614.2-021.465:: 371.14
ОТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ — К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
М.А. Бебчук
ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России Москва, Россия, 117437
Аннотация. Статья посвящена юридическим, организационным и методическим аспектам преподавания дисциплин, связанных с супервизией, в медицинском университете при подготовке по специальности «клиническая психология». Целью исследования стала разработка практического инструмента супервизии — протокола сессии, который поможет преподавателям следовать определенной логике в сопровождении студентов в процессе супервизии и в оценке их знаний-умений-навыков. В статье обсуждаются нормативно-правовая база по отношению к суперви-зии, возможности обучения преподавателей основам супервизорской практики, влияние супервизии на качество медико-психологической помощи. Предложен вариант протокола супервизии психотерапевтической работы с семьей в системном подходе. Протокол супервизии может быть использован в учебном процессе, в практике семейной психотерапии и при оценке качества медико-психологических услуг.
Ключевые слова: преподаватели университета, супервизия, обучение супервизии, качество медико-психологической помощи, протокол супервизии, семейная терапия.
Введение. Компетентностный подход, принятый в современном высшем профессиональном образовании и являющийся основой действующего федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (далее ФГОС-3), главным образом, ожидает от молодого специалиста (выпускника ВУЗа) способность применять полученные знания—умения—навыки на практике и предполагает готовность работать самостоятельно. В значительной мере эти задачи решает супер-визия, предусмотренная в ФГОС-3 по специальности «Клиническая психология», включенная в основные образовательные программы (далее ООП) и реализуемая на одноименных факультетах, отделениях или кафедрах медицинских университетов. Однако супервизия, как вид деятельности, являет-
ся самостоятельным направлением отличным от психотерапии или психологического консультирования, обучение которому занимает несколько лет и требует финансового обеспечения. В современных условиях большинство медицинских университетов не имеют ресурсов для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в этом направлении, а значительная часть сотрудников кафедр клинической психологии и психотерапии не имеют собственных компетенций не только для практической супервизии, но тем более для преподавания дисциплин, связанных с супервизией. В итоге страдает как идея, заложенная в ФГОС-3, так и конечный потребитель медико-психологической помощи — дети, взрослые и семьи.
—--—-
~ 174 ~
Целью настоящей работы стала разработка практического инструмента супервизии — протокола сессии, который поможет преподавателю следовать определенной логике и в сопровождении студента, и в оценке его знаний-умений-навыков.
Для создания протокола потребовался анализ нормативно-правовой базы, существующих концепций и методологии супервизии, а также обобщение собственного пятнадцатилетнего практического опыта супервизии психотерапевтов/психологов, работающих с детьми и семьями в системном подходе.
Основные понятия. Супервизия появилась в 30-е годы ХХ столетия в рамках психоаналитической подготовки. В настоящее время супервизия является обязательным элементом дополнительного профессионального образования психотерапевтов и психологов во многих странах и в большинстве психотерапевтических направлений.
Под супервизией понимается один из методов подготовки, непрерывного повышения квалификации и сопровождения клинической (профессиональной) практики в области психотерапии более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющий супервизируемому систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.
Отношения супервизор-супервизируемый имеют временную протяженность, предполагают оценку и ставят своей целью «улучшение профессионального функционирования. При этом супервизор играет роль «привратника на входе в особенную профессию» [Bernard & Goodyear, 1998, цит. по 1, с. 9].
В большинстве школ супервизии говорят об обучающей, поддерживающей, административной, экспертной и других функциях супервизии; о различных ролях супервизора (учитель, наставник, партнер, «родитель» и т.п.), о многообразии фокусов супервизии (состояние пациента, терапевтические отношения, отношения в диаде суперви-зор-супервизируемый и другие); о множестве форм супервизии (очная-заочная, групповая-индивидуальная, систематическая-экстренная и т.д.) [1—5]. Авторы — преподаватели высшей школы считают,
что академическое университетское образование до сегодняшних дней не формировало у будущих психотерапевтов и психологов-консультантов диалогическую рефлексивную практику (а не только трансляцию чужого готового знания и опыта), и супервизия может стать творческой «лабораторией» начинающего (и продолжающего) психотерапевта; встречей науки, практики и образования в области психологической помощи [6].
