ской акмеологии, валеологии, эргономики, синергетики; сетевое взаимодействие с целью обмена передового опыта практической деятельности; реализацию программ повышения квалификации («Я - профессионал», «Моя профессия», «Программа роста» и другие).
Социокультурная среда является важнейшим условием формирования профессионального патриотизма, обеспечивающим освоение смыслов, ценностей, компетенций. Под влиянием среды каждый включается в созидательную деятельность. Следуя трактовке понятия «социально-культурная среда», М.И. Банникова [1] отмечаем, что формирование профессионального патриотизма в среде вуза происходит с учетом специфики конкретной образовательной организации, а также внешних факторов, стимулирующих освоение ценностей профессии.
В социокультурной и социально-культурной среде каждый обучающийся социализируется, преодолевая препятствия, решая проблемы. «Социализацию мы рассматриваем как процесс становления личности, формирования граждан-ско-патриотических качеств, который характеризуется постепенным усвоением личностью требований общества, государства, существующего права, нравственных норм отношений» [4, с. 18]. Выделены особенности социализации личности: «становление зрелого человека; организация деятельности как высшей формы активности и самостоятельности человека; создание условий для мотивации успеха; организация процесса саморазвития, самообразования и самосовершенствования» [5, с. 18].
Педагогическое проектирование сегодня - один из важнейших видов деятельности студентов. С.Б. Синецкий, выделяя культурную сущность социализации, определяет ключевые параметры успешности овладения технологией проектной деятельности: «способность к анализу ситуации, четкому формулированию проблемы, к генерации жизнеспособной проектной идеи, к технологично-
Библиографический список
му описанию процесса проектирования, к определению ясных и недвусмысленных критериев эффективности (успешности) проекта и т.д.» [9, с. 42-43].
Студенты 1 курса заочного отделения (культурологический факультет, группа 102 СКД) Челябинского государственного института культуры на учебном занятии представляли разработанные и реализованные проекты. Особый интерес вызвали у слушателей проекты студентов, работающих в домах культуры, музее, библиотеке. Получил высокую оценку проект «История одного экспоната». Все авторы демонстрируют профессионализм, компетентность, патриотизм; проявляют способности к самостоятельным действиям; риску.
В развернувшейся беседе о личностных качествах учащиеся (студенты творческих специальностей) отмечают, что профессиональный патриотизм проявляется в профессиональной деятельности, в выполнении профессионального долга, добросовестном труде, преданности своей профессии. Среди необходимых качеств выделяют патриотическую позицию, независимость убеждений, ответственность, креативность. Сравнивая ответы студентов 1 курса дневного и заочного отделения, пришли к выводу: 1. Профессиональный патриотизм определяют как ценность культуры, элемент профессиональной культуры, компонент профессиональной компетентности. 2. Патриотами себя считают 95% слушателей. 3. Высокий рейтинг таких общечеловеческих ценностей, как семья, труд, образование, безопасность, здоровье, любовь. Большинство опрошенных считают, что профессиональный патриотизм способствует успешной социализации личности в социокультурном пространстве.
Таким образом, для развития общества необходимы высоконравственные профессионалы, компетентные в сфере деятельности, преданные своей профессии, творческие и ответственные граждане - патриоты Отечества. Самообразование - составная часть культурного и профессионального развития личности, его успешности.
1. Банников М.И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2019.
2. Бочарова Е.П. Акмеологический подход к образованию. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008; № 4: 5 - 10.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
4. Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект. Теория и практика социогуманитарных наук. 2019; № 4 (8): 11 - 21.
5. Литвак РА., Котлярова И.О. Акмеологический подход к социализации личности в социокультурном образовательном пространстве. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017; № 4: 10 - 18.
6. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101 - 103.
7. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова, М.А. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; № 2: 65 - 68.
8. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203 - 205.
9. Синецкий С.Г. Основополагающие идеи для преподавания предметов социопроектного цикла в рамках профиля «Управление проектом». Инновации в системе высшего образования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2016: 42 - 46.
10. Устинова Н.П. Формирование профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019; Т. 21, № 64: 36 - 42.
11. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков Экономика и право: словарь-справочник. Москва: Вуз и школа. А.Л. 2004.
References
1. Bannikov M.I. Patrioticheskoe vospitanie kursantov v social'no-kul'turnoj srede voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2019.
