Буткевич Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Крым, Краснодарский университет МВД России (e-mail: butkevich-sa@mail.ru)
Региональные аспекты предупреждения преступлений экстремистской направленности
В статье рассмотрены особенности противодействия экстремистской деятельности на региональном уровне. Детально проанализированы организационные и правовые основы создания и развития системы предупреждения преступлений экстремистской направленности на уровне субъектов Российской Федерации и их регионов. Обращено внимание на недостатки криминологической превенции реальных и потенциальных проявлений терроризма и экстремизма, асимметричность угроз в этой области текущей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, регион, система, совершенствование, терроризм, угрозы, экстремистская деятельность.
S.A. Butkevich, Candidate of Law, Assistant Professor, Honored Lawyer of the Republic of Crimea, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: butkevich-sa@mail.ru
Regional aspects of prevention of crimes of extremist orientation
The article describes the features of countering extremist activity at regional level. Analyzed in details organizational and legal basis for creation and development of extremist crime prevention system at level of subjects of the Russian Federation and its regions. Attention is paid to deficiencies of criminological prevention of actual and potential manifestations of terrorism and extremism, as well as asymmetrical of threats in this field and actual activity of public authorities and local self-government.
Key words: prevention of crimes, region, system, improvement, terrorism, threats, extremist activity.
Противодействие экстремизму, в том числе предупреждение распространения идей, отличных от сложившихся норм поведения и основывающихся на национальной, расовой, религиозной, социальной, этнической или языковой нетерпимости, розни и ненависти, является задачей мирового сообщества, и Российская Федерация не находится в стороне от решения этих проблем.
Вопросам предупреждения преступлений в различных областях жизнедеятельности граждан, общества и государства посвящены работы А.А. Абубакарова, Ю.М. Антоняна, К.В. Вишневецкого, Ю.Ф. Гладыря, С.В. Иван-цова, Р.Ю. Казакова, Д.А. Лазарева, С.Я. Лебедева, Т.В. Назаряна, Т.В. Папковой, Н.В. Степанова и др. Однако региональные особенности предупреждения преступлений экстремистской направленности остаются за рамками предметов исследований, что повлияло на выбор темы научной статьи.
Сегодня формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия в контексте реноваций кримино-
логической превенции различных проявлений экстремистской деятельности приобретает особую актуальность и значимость. Указанное обусловлено перманентной социально-политической напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами на фоне расцвета внутригосударственного и международного терроризма. Наиболее рельефно это проявляется в США, странах Восточной Европы и Западной Азии в виде вспышек ксенофобии, неофашизма, национализма и фундаментализма. Эти феномены в своих крайних формах выражаются в деятельности террористических организаций, усиливающей деструктивные процессы в обществе и представляющей реальную угрозу национальной и коллективной безопасности.
В целях противодействия экстремизму федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры,
24
направленные на предупреждение экстремистской деятельности [1]. То есть предупреждение преступлений экстремистской направленности, включая выявление и последующее устранение факторов, причин и условий, продуцирующих их появление, является не только приоритетным направлением противодействия экстремистской деятельности, но и первостепенной задачей криминологической науки в этой области.
Кроме того, приоритетными задачами государственной политики в данной сфере являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявлению и пресечению правонарушений экстремистской направленности. Соответственно, к основным направлениям государственной политики отнесены: принятие на региональном и муниципальном уровнях адекватных целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов (в сфере законодательной деятельности); проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма (в сфере правоохранительной деятельности); оценка эффективности действий органов публичной власти в данной области (в сфере государственной национальной политики); обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов, взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями футбольных болельщиков для профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий (в сфере образования и государственной молодежной политики) и т.д. [2].
Что касается регионов, то законодатель Республики Дагестан определил профилактику экстремистской деятельности как меры социального, воспитательного и иного характера, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений для устранения причин и условий проявления экстремизма. К задачам профилактики отнесены: обеспечение недопустимости осуществления экстремистской деятельности в любой из ее форм; предотвращение условий и возможностей для осуществления последней; формирование и повышение политической и правовой культуры граждан на основании уважения их конституционных прав, свобод и законных интересов. Кроме того, урегулированы полномочия Главы, Народного Собрания, Правительства Республики
Дагестан и органов местного самоуправления в данной сфере, а также механизм их взаимодействия с гражданами, средствами массовой информации, общественными объединениями и религиозными организациями. Эти и другие субъекты профилактики экстремизма отвечают за правовое просвещение и информирование граждан, проведение профилактических бесед, социальную адаптацию, оказание правовой, социально-психологической помощи, разработку и реализацию государственных (муниципальных) программ в рассматриваемой сфере [3].
