_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Е. В. Матецкая
студентка 3 курса отделения педагогического, социального и специального образования
Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация
ПРОФИЛАКТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Количество детей и подростков, склонных к агрессивному поведению и уже проявляющих различные виды агрессии, продолжает увеличиваться[1].
Агрессивность понимается как враждебность - поведение человека по отношению к другим людям, которое отличается стремлением причинить вред[2].
Вербальная агрессия занимает особое место среди других форм агрессивного поведения подростков. Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются практические психологи.Вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме[3].Она часто выступает как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении значимых социальных потребностей.
Основными причинами вербальной агрессии в подростковом возрасте могут выступать: враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин; провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение; нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора; низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.
Подростков, склонных к проявлению вербальной агрессии отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне они часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных. Однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
Еще одной особенностью таких подростков является низкая фруст- рационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они высоко сенситивны, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.
Изучение вербальной агрессии у подростков - одна из актуальных проблем психологии подросткового возраста и психологической практики. Это системная проблема, так как она охватывает не только подростков, как самих агрессоров, так и жертв, но так же и стиль взаимодействия в родительской семье, отношения в группе сверстников и саму школу.
Наше исследование посвящено изучению склонности подростков к определенному типу агрессивного поведения и уровня несдержанности обучающихся общеобразовательной школы. Базой проведения нашего исследования стало МБОУ г. Иркутска СОШ № 5.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
На первом этапе исследования нами был определен уровень вербальной агрессии подростков. Для этого была сформирована группа. В выборку вошли 22 обучающихся 8 класса, в возрасте 14-15 лет.
В качестве диагностического инструментария применялся опросник Е.П. Ильина, П.А. Ковалева Методика «Агрессивное поведение».
Обратимся к результатам исследования. Методика «Агрессивное поведение», позволила выявить склонность обучающегося к определенному типу агрессивного поведения (рисунок 1).
50 45 40 35 30
25 20 15 10
I Прямая вербальная агрессия I Прямая физическая агрессия
I Косвеная вербальная агрессия I Косвенная физическая агрессия
Рисунок 1 - Склонность обучающихся к определенному типу агрессии (%).
Склонность к прямой вербальной агрессии установлена у 45%.Эти подростки используют оскорбительные слова в адрес другого человека, высказывают ему это лично, тем самым унижая его.
Склонность к косвенной вербальной агрессии выявлена у 14%. Подростки обвиняют или угрожают человеку. Проявляется это в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий.
Склонность к прямой физической агрессии определена у 14%. Этим подростком свойственно нападение на другого человека, причинение ему физической боли и унижение.
Склонность к косвенной физической агрессии характерна 27%. Чаще подростки приносят материальный ущерб другому человеку через непосредственные физические действия.Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.
Так же данная методика позволила нам определили уровень несдержанности обучающихся (рисунок 2).
60
50 40 30 20 10
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень Рисунок 2 - Уровни несдержанности обучающихся (%)
5
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070
Высокий уровень несдержанности респондентов выявлен у 9%. У данных подростков высокие показатели по всем шкалам (вербальная агрессия: прямая и косвенная, физическая агрессия: прямая и косвенная, уровень несдержанности). Это свидетельствует о том, что дети не только вербально выражают свою агрессию, при помощи оскорблений, грубого тона по отношению к другому человеку, но и физически. Используют физическую силу против другого лица или объекта.
Средний уровень несдержанности установлен у 50%. У подростков присутствует как физическая, так и вербальная агрессия, но проявляется она не так часто и не так явно. Низкий уровень несдержанности диагностирован у 41% респондентов. Этим подросткам свойственна уступчивость и бесконфликтность в поведении.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что в данном классе, большинство подростков склонны к проявлению прямой вербальной агрессии и имеют высокий уровень несдержанности. Следовательно, с такими детьми необходима профилактическая работа. Для снижения вербальной агрессии нами была разработана программа психолого - педагогических тренингов, направленная на профилактику вербальной агрессии подростков в условиях общеобразовательного процесса. В программу вошли тренинговые занятия, направленные на решения данной проблемы. Кроме того, тренинги расчитаны не только на группу подростков, но и на их родителей, в ходе которых ожидается снижение вербальной агрессии. Данная программа будет реализовываться в 2017 - 2018 учебном году. Список использованной литературы:
1. Истрофилова, О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: учебное пособие / О. И. Истрафилова - Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.- 244 с.
2. Рерке, В.И. Коррекция детско-родительских отношений как направление первичной профилактики зависимых форм поведения подростков//Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.- 2016. С. 326-330.
3. Рерке, В.И. Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 1. С. 27-31.
4. Щербина, Ю.В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е. М. : ЛКИ, 2008. 360 с.
5. Якимова, Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества / Н. С. Якимова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 1 (45). - С. 184-188.
© Матецкая Е.В., 2017
УДК 159.9.075
М.В. Михина
аспирант ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация [email protected]
КОММУНИКАЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТНИКОВ ГРУПП СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ОСНОВАНИИ СИМВОЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Аннотация
В сети «Интернет» участники коммуникаций презентуют себя с помощью символа, то есть электронной личной фотографии или другого изображения. Символьные изображения пользователей (аватары) предложено дифференцировать по содержательным категориям в соответствии с визуальной формой. Установлено статистически их неравномерное распределение в разных тематических группах сети. Обнаружено, что во всех исследуемых группах присутствуют пять выделенных категорий символьных изображений пользователей, но с разными процентными показателями. В статье показано, что существует