2. Bocharova E.P. Akmeologicheskij podhod k obrazovaniyu. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008; № 4: 5 - 10.
3. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
4. Grevceva G.Ya., Duranov M.E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie: filosofskij aspekt. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2019; № 4 (8): 11 - 21.
5. Litvak R.A., Kotlyarova I.O. Akmeologicheskij podhod k socializacii lichnosti v sociokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 4: 10 - 18.
6. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional^ patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101 - 103.
7. Nyudyurmagomedov A.N., Savzihanova, M.A. Professional'nyj patriotizm kak kompetenciya pedagoga. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 2: 65 - 68.
8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.
9. Sineckij S.G. Osnovopolagayuschie idei dlya prepodavaniya predmetov socioproektnogo cikla v ramkah profilya «Upravlenie proektom». Innovacii v sisteme vysshego obrazovaniya: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, 2016: 42 - 46.
10. Ustinova N.P. Formirovanie professional'no orientirovannogo patriotizma studentov oboronnyh special'nostej. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2019; T. 21, № 64: 36 - 42.
11. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov 'Ekonomika ipravo: slovar'-spravochnik. Moskva: Vuz i shkola. A.L. 2004.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 37
Ippolitova N.V., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University
(Shadrinsk, Russia)
Kachalova L.P., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia)
Pererva O.Yu, senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
PROFESSIONAL PATRIOTISM IN THE STRUCTURE OF ITS GENERAL CLASSIFICATION. The article considers such concepts as "patriotism", "environmental patriotism", "professional patriotism", "ethnic patriotism", etc. The authors classified patriotism on several grounds - content, scope and object. Various positions regarding the essence of patriotism are analyzed, on the basis of which patriotism was singled out as a phenomenon, as an activity and as a combination of personal qualities. The authors foresee the distinction between national and state patriotism, reveal the problem and content of "extreme patriotism". Particular attention is
paid to the consideration of the phenomenon of "professional patriotism", as a kind of patriotism, which differs from other types in the way of formation. The described classification is presented in a complex way in the form of a figure, which reflects the content components and the object of patriotism. Key words: patriotism, types of patriotism, object of patriotism, classification of patriotism, structure of patriotism.
Н.В. Ипполитова, д-р пед. наук, проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
О.Ю. Перерва, доц., Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ
В статье рассмотрены такие понятия, как «патриотизм», «экологический патриотизм», «профессиональный патриотизм», «этнический патриотизм» и др. Авторами проведена классификация патриотизма по нескольким основаниям - содержание, сфера и объект. Проанализированы различные позиции относительно сущности патриотизма, на основе которых был выделен патриотизм как явление, как деятельность и как сочетание личностных качеств. Авторы разгранивают понятия национального и государственного патриотизма, раскрывают проблему и содержание крайнего» патриотизма. Особое внимание уделено рассмотрению феномена «профессиональный патриотизм» как разновидности патриотизма, который отличается от других видов способом формирования. Описанная классификация представлена комплексно в виде рисунка, где отражены содержательные компоненты и объект патриотизма. Ключевые слова: патриотизм, виды патриотизма, объект патриотизма, классификация патриотизма, структура патриотизма.
Патриотизм как педагогический феномен не является новым. Однако в последнее время вопросы, связанные с формированием патриотизма, приобретают большую актуальность и новое звучание. В каждую историческую эпоху по-разному толковали данный термин. Различное понимание патриотизма обусловлено особенностями политической, экономической и социальной жизни в тот или иной период. Также огромное влияние на содержание термина «патриотизм» оказывало и географическое расположение государства, национальный состав. Проведя анализ политических трактатов разных авторов и научно-исследовательских трудов, можно выделить несколько позиций (направлений) относительно содержания патриотизма, которые могут быть положены в основу классификации патриотизма.
Цель статьи - провести классификацию патриотизма посредством анализа сущности и содержания патриотизма, раскрытых в трудах мыслителей прошлых лет и современности.
Основные задачи статьи - рассмотреть сущность «патриотизм»; провести классификацию патриотизма; показать, что профессиональный патриотизм является разновидностью патриотизма.
Научная новизна определяется выявлением зависимости между сущностью патриотизма и классификацией патриотизма, между понятиями «патриотизм» и «профессиональный патриотизм».
Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации материала по проблеме классификации патриотизма; определении сущности профессионального патриотизма.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение передового педагогического опыта в области исследований педагогического феномена «патриотизм».
