УДК 159.922.6
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук [email protected]
Твелова Ирина Александровна
кандидат психологических наук [email protected]
Добреля Тимофей Васильевич
аспирант 3 курса. Армавирская государственная педагогическая академия [email protected]
Профилактика
УВЛЕЧЕННОСТИ ИНТЕРНЕТОМ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПОВОГО ОТЛИЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Alevtina V. Kachalova
candidate of psychological Sciences [email protected]
Irina A. Tvelova
candidate of psychological Sciences [email protected]
Timofei V. Dobrelya
graduate student.
Armavir State Pedagogical Academy [email protected]
Prevention of internet
ADDICTION TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF A TYPICAL INDIVIDUAL DIFFERENCES IN ADOLESCENCE
Аннотация. В статье отмечается большое влияние, которое оказывает интернет на первичную социализацию личности в современном глобализирующемся обществе. Эю обстоятельство подвинуло автора на комплексное социально-психодогическое исследование основных причин проявления Интернет-зависимости у современной молодежи. Автором выявляются основные типы личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости, предлагаются технологии профилактики увлеченности Интернетом.
Ключевые слова: зависимость, Интернет -зависимость, психолого - педагогическая поддержка личности, причины проявления Интернет - зависимости, типы личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет - зависимости.
Annotation. The article notes a large impact that the Internet on primary socialization of the individual in the modern globalized society. This fact pushed the author to complex socio-psihodogicheskoe study the main reasons manifestations of Internet addiction among today's youth. The author identifies the main types of personality in adolescence, prone to Internel addiction, offers prevention technologies enthusiasm Internet.
Keywords: dependence, Internet - addiction, psychological - pedagogical support of the person, causes of manifestations of the Internet - addiction, types of the personality in adolescence, prone to the Internet - addiction.
Активным внедрением информационных и Интернет-технологий сопровождается модернизация российского образования, обеспечивающая свободный разнообразный источник информации, образовательный ресурс, позволяющая «приблизить» удаленные образовательные порталы и «сократить» расстояния между собеседниками, получить удовольствие от просмотра интересного фильма и «сразиться» на виртуальном игровом поле. Сегодня невозможно без внедрения инновационных приемов в учебно-воспитательный процесс образовательного пространства вуза. Сетевые технологии становятся его естественной частью, а неумение работать за компьютером и в Интернете в современном обществе приравнивается к неумению читать и писать.
Однако, увлеченность миром виртуального пространства и неспособность противостоять заманчивости глобальной Сети Интернет провоцирует формирование и развитие зависимого (ад-
диктивного) поведения личности в юношеском возрасте. Как утверждает Д.И. Фельдштейн, сознание современного молодого человека подвергается давлению хаотичного потока информации из Интернета, не имеющего структурносодержательной логической связи и подающегося бессистемно, ломано вписывающегося в жизнь личности, в процесс его образования, формирования и развития.
С распространением услуг Интернета по всему миру явления зависимости, вызванные техническим прогрессом, стали явными и в российском обществе. Американский психиатр А. Голдберг (1996) утверждал, что Интернет-зависимость -это непреодолимое, патологическое влечение использования Интернета.
Интернет-зависимость в большинстве зарубежных исследований рассматривается как психологическое явление и не характеризуется как сдерживающее условие личностного развития челове-
266
ка, что, на наш взгляд, неверно. Психологопедагогические исследования в современной отечественной психологии и педагогике, ориентированные на изучение технологий коррекции отклоняющегося поведения личности молодого человека, упускают из виду самые злободневные вопросы, связанные с профилактикой Интернетзависимости (2). Решение этих социальной и психолого-педагогической задач возможно путем осуществления психолого-педагогической поддержки личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выявить основные причины проявления Интернет-зависимости у современной молодежи (1, 3):
• игнорирование или виртуализации ответственности, принятия иных законов и норм отношений в молодежной Интернет-среде;
• навязывание идеалов, типа мышления личности в юношеском возрасте;
• превращение пользователей из субъектов деятельности в объекты манипуляций за счет деструктивного воздействия на сознание, ценностные ориентации на этические нормы пользователей;
• вульгаризация (допустимость брани и нецензурных выражений во всех видах Интернетпродукции);
• упрощения языковых форм личности, способов высказывания, коммуникации, возможности получения готовых образовательных продуктов низкого качества (примитивизация);
• выстраивание Сети по принципу всеобщего хаоса;
• проникновения игры в Интернет;
• демонстрация в Сети роликов криминального содержания с их последующим одобрительным обсуждением на форумах;
• распространение на сайтах провокационной информации;
• коммерциализация («выкачивание» денег из пользователей Интернета);
• подмена реального бытия в человеческом обществе виртуальным в сети Интернет, что ведет к социальному отчуждению и искусственной «аути-зации» личности молодого человека и пр.