Нормативно-правовая база. Приказ МЗ РФ 26 ноября 1996 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую по-мощь»1 предусматривает в основных требованиях к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии не менее 100 часов спервизии, а в практических навыках:
а) привлечение супервизора (по психодиагностике и по психологической коррекции — специалиста более высокой квалификации) с целью анализа, соответственно, диагностического и кор-рекционного процесса и уровня эффективности выполняемой работы;
б) супервизия на основе анализа клинических и клинико-психологических материалов (история болезни, аудио- и видеозаписи).
Из этого приказа следует, что «супервизор» и «супервизия» являются понятиями, закрепленными в нормативных документах. Однако Номенклатура специальностей научных работников (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294 от 10.01.2012 N 5) , медицинских работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»)3 и Номенклатура медицинских услуг (утверждена Приказом МЗСР РФ 27.12.2011 № 1664н, с изм. и доп. 28.10.2013, 10.12.2014)4 не содержат указаний на такой вид деятельности и специалиста, который оказывает профессиональные услуги данного вида. На настоящем этапе развития психологической и психотерапевтической помощи ее основные принципы сформулированы в Приказе МЗСР РФ от 16.09.2003 № 438 «О психотерапевтической
—--—-
~ 175 ~
—--—
помощи»5. В этом нормативном документе представлены Положения об организации деятельности врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе, а также их функции и задачи, среди которых супервизия уже не названа. В Приказе МЗСР РФ от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"»6 должностные обязанности и квалификационные требования медицинского психолога также не содержат упоминание о супервизии.
Супервизия в высшей школе. По состоянию на 1 сентября 2011 года по данным Федерального портала «Российское образование» и Минздрав-соцразвития РФ вести подготовку по специальности «Клиническая психология» имеют право 36 вузов: в т.ч. 7 — в г. Москве и области, 5 — г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области; 2 — г. Томске и в других городах — 22. При этом 20 из 36 вузов являются медицинскими (в том числе 5 — в столичных городах) [7]. За последние годы количество высших учебных заведений медицинского профиля, имеющих указанное право, не сокращается, а возрастает (например, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова и Уральская государственная медицинская академия).
К текущему моменту в ВУЗах реализуется ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) 030410 «Клиническая психология» (утвержден Министерством образования и науки РФ 24 декабря 2010 г. № 2057) , основная образовательная программа (ООП) которого включает дисциплины супервизии для студентов старших курсов: психологическая супервизия (5 единиц трудоемкости8), супервизия блока специализации (до 9 единиц трудоемкости) и квалификационная супервизия (17 единиц), что совокупно составляет до 1116 часов. Схожие часы можно рассчитать согласно п. 7.3. федерального стандарта, который определяет количество часов на интерактивные методы не менее 50% аудиторных занятий, в том числе не менее 10% — супервизия (что составляет 750—1100 часов в разных специализациях).
При этом Президиум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию РФ 31 мая 2011 г. рекомендует 30% трудозатрат квалификационной супервизии использовать на индивидуальную форму работы, а остальные аудиторные часы — на групповую суперви-зию [8]. Простые арифметические расчеты позволяют сделать вывод, что в среднем ВУЗу требуется в штатном расписании 7 педагогических ставок только для обеспечения дисциплин супервизии (30% от 610 = 200 часов; среднее количество студентов в учебной группе 25 X 200 = 5000 часов только на индивидуальную супервизию, что составляет 6 педагогических ставок на индивидуальную супервизию и 1 педагогическая ставка на оставшиеся часы групповой работы (900 часов).
Кадровый вопрос. Рассмотрим эти (условные) 7 педагогических ставок с точки зрения квалификации преподавателей.
ФГОС-3 в п. 7.3 обозначает это так: «...В соответствии с Европейским стандартом подготовки психолога обязательным является прохождение годовой супервизии, что предполагает организацию практического обучения обучающегося под руководством высококвалифицированного преподавателя-специалиста психолога в соответствующих профильных учреждениях, что и предусмотрено настоящим стандартом...»
Европейский стандарт (Кодекс этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультантов, Этический кодекс Европейской ассоциации психотерапии) [9], на который ссылается Министерство образования и науки РФ, определяет, что супервизия осуществляется только специально подготовленным в области супервизии опытным коллегой.
