Научная статья на тему 'Психологические аспекты Я-концепции личности'

Психологические аспекты Я-концепции личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6107
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМООЦЕНКА / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / ПОБУЖДЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуева Елена Юрьевна

В статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий теорий личности. Рассматриваются основные подходы к исследованию Я-концепции личности. Представлены методики, позволяющие исследовать Я-концепцию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты Я-концепции личности»

Список литературы

1. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб., 2004.

2. Лаврентьева И.В., Цвелюх И.П. Критерии эффективности процесса повышения квалификации, ориентированного на личностно-профессиональное развитие педагога // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. С. 49.

3. Обзор статистики зарплат профессии Педагог-психолог в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.trud.com/salary/692/78691.html/ (дата обращения: 10.12.2017).

4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-109 — О повышении квалификации и аттестации педагогических работников от 24 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70067892/ (дата обращения: 10.12.2017).

5. Поздеева С.И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482335/ (дата обращения: 10.12.2017).

6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

7. Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18933/ (дата обращения: 10.12.2017).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Зуева Е.Ю.

Зуева Елена Юрьевна - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва

Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий теорий личности. Рассматриваются основные подходы к исследованию Я-концепции личности. Представлены методики, позволяющие исследовать Я-концепцию личности.

Ключевые слова: Я-концепция, личность, самооценка, когнитивный диссонанс, побуждения, самоактуализация, защитные механизмы личности.

Подход к исследованию Я-концепции личности в различных зарубежных психологических теориях опирается на положения У. Джемса, К. Роджерса, Э. Эриксона, Ч. Кули и Д. Мида.

У. Джемсу принадлежит концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания. Он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я. Многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции. Он рассматривал глобальное личностное Я (Self) как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект) [2].

По Роджерсу Я-концепция - это представление человека о самом себе. Я - красивый, образованный, интелегентный. Она отражает то, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. Я-концепция включает в себя: Я-идеальное - это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь. Я-реальное - это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего [8].

Я - реальное отличается от Я-идеального. Я-концепция принимается и регулируется сознанием. Принятие себя таким, каким есть в действительности -признак душевного здоровья.

Позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса - это позиция Э. Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По его мнению, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Согласно Эриксону, решение задач, характерных для каждого этапа развития зависит как от достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет [11].

Чарльзом Кули и Джорджом Мид был предложен новый взгляд на индивида -рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. С их точки зрения символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

- люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения;

- эти значения являются продуктом социального взаимодействия;

- эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия [3:4].

Точка зрения Чарлз Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему окружающие, именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции [4]. Д. Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Я-концепция - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних факторов, которые испытывает индивид. Любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

По теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, человек испытывает дискомфорт в силу расхождения своих устоявшихся правил поведения и мышления с новой поступающей информацией, фактами. Когнитивный диссонанс имеет место каждый раз, когда человек стоит перед выбором и не уверен в правильности своего решения. Чем сильнее внутренние расхождения, тем выше напряжение. Чтобы его снизить и прийти к балансу, он находит аргументы, чтобы оправдать свой выбор. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия [10].

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Прескотт Леки (1945), он основатель так называемой психологии самоотражения. По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения

177

гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих [3].

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства и гармонии. Будучи существом социальным, человек становится объектом не только собственных оценок и суждений, но и суждений социального окружения. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

У человека существует тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Я-концепции в поведение заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Я-концепция как совокупность ожиданий определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, во- вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной.

Понятие «Я» в отечественной психологии рассматривается как особый продукт самосознания, возникающий в процессе его включения в систему социальных взаимодействий. В описании данной категории используется «поуровневый» подход к личности: индивид-личность (А.Н. Леонтьев), индивид-личность-индивидуальность (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов), индивид-субъект-личность (Ш.А. Надирашвили), организм-индивид-личность (В.В. Столин, М.Г. Ярошевский), индивид-субъект-личность-индивидуальность-универсум (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).

«Я», по определению Д.А. Леонтьева, - это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе (Реан, 2002, с. 135). Я имеет несколько граней:

Первая грань Я - это так называемое телесное, или физическое, Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

Третья грань Я - психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей.

Четвертая грань Я - это то Я, которое является первичной точкой отсчета, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю - следовательно, существую».