Основываясь на определении психологической поддержки, предложенной О.С. Газманом и его последователями, О. В. Завалишина сформулировала определение психолого-педагогической поддержки личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости, как вида помощи, обеспечивающей возможность эффективного влияния на развитие личности молодого человека с целью поддержания ее психологического и эмоционально-соматического здоровья, усиления ее критичности по отношению к себе и к Интернет-продукции, активизации субъектно-
сти, сознательности в выборе вида деятельности, избирательности в мотивах обращения к Интернету, ответственности за негативные последствия поведения в социуме (4).
Психолого-педагогическая поддержка является составной частью образования, направленной на проблемы саморазвития, самоопределения, самореализации личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости.
Применение Интернет-технологий в образовании должно быть обеспечено корректным психологопедагогическим сопровождением, их бесконтрольное использование чревато весьма серьезными последствиями - формированием и развитием Интернет-зависимости (аддикции) личности молодого человека.
Выделяют следующие основные типы личности в юношеском возрасте, склонной к Интернетзависимости (4, 5): «Контактный», «Игрок», «Исследователь», «Гедонист», Смешанный тип.
Взяв за основу индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный и субъектно-деятельностный подходы к обеспечению профилактики увлеченности Интернетом с учетом особенностей типового отличия личности склонной к Интернет-зависимости, мы разработали и апробировали серию занятий с использованием различных технологий коррекции когнитивной, мотивационно-поведенческой сфер личности, направленных на сдерживание их увлеченности Интернетом.
Первый блок представляет собой технику игровых упражнений, тренинги, творческие задания, направленные на коррекцию когнитивной сферы личности; второй блок-коррекция их мотивационной сферы; третий блок-изменение поведения личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости.
Для работы с самым многочисленным типом личности, склонной к Интернет-зависимости -«Контактный» - использовались групповые занятия и тренинги на развитие умения и навыков общаться в реальном мире (например, «Эффективные приемы взаимодействия с окружающими», «Сила нашего голоса», «Эмоциональнонасыщенное общение»); ладить с людьми («Я в мире других людей»). Эти типы личности испытывают трудности в общении с окружающими людьми, они малообщительны, стеснительны и замкнуты. В процессе тренингов молодые люди научились высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, не бояться выступать перед аудиторией. Создавая ситуацию доверия, комфорта, мы помогали молодым людям безбоязненно рассказывать о своей «виртуальной» жизни, встречаться с реальными людьми в жизни, что позволяло постепенно вытеснять «виртуальный мир» реальным, личность чувствовала эффективность реального общения, училась передавать свои разнообразные эмоции и чувства в реальных отношениях с окружающими.
Работа с типом личности «Игрок» строилась на переносе виртуальной игры в реальную ситуацию, с целью - помочь участникам проявить свои возможности в реальном мире, избегая агрессивных
267
реакций и конфликтов. Одной из форм вытеснения «вир^ального мира» из сознания личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет-зависимости, стала «социальная площадка». Она представляет собой проект, которой учит видеть и решать общие жизненно важные проблемы: «Одиночество в виртуальном мире», «Свобода и выбор» и др. В работе над этим проектом участники «проигрывали» свои внутренние проблемы, разбирались в себе, в своих переживаниях, это помогало им сократить время игры в Интернете и перестать «жить жизнью» виртуальных героев.