Подчеркнем, что сегодня Республика Дагестан - первый субъект РФ, который на законодательном уровне урегулировал основные задачи превенции преступлений экстремистской направленности, ее направления и формы, полномочия органов государственной власти в данной сфере.
В 2012 г. М.П. Клеймёновым был предложен проект закона о профилактике экстремистской деятельности в Омской области, разработка которого имела следующие цели: сглаживание социальных противоречий, создание новых рабочих мест, развитие форм государственной социальной поддержки граждан, иные меры, направленные на повышение качества жизни населения; оптимизация миграционной политики, выявление и устранение причин и условий незаконной миграции; правовой мониторинг, мониторинг в сфере межнациональных отношений и СМИ, включая Интернет; совершенствование защиты региональной информационной инфраструктуры; поддержка и развитие толерантности и самоуважения в идеологических, межнациональных и межрелигиозных отношениях; снижение виктимогенных рисков; формирование у граждан навыков цивилизованного решения конфликтных ситуаций и др. [4, с. 277-282]. Тем не менее, эти предложения не были учтены. По нашему убеждению, другим субъектам РФ, прежде всего тем, в которых фиксируются высокие риски экстремистских проявлений, для стабильного функционирования общества и государства целесообразно использовать позитивный опыт Республики Дагестан в нормотворческой сфере.
Следует согласиться с К.Р. Абызовым в том, что выявление региональных особенностей совершаемых правонарушений и их криминологический анализ позволяют разрабатывать местные (локальные) системы предупреждения преступности с учетом социально-экономической, национально-демографической, культурно-образовательной и криминологи-
25
ческой среды, характеризующей актуальную криминологическую ситуацию, оперативную обстановку и потенцию каждого конкретного региона [5, с. 5].
Вместе с тем, субъектами РФ и их муниципалитетами принято достаточно много программных документов в исследуемой сфере. Так, в план по профилактике экстремизма на территории Республики Алтай включены мероприятия, связанные с организацией работы учреждений культуры, спорта и образования по утверждению в сознании молодых людей идеи личной и коллективной обязанности уважать права граждан и разнообразие в гражданском обществе, формированию нетерпимости к любым проявлениям экстремизма; проведением встреч с участием представителей духовенства, национальных общественных организаций, СМИ, территориальных правоохранительных органов, направленных на выработку совместных мер противодействия межнациональной и религиозной розни; поддержкой деятельности детских и молодежных общественных объединений гражданско-патриотической направленности, воспитанием толерантности среди подростков и молодежи; развитием традиционного народного искусства и национальных ремёсел в форме выставок изделий народного промысла и т.п. [6]. Впрочем, как недостаток данного документа отметим отсутствие сроков реализации плана в целом и его мероприятий в частности (сроки исполнения носят формальный, неконкретный характер -«постоянно», «в течение года», «ежеквартально», «ежемесячно»).
А целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Городское поселение Килемары» (Республика Марий Эл) на 20132015 годы» фактически содержит только мероприятия по улучшению антитеррористической защищенности объектов потенциальных террористических посягательств, профилактике и информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности (постановление главы администрации от 31 июля 2013 г. № 171). При этом, в сущности, профилактика экстремизма и контрэкстремистская деятельность остались без внимания муниципалитета.
Исследуя аналогичные программные документы в сфере незаконного оборота наркотиков, А.П. Алексеева определяет региональную систему комплексного предупреждения наркотизма среди молодежи как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих эле-
ментов, включающих в себя организационные и научные предпосылки, оценку состояния указанной проблемы, цель, принципы и основные направления деятельности, организационно-правовое, финансовое и кадровое обеспечение, а также меры профилактики, антинаркотического и правового воспитания молодежи в регионе [7, с. 125]. На наш взгляд, потребность в разработке и реализации адекватных соответствующим угрозам превентивных инновационных социально-правовых программ очевидна. Этой позиции придерживаются А.В. Симоненко, Е.В. Грибанов [8], С.Я. Лебедев [9], А.Н. Игнатов [10, с. 98] и др. Поэтому считаем упущением со стороны А.П. Алексеевой и ряда других исследователей, а также руководителей органов государственной власти субъектов РФ оставление без должного внимания вопросов инновационного развития систем предупреждения преступности в регионах.
Проведенный анализ локальных нормативных актов позволяет сделать вывод об особом внимании к вопросам информационного противодействия экстремистской деятельности. Например, в Республике Дагестан такое направление работы включает анализ и оценку сведений об угрозах экстремизма, информирование населения о принятых мерах. С этой целью уполномоченные органы государственной власти устанавливают и исследуют факторы, характеризующие сущность и состояние развития экстремистских проявлений; разрабатывают рекомендации для субъектов профилактики экстремистской деятельности; осуществляют мониторинг и анализ национального и международного опыта в данной сфере; освещают результаты проведённых мероприятий, информируют население о преступной сущности экстремизма в СМИ, в том числе Интернете.
