Пестрецов Михаил Алексеевич
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: pestrecov@ukr.net)
Профилактика как важный инструмент противодействия религиозному и политическому экстремизму в Российской Федерации
В статье проанализировано явление экстремизма как один из важнейших, социально значимых феноменов современного российского общества. Исследованы различные проявления экстремизма, рассмотрены аспекты политического, религиозного экстремизма и терроризма. Проанализированы методы противодействия экстремизму и его проявлениям. Выделены меры профилактики, реализуемые органами государственной власти в области противодействия проявлениям экстремизма.
Ключевые слова: явление экстремизма, способы противодействия, меры профилактики, органы государственной власти.
M.A. Pestretzoff, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: pestrecov@ukr.net
Prevention as an important tool to counter religious and political extremism in the Russian Federation
The article concerns the phenomenon of extremism as one of the most important and socially significant phenomena of the modern Russian society. Various manifestations of extremism are presented; in particular, we consider aspects of political, religious extremism and terrorism. The methods of counteraction to extremist activity and its manifestations are analyzed. We have emphasized the main preventive measures that public authorities assume to counteract and prevent manifestations of extremism.
Key words: phenomenon of extremism, methods of counteraction, preventive measures, public authorities.
На сегодняшний день регистрируется значительный уровень распространения экстремизма. Экстремизм представляет собой социально опасное явление благодаря несоблюдению конституционно закрепленных прав граждан, выступая против сложившихся в обществе устоев и правил. Характер преступлений становится все более организованным, соответственно, повышается уровень преступности. По данным МВД России, только с января по октябрь 2015 г. на территории страны было зарегистрировано 1308 преступлений экстремистской направленности [1]. Явление экстремизма имеет множество форм и способов выражений, однако наиболее опасными его аспектами в современном российском обществе являются политический и религиозный экстремизм с точки зрения их идеологического начала, насильственных проявлений, форм и идей. Создание подобного рода организаций обусловлено конфликтами и несогласиями в обществе, что привело к кризисному состоянию общественных отношений. В организацию политического,
религиозного экстремизма и терроризма чаще всего вовлекается молодежь в силу ее критического восприятия мира и развития протестного потенциала. Ошибочно полагать, что такие организации «безобидны», т.к. любые группировки подобного рода носят преступный характер, а их жертвы подвергаются насилию. Почти всегда молодежные экстремистские организации имеют неформальный характер и действуют в таких формах проявления экстремизма, как фашизм, национализм, неонацизм и пр., которые имеют яркое выражение в рамках политического и религиозного экстремизма.
Именно поэтому на данном этапе в российском обществе профилактика экстремизма является одной из преимущественных задач государства. Итак, рассматривая более подробно религиозный и политический экстремизм, нужно детально исследовать представленные формы проявления экстремизма и способы профилактики и противодействия им.
Необходимо разобрать непосредственно понятие экстремизма и его формы. Экстремизм -
41
это приверженность отдельных лиц, групп и организаций к радикальным взглядам и методам, достижение своих целей путем насилия [2].
Одним из актуальных проявлений в последнее время является религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм - это агрессивная пропаганда идей, направленных против системы традиционных для общества религиозных ценностей и устоев [3]. Одна из целей вышеуказанной формы экстремизма - уничтожить все религиозные конфессии, в последующем создав свое отдельное государство, по своим правилам и устоям.
На наш взгляд, еще одной формой проявления экстремизма является политический экстремизм. Религиозный и политический экстремизм - явление социально опасное и прогрессирующее, которому присущи жестокость, острая агрессивность, насилие, существующие наряду с демагогией. Проблему представляют не только непосредственно явления экстремизма и разнообразие его форм, но и профилактика политического и религиозного экстремизма. Ведь представленные выше формы экстремизма могут существовать как самостоятельно, так и совместно друг с другом, что порождает новые формы экстремизма. Например, сосуществование политического и религиозного экстремизма повлекло образование новой формы данного явления - религиозно-политического экстремизма. Особенностью данного вида экстремизма является его проникновение практически во все сферы жизнедеятельности человека. В данной сфере экстремисты выдвигают правила против общества, общепринятых устоев и структур, пытаясь их развалить в основном методами насилия. Для достижения своих целей экстремисты используют гласность совершаемых ими преступлений в обществе.