Пятая грань Я - это самоотношение, или смысл «Я» [5].

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самого в своих отношениях с окружающим.

«Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. К своему «Я» человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Из психической сферы человек относит к своему «Я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент. Но в более специфическом смысле своем, относящемся к его «Я», человек признает только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни [9]. Следовательно, ядром субъекта является «Я» - концепция личности как

178

представление о себе реальном и идеальном и актуализация своих реальных и потенциальных возможностей, самосовершенствование.

Итак, проблеме Я-концепции было уделено немало работ зарубежных и отечественных ученых, таких как: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др.

Исследования Я-концепции в большей степени сводятся к изучению ее отдельных компонентов - когнитивного (представление человека о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости), эмоционального (оценка субъекта самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов), волевого (психическая регуляция деятельности личности) и поведенческого, воплощающего в действие когнитивного, эмоционального и волевого начала в процессе принятия решений [1].

Основными методами исследования Я-концепции личности служить метод наблюдения (самонаблюдения), эксперимент, психодиагностические методы, метод психологического тестирования. Более детализировано рассмотреть Я-концепцию позволяет метод наблюдения и беседа - интервью, вопросы в которой выстраиваются по следующим основным категориям: профессия, семья, независимость, отдых, познание мира, учеба, самоценность, обладание чем- либо, аспекты личности.

Перечислим методики:

Методика диагностики межличностных отношений, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

Методика для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

Для изучения самопонимания, влияющего на развитие ответственного отношения к деятельности, был предложен метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

Для изучения самооценки личности используется «Методику изучения самооценки Дембо-Рубинштейна» и методика Липкиной Т.А. «Три оценки».

Личностный опросник А.Т. Джерсайлда предназначен для оценки таких качеств личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе с ними.

Методика «Уровень субъективного контроля (УСК) оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

Методика Будасси исследования Я-концепции позволяет провести исследование самооценки личности. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. «Я-концепция» есть сумма «Я-реального» и «Я-идеального».

Методика «Профессиональная Я-концепция личности руководителя» позволяет ответить на волнующие психологию управления вопросы: «Каковы профессионально важные качества руководителя?», «Какова структура его профессиональной Я-концепции?», «Что считать главным, а что второстепенным для современного руководителя?».

К проективным методикам исследования Я-концепции можно отнести тематический апперцептивный тест (ТАТ), который применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях [6:7].

На современном этапе развития психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности человека, стержнем которого является ее Я-концепция.

Таким образом, Я-концепция - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция формируется под

179

воздействием различных внешних факторов, которые испытывает индивид. Любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) Избраннее психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.

2. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.:Педагогика, 1991.

3. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов // Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея Пресс, 2000.

5. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

6. НемовР.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. М.: Юрайт, 2014.

8. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: «Эксмо-Пресс», 2001.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002.

10. ФестингерЛ. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.

11. Эриксон Э. Трагедия личности. Издательство: СПб: «Эксмо», «Алгоритм», 2008.

ФАКТОР ТАКТИЛЬНОСТИ В ДИЗАЙНЕ НА ПРИМЕРЕ ШАРИКОВЫХ РУЧЕК Шутова А.Д.

Шутова Анастасия Дмитриевна - магистрант, кафедра декоративного искусства и дизайна, Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: среди главных тенденций последних лет можно обозначить стремление к подчеркнутой тактильности, используемые в дизайне материалы ассоциируются с природой: с деревом, камнем, текстурами металлов. В век современных технологий, быстрого темпа жизни и постоянного стресса шариковая ручка продолжает оставаться важной частью повседневной жизни людей, широко используется и применяется ими. По мнению профессора Фрэнсиса МакГлоуна, чувство осязания может являться основным чувством, так как в течение всей эволюции эта черта хорошо сохранилась, и на это есть причины. Одна из них — влияние тактильности, различных касаний на здоровое развитие мозга и поддержание стабильного состояния живых организмов. Для того чтобы снизить уровень стресса, увеличить уровень окситоцина, требуется определенное количество медленных касаний, тактильных контактов, между тем, с этой задачей могут помочь справиться предметы дизайна с тактильной поверхностью, например, шариковая ручка с рельефным корпусом, который будет стимулировать работу мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.