Мы стремились заинтересовать научно - поисковой деятельностью, развить потребность в осуществлении социально-ориентированной исследовательской деятельности в работе с группой «Исследователей». Одной из эффективных технологий работы стала деятельность по проблемам: «Этические проблемы и нормы общения молодежи в современном обществе», «Как жил человек без Интернета?» и др. Результаты деятельности представлялись студентами на заседаниях краевых круглых столов и конференциях различного уровня.
Личности в юношеском возрасте, склонные к Интернет-зависимости, попавшие в группу «Гедонисты», увлекаются просмотром рекламных роликов, фильмов, размещенных на сайтах сомнительного содержания. Мы предлагали им принять участие в социально значимых видах деятельности, способных вызывать наслаждение, например, творческих вечерах «Талантливый и креативный в 21 веке», «Русская поэзия 19 века» и др., стимулируя мотивацию включения в творческие проекты, пробуждая внутренний природный потенциал каждой личности и
Литература:
1. Авалишина О.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков и юношей, склонных к Интернет-зависимости // Психолого-педагогический поиск : научно-методический журнал, 2011. № 2 (18). С. 48-57.
2. Варвина Н.Г. Профилактика Интернет-зависимости современных школьников. Саратов, 2012.
3. Завалишина О.В. Интернет в школьном образовании: тенденции положительного и негативного влияния на личность подростка / Информационные технологии в образовании: материалы Международной научно-праетической конференции (21 ноября 2011 г., г. Ульяновск). Часть 1; под ред. ЮН. Титаренко, Ульяновск : УлГПУ, 2011. С. 45-50.
4. Качалова А.В. Психолого-педагогическая поддержка личности юношеского возраста с интернетзависимостью / А В. Качалова, ТБ. Добреля // гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Научный журнал ISSN 2220-2404 (печать) ISSN 2221-1373 (On-line) входит в перечень ВАК при Минобрнауки РФ. 20.10.2014.
5. Кирова НМ. Профилактика игровой зависимости школьников : учебно-методическое пособие. М., 2008.
оказывая помощь в получении удовольствия от творческого взаимодействия друг с другом в коллективе.
Проекция личности своих возможностей в новой реальной ситуации открывала им перспективы для проявления избирательности, субъектности и критичности личности.
Итак, у молодого поколения, склонного к Интернетзависимости, происходят изменения в когнитивной, мотивационной и поведенческой сферах. Эффективность технологий психолого-педагогической
поддержки обеспечивается соблюдением комплекса психолого-педагогических условий:
• наполнение средствами микро - социального пространства личности в юношеском возрасте, стимулирующими формирование и развитие мотивации к коллективной деятельности общественно и социально-значимого характера;
• моделирование среды обитания молодежи разнообразными средствами, атрибутами, предметами деятельности, свободной от Интернета и др.;
• использование психолого-педагогического технологий профилактики увлеченность Интернет в образовательном пространстве вуза;
• организация научно-исследовательской деятельности студентов вуза и др.;
• развитие потенциальных возможностей личности, склонной к Интернет-зависимости, в совмест-н о й деятельности, развитие эмпатии, толерантности, способности к эффективной коммуникации, свободной от Интернета и др.
Literature:
1. Avalishina O.V. Psycho-pedagogical support of the teenagers and young men prone to the Internet-addiction // Psycho-pedagogical search : scientific and methodical journal, 2011. № 2 (18). P. 48-57.
2. Varvina N.G. Prevention of Internet-addiction among advanced students. Saratov, 2012.
3. Zavalishina O.V. Internet in school education: trends of positive or negative impact on the identity of teenager / Information Technology in Education: proceedings of the International Scientific and Practical Conference (November 21, 2011, Ulyanovsk). Part 1; ed. Yu.I. Titarenko. Ulyanovsk : UGPU, 2011. P. 45-50.
4. Kachalova A.V. Psycho-pedagogical support for internet-addicted adolescents / A.V. Kachalova, T.V. Dobrelya // Humanities, social-economic and social sciences. Scientific Journal ISSN 2220-2404 (print) ISSN 2221-1373 (On-line) is included in the list of HAC at the Ministry of Education of the Russian Federation. 20.10.2014.
5. Kirov N.M. Prevention of game addiction of students : study guide. Moscow, 2008.
268