В свою очередь, ФГОС-3 в п. 7.17 описывает требования к преподавателям, осуществляющим ООП, и особенно подробно о профессиоанльном цикле дисциплин, но не упоминает о требованиях к «высококвалифицированному преподавателю-специалисту психологу» для дисциплин супервизии.
Важно, что стандарт предусматривает, эти специалисты — психологи. Обратимся вновь к тексту ФГОС-3. В п.п. 4.3 и 4.4 перечисляются задачи и виды деятельности, к которым готовится выпуск-
—--—-
~ 176 ~
ник вуза, — супервизия в них не названа, т.е. и в будущем не предполагается, что специалисты-психологи будут специально подготовлены для данного вида деятельности — супервизии. Отметим коллизию, созданную федеральным стандартом. При всем сказанном выше про виды деятельности, среди компетенций, которыми должен обладать выпускник (п. 5.2), обозначено «владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения» (ПК-20).
Это противоречие может быть устранено, если вернуться к Приказу МЗ РФ 26 ноября 1996 г. № 391, который цитировался выше. Супервизия — это требование для дополнительного профессионального образования, которое и не может содержаться в компетенциях, освоение которых ожидается от выпускника вуза. В этой логике тогда понятно, что в качестве вида деятельности супер-визия не предполагается для выпускника, и, следовательно, требует специальной подготовки в рамках последипломного образования, и является одним из этапов роста специалиста-психолога.
Конечно у вузов есть возможность проводить квалификационную супервизию (т.к. только она отнесена к разделу практики) «...в сторонних организациях, обладающих кадровым и научно-техническим потенциалом, с которыми должны быть заключены договоры о научно-практическом сотрудничестве...» (п. 7.15 ФГОС-3). Однако далеко не у каждого медицинского университета и региона РФ есть финансовые ресурсы и административный потенциал для заключения таких договоров.
И т.к. согласно п. 8.1 ФГОС-3 «...руководство вуза обязано обеспечить гарантию качества подготовки...» выпускников за счет «...обеспечения компетентности преподавательского состава...», следовательно, повышение квалификации (условных) 7 «высококвалифицированных преподавателей-специалистов психологов» до уровня специально подготовленных преподавателей-супервизоров — задача администрации медицинского университета.
Повышение квалификации. Ситуация осложняется тем, что обучение супервизии длитель-
ный многоступенчатый процесс, который начинают психологи/психотерапевты-практики после многих лет самостоятельной консультативной деятельности, и, насколько известно автору, нет государственных образовательных организаций ВПО или ДПО, осуществлющих соответствующую подготовку профессионалов.
На сегодняшний день существуют организации, которые предлагают программы обучения су-первизии в гг. Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге, Москве [10—12], однако в связи с многообразием подходов/школ/направлений в психологии и психотерапии единых принципов подготовки супервизоров также не существует. Из этого следует, что даже специально подготовленный супервизор, работающий в психоаналитической парадигме, не сможет дать квалифицированную супервизию коллеге, консультирующему семью в системном подходе.
Тем не менее есть универсальные требования к компетенции будущих (и уже практикующих) супервизоров [8; 12]:
1) умение конструктивно и активно слушать;
2) способность и готовность к рефлексии;
3) умение быть в разных функциональных ролях по отношению к супервизируемому коллеге;
4) способность к быстрой оценке «зоны ближайшего развития» супервизируемого коллеги;
5) стремление к систематическому и непрерывному профессиональному росту;
6) способность обсуждать этические проблемы;
7) установка на приоритет качества оказываемых услуг.
Качество медико-психологической помощи. Одной из важных функций супервизии является мониторинг качества профессионального обслуживания клиента [Bernard & Goodyear, 1998, цит. по 1, с. 9]. Влияние на качество услуги (медико-психологической помощи) супервизия оказывает несколькими возможными путями:
1. Подготовка (сопровождение) специалистов-практиков. Теоретических знаний недостаточно для начала профессиональной деятельности, ведь работа консультанта включает в себя как задачи
—--—-
~ 177 ~
—--—
психологического просвещения, психогигиены и первичной психопрофилактики, так и задачи вывода семьи из тяжелого кризиса. Консультант никогда не знает заранее с каким случаем он столкнется на приеме, следовательно, «универсал»-прак-тик должен быть готов ко встречи с каждым/любым пациентом и его семьей.
