Научная статья на тему 'Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений'

Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2036
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ / НАПОРИСТОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ / АГРЕССИВНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / CONFLICT / ASSERTIVENESS IN ACHIEVING GOALS / AGGRESSIVENESS AND ITS MANIFESTATIONS / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна

Представлены результаты эмпирического исследования проявления конфликтности у студентов вузов. Выявлены следующие особенности: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение стратегия, характерная преимущественно для студентов педагогического института, в то время как респонденты, получающие технические специальности, ориентированы на конкуренцию и упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict and its manifestation in students of higher educational institutions

The article presents the results of empirical research of manifestation of conflicts of University students. Revealed the following: the desire to listen to the other person, to understand his point of view, to consider his interests and find in a controversial situation, the decision strategy is characteristic primarily for students of pedagogical institutes. While respondents receiving technical studies focused on competition and a stubborn defense of its interests to the detriment of the interests of another person.

Текст научной работы на тему «Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 52-58. УДК 159.9.07

В. И. Рерке

КОНФЛИКТНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Представлены результаты эмпирического исследования проявления конфликтности у студентов вузов. Выявлены следующие особенности: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение - стратегия, характерная преимущественно для студентов педагогического института, в то время как респонденты, получающие технические специальности, ориентированы на конкуренцию и упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

Ключевые слова: конфликтность; напористость в достижении цели; агрессивность и ее проявления; студенты высших учебных заведений.

V. I. Rerke

CONFLICT AND ITS MANIFESTATION IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the results of empirical research of manifestation of conflicts of University students. Revealed the following: the desire to listen to the other person, to understand his point of view, to consider his interests and find in a controversial situation, the decision - strategy is characteristic primarily for students of pedagogical institutes. While respondents receiving technical studies focused on competition and a stubborn defense of its interests to the detriment of the interests of another person.

Keywords: conflict; assertiveness in achieving goals; aggressiveness and its manifestations; students of higher educational institutions.

Проблема межличностных конфликтов затрагивает все сферы жизнедеятельности, особенно в условиях повышения уровня конфликтности в современном обществе. Важнейшая роль в конфликте принадлежит личности, поэтому необходимо выявлять и учитывать психологические особенности участников взаимодействия. Одной из таких особенностей, детерминирующих зарождение, динамику и конечный результат развития конфликта, является конфликтность личности, которую чаще всего понимают как ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты [1-3].

Кроме того, рост конфликтности, как в социальной, так и в профессиональной среде, обусловливает значимость исследований в области социальной психологии конфликта, в том числе при профессиональной подготовке бу-

дущих социальных педагогов и психологов [5]. Так, знание особенностей проявления конфликтности необходимо для развития у студентов-психологов навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликто-устойчивость с помощью активных методов обучения. Все выше сказанное определяет значимость нашего исследования.

Цель исследования - изучить особенности проявления конфликтности у студентов будущих социальных педагогов и психологов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить основные личностные причины конфликтов: низкая кон-фликтоустойчивость; субъективная оценка

© Рерке В. И., 2017 52

поведения партнера как недопустимого; акцентуации характера; искажения образа партнера, приводящие к взаимному непониманию [1; 3; 4]. По мнению Н. В. Гришиной, человек, склонный к конфликтам, часто содержит определенный набор эмоциональных качеств личности, таких как агрессивность, упрямство, раздражительность [3]. Данные критерии изучения конфликтности обучающихся высших учебных заведений легли в основу нашего исследования.

Совокупная эмпирическая выборка составила 25 респондентов, студенты 2-3 курсов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Педагогического института Иркутского государственного университета (экспериментальная группа (ЭГ)) и 25 обучающихся - студенты 23 курсов технических специальностей Иркутского национального исследовательского технического университета (контрольная группа (КГ)).

Первым этапом нашего исследования было изучение степени выраженности конфликтности. Для этого мы использовали методику, предложенную С. М. Емельяновым, «Самооценка конфликтности». Итоговые результаты по данной методике в КГ и ЭГ имеют различия, а именно, наблюдается повышение показателей в контрольной группе и снижение в экспериментальной. По результатам сравнительного анализа с использованием /-критерия Стъюдента были выявлены значимые различия по данному параметру = -2,8 при р < 0,001). Так, у обучающихся двух групп выявлен низкий уровень конфликтности, который указывает на то, что данные студенты умеют выходить из критических и конфликтных ситуаций, при этом умеют отстаивать свои интересы.