Приступая к исследованию проявлений патриотизма в современных условиях, отметим, что в многочисленных изысканиях советского периода осуществлялась в основном классификация патриотизма по типам. Признание каких-либо его разновидностей, как правило, не допускалось по причине того, что это могло быть какое-то отклонение, деформация истинного социалистического патриотизма. В основе формулирования позиции относительно патриотизма заложено стремление каждого участника общества изменить условия жизни в стране к лучшему, небезразличие к модернизации государства, нацеленность на развитие государства. Каждый человек по-разному может демонстрировать свои чувства патриотизма, вкладывать разный смысл. Следовательно, в зависимости от того, что закладывается в основу патриотизма у большинства членов общества, нами выделены следующие направления понимания сущности патриотизма, которые позволяют провести первую его классификацию.
Первую позицию можно сформулировать как возвышенно-эмоциональную. Данная точка зрения родилась на основе анализа понятий патриотизм в трудах митрополита Иллариона, Н.О. Лосского, И.А.Ильина, Н.А.Бердяева. Согласно мнению данных деятелей, патриотизм определен «через чувство любви к Родине». На основе вышесказанного можем выделить эмоциональный патриотизм.
Вторая позиция основана на побуждении к действию. Патриот должен не просто любить свое Отечество, а стремиться жить и действовать только во благо своему государству, отсюда складывается словосочетание «служить Отечеству». Сторонники данной позиции (М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев) позволяют нам говорить о таком виде патриотизма, как деятельностный.
Первая и вторая позиция основана на личностных качествах человека.
В основе третьей позиции лежит определение патриотизма через призму общественного явления, сложившегося под влиянием политической и экономической обстановки. Данная позиция сформирована на основе анализа уровня общественного и государственного развития в тот или иной период времени, особое место отводится характеристики политической жизни общества (правящей верхушки). Данный патриотизм можно назвать государственным, так как формируется в результате активного взаимодействия гражданского общества с государственными институтами.
Четвертая позиция основана на понимании патриотизма как духовного явления общества. Патриотизм представлен как проявление общественного сознания, основанного на менталитете психики различных обществ. В данном случае мы говорим о таком виде патриотизма, как духовный патриотизм.
Тем самым можно сделать вывод о том, что третья и четвертая позиции рассматривают патриотизм как явление.
Согласно пятой позиции можно выделить личностный патриотизм. Центральное место в данном патриотизме занимает личность. От того, насколько личность человека развита и активна, зависит формирование качеств, присущих защитнику своего Отечества. Только совокупность четко сформированных интеллектуально-нравственных, духовных, деятельностно-творческих качеств позволит воспитать истинного гражданина (патриота). В данном случае термин «гражданин» и «патриот» используются как синонимы. Содержание данной позиции ярко раскрыто в трудах Г Флоровского, он обосновал патриотизм как культурное творчество на грани собственных сил.
Сторонники шестой позиции, так же как и пятой, в ее основе рассматривают личность. Содержание патриотических качеств личности связывается с религиозным началом, традициями, историческими корнями. В данном случае патриотизм рассматривается как неотъемлемое условие для развития в человеке духовных качеств. Такой вид патриотизма можно назвать личностно ориентированным.
Седьмая позиция толкует патриотизм как качество личности, выраженное в особом отношении к определенному виду профессиональной деятельности, в служении Отечеству путем честного и ответственного труда. Данный патриотизм можно определить как профессиональный. Седьмая позиция в отличие от предыдущих рассматривает патриотизм как проявление любви к Родине через призму профессиональной деятельности (Л.А. Саенко, Ж.Г Химич). Сам патриотизм здесь понимается как важнейший фактор развития личности, самовыражения личности в той или иной профессиональной сфере и деятельности.
Существует множество классификации профессионального патриотизма (в зависимости от содержания, объекта и т.д.), но следует отметить, что формирования патриотизма начинается еще юных лет (семья, школа), однако профессиональный патриотизм может быть сформирован только в профессиональных образовательных организациях. Привить чувство любви к профессии и гордости за нее можно только в рамках образовательного процесса путем раннего вовлечения студентов в выбранную ими специальность.
Вышеуказанная классификация патриотизма проведена в зависимости от сущностного понимания.
