Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / профессионально ориентированный патриотизм / будущий специалист оборонной отрасли / patriotism / professionally oriented patriotism / future defense industry specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н П. Устинова, Е А. Гусева

В статье показано, что современные требования к выпускнику вуза диктуют новые вызовы для системы подготовки кадров. Рассмотрены понятия «патриотизм», «профессия», «профессионализм». Автор делает вывод о необходимости рассмотрения новой педагогической категории – профессионально ориентированный патриотизм. Выделена связь между профессионально ориентированным патриотизмом и качествами личности выпускника вуза, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению феномена «профессионально ориентированный патриотизм» с точки зрения метакомпетенций (надпредметной компетенции) студентов вуза. Представлены компоненты, критерии и показатели структуры понятия «профессионально ориентированный патриотизм». Определены и охарактеризованы этапы процесса формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов на разных курсах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM AS A SIGNIFICANT PROPERTY OF A UNIVERSITY GRADUATE’S PERSONALITY

The article shows that modern requirements for a university graduate dictate new challenges for the personnel training system. The concepts of “patriotism”, “profession”, “professionalism” are considered. The authors conclude that it is necessary to consider a new pedagogical category – professionally oriented patriotism. The relationship between professionally oriented patriotism and the personality traits of a university graduate, necessary for effective professional activity, is highlighted. Particular attention is paid to the consideration of the phenomenon of “professionally oriented patriotism” from the point of view of meta-competencies (above-subject competence) of university students. The components, criteria and indicators of the structure of the concept of “professionally oriented patriotism” are presented. The stages of the process of formation of professionally oriented patriotism of students in different courses of study are defined and characterized.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА»

2. Voronkova O.Yu., Mihajlichenko Z.I., Reva E.Yu. Trudnosti v obuchenii detej anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole. Innovacionnaya nauka. 2019; № 9. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii- detey-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole

3. Gebos A.I. Psihologicheskie usloviya formirovaniya polozhitel'noj motivacii k ucheniyu. Vospitanie, obuchenie, psihicheskoe razvitie: tezisy dokladov k V Vsesoyuznomu s'ezdu psihologov SSR. Moskva; 1977, Ch. 1: 55 - 87.

4. Gunyashova G.A. Ispol'zovanie videomaterialov v obuchenii audirovaniyu na zanyatii inostrannogo yazyka. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 2 (62); T. 3: 34 - 37.

5. Zvereva E.V. Ispol'zovanie servisa YouTube v prepodavanii inostrannogo yazyka studentam-'ekonomistam (na materiale ispanskogo yazyka). Sovremennye tehnologii i taktiki v prepodavaniiprofessional'no orientirovannogo inostrannogo yazyka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: RUDN, 2013; Vypusk 1: 89 - 98.

6. Zvereva E.V. Mul'timedijnye tehnologii kak sredstvo motivacii obuchayuschihsya v processe prepodavaniya inostrannyh yazykov. Rusistika. 2015; № 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/multimediynye- tehnologii-kak-sredstvo-motivatsii-obuchayuschihsya-v-protsesse-prepodavaniya- inostrannyh-yazykov

7. Kuz'mina A.V. Prepodavanie audirovaniya s ispol'zovaniem videoryada kak faktor povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; № 23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-audirovaniya-s- ispolzovaniem-videoryada-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-studentov-k- izucheniyu-inostrannogo-yazyka

8. Luchnikova A.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po anglijskomu yazyku v usloviyah distancionnogo obucheniya v vuze. StudNet. 2020; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy- raboty-studentov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo- obucheniya-v-vuze

9. Makarova O.A., Shabanova A.A. Realizaciya putej motivacii studentov tvorcheskih special'nostej na prakticheskih zanyatiyah po anglijskomu yazyku. EESJ. 2016; № 4 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-putey-motivatsii-studentov- tvorcheskih-spetsialnostey-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku

10. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: Bazovyjkurs lekcij: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2002.