Однако следует отметить, что высокий уровень конфликтности установлен у нескольких студентов КГ (4 респондента). Эти студенты настойчиво отстаивают свое мнение, даже если это может испортить отношения с окружающими. Считаем, что данный факт необходимо учитывать при реализации образовательной деятельности, а именно осуществлять подбор форм и технологий взаимодействия в учебном процессе, при проведении практических занятий, а также во внеучебной деятельности. Невыраженный уровень конфликтности был диагностирован

в ЭГ, что свидетельствует о тактичности студентов, умении контролировать свои эмоциональные состояния, а также указывает на выраженную дружелюбную тенденцию будущих социальных педагогов и психологов, стремление сохранять взаимоотношения с окружающими и учитывать их интересы [1]. Далее была применена методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев) [6]. По результатам сравнительного анализа ^-критерий Стьюдента) были обнаружены значимые на 0,1 % уровне различия. Наиболее выраженные различия (на уровне значимости 0,1 %) были обнаружены по параметрам: вспыльчивость, наступатель-ность, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность. По шкалам «Обидчивость» и «Подозрительность» значимых различий обнаружено не было. Результаты описательной статистики позволяют констатировать, что среднее значение в КГ выше, чем у респондентов ЭГ. Стандартное отклонение в группах имеет примерно равные значения и указывает на достаточно тесное распределение показателей в группах.

Рассмотрим характер распределения значений в группах по каждой шкале. Так, вспыльчивость как склонность к неадекватным чрезмерным реакциям, эмоциональной несдержанности, взрывной раздражительности, предрасположенность к гневу, в большей степени свойственна для респондентов КГ. У данных студентов были диагностированы высокий и средний уровни. В то время как в группе студентов ЭГ высокий уровень диагностирован у 1 респондента, имеющего при этом также высокий уровень конфликтности по методике «Самооценка конфликтности». У большинства респондентов ЭГ (23 человека) был выявлен низкий уровень вспыльчивости, который указывает на умение контролировать свои эмоциональные состояния. Можем предположить, что для этих обучающихся в большей степени свойственно проявление компромисса при возникновении конфликтных ситуаций. В ЭГ 2 респондента проявляют высокий уровень бескомпромиссности. Подчеркнем, что данные студенты с упорством доказывают свою правоту, они не готовы идти на уступки при решении спорных вопросов. В то же время в КГ преимущественно средние оценки бескомпромиссности

(19 человек). При этом важно отметить, что в целом в группе контрольной оценки выше, чем в группе экспериментальной. Общий уровень конфликтности, который отражает степень готовности к развитию или завершению конфликтной ситуации, выражен в группе контрольной.

Сумма баллов по шкалам «Наступатель-ность (напористость)» и «Неуступчивость» позволяет нам установить степень позитивной агрессивности субъекта. По результатам сравнительного анализа, данные качества проявляются в большей степени в КГ.

Студенты ЭГ проявляют тактичность, деликатность, уступчивость в межличностных отношениях. В то время как для студентов контрольной группы в большей степени характерны стремление навязать окружающим свои желания, оценки, не всегда считаясь с мнением окружающих, любой ценой добиться своей цели.

Сумма баллов, набранная по шкалам «Нетерпимость к мнению других» и «Мстительность», дает показатель негативной (деструктивной) агрессивности субъекта. Высоких значений по данным параметрам выявлено не было, однако проявление мстительности и критичности к мнению других у студентов технических специальностей проявляется в большей степени (18 человек). В обеих группах мы видим доминирование позитивной агрессивности над негативной. Согласно методике «Личностная конфликтность и агрессивность» позитивная агрессивность проявляется в определенных личностных качествах и установках, которые обеспечивают психологическую и физическую самозащиту личности, содействуют манипулятивным противодействиям, давлению, а также связаны с волевыми качествами - способностью к достижению поставленных целей, преодолению препятствий, проявлению самостоятельности в суждениях и умением их отстаивать, а также социальной смелости, ответственности личности и т. д. Позитивная агрессивность проявляется как ситуативное, инструментальное качество, а именно в ситуации, когда этого требует обстановка, например, наличие угрозы. Такая реакция продиктована рациональными причинами. При этом сравнивая показатели двух групп между собой, можно сделать вывод, что показатели агрессивности в целом значимо выше в группе студентов технических специальностей. Это

говорит о том, что данные респонденты в большей степени склонны предпочитать силовое решение проблемы. Вместе с тем мы считаем, что умение постоять за себя - это важное качество личности, а отсутствие достаточного уровня самоконтроля и ответственности у данных респондентов может привести к тому, что позитивная агрессия перейдет в деструктивную и разрушительную.

