5. Ponomarev V.N., Remizov I.N., Onischenko V.L. 'Ekologicheskij patriotizm kak faktor konsolidacii rossijskogo obschestva. Nauchnoe nasledie F.A. Scherbiny: kazachestvo i istoriya Kavkaza: sbornik materialov XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Akademiya marketinga i social'no-informacionnyh tehnologij - IMSIT. Krasnodar, 2020: 139 - 146.
6. Rochnyak E.V., Batalin R.A. Osnovnye klassifikacii patriotizma i «Izhepatriotizma». Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2021; № 3: 139 - 146.
7. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203-205.
8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
9. Trifonov Yu.N. Proyavleniya i iskazheniya patriotizma: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Modeli, sistemy, seti v 'ekonomike, tehnike, prirode iobschestve. 2015; № 3 (15): 241 - 249.
10. Himich Zh.G. Suschnost' professional'nogo patriotizma v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 159 - 160.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 378.1
Ippolitova N.V., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University,
(Shadrinsk, Russia)
Solomatina G.N., Doct. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Defectology and Special Psychology (Krasnodar, Russia),
E-mail: g_solomatina@mail.ru
Chukovskiy A.M., postgraduate, Department of Pedagogy of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: Artemius_1996@mail.ru
FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS. The article considers the essence and meaning of the concept of "professional patriotism". The essence of professional patriotism and its features, which are manifested in the commitment to the interests of a particular profession, are determined; involvement in the problems of the professional community; the involvement of the employee in solving the problems of the organization, the team, not only on a material basis, but also on a gratuitous basis; willingness to devote a lot of personal time in solving problems of the organization, the team; pride in belonging to this profession. The work reveals significant differences in the teaching profession, features of professional patriotism of a teacher: the teacher's possession of socially significant personal qualities that contribute to positive interaction with others; the teacher's love for children, for society, for the state; civil liability of the teacher; high level of education, wide erudition of the teacher; high degree of empathy; diligence.
Key word: patriotism, professional patriotism, pedagogical activity, teacher.
Н.В. Ипполитоеа, д-р пед. наук, проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
Г.Н. Соломатина, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: g_solomatina@mail.ru
А.М. Чуковский, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,
E-mail: Artemius_1996@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассмотрена сущность и значение понятия «профессиональный патриотизм». Определена сущность профессионального патриотизма и его особенности, которые проявляются в приверженности интересам определенной профессии; вовлеченности в проблемы профессионального сообщества; включенности работника в решение задач организации, коллектива не только на материальной, но и на безвозмездной основе; готовности уделять много личного времени при решении проблем организации, коллектива; гордости за принадлежность к данной профессии. Учитывая существенные отличия педагогической профессии, выделены особенности профессионального патриотизма педагога: обладание педагогом социально значимыми личностными качествами, способствующими позитивному взаимодействию с окружающими; любовь педагога к детям, обществу, государству; гражданская ответственность педагога; высокий уровень образованности, широкая эрудиция педагога; высокая степень эмпатии; трудолюбие.
Ключевые слова: патриотизм, профессиональный патриотизм, педагогическая деятельность, педагог.
Современный период развития России характеризуется социальными, политическими и экономическими преобразованиями, которые ориентирует систему высшего педагогического образования на повышение его качества. В профессиональном педагогическом образовании основным приоритетом является достижение студентами высокого уровня компетентности и профессионализма, учитывая потребности, интересы и возможности студентов. Современный выпускник должен обладать такими личностными качествами, которые позволили бы ему быть способным к жесткой конкуренции на рынке труда [5].
Однако следует учитывать, что педагог является не только транслятором знаний, но и оказывает воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Одним из направлений воспитательной работы в образовательном учреждении является гражданско-патриотическое воспитание. Поэтому педагог должен иметь сформированную гражданскую, патриотическую позицию, которая воздействует на учеников без навязывания собственной позиции. В связи с чем, по мнению Г.Я. Гревцевой, в круг воспитательных задач педагога по патриотическому воспитанию входит воздействие на поступки учеников через личный пример управления собственными эмоциями, трансляцию своей жизненной позиции, через гражданственный облик, профессиональную и личностную культуру. Эти и многие другие качества педагога способствуют формированию гражданственных и патриотических качеств подрастающего поколения [2; 3; 4].
