УДК 159.922.8
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии kachalova.alevtiha@mail .ru Добреля Тимофей Васильевич аспирант 3 курса. Армавирская государственная педагогическая академия [email protected] Alevtina V. Kachalova candidate of psychological sciences, associate professor of social, special pedagogics and psychology
Armavir state pedagogical academy kachalova [email protected] Timofey V. Dobrelya graduate student 3 courses Armavir state рedagogical academy [email protected]
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬЮ
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT IDENTITY OF YOUTHFUL
AGE WITH INTERNET DEPENDENCE
Аннотация. В статье обосновывается актуальность постановки проблемы изучения Интернет - зависимости у лиц юношеского возраста, выявляются положительные и негативные тенденции, сопровождающие внедрение Интернет - технологий в образование, выявляются психологические условия обеспечения эффективной психолого - педагогической поддержки личности.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, зависимость, интернет - зависимость, личность юношеского возраста
Abstract. Relevance of statement of a problem of studying the Internet -dependences at persons of youthful age locates in article, the positive and negative tendencies accompanying introduction the Internet - technologies in education come to
light, psychological conditions of providing the effective psychologist - pedagogical support of the personality come to light.
Index term: the psychologist - pedagogical support, dependence, the Internet -dependence, the identity of youthful age.
Проблема медиабезопасности личности юношеского возраста в условиях современной модернизации российского высшего образования приобретает особое значение. Первоочередным является создание состояния защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда личности, ее здоровью и (или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В настоящее время использование Интернета современной молодежью, как правило, сводится к общению в сети и онлайн играм. Отсутствие должной цензуры информации, размещенной на сайтах, бесконтрольное использование Интернета может привести к непредсказуемым изменениям личности, возникает угроза отделения виртуальной жизни личности в юношеском возрасте от жизни реальной. Увлеченность миром виртуального пространства и не способность противостоять заманчивости глобальной Сети Интернет провоцирует формирование и развитие зависимого (аддиктивного) поведения у лиц юношеского возраста [1].
Многие исследователи, осознавая необходимость обеспечения безопасности личности Интернет - пользователей от средств массовой информации, обращают внимание именно на отрицательные стороны внедрения Интернета в образование. Одной из них является развитие Интернет - зависимости личности, как одного из видов отклоняющегося поведения. Это явление получило широкое распространение в юношеской среде, так как обусловлено особенностями данного возраста. В этих условиях чрезвычайно актуализируется поиск эффективных технологий психолого - педагогической поддержки личности с подобными отклонениями в поведении.
В странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки изучение проблемы Интернет - зависимости (аддикции) началось в 80-х годах ХХ века.
В связи с более поздней компьютеризацией образования в России эта проблема стала актуальной в отечественной науке лишь в конце ХХ века.
Мы опирались на исследования в области педагогики и психологии
Проведенный нами теоретический анализ психолого - педагогических источников показал недостаточную изученность проблемы поведенческих зависимостей и помощи Интернет - зависимой личности.
Проблема психолого - педагогической поддержки начала изучаться за рубежом и была тесно связана с развитием социальной психологии и педагогики (Е. Борнеманн, К. Молленгауэр, Н. Ноддингс и др.).
В отечественной психологии понятие «поддержка» раскрывается в работах А.С. Белкина, О.С. Газмана, В.А. Горского, И.Ф. Дементьева, Ф.И. Кевля,
Н.Н. Михайловой, Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина, Б.Е. Фишман, Котовой И.Б. и других исследователей.
Психолого - педагогическая поддержка - это психолого - педагогическая деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в решении его проблем (И.Б. Котова).
Проблема психолого - педагогической поддержки личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости, оказалась вне поля зрения исследователей.
На наш взгляд, психолого - педагогическая поддержка личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет - зависимости, будет эффективна, если:
• психолого - педагогическая поддержка обеспечивает комплексное воздействие на когнитивную, мотивационную, поведенческую сферы личности, склонной к Интернет - зависимости, как наиболее подверженной негативному влиянию медиапродукции;
• психолого - педагогическая поддержка осуществляется на основе личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов к обеспечению профилактики увлеченности Интернетом;
• психолого - педагогическая поддержка организуется при активном участии и взаимодействии всех субъектов образовательного пространства, становится для них личностно значимой и создает условия для профилактики увлеченности Интернетом;
- психолого-педагогическая поддержка направлена на формирование и закрепление социально-приемлемых стереотипов поведения личности в юношеском возрасте, склонной к Интернет - зависимости;
- психолого - педагогическая поддержка обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий социально - средовых, содержательно -организационных, субъектно-личностных.