В основе второй классификации можно определить объект. Объект - это то, по поводу чего возникает то или иное отношение, таким образом, в качестве объекта патриотизма можно выделить страну, конкретную сферу, время.
Так, в зависимости от пространственно-территориальной характеристики распространения патриотизма принято выделять:
- общероссийский патриотизм - проявление чувства любви к государству в целом, Отечеству;
- региональный - проявление любви к своему региону, области. Выделение регионального патриотизма обусловлено формой государственного устройства. В данном случае объектами патриотизма выступают отдельные регионы (области, земли, города и т.д.). В каждом государстве они могут называться по-разному, но одинаково то, что такой патриотизм везде называется местным патриотизмом. Данный вид патриотизма очень важен в масштабах всей страны, так как он служит основой для становления государственного патриотизма. Но при этом не стоит забывать, что нужно соблюдать меру, так как гипертрофированное чувство любви к своему субъекту (малой Родине) может привести к негативным взглядам (крайним формам патриотизма).
В зависимости от направления на совершенствование конкретной сферы (среды) Отечества выделяют политический, экономический, социальный, культурный, природный (экологический) патриотизм и т.д.
Виды патриотизма
По содержанию По объекту
1 эмоциональный патриотизм По пространственно-территориальной характеристике распространения патриотизма Общероссийский По направлению совершенствования конкретной сферы (среды) Отечества Политический патриотизм По временной характеристике патриотизма культурно- исторический патриотизм
2 деятельностный патриотизм региональный Экономической патриотизм политико- идеологический патриотизм
3 государственный патриотизм Социальный патриотизм
4 духовный патриотизм Культурный патриотизм
5 личностный патриотизм Природный (экологический патриотизм)
б личностно-ориентированный патриотизм
7 профессиональный патриотизм
Рис. 1. Классификация патриотизма
Экологический патриотизм является сравнительно новым понятием
[5].
В экологических проблемах природное и социальное переплетены. Они дополняют друг друга, выступают основой патриотического. Об этом писал И.А. Ильин: «Родина есть духовная жизнь моего народа; в то же время она есть совокупность творческих созданий этой жизни; и, наконец, она объемлет и все необходимые условия этой жизни - и культурные, и политические, и материальные (и хозяйство, и территорию, и природу)» [2, с. 47]. Защита и приумножение природных богатств должны стать предметом постоянной заботы государства, стоящего на страже интересов граждан России.
С учетом временной характеристики патриотизма можно выделить культурно-исторический патриотизм, политико-идеологический патриотизм, направленный на определенный образ будущего Отечества и т.д.
Государственный патриотизм связан с таким видом патриотизма, как культурно-исторический, который проявляется в чувстве гордости за свою культуру, традиции и обычаи. Данный патриотизм основан на выявлении всего самого лучшего в истории государства. Культурно-исторический патриотизм полностью не исследован и требует тщательного анализа. Говоря о нашем государстве и сформированности чувства культурно-исторического патриотизма граждан России, следует отметить, что гордость наших граждан объяснима, так как невозможно назвать какую-либо область, где не было бы русских деятелей.
Многие авторы предлагают ввести в оборот следующие термины: «этнический патриотизм», «национальный патриотизм», «русский патриотизм».
Этнический патриотизм - это сложившееся устойчивое чувство любви к своему народу, убежденность в возможности в возвышении такой любви посредством личных качеств человека.
По факту существования «русского патриотизма» есть разногласия, так как возможно ли в многонациональном государстве говорить о русском патриотизме, не приведет ли к отрицательному пониманию, к национализму и террору. Таким образом, нам открыто говорят о том, чтобы русские не были патриотами. Хотя известный демократ Н.Г. Чернышевский писал: «... Каждый
Библиографический список
народ отличается от других особым языком и особым национальным патриотизмом» [4, с. 15].
На основе анализа содержания трудов авторов различных периодов можно сделать вывод о том, что патриотизм является неотъемлемым этапом в развитии российской гуманитарной мысли. Данный вывод складывается, несмотря на существование «крайнего патриотизма», который призывает к возвышению одной нации над другой, стремлению представить национальное самосознание лишь в качестве духовного выражения, своеобразного и далеко не высшего по уровню развития цивилизации и культуры Запада.
Современное толкование разных видов патриотизма характеризуется многообразием, отсутствием единого подхода. Все это объясняется разным толкованием сущности, содержания и структуры патриотизма.