Патриотическая позиция педагога реализуется через профессиональную деятельность, эффективность которой напрямую зависит от его гражданского облика, социально-нравственного развития, возможности осуществлять гражданственно-патриотическое воспитание. Эти качества необходимо формировать в высшем учебном заведении у студентов, осваивающих профиль подготовки «Педагогическое образование».
Цель статьи - выделить особенности формирования профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Основные задачи статьи: рассмотреть понятия «профессиональный патриотизм», «профессионализм», определить наиболее значимые задачи формирования профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Научная новизна определяется выявлением зависимости между понятиями «профессионализм» и «профессиональный патриотизм».
Теоретическая значимость статьи: систематизация материала по формированию профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
Методы исследования: анализ, сопоставление, синтез и обобщение педагогического опыта по формированию профессионального патриотизма у студентов педагогического вуза.
В современной литературе профессиональный патриотизм рассматривается с разных точек зрения. Так, например, С.В. Балыко рассматривает профессиональный патриотизм как потребность личности в проявлении социально значимых, мотивированных и высокоморальных профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность специалиста [1]. В данном определении делается акцент на мотивационной составляющей профессионального патриотизма.
Л.А. Мельникова, П.Е. Суслонов определяют профессиональный патриотизм с точки зрения деятельного подхода как некий рычаг управления личностью, мотивации к своей профессии и повышения преданности к собственной профессиональной деятельности [6].
Л.А. Саенко, Ж.Г Химич, рассматривая проблему профессионального патриотизма, подчеркивают чувственную составляющую этого термина: чувства любви к выбранной профессии и гордости за предпочтённый род деятельности. Именно эти чувства определяют стремление к совершенствованию получаемых профессиональных компетенций. Авторы подчеркивают альтруистическую направленность профессионального патриотизма, когда студенты выбирают профессию не из материальных выгод, а руководствуясь желанием самореализо-
ваться, получать духовное удовлетворение при профессиональной реализации, тем самым совершенствовать сферу своей профессиональной деятельности, что способствует развитию государства в целом [8; 9]. Кроме того, авторами подчеркивается, что патриот - это не тот, кто рассуждает о любви к Родине и ничего не делает, а тот, кто своим каждодневным честным и ответственным трудом «служит» Родине.
В работе Л.Ф. Мамедовой, А.Н. Томилина представлено понимание профессионального патриотизма как некое специфическое личностное качество специалиста - конкурентоспособного, высокопрофессионального, которое позволяет ему использовать профессиональные компетентности, преданность к избранной профессии для плодотворной деятельности во имя родины, общества, профессионального сообщества. По мнению авторов, отличительной особенностью профессионального патриотизма является стремление специалиста оставаться в профессии в течение всей жизни [5].
Анализ терминов «профессиональный патриотизм», представленный в современной научной литературе, позволяет выделить следующие его особенности [7, 10]:
- приверженность интересам определенной профессии;
- вовлеченность в проблемы профессионального сообщества;
- включенность работника в решение проблем организации, коллектива не только на материальной, но и на безвозмездной основе;
- готовность уделять много личного времени при решении проблем организации, коллектива;
- гордость за принадлежность к данной профессии.
Педагогическая профессия имеет существенные отличия от других профессий, которые определяют сущность профессионального патриотизма педагога.
Прежде всего, педагогическая профессия направлена на взаимодействие с большим числом людей, которое способствует преобразованию, воспитанию, становлению личности. Круг общения педагога составляют ученики, их родители, члены педагогического сообщества. Поэтому профессиональный патриотизм педагога заключается в обладании социально значимыми личностными качествами, способствующими позитивному взаимодействию с окружающими.