2. Помощь в преодолении «тупиков» и консультировании трудных случаев («скорая» супер-визорская помощь). Опыт супервизора, с одной стороны, позволяет быстро понять ситуацию, предложить альтернативные гипотезы, научить новым интервенциям, с другой — помогает супервизи-руемому коллеге провести рефлексию случая, проанализировать его «слепые» зоны, понять ошибки и обобщить уникальный опыт, полученный при психотерапии «трудного» пациента.
3. Профилактика эмоционального выгорания. Супервизия организует возможность обмена опытом, развивает культуру наставничества и укрепляет профессиональное сообщество. Формирование среды поддержки и сотрудничества в противовес конкуренции — одна из задач супервизии.
4. Формирование общего языка для полипрофессиональных команд. Современный подход к оказанию помощи семье и ребенку предусматривает профессиональную работу специалистов различного профиля. В связи с этим супервизия представляет интерес для работников организаций системы образования, социальной защиты, здравоохранения, местных органов власти и других специалистов, осуществляющих помощь семье, взрослым и детям, т. к. служит решению обшей задачи (медико-психологической помощи конкретному пациенту и его окружению) для полипрофессио-анльных команд.
5. Непосредственные контроль и оценка качества медико-психологических услуг. Контроль и оценка, реализуемые с помощью супервизии, могут проводиться администрацией, комиссией по качеству или иной структурой медицинской организации в очной форме или заочно путем анализа видеозаписей, аудиоматериалов, протоколов супервизии.
Пути решения
1. Корректировка нормативно-правовой базы, в том числе, обеспечение правового статуса супер-визии как вида деятельности и изменение положений федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части, касающейся супервизии.
2. Организация в системе высшей медицинской школы программ повышения квалификации для преподавателей по супервизии, возможно силами приглашенных специалистов-супервизоров. Причем эти программы должны быть организованы в ближайшее время, пока преподаватели только начали сталкиваться с затруднениями в реализации дисциплин супервизии. Пролонгация ситуации, при которой сотрудники кафедр преподают дисциплину без специализированной подготовки (основам супервизорской практики), повышает риск размывания предметного поля супервизии с подменой ее производственной практикой, стажировкой или «обучением» супервизии.
3. На переходный период может быть создано учебно-методическое обеспечение дисциплин су-первизии не в стенах одного вуза или кафедры, а объединенными усилиями преподавателей различных медицинских университетов и факультетов психологии, которые уже имеют специальную подготовку и опыт супервизии. Одной из площадок для обмена информацией и формирования пакета учебно-методических материалов могут быть страницы профильных журналов.
Конкретные шаги. Разработанный и предлагаемый ниже протокол супервизии заполняется преподавателем в рамках дисциплин, связанных с учебной супервизией. В протоколе отражены логика сопровождения супервизором процесса консультации и принципы оценки знаний—мений— навыков студента. Знакомство с представленным протоколом поможет преподавателям придерживаться структуры сессии, обращать внимание на состояние нейтральности супервизируемого студента, помогать студенту быть уважительным к ко-терапевту и семье. Наличие протокола высвобождает у супервизора ресурсы для собственной рефлексии и собственного профессионального роста.