11. Shokarev K.V. Gejmifikaciya kak metod povysheniya motivacii studentov vysshih uchebnyh zavedenij v prepodavanii inostrannogo yazyka na primere anglijskogo yazyka. Obrazovanie i pravo. 2020; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-metod-povysheniya-motivatsii-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-v-prepodavanii-inostrannogo- yazyka-na-primere

12. Farimova A.A. Motivaciya uchaschihsya k izucheniyu anglijskogo yazyka. Nauka i obrazovanie segodnya. 2019; № 10 (45). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-uchaschihsya-k-izucheniyu- angliyskogo-yazyka

Статья поступила в редакцию 02.03.22

УДК 377

Ustinova N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Organizational and Educational Work with Students,

Izhevsk State Technical University n.a. M.T. Kalashnikov (Izhevsk, Russia), E-mail: usti-natalya@yandex.ru

Guseva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Postgraduate Department, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru

PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM AS A SIGNIFICANT PROPERTY OF A UNIVERSITY GRADUATE'S PERSONALITY. The article shows that modern requirements for a university graduate dictate new challenges for the personnel training system. The concepts of "patriotism", "profession", "professionalism" are considered. The authors conclude that it is necessary to consider a new pedagogical category - professionally oriented patriotism. The relationship between professionally oriented patriotism and the personality traits of a university graduate, necessary for effective professional activity, is highlighted. Particular attention is paid to the consideration of the phenomenon of "professionally oriented patriotism" from the point of view of meta-competencies (above-subject competence) of university students. The components, criteria and indicators of the structure of the concept of "professionally oriented patriotism" are presented. The stages of the process of formation of professionally oriented patriotism of students in different courses of study are defined and characterized.

Key words: patriotism, professionally oriented patriotism, future defense industry specialist.

Н.П. Устинова, канд. пед. наук, доц., нач. отдела организационно-воспитательной работы со студентами, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск, E-mail: usti-natalya@yandex.ru

Е.А. Гусева, канд. пед. наук, нач. отдела аспирантуры, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

В статье показано, что современные требования к выпускнику вуза диктуют новые вызовы для системы подготовки кадров. Рассмотрены понятия «патриотизм», «профессия», «профессионализм». Автор делает вывод о необходимости рассмотрения новой педагогической категории - профессионально ориентированный патриотизм. Выделена связь между профессионально ориентированным патриотизмом и качествами личности выпускника вуза, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению феномена «профессионально ориентированный патриотизм» с точки зрения метакомпетенций (надпредметной компетенции) студентов вуза. Представлены компоненты, критерии и показатели структуры понятия «профессионально ориентированный патриотизм». Определены и охарактеризованы этапы процесса формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов на разных курсах обучения.

Ключевые слова: патриотизм, профессионально ориентированный патриотизм, будущий специалист оборонной отрасли.

Успешное развитие России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. В современном мировом сообществе проблемы, связанные с защищенностью интересов страны от внешних и внутренних угроз, приобретают все большее значение. Государственные документы (ФЗ «Об образовании», «Концепция патриотического воспитания молодежи РФ», ФЗ «О патриотическом воспитании в РФ» и др.) определяют, что основными результатами образования должны быть не только сформированные профессиональные компетенции у выпускника, но и устойчивая патриотическая позиция. В педагогической науке существует устоявшееся понимание феномена «патриотизм» как любовь к Родине, к малой Родине, принятие традиций и культуры своего народа, готовность к защите своей Родины. В настоящее время данное понятие расширяется в своем содержательном наполнении - это ответственный подход к трудовой деятельности, толерантное отношение к людям, принятие норм и ценностей общества и т.д. Профессиональная деятельность человека может носить различный характер: любить свою работу, профессию и работать вне своей страны; любить свою профессию и работать на благо своей страны, развиваясь в профессии как профессионал и развивая свою страну. В данной статье раскрывается зависимость понятий «патриотизм» и «профес-

сионально ориентированный патриотизм», что является актуальной проблемой в настоящее время [1-9].

Цель статьи - показать связь понятий «патриотизм» и «профессионально ориентированный патриотизм», доказать необходимость формирования профессионально ориентированного патриотизма у студентов в процессе обучения в вузе как базового свойства личности.

Основные задачи статьи: рассмотреть понятия «патриотизм», «профессионально ориентированный патриотизм», определить связь между этими понятиями, выявить закономерности; показать, что профессиональный патриотизм является основным свойством выпускника вуза, определяющим его дальнейшую деятельность в сфере получаемой профессии.

Научная новизна определяется выявлением зависимости между понятиями «патриотизм» и «профессиональный патриотизм», между сформированным уровнем профессионального патриотизма выпускника и его дальнейшей профессиональной деятельностью.

Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации материала по проблеме формирования профессионального патриотизма у студентов в период обучения в вузе; определении педагогической закономерности и взаи-

Рис.1.Структура профессионально ориентированногопатриотизма

мозависимости рассматриваемых феноменов (патриотизм, профессиональный патриотизм).