Вторая особенность педагогической профессии, определяющей специфику профессионального патриотизма, заключается в любви к детям, обществу, в осознании того, что дети - будущее любого государства. Именно любовь к детям составляет основу педагогического призвания как склонности к педагогической профессии и осознания способности к осуществлению педагогической деятельности. У студентов педагогического вуза формируется первоначальный педагогический опыт, самооценка собственных педагогических возможностей.
Высокое чувство долга и особая, прежде всего, гражданская ответственность педагога являются еще одной особенностью, отражающей сущность профессионального патриотизма лиц педагогической профессии; поскольку педагог должен сформировать у подрастающего поколения систему нравственных, гражданских, патриотических ценностей - идентичность с российским обществом. Преподаваемые дисциплины, внеурочная деятельность педагога становятся средством формирования перечисленных качеств личности обучающихся, средством самовоспитания, саморазвития, самообразования, что определяет продуктивность деятельности педагога.
Еще одна особенность профессионального патриотизма педагога заключается в высоком уровне образованности, широкой эрудиции, что определяется, с одной стороны, необходимостью знаний о специфике развития обучающегося в разные возрастные периоды, возрастных закономерностях, психологических особенностях взрослых и специфике общения с широкой аудиторией для обеспечения эмоционального и психологического контакта с учениками, их родителями, членами профессионального сообщества. С другой стороны, педагог должен в
Библиографический список
полной мере владеть предметным содержанием преподаваемых дисциплин с целью передачи обучающимся системы знаний, формирования умений и навыков данной предметной области. Помимо этого, педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в общественных, гражданских и патриотических областях жизни государства и мира для формирования гражданско-патриотической направленности обучающихся.
Педагог также должен обладать высокой степенью эмпатии: проявлять терпимость к особенностям поведения учеников, детям с ограниченными возможностями здоровья, к обучающимся разных национальностей. Эмпатийное поведение учителя является образцом для подражания. Он должен стать некоторым эталоном гуманистического отношения и общения с окружающими, что создает в классе особый микроклимат, способствующий установлению дружеских, доброжелательных взаимоотношений, а в дальнейшем позволит выпускникам осуществлять морально-психологическую готовность взаимодействовать с различными социальными институтами.
Еще одной особенностью профессионального патриотизма педагога является трудолюбие, в связи с тем, что профессия педагога поглощает свободное время при подготовке к урокам, проверке тетрадей, проведении внеурочных мероприятий. Поэтому любовь к педагогической профессии является главной составляющей профессионального патриотизма.
В целях выявления отношения студентов к феномену «профессиональный патриотизм» было проведено пилотажное исследование. Количество респондентов - 265 студентов ряда вузов: Шадринского государственного педагогического университета, Кубанского государственного университета, Челябинского государственного института культуры.
Пилотажное исследование, проведенное в разных регионах (г. Шадринск, г. Краснодар, г. Челябинск) среди студентов педагогических направлений подготовки, показало, что студенты вкладывают в понятие «профессиональный патриотизм» следующие дефиниции: патриот, профессионал, труд на благо Родины, честный труд.
Практические все студенты (95%) отметили, что педагоги, работающие в настоящее время в школе, проявляют «профессиональный патриотизм», что выражается в большой ответственности перед обществом за результаты своего труда; постоянной необходимости повышения квалификации. Отмечая особенности профессионального патриотизма работников образовательных учреждений, студенты обратили внимание на высказывание педагогов о низкой заработной плате. В связи с этим только 62% опрошенных студентов планируют работать после окончания обучения в высшем учебном заведении по психолого-педагогическому направлению подготовки. При этом социально значимые качества личности педагогов, такие как эмпатия, трудолюбие, студентами не были отмечены.
Перспективы исследований видятся в разработке и апробации программы формирования профессионального патриотизма у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Таким образом, профессиональный патриотизм рассматривается как качество личности педагога, затрагивающее мотивационную, чувственную и деятельностную сферы. К особенностям профессионального патриотизма педагогического профиля относятся обладание педагогом социально значимыми личностными качествами, способствующими позитивному взаимодействию с окружающими; любовь педагога к детям, обществу, государству; гражданская ответственность педагога; высокий уровень образованности, широкая эрудиция педагога; высокая степень эмпатии; трудолюбие. Преподаватели высших учебных заведений педагогического профиля должны проводить специальную воспитательную работу по формированию профессионального патриотизма у студентов - будущих педагогов.