На основе вышеизложенного нами представлена классификация патриотизма (рис. 1).
Таким образом, патриотизм - это добровольно принимаемая позиция индивидов, являющаяся неотъемлемым элементом формирования гражданского общества. Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и понимается как чувство и образ Родины.
Перспектива исследований в этой области видится в классификации патриотизма, выявлении новых его видов, определении новых подходов в формировании патриотизма у молодого поколения.
В науке нет единых подходов к классификации патриотизма. Критериями классификации патриотизма являются объект, субъект и содержание патриотизма, раскрываемые в трудах различных исследователей и мыслителей. В настоящее время патриотизм как явление рассматривается с различных точек зрения, что приводит к появлению новых его видов. Одной из разновидностей патриотизма является профессиональный патриотизм, который отличается от всех иных видов не только содержанием, но и формой и условиями становления, так как он формируется не на всех этапах жизни, а только в рамках получения профессионального образования.
1. Егоров М.А. Современный патриотизм: сущность, содержание, классификация. Конструктивные педагогические заметки. 2017; № 5-2 (7): 78 - 90.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Москва, 2003.
3. Лутовинов В.И., Радионов Е.Г Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. Москва: ВУ 1995.
4. Семенкова С.Н. Влияние психологических факторов на проявление патриотизма. Актуальные вопросы современной науки. 2015; № 42: 139 - 148.
5. Пономарев В.Н., Ремизов И.Н., Онищенко В.Л. Экологический патриотизм как фактор консолидации российского общества. Научное наследие Ф.А. Щербины: казачество и история Кавказа: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ. Краснодар, 2020: 139 - 146.
6. Рочняк Е.В., Баталин РА. Основные классификации патриотизма и «лжепатриотизма». Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2021; № 3: 139 - 146.
7. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203-205.
8. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
9. Трифонов Ю.Н. Проявления и искажения патриотизма: теоретико-методологический аспект. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015; № 3 (15): 241 - 249.
10. Химич Ж.Г. Сущность профессионального патриотизма в современном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 159 - 160.
References
1. Egorov M.A. Sovremennyj patriotizm: suschnosf, soderzhanie, klassifikaciya. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2017; № 5-2 (7): 78 - 90.
2. Il'in I.A. Put'duhovnogo obnovleniya. Moskva, 2003.
3. Lutovinov V.l., Radionov E.G. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy inapravleniya ih resheniya. Moskva: VU, 1995.
4. Semenkova S.N. Vliyanie psihologicheskih faktorov na proyavlenie patriotizma. Aktual'nye voprosy sovremennojnauki. 2015; № 42: 139 - 148.
5. Ponomarev V.N., Remizov I.N., Onischenko V.L. 'Ekologicheskij patriotizm kak faktor konsolidacii rossijskogo obschestva. Nauchnoe nasledie F.A. Scherbiny: kazachestvo i istoriya Kavkaza: sbornik materialov XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Akademiya marketinga i social'no-informacionnyh tehnologij - IMSIT. Krasnodar, 2020: 139 - 146.
6. Rochnyak E.V., Batalin R.A. Osnovnye klassifikacii patriotizma i «Izhepatriotizma». Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2021; № 3: 139 - 146.
7. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203-205.
8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
9. Trifonov Yu.N. Proyavleniya i iskazheniya patriotizma: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Modeli, sistemy, seti v 'ekonomike, tehnike, prirode iobschestve. 2015; № 3 (15): 241 - 249.
10. Himich Zh.G. Suschnost' professional'nogo patriotizma v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 159 - 160.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 378.1
Ippolitova N.V., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University,
(Shadrinsk, Russia)
Solomatina G.N., Doct. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Defectology and Special Psychology (Krasnodar, Russia),
E-mail: g_solomatina@mail.ru
Chukovskiy A.M., postgraduate, Department of Pedagogy of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: Artemius_1996@mail.ru
FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS. The article considers the essence and meaning of the concept of "professional patriotism". The essence of professional patriotism and its features, which are manifested in the commitment to the interests of a particular profession, are determined; involvement in the problems of the professional community; the involvement of the employee in solving the problems of the organization, the team, not only on a material basis, but also on a gratuitous basis; willingness to devote a lot of personal time in solving problems of the organization, the team; pride in belonging to this profession. The work reveals significant differences in the teaching profession, features of professional patriotism of a teacher: the teacher's possession of socially significant personal qualities that contribute to positive interaction with others; the teacher's love for children, for society, for the state; civil liability of the teacher; high level of education, wide erudition of the teacher; high degree of empathy; diligence.