В плане по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений Шадринско-го сельсовета Калманского района (Алтайский край) также красной нитью проходит информационная составляющая. В частности, предполагаются следующие действия: оборудование информационных стендов и размещение на них оперативной информации по указанным вопросам; организация и проведение пропагандистских и агитационных мероприятий (издание и распространение памяток, листовок, пособий антитеррористического и антиэкстремистского характера, а также направленных на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявлений
26
ксенофобии и укрепление толерантности); разъяснение ответственности за действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на информационных стендах и официальном сайте муниципального образования; разъяснительная работа с молодежью о России как многонациональном государстве и необходимости толерантного отношения к людям других национальностей и религиозных конфессий в рамках военно-патриотического воспитания молодежи, организации ее досуга, спортивных мероприятий (решение председателя Совета депутатов от 30 мая 2012 г. № 27).
Очевидно, что организация и проведение указанных антитеррористических и контрэкстремистских мероприятий были бы своевременными в прошлом веке. А использование криминалитетом ультрасовременных достижений науки и техники, передовых методик и новейших схем совершения преступлений на фоне стремительного развития медиативных, информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества полностью нейтрализует подобную «активность» органов государственной власти и местного самоуправления, сводя на нет все предпринятые меры.
Как справедливо указывает С.Я. Лебедев, охватываемые глобальным кибернетическим полем неисчерпаемые масштабы позитивных человеческих ценностей, при всем приоритете таковых, вместе с соответствующим положительным эмоциональным сопровождением постепенно уступают информационным масштабам тревоги людей за свою безопасность, которой активно угрожает нарастающий в ки-берпространстве экстремистский и террористический потенциал [11, с. 376]. В частности, развитие социальных сетей, блогов и форумов в Интернете стало не только средством общения людей, но и высокотехнологическим инструментом осуществления экстремистской и террористической деятельности. Как следствие, поэтапное вхождение человечества в информационное общество радикально изменило содержание всех без исключения проявлений терроризма и экстремизма. Исходя из изложенного, информационная составляющая системы предупреждения должна включать мероприятия, направленные на разъяснение понятия и сущности этих социальных явлений, их негативного влияния на общество и государство, а также оказание воздействия на граждан с целью воспитания у них отрицания идеологии насилия и привлечения их к участию в преду-
преждении проявлений экстремизма и терроризма.
Основными задачами плана мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма в Варненском муниципальном районе (Челябинская область) на 2013 г. были следующие: утверждение основ гражданской идентичности как объединяющего начала; воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижение необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения; формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; общественное осуждение и пресечение любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве; реализация в учреждениях образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие; проведение информационной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, повышение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан (постановление главы района от 19 апреля 2013 г. № 346). То есть целью реализации таких программных документов является не столько противодействие экстремизму, сколько комплексная защита общества и его членов от вовлечения в эту деятельность, потенциальной вербовки неофитов в экстремистские либо террористические сообщества.
Другими словами, речь идет об эффективной криминологической превенции реальных и потенциальных угроз, исходящих от экстремизма, терроризма и смежных социальных явлений, создании устойчивого иммунитета социума к их деструктивному влиянию. При этом С.В. Иванцов высказывает мнение о том, что при использовании в планировании мер борьбы с преступностью криминологических прогнозов соответствующие планы, помимо ориентации на наиболее неблагоприятный вариант прогноза, должны предусматривать определенные резервы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств [12, с. 126]. Однако ярко выраженная пессимистичная окраска планирующей документации будет завышать расходы на правоохранительный контроль и отражаться
27
на эффективности противодействия современным инновационно развиваемым форматам преступности (в нашем случае - экстремизм и терроризм).
Таким образом, система предупреждения преступлений экстремистской направленности тесно связана не только с обструкцией террористической деятельности, но и со следующими мероприятиями.
Во-первых, с реализацией государственной молодежной политики в данной сфере, предполагающей соответствующие социально-институциональные преобразования; политическое реформирование; усиление мер, направленных на соблюдение законности и охрану правопорядка; формирование социальных институтов по реализации творческого, досугового потенциала молодежи; мониторинг интернет-пространства [13, с. 257].
Во-вторых, с постоянной модернизацией приемов, способов, форм и методов деятельности правоохранительных и других государственных органов по предупреждению проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации. Кроме того, криминологами должны быть подготовлены научно обоснованные рекомендации для сотрудников органов безопасности и правопорядка по усовершенствованию тактики и стратегии предупреждения преступлений экстремистской направленности.
