9. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2005. с. 13.
10. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. М., 2009. с. 91.
11. Чиркова И.Н. Тьюторство: самоопределение в контексте современности / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. Ижевск: Удмуртский государственный университет. ERGO, 2011.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Мельникова С.А.
Мельникова Светлана Алексеевна - практический клинический психолог, судебный психолого-педагогический эксперт, колледж «Московия», г. Домодедово
Аннотация: стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года акцентируется внимание на решении проблемы совершенствования кадрового состава педагогического корпуса, а также вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности педагога вызовам современного общества. Ключевые слова: профессиональный рост, инклюзивное образование, повышение квалификации.
В ряде нормативно-правовых документов, таких как Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года акцентируется внимание на решении проблемы совершенствования кадрового состава педагогического корпуса, а также вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности педагога вызовам современного общества [6].
Активизирующим обстоятельством является и то, что право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится теперь обязанностью педагога. Более того, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает минимальный объем часов, предполагаемых к освоению в рамках программ повышения квалификации учителей, а именно - для реализующих программу основного общего образования - 108 часов [4].
Прежде чем говорить о профессиональном росте педагога-психолога, важно обозначить специфику тех условий, в которых работает специалист. Педагог, работающий в колледже, сталкивается с повышенной эмоциональной нагрузкой. Ведь студенты таких образовательных учреждений - в основном подростки, в возрасте 15-18 лет. А это один из самых «сложных» возрастных периодов развития человека.
Педагогу-психологу в этом отношении еще сложнее, потому что он работает не только со студентами, но и их родителями, постоянно взаимодействуя с преподавателями и администрацией учебного заведения. Ему важно в своей работе учитывать интересы всех сторон. А это требует наличия высоких личностных качеств и профессионального мастерства.
Вышеперечисленные факторы говорят о том, что необходима целая система мер, направленных с одной стороны на профилактику эмоционального выгорания у
психологов, работающих в образовательных учреждениях, с другой стороны на развитие профессиональных навыков и умений.
Ведь уставший и разочаровавшийся специалист не может помочь «сложному» ребенку, коими в той или иной степени являются подростки.
В данной работе мы хотели бы рассмотреть возможности профессионального роста специалиста, и надеемся, что эти материалы будут полезны нашим коллегам.
В научной литературе под профессиональным ростом понимается расширение специальных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие может быть направлено, как на приобретение узкой специализации, так и на расширение арсенала профессиональных инструментов [8].
В этом смысле университетское образование является лишь базой, которую каждый специалист достраивает с учетом специфики работы в конкретном учреждении. Во многом это зона ответственности самого человека, который хочет оставаться в профессии и быть успешным.
На современном этапе развития образовательной системы остро стоит вопрос внедрения инклюзивного образования, что в свою очередь приводит к ряду сложностей в работе педагогов. Поэтому очень важно, чтобы специалист понимал специфику работы с разными учениками, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья, а также мог выстроить программу адаптации таких детей в учебном коллективе. Для этого также необходимо проходить соответствующие программы повышения квалификации.
В этом смысле впечатляет опыт некоторых профессиональных психологических сообществ, где практикующие специалисты в обязательном порядке получают консультационную, психотерапевтическую и супервизорскую поддержку. Особенно это распространено на Западе. В рамках обучающих программ для психологов предусмотрено обязательное прохождение личной и групповой психотерапии.
Это позволяет с одной стороны решить собственные проблемы и достичь высокого уровня личностной зрелости. А с другой стороны наглядно увидеть, как работают практикующие специалисты. Такие методы обучения используются в программах подготовки психоаналитиков, гештальт-терапевтов, логотерапевтов и психологов других направлений.
Также было бы хорошо перенять опыт западных коллег в использовании супервизии, как метода повышения квалификации педагогов-психологов.
К супервизии прибегают практикующие психотерапевты и психологи. Однако педагог-психолог также нуждается в консультационной поддержке более опытного коллеги.
Огромное подспорье в работе оказывают интернет-ресурсы, например, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»[7] и другие.
Другим способом повышения профессионализма является общение с коллегами. Также не следует забывать, что специалист, работающий со студентами, должно постоянно развиваться как личность, быть интересным собеседником. Это возможно, если педагог ведет культурную жизнь: посещает выставки, кинопремьеры, спектакли, по возможности путешествует, занимается активным отдыхом.
Подводя итоги эссе, отметим, что мы постарались перечислить основные методы профессионального развития педагога-психолога.
По статистическим данным уровень заработной платы педагога-психолога колеблется от 12 000 рублей в регионах до 34 000 рублей в столице [3]. Это говорит о том, что в профессии остаются люди, для которых это не просто работа, а дело жизни.
Но чтобы это дело приносило радость и удовлетворение, важно, чтобы специалист постоянно личностно и профессионально развивался. А для этого образование и повышение квалификации должны быть систематическими, непрерывным. Постоянное обучение должно стать стилем жизни. Педагог-психолог должен стремиться овладеть новыми знаниями и технологиями, и тут же внедрять их в работу.
175
Список литературы
1. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб., 2004.
2. Лаврентьева И.В., Цвелюх И.П. Критерии эффективности процесса повышения квалификации, ориентированного на личностно-профессиональное развитие педагога // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. С. 49.
3. Обзор статистики зарплат профессии Педагог-психолог в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.trud.com/salary/692/78691.html/ (дата обращения: 10.12.2017).
4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-109 — О повышении квалификации и аттестации педагогических работников от 24 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70067892/ (дата обращения: 10.12.2017).
5. Поздеева С.И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482335/ (дата обращения: 10.12.2017).
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
7. Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18933/ (дата обращения: 10.12.2017).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Зуева Е.Ю.
Зуева Елена Юрьевна - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва
Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий теорий личности. Рассматриваются основные подходы к исследованию Я-концепции личности. Представлены методики, позволяющие исследовать Я-концепцию личности.
Ключевые слова: Я-концепция, личность, самооценка, когнитивный диссонанс, побуждения, самоактуализация, защитные механизмы личности.
Подход к исследованию Я-концепции личности в различных зарубежных психологических теориях опирается на положения У. Джемса, К. Роджерса, Э. Эриксона, Ч. Кули и Д. Мида.
У. Джемсу принадлежит концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания. Он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я. Многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции. Он рассматривал глобальное личностное Я (Self) как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект) [2].