1. Балыко С.В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2007.
2. Гревцева Г.Я. К вопросу о профессиональном патриотизме педагога. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019; № 4 (46): 20 - 30.
3. Гревцева Г.Я. Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020; № 1: 35 - 43.
4. Гревцева ГЯ. Роль рефлексивной деятельности в развитии патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 4 (28): 88 - 93.
5. Мамедова Л.Ф., Томилин А.Н. Сущностные положения феномена «Профессиональный патриотизм». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79).
6. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101 - 103.
7. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014; № 3 (28): 65 - 68.
8. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203 - 205.
9. Химич Ж.Г Сущность профессионального патриотизма в современном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 159 - 161.
10. Устинова Н.П. Формирование профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019; № 64: 36 - 42.
References
1. Balyko S.V. Razvitie voenno-professional'nogo patriotizma specialistov v morskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2007.
2. Grevceva G.Ya. K voprosu o professional'nom patriotizme pedagoga. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspeki. 2019; № 4 (46): 20 - 30.
3. Grevceva G.Ya. Refleksivnaya deyatel'nost' kak uslovie vospitaniya professional'nogo patriotizma. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2020; № 1: 35 - 43.
4. Grevceva G.Ya. Rol' refleksivnoj deyatel'nosti v razvitii patriotizma professional'no orientirovannoj napravlennosti u studentov. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 4 (28): 88 - 93.
5. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Suschnostnye polozheniya fenomena «Professional'nyj patriotizm». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79).
6. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101 - 103.
7. Nyudyurmagomedov A.N., Savzihanova M.A. Professional'nyj patriotizm kak kompetenciya pedagoga. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 3 (28): 65 - 68.
8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.
9. Himich Zh.G. Suschnost' professional'nogo patriotizma v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 159 - 161.
10. Ustinova N.P. Formirovanie professional'no orientirovannogo patriotizma studentov oboronnyh special'nostej. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2019; № 64: 36 - 42.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 37
Karaulov M.A., postgraduate, Bunin Yelets State University (Russia), E-mail: maxkaraulov@mail.ru
MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR EMPLOYMENT OF FUTURE TEACHERS. The article finds solutions to the problem of effective employment of bachelor graduates in the direction of "Pedagogical education". The article substantiates the model of formation of readiness for employment of future teachers. This model is a system consisting of methodological, target, content, technological, criteria-diagnostic, effective and determination blocks. A feature of the model is that it is based on individual-group support for the process of formation and development of readiness for employment of future teachers. The implementation of this model was carried out through the introduction into the educational activities of the Bunin Yelets State University of the program "My Career" in 2020-2022. The study involved 156 4th year undergraduate students. The effectiveness of the model and program was statistically confirmed using the Kruskal-Wallis test for independent samples.
Key words: employment, readiness for employment, pedagogical education, students, model of formation of readiness for employment of future teachers.
М.А. Караулов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец, E-mail: maxkaraulov@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Данная статья посвящена поиску решений проблемы эффективного трудоустройства выпускников-бакалавров по направлению «Педагогическое образование». В статье обоснована модель формирования готовности трудоустройства будущих педагогов. Она представляет собой систему, состоящую из методологического, целевого, содержательного, технологического, критериально-диагностического, результативного и детерминационного блоков. Особенностью модели является то, что она базируется на индивидуально-групповом сопровождении процесса формирования и развития готовности к трудоустройству будущих педагогов. Реализация данной модели осуществлялась посредством внедрения в образовательную деятельность Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина программы «Моя карьера» в 2020-2022 гг В исследовании принимали участие 156 студентов 4 курса бакалавриата. Эффективность модели и программы подтверждена статистически на основе использования критерия Краскала-Уоллиса для независимых выборок.