Противодействие экстремизму - одна из главных задач государства, для выполнения которой необходимо задействовать все возможности и ресурсы.
По нашему мнению, одной из мер, направленных на противодействие экстремизму, является профилактика, в которую может входить множество мероприятий, которые могут быть направлены на предупреждение какого-либо явления и устранение этих факторов. Профилактику экстремистской деятельности осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [2]. С распространением в нашем обществе проявлений и разных
форм экстремизма были приняты федеральные законы, направленные на недопущение экстремистских проявлений, а именно Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии терроризму» [3; 4]. Статья 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» содержит широкое определение экстремистской деятельности, под которой понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных:
на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России;
подрыв безопасности России;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности, совершение иных деяний [3].
Законом определено понятие экстремистской организации как общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности [3]. Преступления экстремистской направленности в последние годы совершаются с особым цинизмом и жестокостью, в большинстве случаев имеют групповой характер. К совершению экстремистских преступлений, в том числе и террористического характера, все чаще стали привлекаться молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, что ранее было редким явлением.
Также необходимо отметить и крайнюю форму экстремизма - терроризм. На сегодняшний день религиозный и политический экстремизм существует вместе с терроризмом как крайней формой выражения экстремистской деятельности. Все чаще преступники прибегают к вооруженным террористическим деяниям в целях достижения поставленной цели. В последнее время такие проявления чаще всего встречаются на территории Дагестана и на Ближнем Востоке.
Терроризм - это политика, основанная на систематическом проявлении террора, а равно устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения [5].
Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют опреде-
42
ленные исторические предпосылки и связаны как с внутренними социально-экономическими, политическими, межнациональными, межконфессиональными, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами [6].
Система профилактики противодействия экстремизму и терроризму - это всесторонняя и многоаспектная задача, ведь, имея конкретно поставленные цели, планы и задачи, органы государственной власти влияют на распространение и возникновение организаций экстремистского характера, стараясь проникнуть во все их аспекты.
В настоящее время терроризм имеет более выраженную форму в ряде республик СевероКавказского региона Российской Федерации. В связи с этим ведется активная работа различных структур государственных органов по профилактике, нейтрализации и уничтожению терроризма. На практике в основе преступлений данного характера лежит религиозная и политическая мотивация, основанная на непринятии преступниками ценностей и моральных устоев общества. Деятельность органов власти и гражданского общества по профилактике экстремизма актуальна для всех субъектов Российской Федерации, в том числе для Крымского федерального округа. Демографическая ситуация и разнообразие национальностей в Крымском федеральном округе могут создать предпосылки для возникновения как конфессиональных, так и этнических конфликтов. В России проблемами являются религиозная нетерпимость, межнациональные конфликты и распространение экстремизма. Экстремизм создает условия для разрушения общества, ослабления государственного строя, проявлений сепаратизма в различных субъектах Российской Федерации. В ходе профилактики экстремизма в его политическом и религиозном направлении решаются вопросы о понимании идеологии экстремизма уже в существующих политических системах и религиях, об уровне опасности манипуляции крайними методами для достижения своей цели, о всевозможных способах устранения и предотвращения появления организаций подобного характера.
Профилактика экстремизма во всех его проявлениях является одним из важнейших методов противодействия экстремизму. И состоит она из постановки и реализации органами государственной власти и другими уполномоченными ими структурами (социально-политические, экономические, организационные, оперативно-розыскные и т.д.) мер, направленных на устранение, предотвращение организаций подобного характера, ликвидацию последствий и защиту населения от насильственных мето-
дов воздействия экстремистских группировок [7].
По мнению А.Х.-А. Пихова, посредством теоретико-прикладного исследования современного состояния противодействия экстремизму должны систематизироваться факторы, детерминирующие совершение и увеличение числа преступлений террористической и экстремистской направленности [8].
По нашему мнению, для того чтобы понять, как эффективно противодействовать экстремизму, необходимо знать историю становления и развития экстремизма в целом, прогноз его дальнейших действий. В настоящее время создана правовая основа государственной национальной политики по борьбе с проявлениями различного рода экстремизма. В России действует множество нормативных актов, которые направлены на решение проблем противодействия национальной и религиозной нетерпимости и различным формам экстремизма. Также повышается ответственность за преступления, совершенные на национальной и религиозной почве. Отметим, что сегодня не ведется социальная работа в отношении молодого населения России по профилактике и предупреждению экстремизма. Профилактика экстремизма - это не только одна из основных задач государства, но и задача граждан российского общества, ведь жертвами преступников в основном становятся обычные люди. Именно поэтому важна не только слаженная работа органов государственной власти, но и общая идеология и направленность политических партий, различных существующих на сегодняшний день общественных организаций, объединений религиозного характера и непосредственно самих граждан.
