УДК 378.09
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ИХ РОЛЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
© Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА
кандидат химических наук, доцент кафедры математического
моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: nkopytova@mail.ru © Людмила Николаевна МАКАРОВА доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: mako20@inbox.ru
Раскрыты основные понятия профессионального стандарта: классификация работника, обобщенные трудовые функции, трудовые функции. Рассмотрена нормативно-правовая база, на основе которой созданы профессиональные стандарты. Обоснована необходимость учета положений соответствующих профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования. Профессиональные стандарты в сфере педагогического образования рассмотрены с двух позиций: как инструмент обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами и как требования рынка труда к самой системе образования. Сделан акцент на рамочном формате ФГОС ВО, что позволяет обеспечивать вариативность основных профессиональных образовательных программ, возможность их разработки с учетом требований работодателей, в том числе зафиксированных в профессиональных стандартах. Рассмотрена возможность использования нескольких профессиональных стандартов при проектировании образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование». Представлена авторская позиция по соотнесению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с образовательной магистерской программой «Высшее образование». Показан возможный вариант интеграции результатов ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога профессионального обучения по схеме: функция - действие - компетенция (знание, умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат.
Ключевые слова: профессиональный стандарт; трудовые функции; ФГОС; основная образовательная программа; проектирование; педагогическое образование
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-55-62
Реализуемые в настоящее время (или в ближайшей перспективе) профессиональные стандарты - это документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [1]. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В данной статье мы не будем касаться целесообразности и сложности введения профессиональных стандартов, на эту тему
уже несколько лет идет дискуссия в профессиональных сообществах [2]. Примем как данность их существование и рассмотрим возможности использования при проектировании образовательных программ подготовки педагогических кадров.
Профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных трудовых функций, каждая из которых включает несколько трудовых функций, описываемых путем указания на действия, необходимые умения и знания. Предполагается, что в будущем профессиональный стандарт заменит привычные, но уже не отвечающие современным задачам квалификационные справочники.
Впервые тема профессиональных стандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профессиональных стандартов.
Первые стандарты были приняты лишь 30 октября 2013 г. Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. На 18 апреля 2016 г. Министерством труда и социальной политики РФ утверждено уже 813 профессиональных стандартов.
Все принятые профессиональные стандарты, а также проекты стандартов размещены на ресурсе Минтруда РФ [3]. Этот ресурс предназначен для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. Здесь размещается актуальная информация о ходе реализации данного Плана, достигнутых результатах, по разработке, общественному обсуждению, утверждению, регистрации и применению профессиональных стандартов. Часть стандартов уже вступила в силу с 2015 г.
Федеральным законом № 122-ФЗ от 2 мая 2015 г. «О внесении изменений в ТК РФ и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), который вступает в силу 1 июня 2016 г., определен порядок применения работодателями профессиональных стандартов, в том числе государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Федеральным законом установлено, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в
части указанных требований обязательны для применения работодателями. Таким образом, с 1 июля 2016 г. соблюдать профессиональные стандарты обязаны все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования.
Следует отметить, что профессиональные стандарты - это не российское новшество. Профессиональный стандарт педагога в ряде зарубежных стран является инструментом национальной образовательной политики [4].
Стандарты должны применяться работодателями при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании ФГОС профессионального образования. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие [5; 6].
С 1 января 2017 г. актуализируются профессиональные стандарты педагога, такие как «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Следует подчеркнуть, что профессиональные стандарты в сфере педагогического образования можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они представляют собой инструмент обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами, с другой - это требования рынка труда к самой системе образования. Конкретно для вузов - это четкий набор лично-стно-профессиональных компетенций, получению которых должны способствовать реализуемые программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Учитывая, что рекомендуемый Минтрудом России период актуализации профстандартов - 5 лет, сопряжение профессиональных стандартов,
ФГОС и программ профессионального образования сделает возможной подготовку педагогических кадров, обладающих востребованными компетенциями.