Дальнейшее изучение конфликтности обучающихся высших учебных заведений проведено при помощи методики «Исследование стиля поведения в конфликте» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [3]. Количество баллов (от 0 до 12), набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Типы поведения в конфликтных ситуациях встречаются как в чистом, так и в смешенном виде. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1 Описательная статистика результатов по методике К. Томаса

Стратегии поведения ЭГ, чел. КГ, чел.

Соперничество 4 12

Сотрудничество 4 1

Компромисс 11 5

Избегание 2 2

Соперничество и компро- 2 5

мисс

Компромисс и избегание 2 0

Всего 25 25

Итак, как видно из табл. 1, у большинства респондентов группы ЭГ диагностирована стратегия взаимной уступки - компромисс.

У 4 респондентов наблюдается соперничество, стоит подчеркнуть, что у данных обучающихся были выявлены высокие оценки конфликтности.

У 2 студентов доминирует избегание, они стремятся избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения на потом. Данная особенность проявляется наряду с низкими оценками конфликтности.

Наиболее конструктивный тип поведения в конфликте - сотрудничество, наблюдается у 7 респондентов ЭГ и 1 респондента КГ. При выборе этой стратегии студенты стремятся разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Они учитывают по-

зицию другого участника и стремятся добиться, чтобы другая сторона тоже была удовлетворена. У них также выявлен средний уровень конфликтности. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, не всегда конструктивным. В то время как стратегия сотрудничества рациональна, обдуманна и способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия и делает отношения более прочными и стабильными.

В зависимости от ситуации, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, будущий социальный педагог и психолог должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным. Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

В КГ преимущественно выявлен тип поведения в конфликте «соперничество». Такие студенты стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. У них же диагностирован высокий уровень конфликтности. У 5 респондентов этой группы при доминировании соперничества выявлен также тип «компромисс». Данные студенты ориентированы преимущественно на конкуренцию, однако в ситуации, когда они не уверены, что смогут выйти победителем из конфликта, они могут рассматривать компромисс как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором их интересы будут удовлетворены полностью.

Таким образом, стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны, -стратегия, характерная преимущественно для респондентов ЭГ. В то время как респонденты КГ ориентированы на конкуренцию и упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

Выявление личностных качеств, являющихся структурными компонентами конфликтности, осуществлялось при помощи методики «Акцент 2-90» (М. И. Вигдорчик). По

частоте распределения в группе студентов психолого-педагогического направления преобладают респонденты гипертимного, демонстративного, тревожного, циклоидного типов акцентуаций характера (расположены в порядке убывания). В группе студентов технических направлений обучения - респонденты возбудимого, гипертимного педантичного, демонстративного, циклоидного, интроверти-рованного, застревающего типов. В табл. 2 представлена описательная статистика полученных результатов.

Таблица 2 Описательная статистика результатов по методике «Акцент 2-90»

Акцентуации ЭГ, балл КГ, балл

Среднее Разброс Ст.откл. Среднее Разброс Ст.откл.

1. Гипертимность 15,2 6-21 4,5 15,3 6-21 4,6

2. Застревание 7,5 4-14 2,6 10,2 6-20 3,8

3. Эмотивность 7,7 3-12 2,7 7,7 3-12 2,8

4. Педантичность 10,1 6-18 3,6 14,2 8-21 3,9

5. Тревожность 6,1 3-20 3,5 11,6 3-21 4,3

6. Циклоидность 14,9 3-22 5,3 14,9 6-24 4,3

7. Демонстративность 11 8-22 3,6 12,5 4-24 6,1

8. Возбудимость 11,4 8-19 3,6 16,9 10-21 4,3

9. Дистимия 5,7 0-15 3,7 8,4 3-15 3,5

10. Экзальтированность 9,9 6-14 2,4 10,6 5-18 3,3

11. Интроверсия 8 0-15 4,5 11,2 4-21 5,6

Сравнительный анализ результатов показал, что студенты КГ характеризуются большей возбудимостью ^ = -5,2 при р < 0,001), застреванием ^ = -3,1 при р < 0,001), тревожностью ^ = -5,1 при р < 0,001) и педантичностью (¿= -4,01 прир < 0,001).

Таким образом, студенты в целом проявляют высокую активность, общительность, оптимизм.