Key word: patriotism, professional patriotism, pedagogical activity, teacher.
Н.В. Ипполитоеа, д-р пед. наук, проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
Г.Н. Соломатина, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: g_solomatina@mail.ru
А.М. Чуковский, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,
E-mail: Artemius_1996@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассмотрена сущность и значение понятия «профессиональный патриотизм». Определена сущность профессионального патриотизма и его особенности, которые проявляются в приверженности интересам определенной профессии; вовлеченности в проблемы профессионального сообщества; включенности работника в решение задач организации, коллектива не только на материальной, но и на безвозмездной основе; готовности уделять много личного времени при решении проблем организации, коллектива; гордости за принадлежность к данной профессии. Учитывая существенные отличия педагогической профессии, выделены особенности профессионального патриотизма педагога: обладание педагогом социально значимыми личностными качествами, способствующими позитивному взаимодействию с окружающими; любовь педагога к детям, обществу, государству; гражданская ответственность педагога; высокий уровень образованности, широкая эрудиция педагога; высокая степень эмпатии; трудолюбие.
Ключевые слова: патриотизм, профессиональный патриотизм, педагогическая деятельность, педагог.
Современный период развития России характеризуется социальными, политическими и экономическими преобразованиями, которые ориентирует систему высшего педагогического образования на повышение его качества. В профессиональном педагогическом образовании основным приоритетом является достижение студентами высокого уровня компетентности и профессионализма, учитывая потребности, интересы и возможности студентов. Современный выпускник должен обладать такими личностными качествами, которые позволили бы ему быть способным к жесткой конкуренции на рынке труда [5].
Однако следует учитывать, что педагог является не только транслятором знаний, но и оказывает воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Одним из направлений воспитательной работы в образовательном учреждении является гражданско-патриотическое воспитание. Поэтому педагог должен иметь сформированную гражданскую, патриотическую позицию, которая воздействует на учеников без навязывания собственной позиции. В связи с чем, по мнению Г.Я. Гревцевой, в круг воспитательных задач педагога по патриотическому воспитанию входит воздействие на поступки учеников через личный пример управления собственными эмоциями, трансляцию своей жизненной позиции, через гражданственный облик, профессиональную и личностную культуру. Эти и многие другие качества педагога способствуют формированию гражданственных и патриотических качеств подрастающего поколения [2; 3; 4].
Патриотическая позиция педагога реализуется через профессиональную деятельность, эффективность которой напрямую зависит от его гражданского облика, социально-нравственного развития, возможности осуществлять гражданственно-патриотическое воспитание. Эти качества необходимо формировать в высшем учебном заведении у студентов, осваивающих профиль подготовки «Педагогическое образование».
Цель статьи - выделить особенности формирования профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Основные задачи статьи: рассмотреть понятия «профессиональный патриотизм», «профессионализм», определить наиболее значимые задачи формирования профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Научная новизна определяется выявлением зависимости между понятиями «профессионализм» и «профессиональный патриотизм».
Теоретическая значимость статьи: систематизация материала по формированию профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Методы исследования: анализ, сопоставление, синтез и обобщение педагогического опыта по формированию профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
В современной литературе профессиональный патриотизм рассматривается с разных точек зрения. Так, например, С.В. Балыко рассматривает профессиональный патриотизм как потребность личности в проявлении социально значимых, мотивированных и высокоморальных профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность специалиста [1]. В данном определении делается акцент на мотивационной составляющей профессионального патриотизма.
Л.А. Мельникова, П.Е. Суслонов определяют профессиональный патриотизм с точки зрения деятельного подхода как некий рычаг управления личностью, мотивации к своей профессии и повышения преданности к собственной профессиональной деятельности [6].
Л.А. Саенко, Ж.Г Химич, рассматривая проблему профессионального патриотизма, подчеркивают чувственную составляющую этого термина: чувства любви к выбранной профессии и гордости за предпочтённый род деятельности. Именно эти чувства определяют стремление к совершенствованию получаемых профессиональных компетенций. Авторы подчеркивают альтруистическую направленность профессионального патриотизма, когда студенты выбирают профессию не из материальных выгод, а руководствуясь желанием самореализо-