Кроме этого, важно учитывать следующий момент. Для профессионального педагогического сообщества важна модель высшего образования, которая формируется под влиянием его запросов и направлена на подготовку специалистов, отвечающих потребностям рынка труда. Однако не следует забывать, что у высшей школы есть и другие функции: эффективная социализация выпускников в изменяющейся внешней информационной среде, повышение их возможности участвовать в культурной жизни общества, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи [7].
В связи с этим необходимо отметить, что в профессиональных стандартах, наряду с практико-ориентированными, локальными знаниями, востребованными работодателями в настоящий момент, закладываются требования к знаниям опережающего, перспективного характера по отношению к соответствующему виду педагогической деятельности. Это позволяет как профессиональным стандартам, так и формируемым на их основе федеральным государственным образовательным стандартам и программам подготовки педагогических кадров реализовывать в определенной степени функции прогнозирования, что, несомненно, является чрезвычайно важным.
Еще раз отметим, что именно на основе утвержденных профессиональных стандартов должно происходить формирование и обновление ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», разработка основных профессиональных образовательных программ. Подчеркнем, что ФГОС ВО в настоящее время являются рамочными документами и позволяют обеспечивать вариативность основных профессиональных образовательных программ, возможность их разработки с учетом требований работодателей, в том числе зафиксированных в профессиональных стандартах.
В связи с этим в большинстве случаев конкретному направлению подготовки «Педагогическое образование» будет соответствовать не один, а несколько профессиональ-
ных стандартов. Исходя из потребностей рынка труда (нередко регионального), имеющихся кадровых, научно-методических и материально-технических ресурсов конкретная образовательная организация определяет те профессиональные стандарты (один или несколько), с учетом которых будет разрабатываться образовательная программа. Именно этот выбор и определяет направленность (профиль) образовательной программы бакалавриата или магистратуры. Таким образом, требования профессиональных стандартов в наиболее полном объеме могут быть учтены именно при разработке конкретной образовательной программы.
Например, при разработке магистерской программы «Профессионально-творческое развитие педагога» учитываются требования следующих стандартов (табл. 1).
Стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» посвящен педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании. Он отнесен к профессорско-преподавательскому персоналу университетов, преподавателей средних профессиональных образовательных организаций, специалистам по методике обучения. Стандарт охватывает 6-8 уровни квалификации.
Рассмотрим, как можно соотнести требования данного стандарта при проектировании образовательной программы «Высшее образование» (уровень - магистратура) (табл. 2).
При разработке и реализации программы магистратуры (как, впрочем, и программ бакалавриата, специалитета) образовательная организация ориентируется на конкретный вид (типы задач) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально технического ресурса образовательной организации.
При проектировании этого раздела образовательной программы следует:
- проанализировать перечень обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов, отобранных для разработки конкретной образовательной программы;
- выбрать наиболее значимые обобщенные трудовые функции, не нашедшие отражения в ФГОС;
- определить виды профессиональной деятельности, к которым относятся выбранные обобщенные трудовые функции, и соотнести их с задачами профессиональной деятельности в ФГОС ВО.
При сопоставлении важно понять, есть ли в профессиональных стандартах обобщенная трудовая функция, которая не представлена в ФГОС, но которую необходимо учесть в профессиональной образовательной программе.
Освоение каждой трудовой функции происходит в процессе освоения следующих дисциплин образовательной программы «Высшее образование» (табл. 3).
В рабочих программах в требованиях к усвоению каждой конкретной дисциплины указывается:
- обобщенная трудовая функция, которую обучающийся должен освоить;
- конкретная трудовая функция;
- конкретное трудовое действие;
- соответствующие компетенции из ФГОС ВО.