—--—-
~ 178 ~
----—-
Протокол супервизии консультации в семейно-ориентированном системном подходе №_Дата_
(заполняется преподавателем — супервизором)
Ф.И. О. преподавателя-супервизора
Ф.И.О. супервизируемого студента
№ учебной группы
№ супервизии
При работе в ко-терапии Ф.И.О. супервизируемого студента 2 (см. отдельный протокол)
№ учебной группы
1. Организационные вопросы, подготовка к супервизии (выбрать вариант)
1.1. Подготовка к супервизии: представление случая письменно 1. Случай не описан 2. Описание случая содержит существенные ошибки, информации недостаточно или представлена небрежно 3. Случай представлен в письменном виде грамотно, четко, полно
1.2. Подготовка к супервизии: представление случая устно 1. Случай не представлен 2. Случай описывается непоследовательно, неясно, вопросы вызывают затруднения 3. Случай представлен четко, корректно, грамотно, есть ответы на вопросы, возможен диалог
1.3. Подготовка инвентаря, пространства и консультанта (студента) к работе 1. Не подготовлены инвентарь, пространство и собственный внешний вид 2. Частично учтены состав семьи, возрастные особенности, специфика темы, выборочно готовы инвентарь, пространство, внешний вид 3. Полностью учтены особенности семьи в подготовке инвентаря, пространства и внешнего вида
1.4. Отчётная документация 1. Отчёт и заключение по сессии не оформлены, карта самоанализа не заполнена 2. Отчет и заключение оформлены неполно, с ошибками, небрежно; карта самоанализа заполнена частично, поверхностно или небрежно 3. Отчёт, заключение и карта самоанализа написаны грамотно, четко, с интересом
1.5. Явка семьи на сессию (параметр оценивается, начиная со второй встречи с семьей) 1. Неявка семьи без предупреждения 2. Неявка семьи с предупреждением, сильное опоздание семьи, несогласованное изменение состава участников 3. Явка семьи в назначенное время, в согласованном составе
2. Процесс и содержание сессии (отметить подходящий вариант)
2.1. Временные границы работы 1. Грубо не соблюдены, вмешательством супервизора не корригируются 2. Корригируются вмешательством супервизора 3. Соблюдены самостоятельно
2.2. Контакт ко-терапевтов (параметр оценивается при работе в ко-терапии) 1. Действия ко-терапевтов рассогласованы, интервенции противоречивы, между ко-терапевтами конфликт, разногласия не обсуждаются, вмешательством супервизора не корригируется 2. Контакт в паре непостоянный, поддержка друг другу частичная, действия не всегда согласованы, вмешательством супервизора частично корригируется 3. Контакт достаточный, взаимоподдержка удовлетворительная, есть интерес к действиям друг друга
—--—-
~ 179 ~
—--—
Продолжение протокола супервизии
2.3. Контакт с семьей 1. Не установлен контакт с некоторыми членами семьи (или со всей семьей) 2. Установлен поверхностный контакт с некоторыми членами семьи, рабочий альянс сформирован не в полной мере 3. Со всеми членами семьи установлен хороший контакт и сформировали устойчивый рабочий альянс
2.4. Позиция нейтральности 1. Суждения оценочны, категоричны; мнение и потребности семьи не учитываются; сформирована коалиция с кем-либо из членов семьи; грубо нарушены границы семьи, смешаны роли, проигнорированы/ исключены из контакта некоторые члены семьи, вытеснена или подменена тема, вмешательством супервизора не корригируется 2. Частично сохранена нейтральность по отношению к членам семьи и обсуждаемым темам; не в полной мере проявлено уважение к мнению и потребностям всех членов семьи; вмешательством супервизора частично корригируется 3. Соблюдена позиция профессиональной нейтральности
2.5. Структура сессии 1. Сессия хаотична и не упорядочена, без четкой структуры и этапов 2. Сессия не в полной мере последовательна и логична; этапы и структура не всегда очерчены и понятны 3. Сессия логична, хорошо структурирована, соблюдена этапность
2.6. Прояснение проблемы 1. Запрос и потребности семьи не понятны, проблема не прояснена 2. Информация собрана частично, запрос сформулирован нечетко, проблема прояснена частично 3. Информации достаточно, запрос ясен, проблема понятна
2.7. Понимание случая 1. Циркулярная последовательность не выявлена, системная гипотеза не сформирована, план работы не намечен, цели сотрудничества не согласованы или не реалистичны 2. Выявлены элементы циркулярной последовательности, есть попытка формирования системной гипотезы, согласованы сравнительно реалистичные и достижимые задачи сотрудничества 3. Выявлена циркулярная последовательность, сформулирована системная гипотеза, с семьей согласованы задачи сотрудничества
2.8. Использование техник и интервенций 1. Техники неуместны, использовались неосознанно, без объяснения семье 2. Набор техник ограничен, интервенции частично уместны, объяснения семье не четкие 3. Выбор техник осознан, спектр достаточен, применение уместно; члены семьи мотивированы на участие в интервенции