Методы исследования:анализ,синтез и обобщениепередовогопедагоги-ческого опыта в области профессиональной подготовки студентов в вузе.

П-огаденныеосследовагняО.С.Рудневой, Л.О. Оаевко, Ж.ПХомич [3; 0; 6] показывают, что более 60% выпускников вузов планируют работать по получаемой специальности, однако остаются трудиться по профессии значительно меньшее келивесвво моеодывнпепиеоивтан.°вворв1 овмечоет.отонео.ходиюо изое-нение данной ситуации, для чего следует усилить профориентационную работу в школах, повысить значимость воспитательной работы в вузах, формировать не только компетенции согласно ФГОС, но и метакомпетенции студентов, с вязанн ые со способностью быстрой адаптации к творческому решению поставленны х задач, с гражданско-патриотическими качествами и развитыми коммуникативными умениями.

В работе О.А. Горленко [1] указано, что работодатели предъявляют требования к современным выпускникам не только в области теоретических знаний, но и профессиональных умений, способах деятельности, взаимодействия в профессиональном коллективе, готовности к профессиональному росту Исследователь пишет, что в настоящее время теоретические знания выпускника вуза являются необходимыми, но недостаточными для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Педагоги Н.Н. Павленко, Л.А. Саенко, ГН. Соломатина, Ж.Г Химич [2; 5; 6; 7] разделяют позицию О.А. Горленко, добавляя, что активные процессы информатизации, цифровизации, дистанционного обучения часто «вытесняют» воспитательную составляющую образовательного процесса. В некоторых вузах процесс профессионального образования происходит иногда при игнорировании воспитательной составляющей. Исследователи обращают внимание, что профессионализм - это не только овладение профессиональными навыками (опе-рационализация, технологизация), но и принятие профессиональной культуры, норм, профессиональных ценностей, стремление трудиться на благо общества и Родины. Такой выпускник со слабо сформированными гражданско-патриоти-ческими свойствами личности, вероятнее всего, не будет трудиться на благо Родины, заботиться о развитии своего государства, его будет волновать или материальная составляющая, или поиск работы в другой стране. В этой связи встаёт вопрос о формировании у студентов духовно-нравственных качеств, патриотизма по отношению не только к своей Родине, но и к профессии [5; 6].

Таким образом, процесс формирования патриотизма у студентов вуза должен иметь ярко выраженную профессиональную направленность, что должно быть отражено в учебной и воспитательной работе вуза.

Анализ литературы по проблеме формирования патриотизма показал, что феномен патриотизм может рассматриваться с нескольких методологических подходов.

Эмоционально-аксиологический подход рассматривает патриотизм как личностное чувство, сопряженное с эмоциями. Компетентностный подход пред-

ставляет готовность личности к выполнению некой деятельности, направленной на служение Родине. Акмеологический подход подразумевает, что патриотизм -есть духовный идеал, являющийся элементом в системе ценностей личности. Индивидуально-личностный подход предопределяет особенности личности в проявлении патриотизма. Социально-психологический подход рассматривает патриотизм как состоящие общества.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что в достижении требований ФГОС необходимо уделять внимание не только формированию профессиональных компетенций, но и патриотических свойств личности студентов. Интеграция феноменов «профессионал» и «патриотизм» приводит к появлению новой категории - профессионально ориентированного патриотизма.

Базовые компоненты в структуре профессионально ориентированный патриотизма и показатели отражают целостную картину отношения личности выпускника к своей профессиональной деятельности, к Родине, нацеленность на профессиональное развитие, профессиональный рост, стремления к труду на благо общества, служение Отечеству (рис. 1).

Анализ литературы и результаты собственных исследований [9] показали, что процесс формирования профессионально ориентированного патриотизма не должен быть оторван от целостного образовательного (учебного и воспитательного) процесса вуза. Возможные этапа формирования профессионально ориентированного патриотизма в вузе представлены на рис. 2.

Период обучения студентов в вузе от четырех-пяти лет (очная форма) до шести лет (при заочной форме обучения). Примерно весь период обучения можно разделить на три этапа: начальный, промежуточный и заключительный. Данные этапы могут «сжиматься» в зависимости от формы обучения.