Современный экстремизм, элементами которого являются ксенофобия, нетерпимость, национализм и фашизм, отрицает многообразие национальностей и религии, являющихся фактором истории развития нашей страны. Вследствие этого происходят нарушения положений Конституции РФ, создается большая угроза национальной безопасности России. Экстремизм нельзя ликвидировать одними статьями Уголовного кодекса и карательными мерами, поэтому для предупреждения и профилактики экстремизма необходимы использование всех возможностей государственных структур и гражданского общества, взаимодействие силовых ведомств, перестройка их работы с личным составом во всех направлениях от патрульно-постовой службы до руководства МВД и ФСБ, а также других структур. Необходимо принять меры для защиты сотрудников правоохранительных органов, т.к. от того, насколько они защищены, во многом зависят
43
жизнь и благополучие граждан Российской Федерации. Необходимо проводить профилактику экстремизма и терроризма, устранять их причины и условия возникновения в регионе. Чтобы добиться успеха профилактики, необходимы снижение уровня безработицы, повышение жизненного уровня населения, должна проводиться профилактическая работа среди молодежи, уничтожение источников распространения экстремистских материалов.
Подводя итог данной работы, можно определить, что ее целью являются выявление эффективных способов противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе, устранения самой причины их возникновения и развития, поиск наиболее эффективного метода профилактики среди населения. Для
достижения данных целей необходимо добиться полного контроля над распространением экстремистских материалов, продемонстрировать в средствах массовой информации негативные последствия от совершения данного вида преступлений, на примере экстремистских и террористических организаций показать возможность наступления таких последствий, добиться отторжения населением мыслей о совершении преступлений экстремистской и террористической направленности для решения различного ряда проблем и противоречий.
Таким образом, профилактика экстремизма и терроризма в современном российском обществе должна быть направлена на формирование, укрепление и поддержание социального, политического и религиозного потенциала.
1. Портал правовой статистики: статистика преступлений экстремистской направленности. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 18.04.2016).
2. Политология: словарь-справочник /М.А. Ва-силик, М.С. Вершинин и др. М., 2001. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/ index.php (дата обращения: 21.04.2016).
3. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-Ф3. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 31 дек. 2014 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Однотомный большой юридический словарь: определение понятий. URL: http://slovar. cc/pravo/slovar-bolsh/2476025.html (дата обращения: 25.04.2016).
6. Законодательный и доктринальный подходы к проблеме противодействия терроризму. Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики / под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь, 2015.
7. Совет Безопасности РФ (Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года). URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 26.04.2016).
8. Пихов А.Х.-А. Проблемы противодействия транснациональному экстремизму в Северо-Кавказском федеральном округе // Общество и право. 2015. № 4(54). С. 169-172.
1. Portal legal statistics: statistics of crimes of an extremist orientation. URL: http://crimestat.ru/ offenses_map (date of access: 18.04.2016).
2. Political science: glossary / M.A. Vasilik, M.S. Vershinin, et al. Moscow, 2001. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/index. php (date of access: 21.04.2016).
3. On countering extremist activities: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. On combating terrorism: fed. law d.d. March 6, 2006 № 35-FL (as ameneded on Dec. 31, 2014). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. The one-volume law dictionary: the concepts definition. URL: http://slovar.cc/pravo/ slovar-bolsh/2476025.html (дата обращения: 25.04.2016).
6. Legislative and doctrinal approaches to counter terrorism. Countering extremism and terrorism in the Crimea Federal District: theory and practice problems / gen. ed. by S.A. Butkevich. Simferopol, 2015.
7. The Security Council of the Russian Federation (the Strategy to counter extremism in the Russian Federation until 2025). URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (date of access: 26.04.2016).
8. Pyhov A.H.-A. Combating transnational extremism in the North Caucasus federal district // Society and law. 2015. № 4(54). P. 169-172.
44