Ключевые слова: трудоустройство, готовность к трудоустройству, педагогическое образование, студенты, модель формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов.
Проблема трудоустройства выпускников является системным показателем эффективности экономики и высшего образования, тем самым данная проблема является крайне актуальной для образовательной практики, прежде всего в аспекте подготовки конкурентоспособных выпускников.
Основываясь на данные Росстата за 2015-2019 гг, можно увидеть, что в зависимости от направления подготовки разным выступает уровень трудоустройства. Так, наиболее синхронизированным является медицинский кластер «высшее образование - организации и предприятия». В зоне риска находится педагогический кластер: при том, что по количеству выпускников - будущих педагогов система высшего образования находится в тройке лидирующих отраслей: ежегодно трудоустраиваются только 90% выпускников, из них по специальности работает около 80% [1]. Эти данные свидетельствуют о недостаточной эффективности трудоустройства будущих педагогов.
Среди факторов, обусловливающих высокий уровень трудоустройства выпускников, а значит, и высокий уровень эффективности системы «экономика - высшее образование», выделяются как внешние (социальные, экономические и т.д.), так и внутренние, обусловленные, по мнению Е.Р. Дахиной, возрастными особенностями студенческой молодежи [2, с. 11-12]. Мы считаем, что квинтэссенцией внешних и внутренних факторов трудоустройства является готовность выпускника к данному процессу как деятельности. Внутренняя составляющая данного феномена связана с тем, что готовность к трудоустройству является устойчивой характеристикой личности, представляющей собой предрасположенность индивида к осуществлению активных действий по трудоустройству и актуализации имеющегося личностного и профессионального потенциала для обеспечения результативности данного процесса с субъективной позиции.
Внешняя составляющая готовности к трудоустройству выражается в том, что данное психологическое новообразование может быть результатом стихийного стечения обстоятельств, а может быть результатом целенаправленной управляемой деятельности. В этой связи нами была предпринята попытка разработки модели формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов и ее апробация через соответствующую программу деятельности.
Следовательно, целью данной статьи является описание и анализ модели формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов. Данная цель детализирована в виде конкретных задач. Во-первых, планируется обосновать разработанную модель формирования готовности к трудоустройству будущих пе-
дагогов. Во-вторых, необходимо обзорно представить программу формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов, которая позволит реализовать данную модель в образовательном процессе. В-третьих, существенным является анализ результатов внедрения существующей модели и программы формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов.
Научная новизна данной статьи заключается в том, что разработанная модель базируется на индивидуально-групповом сопровождении процесса формирования и развития готовности к трудоустройству будущих педагогов.
Теоретическая значимость обусловлена тем, что представленная модель и педагогические условия содействуют совершенствованию профессиональной компетентности профессорско-преподавательского корпуса в части формирования готовности студентов - будущих педагогов к трудоустройству.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные модель, программа и педагогические условия могут быть использованы в организации образовательного процесса в вузе и обеспечивать повышение аккредитационного показателя по трудоустройству выпускников.
Модель формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов представляет собой структурно-функциональную систему, состоящую из методологического, целевого, содержательного, технологического, критериально-диагностического, результативного и детерминационного блоков.
Методологический блок определяет особенности организации практической деятельности по формированию готовности к трудоустройству будущих педагогов и состоит из методологических подходов и принципов. Ведущими методологическими подходами в данной деятельности выступают системный, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, социокультурный, аксиологический. Ориентация на установки данных методологических подходов обусловлена следующими обстоятельствами.
Прежде всего, ввиду того, что готовность к трудоустройству является характеристикой личности выпускника, интегрирующей комплекс качеств и установок, их формирование является системной задачей. Неслучайно в научной литературе отмечается, что профессиональное самоопределение трансформируется в готовность к трудоустройству и профессиональную идентичность, что, в конечном счете, выступает фундаментом профессиональной готовности и профессиональной компетентности зрелого специалиста (Н.С. Пряжников [3], Л.Б. Шнейдер [4; 5]). В этом аспекте методологически точным в проектируемой деятельности является системный подход.