершенствование, знание способов предупреждения болезни
Спорт-это здоровье Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, методы просветительской деятельности Подвижные игры, спортивные Осознание здоровья как общественной ценности, устойчивое поведение, направленное на преобразование и совершенствование собственного здоровья
—--—
~ 82 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
конкурсы, спортивный праздник, упражнения, физкультминутки
Уроки Мой-дадыра Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, методы просветительской деятельности. Урок здоровья, игры, практические упражнения Сформированная готовность к деятельности, направленной на сохранение, укрепление, преобразование своего здоровья, достижение норм физического развития, формирование навыков самостоятельного сохранения и укрепления здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков
Разговор о правильном питании Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, методы просветительской деятельности. Урок здоровья, игры, практические упражнения Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Здоровый образ жизни Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, методы просветительской деятельности. Урок здоровья, игры Осознание здоровья как общественной ценности, устойчивое поведение, направленное на преобразование и совершенствование собственного здоровья
Итоговое занятие. День здоровья Интерактивные, практические, методы формирования сознания, методы информирования, методы просветительской деятельности Игры, инсценировки, праздник здоровья Овладение саногенными знаниями ЗОЖ и способами их применения в целях самосовершенствования; развитие культуры здоровья личности
В ходе формирующего эксперимента младшие школьники приобрели навык постоянно контролировать своё здоровье и регулировать деятельность, направленную на его обогащение, они стали осознавать собственную роль в преобразовании своего здоровья и нести ответственность за него.
Таким образом, по завершении формирующего этапа эксперимента у младших школьников существенно изменилась позиция по
отношению к собственному здоровью, младшие школьники научились не только ценить его, но и обогащать.
На контрольном этапе эксперимента нами вновь была проведена повторная диагностика сформированности здорового образа жизни в экспериментальном и контрольном классе. Оценка результатов проводилась по прежним параметрам. Результаты проведенной диагностики на выявление уровня сформированно-сти здорового образа жизни представлены на рисунке 3.
—-эъэ+ы-з-—
~ 83 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Рис. 3 - Результаты исследования уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Вывод: На контрольном этапе нашего эксперимента мы выявили положительную динамику сформированности здорового образа жизни учащихся экспериментального класса. Анализируя полученные данные в ходе исследования, мы можем сделать вывод о том, в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни, уменьшилось на 23%, учащихся с высоким уровнем увеличилось на 16 %. В контрольном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 5 %, а с высоким уровнем увеличилось на 4 %. В экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 14%, когда в контрольном классе учащихся с низким уровнем уменьшилось на 5%. Учащихся с высоким уровнем увеличилось на 23 %, когда в контрольном классе учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия с 2 «Б» классом направленные на формирование здорового образа жизни, способствует положительной динамике уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни; активности младших школьников в мероприятиях по ЗОЖ; владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.
[2] Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
[3] Сергеева Б.В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников // Проблемы педагогики: научно-методический журнал, 2017 - № 1 (24). - С.18-20
[4] Чечельницкая С. И. Обучение здоровью - реальный шаг к снижению заболеваемости
—--—
- 84 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
среди детей и подростков // Завуч начальной школы, 2001. - № 6. - С. 125-128.
[5] Щуркова Н. Е. Ценностные отношения.// Воспитание школьников, 1999. - №3. - С. 1722.
WAYS OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Sergeeva B.V.
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation
Annotation: The relevance of a research remains need of experts teachers for justification and creation of such ways of the organization of work for extracurricular activities which would promote formation of a healthy lifestyle of younger school students. At pupils and their parents the valuable attitude towards the health isn't created that is explained by insufficient promotion of pedagogical and medical knowledge of a healthy lifestyle. The problem of a research consists in a contradiction between need of formation of a healthy lifestyle of younger school students for extracurricular activities and not readiness of ways of formation of a healthy lifestyle of younger school students. The analysis of pedagogical literature on a research subject, selection and approbation in extracurricular activities of specially picked up methods, receptions and forms of work of the younger school students directed to formation of a healthy lifestyle, determination of dynamics of formation of a healthy lifestyle of younger school students became research problems. Key words: health, healthy lifestyle, ways, extracurricular activities younger school students.
REFERENCES
[1] Kolbanov V.V. Valeologicheskoe obrazovanie v nachalnoy shkole /V.V.Kolbanov // Nachalnaya shkola. - 1999. - No. 1. - P. 41 - 43.
[2] Kuindzhi N.N. Valeologiya: Puti formirovaniya zdorovya Shkolnikov: Metodicheskoe posobie /N.N. Kuindzhi. - M.: Aspekt Press, 2000. - 139 p.
[3] Sergeeva B.V. Sredstva formirovaniya zdo-rovogo obraza zhizni mladshih Shkolnikov // Problemyi pedagogiki: nauchno-metodicheskiy zhurnal, 2017 - No. 1 (24). - Page 18-20
[4] Chechelnitskaya S. I. Obuchenie zdorovyu - re-alnyiy shag k snizheniyu zabolevaemosti sredi detey i podrostkov // Zavuch nachalnoy shkolyi, 2001. - No. 6. - P. 125 - 128.
[5] Schurkova N. E. Tsennostnyie otnosheniya.// Vospitanie Shkolnikov 1999. - No. 3. - P. 17-22.
—-эъэ+ы-3-—
~ 85 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)