Гипертимная акцентуация (значения от 19 до 24 баллов) наблюдается у 6 респондентов ЭГ и у 7 респондентов КГ. Их особенностью является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, что может сочетаться с высокой активностью, жаждой деятельности, а также подверженность ситуативным тенденциям, групповым мнениям. Студенты, имеющие гипертимную акцентуацию характера, имеют более высокие показатели конфликтности.

Застревающий тип личности (показатели выше 19 баллов) был диагностирован у 2 студентов КГ. Они характеризуются высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забываются, переживание аффекта часто сочетается с фантазированием и вынашиванием плана мести. У остальных испытуемых показатели по данному типу акцентуации не выражены.

Педантичный тип акцентуации был диагностирован у 4 студентов КГ (показатели свыше 19 баллов). Внешне это проявляется как повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.

Циклоидная акцентуация характерна для 1 студента ЭГ и 3 студентов КГ. Эти респонденты склонны к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими, у них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.

Демонстративность диагностируется у 24 студентов ЭГ и 4 студентов КГ. Особенностью их поведения является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Им присуща легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда власти и похвалы.

Возбудимый тип личности диагностирован у 9 студентов КГ. Для них характерна импульсивность в поведении, низкая терпимость. Отметим, что у данных испытуемых были выявлены высокие показатели конфликтности.

Интровертированная акцентуация была диагностирована у 3 респондентов КГ. Для них характерны низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, они ориентированы на свой внутренний мир, сдержанны, имеют твердые убеждения.

Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона показал наличие статистически значимых связей при р < 0,05, 0,01 и 0,001.

Результаты по методике «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири) [6] позволили выявить следующие различия: в ЭГ студентов наблюдается тенденция повышения показателей по шкалам дружелюбного и альтруистического типов. В КГ студентов повышены показатели по первым трем октан-

там: авторитарный тип, эгоистичный тип и агрессивный тип. По результатам сравнительного анализа ^-критерий Стьюдента) были обнаружены значимые различия при р < 0,05, 0,01 и 0,001.

Рассмотрим более подробно типы отношения к окружающим. Высокие баллы (показатели выше 8 баллов) по авторитарному типу отношения диагностированы преимущественно в группе студентов технических специальностей. В ЭГ группе студентов таких респондентов 7. Как правило, данный тип личности стремится стать единоличным лидером и организует вокруг себя четкую иерархическую структуру, основанную на строгом выполнении его просьб, требований и приказов, всех наставляет, поучает, не умеет принимать советы других. Характеризуется высокой степенью конфликтности.

Низкие баллы авторитарности наблюдаются в ЭГ. Студенты данной выборки уверенные в себе личности, но не обязательно лидеры, упорные и настойчивые в достижении поставленных целей. Авторитарный тип отношения имеет большую выраженность у студентов технических специальностей.

Обобщая результаты психодиагностики, можно сделать следующие выводы: конфликтность в ЭГ тесно связана с конфликто-генными чертами характера и поведенческими установками, такими как: вспыльчивость, обидчивость, бескомпромиссность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, мстительность, позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность. А также с гипертимным, возбудимым и тревожным типами акцентуаций.

Следует отметить наличие отрицательных связей с такими личностными особенностями, как: подчиненный, зависимый, альтруистический типы отношения к окружающим и компромиссный тип поведения в конфликте.

Отметим, что в данной группе лишь 5 респондентов из 25 имеют высокие показатели конфликтности. В целом для ЭГ не характерно проявление повышенной раздражительности, агрессии, несдержанности. Напротив, эти студенты склонны проявлять выдержку, терпение при взаимодействии с собеседником, в конфликте ориентированы на взаимные уступки и признание интересов другой стороны. Повышение конфликтности может быть связано с тревожностью личности, опасениями за себя, своих близких.

Таблица 3

Взаимосвязь конфликтности с особенностями личности у респондентов ЭГ

Качества личности Значение коэффициента корреляции

Вспыльчивость 0,81

Обидчивость 0,78

Бескомпромиссность 0,73

Подозрительность 0,60

Обобщенный показатель конфликтности 0,79

Наступательность 0,70

Неуступчивость 0,71

Позитивная агрессивность 0,75

Мстительность 0,75

Нетерпимость к мнению других 0,52

Негативная агрессивность 0,74

Гипертимный тип акцентуации 0,83

Тревожный тип акцентуации 0,39

Возбудимый тип акцентуа- 0,57

ции

I. Авторитарный тип отношения 0,70

II. Эгоистичный тип отношения 0,70

V. Подчиненный тип отношения -0,41

VI. Зависимый тип отноше- -0,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния

VIII. Альтруистический тип отношения -0,49

Тип поведения в конфликте 0,41

- соперничество

Тип поведения в конфликте -0,39

- компромисс

Примечание. Курсивом (г = 0,39) выделены связи при p < 0,05; жирным шрифтом (г = 0,57) -связи при p < 0,01; жирным подчеркнутым (г = 0,74) - связи при p <0,001.