2.9. Сложные темы в работе с семьей и критические ситуации 1. Игнорирование прямых и косвенных сигналов критического состояния членов семьи, отсутствие адекватного реагирования на сложные ситуации, сильные эмоции, определенные темы; вмешательством супервизора не корригируется 2. Затруднение или выборочное реагирование на сигналы критического состояния, на сложные ситуации, сильные эмоции и определенные темы; вмешательством супервизора корригируется 3. Сбалансированная реакция на сложные темы и критические ситуации; способность оказать семье поддержку
2.10. Применение навыков 1. Крайне ограниченный спектр навыков системного подхода и смежных направлений 2. Демонстрация некоторого спектра навыков системного подхода и смежных направлений, ригидность в использовании навыков 3. Демонстрация гибкости и широкого спектра навыков и реакций — от поддержки и эмпатичного слушания до конфронтации
—--—
~ 180 ~
----—-
Окончание протокола супервизии
3. Особенности состояния, стиля и контакта с супервизором (выбрать вариант)
3.1. Стиль 1. Доминирование, «экспертная» позиция, пассивность, отстраненность, обесценивание, холодность, грубость и т. п.; игнорирование потребностей семьи, изменений в эмоциональном состоянии клиентов и обратной связи 2. Атмосфера поддержки, безопасности и сотрудничества сформирована не в полной мере; недостаточно чуткая реакция на изменения в эмоциональном состоянии клиентов и обратную связь 3. Формирование атмосферы поддержки, безопасности и сотрудничества, хороший контакт с потребностями клиентов. Сохранение гибкости, конструктивности и чуткости на протяжении всей сессии
3.2. Эмоциональное состояние 1. Нестабильность до, во время и после работы; проявление злости, зависти, стыда, вины, равнодушия, страха; не готовность к рефлексии своего состояния и дифференциации мыслей и чувств 2. Относительно стабильное состояние до, во время и после работы; частичное осознование особенностей своего состояния и реакций, частичная рефлексия и дифференциация переживаний и мыслей 3. Эмоциональная устойчивость до, во время и после работы возможность и готовность осознавать, рефлексировать и внятно дифференцировать свои переживания и мысли.
3.3. Особенности контакта с супервизором и отношение к процессу супервизии 1. Избегание контакта с супервизором, наличие «защитной», «беспомощной» или «нападающей» позиции по отношению к супервизору или процессу супервизии, восприятие супервизора только с позиции «экзаменатор-экзаменуемый»; блокировка идей и обратной связи, открытая или скрытая конфронтация с супервизором 2. Относительная заинтересованность в контакте и поддержке со стороны супервизора, невозможность объяснить избирательность использования идей, обратной связи или предлагаемых супервизором «ходов»; демонстрация сверх-зависимости по отношению к супервизору 3. Заинтересованность в контакте и поддержке со стороны супервизора, открытость к идеям и обратной связи супервизора, стремление внедрять предложенные «ходы» в работе, восприятие процесса супер-визии как возможность творческого взаимодействия и роста
4. Этические вопросы и аспекты качества (отметить подходящий вариант)
4.1. Этические вопросы 1. Нарушена конфиденциальность, нет должного уважения к возрасту, опыту, теме 2. Конфиденциальность соблюдена, проявление уважения избирательно или не постоянно 3. Конфиденциальность соблюдена, уважение проявлено в достаточной мере
4.2. Оценка качества 1. Семья не удовлетворена сессией; динамики состояния идентифицированного пациента нет или состояние ухудшилось; уровень функционирования семьи не изменился или ухудшился/ бремя семьи выросло 2. Семья частично удовлетворена сессией; динамика состояния ИП незначительная, уровень функционирования семьи улучшился незначительно/бремя семьи уменьшилось 3. Семья удовлетворена сессией; динамика состояния ИП положительная; уровень функционирования семьи увеличился/бремя семьи значительно уменьшилось
ИТОГОВАЯ СУММА БАЛЛОВ (максимум 60):
—--—-
~ 181 ~
ПРИМЕЧАНИЯ
1 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=MED ;n=1396
2 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=178606
3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 143980/
4 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 125452/
5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 94742/
6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 104261/
7 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 112743/
8 Единица трудоемкости (зачетная единица) = 36 академических часов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
2. Городнова М.Ю. Актуальные вопросы теории и практики супервизии врачей-психотерапевтов и медицинских психологов (в парадигме гештальт-терапии) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 6 (17). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.12.2015).
3. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии: учеб -ное пособие для психотерапевтов и супервизоров. СПб.: ООО «Медицинский центр С.П. Семенова «Вита», 2004.
4. Уильяме Э. Вы — супервизор...: Шестифокус-ная модель, роли и техники в супервизии / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
5. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.