В-третьих, с противодействием проникновению в общественное сознание идей фундаментализма, религиозного и (или) политического экстремизма, в первую очередь от граждан стран постсоветского пространства, ранее участвовавших в боевых действиях на стороне террористической организации «Исламское государство» и теперь возвращающихся обратно, а также с социально-экономической и культурной адаптацией мигрантов.
1. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 нояб. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753. М., 2014.
3. О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 4 апр. 2016 г. № 20. Махачкала, 2016.
По нашему мнению , система предупреждения экстремистской деятельности должна включать меры по недопущению так называемой экстремизации сознания и поведения подростков и молодежи, купированию асоциальной деятельности, являющейся предикатной по отношению к экстремизму. Именно поэтому региональные (локальные) планы по профилактике экстремизма и терроризма, предупреждению межнациональных конфликтов должны предусматривать: совершенствование нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в данной сфере; разработку, апробацию и внедрение научно обоснованных мер предупреждения преступлений экстремистской направленности, раннего нивелирования террористических угроз в регионе, межнациональной, межэтнической и межконфессиональной напряженности, проявлений ксенофобии; повышение эффективности реализации миграционной политики (в пределах компетенции); оптимизацию механизма межведомственного сотрудничества в этой области и координации данного вида деятельности.
По нашему убеждению, указанные целевые планы (программы) должны стать ключевым направлением реализации идей и принципов системной, непрерывной, наступательной и консеквентной работы по консолидации усилий общественных, политических, национально-культурных и религиозных объединений и организаций, СМИ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ. Соответственно, их нормы должны носить императивный характер для всех ответственных субъектов и их должностных лиц, входящих в локальную систему предупреждения преступности, в том числе в ее проявлениях, связанных с терроризмом и экстремизмом.
1. On countering extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL (as amended on Nov. 23, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 30. Art. 3031.
2. Strategy of counteraction to extremism in the Russian Federation till 2025: approved by the President of the Russian Federation d.d. Nov. 28, 2014 № Pr-2753. Moscow, 2014.
3. On prevention of extremist activity in the Republic of Dagestan: law of the Republic of Dagestan d.d. Apr. 4, 2016 № 20. Makhachkala, 2016.
28
4. Клеймёнов М.П. Закон Омской области «О профилактике экстремистской деятельности в Омской области» // Вестн. Омск. унта. Сер. «Право». 2012. № 3(32).
5. Абызов К. Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
6. Сборник законодательства Республики Алтай. 2013. № 99(105).
7. Алексеева А. П. Комплексное предупреждение наркотизма среди молодежи на региональном уровне (теоретические и прикладные аспекты): дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.
8. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55).
9. Лебедев С.Я. Перспективы криминологического обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступности в Крымском федеральном округе // Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016.
10. Игнатов А.Н. «Криминология завтра» нужна уже сегодня // Общество и право. 2016. № 4(58).
11. Лебедев С.Я. Криминологическая оценка и перспективы антикриминогенной превенции террористического потенциала киберпространства // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь, 2015.
12. Иванцов С. В. Криминологическое прогнозирование в планировании предупреждения преступности // Общество и право. 2015. № 3(53).
13. Кубякин Е. О. Глобализация как фактор изменения государственной молодежной политики, направленной на профилактику экстремизма // Общество и право. 2013. № 4(46).
4. Kleymyonov M.P. The law of Omsk region «The preventive treatment against extremist activity in Omsk region» //Bull. of Omsk University. Ser. «Law». 2012. № 3(32).
5. Abyzov K.R. Problems of criminological forecasting and prevention of regional criminality (based on the Siberian Federal District): diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2004.
6. Coll. of legislation of the Republic of Altai. 2013. № 99(105).
7. Alekseeva A.P. Comprehensive prevention of drug addiction among young people at the regional level (theoretical and applied aspects): diss. ... Candidate of Law. Volgograd 2004.
8. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological technologies and engineering: place in the science and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. № 1(55).
9. Lebedev S. Ya. Prospects of criminological insurance of public safety and crime prevention in the Crimean Federal District // Topical issues of insurance of public safety and combating crime in the Crimean Federal District: proc. of All-Russian sci.-pract. conf. Krasnodar, 2016.
10. Ignatov A.N. «Criminology tomorrow» is necessary today // Society and law. 2016. № 4(58).
11. Lebedev S.Ya. Criminological evaluation and prospects anticrime prevention of terrorist capabilities of cyberspace //Combating extremism and terrorism in the Crimean Federal District: theory and practice: proc. of All-Russian sci.-pract. conf. Simferopol, 2015.
12. Ivantsov S.V Criminological forecasting and planning of crime prevention // Society and law. 2015. № 3(53).
13. Kubyakin E.O. Globalization as a factor of a change of the state youth policy directed on prevention of extremism // Society and law. 2013. № 4(46).
29