В контрольной группе студентов были выявлены следующие взаимосвязи, представленные в табл. 4.

Для КГ в целом более характерно проявление конфликтности. Именно в этой группе студентов были диагностированы высокий и выраженный уровень конфликтности. При этом студенты КГ в целом демонстрируют активность, наступательность в конфликте, проявляют раздражительность, вспыльчивость. У них отмечается склонность к эмоциональной несдержанности, склонность к проявлению авторитарности, эгоистичности и агрессивности, ослабленный контроль над своими состояниями.

Таблица 4

Взаимосвязь конфликтности с особенностями личности у респондентов КГ

Значение

Качества личности коэффициента корреляции

Вспыльчивость 0,76

Обидчивость 0,50

Бескомпромиссность 0,70

Обобщенный показатель конфликтности 0,64

Наступательность 0,79

Неуступчивость 0,71

Позитивная агрессивность 0,80

Нетерпимость к мнению других 0,74

Негативная агрессивность 0,68

Гипертимный тип акцентуации 0,53

Возбудимый тип акцентуации 0,87

Авторитарный тип отношения 0,66

Тип поведения в конфликте - соперни- 0,77

чество

Примечание. Курсивом (г = 0,39) выделены связи на 5 % уровне значимости; жирным шрифтом (г = 0,57) - связи на 1 % уровне значимости; жирным подчеркнутым (г = 0,74) - связи на 0,1 % уровне значимости.

Конфликтность зависит от проявления тех или иных личностных особенностей. Одни качества могут способствовать успешному взаимодействию, общению, другие - напротив, приводить к конфликтам. Так, например, гипертимный тип акцентуации позволяет студентам сохранять оптимизм, устанавливать оптимальные взаимоотношения в коллективе. Возбудимый тип акцентуации, наоборот, затрудняет взаимодействие студентов с другими, так как этот тип личностей характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к агрессии, несдержанностью, угрюмостью, занудливостью. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. Данным респондентам необходимо развивать выдержку, самоконтроль.

Таким образом, по результатам психодиагностики установлено, что для студентов Педагогического института характерны проявления нормальной агрессивности, которая обеспечивает необходимую психологическую и физическую самозащиту, умение контролировать эмоциональные состояния, способность к достижению поставленных целей и преодолению препятствий, самостоятельность суждений, умения их отстаивать, а также социальная смелость и ответственность.

Проявление конфликтности и агрессивности на среднем уровне в группе студентов технических специальностей в большей степени связано со склонностью надавить, навязать окружающим свои желания, оценки, не считаясь с их мнением. У данных респондентов наблюдается проявление вспыльчивости, эмоциональной несдержанности, взрывной раздражительности. Вместе с тем, стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны - стратегия, характерная преимущественно для респондентов экспериментальной группы. В то время как респонденты группы контрольной ориентированы на конкуренцию и упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Психология конфликта: хрестоматия / сост. и общ. ред.

Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. -С. 202-206.

2. Гомыранова О. Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Вестник АГТУ .2006. № 5 (34) с. 301-305.

3. Гришина Н. В. Психология ситуаций как область социально-психологических исследований // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2000. С. 512-578.

4. Леонов Н. И. Особенности анализа конфликтов студентами будущими менеджерами // Менеджмент. 1997. № 5. С. 44-47.

5. Рерке В. И. Представления о профессиональных ценностях студентов-будущих социальных педагогов // Science XXI century Proceedings of materials the international scientific conference. 2015. С. 771-782.

6. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум. / изд. Первое. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.

Информация о статье

Дата поступления 4 августа 2017 Дата принятия в печать 29 сентября 2017

Сведения об авторе

Рерке Виктория Игоревна - канд. психол. наук, доц. кафедры социальной педагогики и психологии Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Рерке В. И. Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 52-58.

Article info

Received August 4, 2017 Accepted

September 29, 2017 About the author

Rerke Victoria I. - Ph. D. in Psych., Associate Professor, Department of Social Pedagogics and Psychology, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Rerke V. I. Conflict and its manifestation in students of higher educational institutions Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2017, no. 3, pp. 52-58 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.