На начальном этапе формируются основы профессиональных знаний и профессиональных качеств будущих специалистов. На данном этапе необходимо развивать положительное представление (образ) о будущей профессиональной деятельности. На этом этапе происходит осознание, что профессия - это служение Родине. Формы реализации начального этапа - лекция, встречи со специалистами, экскурсии на производство, участие в конкурсах профессиональной направленности.

Второй этап - промежуточный - характеризуется тем, что происходит самоопределение личности как профессионала (профессиональная самоидентификация), освоение профессиональной культуры. На данном этапе практически все дисциплины уже, так или иначе, связаны с профессиональной деятельностью. В то же время это период научной и исследовательской работы студентов. Формы реализации промежуточного этапа - участие в конференциях, форумах, проведение исследовательской работы.

Третий - заключительный - этап связан с профессиональной ориентаций и специализацией выпускника. На данном этапе осуществляется работа над ВКР, трудоустройство, непосредственная профессиональная деятельность.

Перспектива дальнейших исследований в этой области видится в определении новых компонентов структуры понятия «профессионально ориентирован-

Рис.2.Этапыпроцессаформирования профессиональноориентированногопатриотазмастудентов

на разных курсах обучения

ный патриотизм», выявлении новых подходов в организации образовательного процесса по формированию профессионально ориентированного патриотизма в образовательных организацияхразногоуровня (вуз,колледж,училище).

Результатом освоения ФГОС становится сформированный у выпускников вузов профессионально ориентированный патриотизм. Высокий уровень сфор-мированности показателей в структуре профессионально ориентированного па-

триотизма будет свидетельствовать о готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности на благо Родины. Воспитательная работа по формированию профессионально ориентированного патриотизма студентов в вузе должна включать комплекс педагогических событий, обогащенных патриотической направленностью, стимулирующих развитие и проявление личностных качеств.

Библиографический список

1. Горленко О.А., Мирошников В.В. Согласование компетенций бакалавров и магистров с требованиями профессиональных стандартов. Инженерное образование. 2011; № 7:68 -73.

2. Павленко Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя. Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационныхтехнологий,2004.

3. Руднева Т.И. Профессиональное развитие - фактор профессиональной успешности. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021; Т. 27, № 2:61 -65.

4. Саенко Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; 5(80):212 -219.

5. Саенко Л.А., ХимичЖ.Г Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 3 (78): 191 - 195.

6. СаенкоЛ.А.,ХимичЖ.Г Условия формирования профессиональногопатриотизма уобучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования.2018; № 5 (72): 203 - 205.

7. Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы. Аспирантский вестник Поволжья. 2011; № 3-4: 189 - 193.

8. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 - 318.

9. Устинова Н.П. Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018; Т. 24, № 4: 71 - 77.

References

1. Gorlenko O.A., Miroshnikov V.V. Soglasovanie kompetencij bakalavrov i magistrov s trebovaniyami professional'nyh standartov. Inzhenernoe obrazovanie. 2011; № 7: 68 - 73.

2. Pavlenko N.N. Pedagogicheskaya kultura kak suschnostnaya harakteristika professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya. Krasnodar: Akademiya marketinga i social'no-informacionnyh tehnologij, 2004.

3. Rudneva T.I. Professional'noe razvitie - faktor professional'noj uspeshnosti. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2021; T. 27, № 2: 61 - 65.

4. Saenko L.A. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva / LA. Saenko, G.N. Solomatina // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; 5(80): 212 - 219.

5. Saenko L.A., Himich Zh.G. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.

6. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

7. Saenko L.A. Molodezh' na rynke truda: predpochteniya, problemy, perspektivy. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2011; № 3-4: 189 - 193.

8. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2018; № 59-1: 316 - 318.

9. Ustinova N.P. Sistema formirovaniya professional'no orientirovannogo patriotizma buduschih specialistov oboronnoj otrasli. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2018; T. 24, № 4: 71 - 77.

Статья поступила в редакцию 23.03.22

УДК 37.09

Belov K.I., Adjunct, Federal State Public Military Education Institution of Higher Education Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: belovbgr@gmail.com

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Federal State Public Military Education Institution of Higher Education Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: fed-reab@mail.ru

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF MILITARY VIGILANCE OF MILITARY PERSONNEL OF MILITARY POLICE UNITS. The article analyzes the essential characteristics of the demonstration of military vigilance of military personnel of military police units. The authors analyze military vigilance through the prism of modern problems of the development of the Armed Forces of the Russian Federation and society as a whole. The definition of military vigilance is given and its content is deter-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.