У личности, склонной к Интернет - зависимости, происходят изменения в когнитивной, мотивационной и поведенческой сферах. Так, в когнитивной -обнаруживается усиление механизма рационализации - интеллектуального оправдания зависимости, происходит формирование «магического мышления» (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе Интернета) и «мышления по желанию», снижается критичность к негативным последствиям своего аддиктивного состояния; в мотивационной - появляется сверхценное эмоциональное отношение к объекту зависимости, доминирование размышлений об объекте зависимости по сравнению с другими объектами; в поведенческой -усиливается защитно - агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Обобщение и систематизация представленных в психолого -педагогической литературе тенденций, сопровождающих внедрение в образование Интернет - технологий, показали, что наряду с положительными тенденциями -информационности (возрастания общедоступности различных образовательных массивов); оперативности (возможности быстрой передачи и получения информации); расширения способов коммуникации (общения с помощью электронного текста, скайпа и пр.); эргономичности (экономии времени и материальных средств для получения образовательных услуг, учебной информации) и др., модернизация образования осложняется негативными тенденциями - зомбирования (навязывания идеалов и типа мышления); манипуляции сознанием (В.Е. Лепский) - (превращения пользователей из субъектов деятельности в объекты манипуляций, за счет деструктивного воздействия на сознание пользователей); виртуализации сознания (игнорирования или виртуализации ответственности); примитивизации (упрощения языковых форм, способов высказывания, коммуникации, возможности получения готовых образовательных продуктов низкого качества); вульгаризации (допустимости брани и нецензурных выражений во всех видах Интернет - продукции, популяризации порно, стихов и песен с подтекстом); хаотизации (выстраивания Сети по принципу всеобщего хаоса); игроизации (С.А. Кравченко, Л.Т. Ретюнских) - (проникновения игры в Интернет); криминализации (демонстрации в Сети роликов криминального содержания с их последующим одобрительным обсуждением на форумах); коммерциализации («выкачивания» денег из пользователей Интернета); ресоциализации (подмены реального бытия в человеческом обществе виртуальным бытием в сети Интернет, что ведет к социальному отчуждению и искусственной «аутизации» личности) и пр. Эти тенденции являются причиной увлеченности личности юношеского возраста Интернетом и, как следствие, проявления у них склонности к Интернет -зависимости [2, 3].
Психолого - педагогическая поддержка может быть представлена в виде системно - структурной модели, включающей:
• цель (организация поддержки личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости),
• задачи (выявление Интернет - зависимости у современной молодежи; изучение влияния Интернет - зависимости на когнитивную, поведенческую, мотивационную сферу личности юношеского возраста; реализация поддержки; профилактика Интернет - зависимости в среде),
• принципы организации поддержки личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости (принятия Интернет - зависимого как данности; активной включенности личности, склонной к Интернет - зависимости, в социально - ориентированные виды деятельности; дифференциации; коллективного сотрудничества и взаимодействия; признания права на ошибку и не
осуждения его за нее (О.С. Газман); сознательности личности; интеграции усилий образовательного учреждения, семьи и общественности в преодолении Интернет -зависимости); критерии и показатели результативности поддержки (изменения в когнитивной, мотивационной, поведенческой сферах).
Психолого - педагогическая поддержка личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости, представлена нами в виде модели, компоненты которой объединены в три блока: целевой, содержательно -процессуальный, оценочно-результативный (см. таб. 1).
Таблица № 1.
Модель психолого - педагогической поддержки личности юношеского возраста с Интернет - зависимостью
Целевой блок Цель: организация психолого - педагогической поддержки личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости
Задачи: Выявление Интернет - зависимости у лиц юношеского возраста. Изучение влияния Интернет - зависимости на когнитивную, поведенческую, мотивационную сферу личности. Осуществление психолого - педагогической поддержки личности юношеского возраста, склонной к Интернет - зависимости. Профилактики Интернет - зависимости в юношеской среде.
Принципы организации психолого - педагогической поддержки
Содержательно- процессуальный блок Этапы психолого - педагогической поддержки
Диагностический Организационно-подготовительный Корректирующий
Содержание и организация социально-ориентированной деятельности с личностью, склонной к Интернет - зависимости.
Методы Формы Механизмы
Направления организации
Работа с личностью, склонной к Интернет -зависимости Работа с преподавателями Работа с родителями
Психолого - педагогические условия реализации
Социально-средовые Содержательно-организационные Субъектно-личностные
Критерии и показатели результативности
Когнитивный Мотивационный Поведенческий
х Личность, свободная от негативного воздействия
I gQ г
g х сз Интернета, способная к саморазвитию и самореализации, с
© н 3: рЭ устойчивыми социально-приемлемыми стереотипами поведения и
5 е- J ^ ориентированная на социально-значимые виды деятельности.
s* ^ «
D S3 Рн а
Проведенное нами исследование проблемы изучения Интернет -
зависимости у лиц юношеского возраста показало, что бессистемное, неструктурированное и неограниченное пребывание личности в Сети Интернет и, как следствие, его негативное воздействие на их когнитивную, мотивационную, поведенческую сферы провоцирует следующие изменения личности юношеского возраста: в когнитивной - усиление механизма рационализации, интеллектуального оправдания зависимости («все сидят в Интернете»), при этом происходит формирование «магического мышления» (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе Интернета) и «мышления по желанию»; снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного состояния; в мотивационной - появляется сверхценное эмоциональное отношение к объекту зависимости, начинают доминировать размышления об объекте зависимости; в поведенческой - усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
В связи с этим, применение Интернет - технологий в высшем образовании должно быть обеспечено корректным психолого - педагогическим сопровождением, в противном случае их бесконтрольное использование молодежью чревато весьма серьезными последствиями - формированием и развитием Интернет - зависимости (аддикции).
Литература:
1. Авалишина О.В. Психолого - педагогическая поддержка подростков и юношей, склонных к Интернет - зависимости // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал, 2011. № 2 (18). - С. 48-57.
2. Варвина Н.Г. Профилактика Интернет - зависимости современных школьников. - Саратов, 2012.
3. Кирова Н.М. Профилактика игровой зависимости школьников: Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
Literature:
1. Avalishin O. V. Psikholy - pedagogical support of the teenagers and young men inclined to the Internet - dependences//Psychology and pedagogical search: scientific and methodical magazine, 2011. No. 2 (18). - Page 48-57.
2. Varvina N. G. Prevention the Internet - dependences of modern school students. - Saratov, 2012.
3. Kirov N. M. Prevention of game dependence of school students: Educational and methodical grant. - M, 2008.