Таблица 1
Перечень профессиональных стандартов, обобщенных трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программы магистратуры
Код и наименование ПС Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования 6 Общепедагогическая функция. Обучение А/01.6 6
Воспитательная деятельность А/02.6 6
Развивающая деятельность А/03.6 6
В Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ 5-6 Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования В/03.6 6
01.004 Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования G Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП 7 Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и ДПП G/01.7 7.3
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и ДПП G/02.7 7.3
Таблица 2
Перечень профессиональных стандартов, обобщенных трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программы магистратуры
Код и наименование ПС Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
01.004 Профессиональный стандарт педагога про фессионального обучения, профес- Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
сионального образования и дополнительного профессионального обра- Б Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса), обучающих- 6 Создание педагогических условий для развития группы, обучающихся по программам ВО Б/01.6 6.1
зования ся по программам ВО Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии Б/02.6 6.1
О Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессио- 7 Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения и ДПП 0/01.7 7.3
нального обучения, СПО и ДПП Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения и ДПП 0/02.7 7.3
I Преподавание по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры и 8 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 1/01.7 7.2
ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО 1/02.7 7.3
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 1/03.7 7.2
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специа-литета, магистратуры 1/04.8 8.1
Таблица 3
Соотнесение трудовых функций профстандарта и дисциплин образовательной программы «Высшее образование»
Трудовая функция Дисциплина
Создание педагогических условий для развития группы, обучающихся по программам ВО Теория и практика профессионального воспитания студентов Профессионально-творческое саморазвитие личности
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии Профессионально-творческое саморазвитие личности Национально-образовательные системы и образовательная политика
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и ДПП Образовательные технологии в вузе Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и ДПП Педагогическое мастерство преподавателя вуза Теория и практика педагогического проектирования Квалиметрия в вузе
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры Педагогическое мастерство преподавателя вуза Образовательные технологии в вузе ИТ в профессиональной деятельности
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО Технологии создания учебных, научных изданий и проектов ИТ в профессиональной деятельности Квалиметрия в вузе
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры Инновационные процессы в образовании Методологическое обеспечение научных исследований Теория и практика педагогического проектирования
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры Инновационные процессы в образовании Современные проблемы науки и образования Технологии создания учебных, научных изданий и проектов
Таким образом, соблюдается одно из ключевых условий реализации образовательной программы, заключающееся в интеграции результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования по схеме: функция - действие - компетенция (знание, умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат.
Покажем это на конкретном примере ожидаемого результата реализации ООП «Высшее образование» (табл. 4).
Подчеркнем еще раз, что это один из возможных вариантов проектирования элементов основной профессиональной образовательной программы ФГОС ВО 3+ с учетом требований профессионального стандарта. Изменения обязательно произойдут при создании основных образовательных программ по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, разработанных на основе актуализированных ФГОС высшего образования, учитывающих усиление воспитательной, предметной и методической составляющих подготовки педагогических кадров.
Таблица 4
Соотношение функции, действия, компетенции, интегрированного результата
Название компетенции Трудовое ФГОС ВО, необходи-
действие мой для формирования
трудового действия
Знания и умения, необходимые для формирования трудового действия/компетенции
Результаты на основе соотнесения компетенций ФГОС ВО и профессионального стандарта
Обобщенная трудовая функция
«Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»_
Трудовая функция - Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специа-литета, магистратуры_
Проведение учебных занятий по программам бакалавриата, специа-литета, магистратуры
ПК-1 - способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
Знает и понимает:
традиционные и инновационные технологии организации образовательной деятельности, современные диагностические методы и методики, необходимые для разностороннего анализа педагогического процесса Умеет (способен продемонстрировать): определять возможные границы использования инновационных технологий обучения в вузе подбирать методы оценки качества проведенных занятий Владеет: формами и методами интерактивного обучения в вузе; навыками организации и проведения педагогической диагностики
Знает и понимает: особенности организации образовательного процесса с использованием современных технологий; методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств Умеет: педагогически обоснованно использовать современные образовательные технологии, применять вариативные оценочные средства, обеспечивающие объективность результатов обучения Владеет: навыками коррекции рабочей программы учебного курса, образовательных технологий, собственной профессиональной деятельности на основании анализа образовательного процесса и его результатов_
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Велесюк А. Профессиональные стандарты: хотели как лучше, а получилось как всегда. URL: http ://www. e-xecutive. ru/career/hr-mana-gement/1984822-professionalnye-standarty (дата обращения: 10.12.2016).
3. Профессиональные стандарты / Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 10.12.2016).
4. Мирошникова О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты // Науковедение. 2015. Т. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 53PVN315.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
5. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах // Секретарь-референт. 2015. № 4.
6. Кисельников И.В., Скопа В.А. Профессиональный стандарт педагога как инструмент совершенствования качества подготовки учи-
теля в педагогическом вузе // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 10. С. 130-132.
7. Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Борзых И.Н. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 31-36.
References
1. Russian Federation. Federal Law no. 197-FZ of December 30, 2001, Trudovoy kodeks Rossiy-skoy Federatsii (red. ot 30.12.2015) [Labour Code of the Russian Federation (ed. as of December 30, 2015)]. (In Russian). Available at: www.consultant.ru (accessed 10.12.2016).
2. Velesyuk A. Professional'nye standarty: khoteli kak luchshe, a poluchilos' kak vsegda [Professional standards: we wished our best, you know the rest]. (In Russian). Available at: http://www. executive.ru/career/hr-mana-gement/1984822-pro-fessionalnye-standarty (accessed 10.12.2016).
3. Professional'nye standarty [Professional standards], Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity RF [Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation]. (In Russian). Avail-
able at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (accessed 10.12.2016).
4. Miroshnikova O.Kh. Professional'nyy standart pedagoga: mezhdunarodnyy opyt i regional'nye komponenty [Teachers' professional standards: international experience and local components]. Naukovedenie, 2015, vol. 7, no. 3. (In Russian). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/53P VN315.pdf (accessed 10.12.2016).
5. Mitrofanova V.V. Professional'nye standarty v voprosakh i otvetakh [Professional standards in questions and answers]. Sekretar'-referent [Staff Assistant], 2015, no. 4. (In Russian).
6. Kiselnikov I.V., Skopa V.A. Professional'nyy standart pedagoga kak instrument sovershenst-vovaniya kachestva podgotovki uchitelya v pedagogicheskom vuze [Professional standards
of teachers as the tool for improving quality of teacher training in pedagogical high school].
Uspekhi sovremennoy nauki - Modern Science Success, 2016, vol. 1, no. 10, pp. 130-132. (In Russian).
7. Sharshov I.A., Makarova L.N., Borzykh I.N. Soderzhanie professional'nogo vospitaniya stu-dentov v sovremennom vuze [Contents of professional training students in modern university].
Psihologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus -Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 4, pp. 31-36. (In Russian).
Поступила в редакцию 20.01.2017 г. Received 20 January 2017
UDC 378.09
PROFESSIONAL STANDARDS AND THEIR ROLE AT PROJECTION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF TEACHERS' PREPARATION Natalya Evgenevna KOPYTOVA
Candiate of Chemistry, Associate Professor of Mathematic Modeling and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: nkopytova@mail.ru
Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department E-mail: mako20@inbox.ru
New notions of professional standard are revealed. They are classification of a worker, generalized work functions, work functions. The normative-legal basis is considered. Professional standards were created on its basis. The necessity to take into consideration the appropriate professional standards at learning standards' formation of professional education. is presented The professional standards in the sphere of pedagogical education are considered from two points of view: as an instrument of provision with qualified workers of educational organizations and as requirements of market to the system of education. The emphasis is made on frame format of learning standards of higher education. This fact let provide the variability of basic professional educational programs, the possibility of their development taking into consideration the requirements of employers, including fixed in professional standards. The possibility of some professional standards' use at projection of educational program on training direction "Pedagogical education" is considered. The author's position on correlation of professional standard "teacher of professional teaching, professional education and additional professional education" with educational master's program "Higher education" is presented. The possible variant of integration of learning standard results of higher education and professional standard of professional education teacher according to the scheme: function - action -competence (knowledge, skill, posession) - generalized (integrated) result is shown.
Key words: professional standard; work functions; learning standards; basic educational program; projection; pedagogical education
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-55-62
Информация для цитирования:
Копытова Н.Е., Макарова Л.Н. Профессиональные стандарты и их роль при проектировании основных образовательных программ подготовки педагогов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 55-62. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-2(166)-55-62.
Kopytova N.E., Makarova L.N. Professional''nye standarty i ikh rol" pri proektirovanii osnovnykh obrazovatel"nykh programm podgotovki pedagogov [Professional Standards and their role at projection of basic educational programs of Teachers' preparation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 55-62. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-55-62. (In Russian).