6. Щукина Ю.В. Актуальные проблемы суперви-зорской практики [Электронный ресурс| // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: http://psyjournals.ru/ cepp/issue/45364 full.shtml (дата обращения: 28.12.2015).
7. Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах. [Электронный ресурс| // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.12.2015).
8. http://www.psy.msu.ru/educat/umo/standards/ 030401-clin_psy_supervision.pdf (дата обращения: 28.12.2015).
9. http://www.rpa-russia.ru/kodeks_supervizora_rpa/ (дата обращения: 28.12.2015).
9. http://www.supervis.ru/content/425674936-obuchayushchaya-programma-supervizor (дата обращения: 28.12.2015).
10. http ://family.tomsk. gov. ru/ru/departament/ uchebno-metodicheskiy-tsentr/obrazovatelnye-programmy# superviziya (дата обращения: 28.12.2015).
11. http://familyland.ru/specialists/qualification/ supervision/ (дата обращения: 28.12.2015).
FROM TRAINING AND PROFESSIONAL UPGRADE OF UNIVERSITY TEACHERS IN HIGH MEDICAL SCHOOL — TO IMPROVE THE QUALITY OF MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL CARE
M. Bebchuk
Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU) Moscow, Russia
Annotation. The article is devoted to legal, organizational and methodological aspects of training subjects related to supervision at the Medical University in the course of "Clinical Psychology". The aim of the study was to develop a practical tool of supervision — a protocol for supervision session, which will help university teachers to follow a certain logic supervision for students and evaluation of their knowledge and professional skills. The article discusses the regulatory and legal framework with respect to supervision, opportunities for university teachers learning the basics of supervisory practice, influence of supervision on the quality of medical care and psychological aid. A version of supervision protocol of psychotherapy for session with family in a system approach is suggested. The protocol of supervision can be used in the educational process and the practice of family therapy.
Key words: university teachers, supervision, training on supervision, quality of medical and psychological care, supervision protocol, family therapy.
—--—-
~ 182 ~
REFERENCES
1. Bolyubash I.D. Fundamentals of supervision in Gestalt therapy. M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2003. (in Russian).
2. Gorodnova M.Y. Actual problems of the theory and practice of supervision of doctors, psychotherapists and medical psychologists (in the paradigm of Gestalt therapy) [electronic resource]. Medical psychology in Russia: the electron. scientific. Zh, 2012, no. 6(17). URL: http://medpsy.ru. (Accessed 28th Dezember 2015). (in Russian).
3. Kulakov S.A. Supervision in psychotherapy: a manual for therapists and supervisors. St. Petersburg, OOO SP Medical Center Semenov "Vita", 2004. (in Russian).
4. Williams E. You are supervisor. Six-focuses models: roles and techniques in supervision. Trans. from English. TS Drabkina. Moscow, The independent firm "Class", 2001. (in Russian).
5. Hawkins P., Shochet R. Supervision. Individual, group and organizational approaches. SPb.: Rech, 2002. (in Russian).
6. Schukina Y. Actual problems of supervision practice. Theoretical and applied aspects in practice of the Center of Emergency Psychological Aid MGPPU. Portal
psychological publications PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/ cepp/issue/45364_full.shtml (Accessed 28th Dezember 2015). (in Russian).
7. Berebin M.A. On the status of clinical psychologist in the healthcare system, the shortcomings of the system of clinical psychologists training and related problems and prospects. [Electronic resource]. Medical psychology in Russia: the electron. scientific. Zh., 2012, no. 2. URL: http://medpsy.ru (Accessed 28th Dezember 2015). (in Russian).
8. http://www.psy.msu.ru/educat/umo/standards/ 030401-clin_psy_supervision.pdf (Accessed 28th Dezember 2015).
9. http://www.rpa-russia.ru/kodeks_supervizora_rpa/ (Accessed 28th Dezember 2015).
10. http://www.supervis.ru/content/425674936-obuchayushchaya-programma-supervizor (Accessed 28th Dezember 2015).
11. http://family.tomsk.gov.ru/ru/departament/uchebno-metodicheskiy-tsentr/obrazovatelnye-programmy# superviziya (Accessed 28th Dezember 2015).
12. http ://familyland.ru/specialists/qualification/ supervision (Accessed 28th Dezember 2015).
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кочубей Аделина Владимировна — д.м.н., профессор, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГСМУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, г. Москва
Шмилович Андрей Аркадьевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва