УДК 378-021.46
DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-65-73
Дулма Цырендашиевна Дугарова1,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail:dugarova_dc@mail.ru
Светлана Ефимовна Старостина2,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: sestarost@mail.ru
Лариса Витальевна Черепанова2,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: cherepanovaLara@mail.ru
Фундирование профессиональных, образовательных стандартов и НРК как условие проектирования элементов основных профессиональных образовательных программ3
Развитие высшего образования в России связано с повышением качества образования, которое должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, каждого гражданина. Несоответствие профессиональной квалификации выпускников требованиям экономики фиксируется работодателями как проблема неактуальности содержания программ профессионального образования. Механизмом устранения несоответствия выступают профессиональные стандарты, призванные обеспечить сопряжение требований к квалификациям рынка труда и сферы образования и создать условия для правового регулирования их взаимодействия. Цель исследования: обосновать фундирование как необходимое условие и механизм сопряжения профессиональных, образовательных стандартов и НРК в условиях как формального образования с получением квалификации, так и неформального «внутрифирменного» обучения и информального самостоятельного образования. Теоретико-методологическую основу исследования составили: методология проекта TUNING, руководство по применению ECTS; контекстный подход (А. А. Вербицкий); концептуальные положения фундирования (В. Д. Шадриков); «Международная стандартная классификация образования» Института статистики ЮНЕСКО. Значимым условием сопряжения сферы труда и образования педагогических работников, проектирования дополнительных профессиональных программ в условиях внедрения профессиональных стандартов является фундирование. В статье содержится описание этапов процедуры фундирования: определение точек сопряжения стандартов, в качестве которых выступают цели и задачи, результаты, содержание и технологии обучения; определение слоёв фундирования. Первый слой - сопряжение показателей, характеризующих уровни квалификаций (НРК), обобщённых трудовых функций (профессиональный стандарт) и профессиональных компетенций (ФГОС ВО); второй слой - сопряжение результатов обучения по ФГОС ВО и требований профессиональных стандартов.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагогическое образование, фундирование, национальная рамка квалификаций, проектирование, основная профессиональная образовательная программа
1 Д. Ц. Дугарова является разработчиком методологии исследования.
2 С. Е. Старостиной и Л. В. Черепановой осуществлялось исследование по фундированию профессиональных, образовательных стандартов и НРК.
3 Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности Минобрнауки РФ № 27.2479.2014К по теме «Управление развитием модульных профессиональных образовательных программ для ведущих отраслей экономики Забайкальского края на основе государственно-частного партнёрства».
© Дугарова Д. Ц., Старостина С. Е, Черепанова Л. В., 2016 65
Dulma Ts. Dugarova1,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: dugarova_dc@mail.ru
Svetlana E. Starostina2,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: sestarost@mail.ru
Larisa V. Cherepanova2,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University, (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: cherepanovaLara@mail.ru
Founding of the Professional, Educational Standards and the NQF as a Condition of Designing the Elements of the Main Professional Educational Programs3
The development of higher education in Russia is connected with the education quality improvement which should meet the requirements of the innovative development of economy, the needs of society and each citizen. The inconsistency of professional qualification of graduates and the economy requirements is fixed by employers as the problem of irrevalance of the content of vocational programs. The mechanism to eliminate this inconsistency includes the professional standards ensuring the interaction of qualification requirements of the labour market and the area of education and providing conditions for its legal regulation interaction. The research is aimed at justifying founding as the necessary condition and the mechanism of the interaction of the professional, educational standards and NFQ (the National Qualifications Framework) in the terms of formal education with the attainment of qualifications as well as non-formal "interfirm" education and informal self-education. The theoretical and methodological basis of the research is comprised by: the methodology of the project TUNING, application guide ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System); the contextual approach (A. A. Verbitsky); the conceptual fundamentals of founding (V. D. Shadrikov); "International Standard Classification of Education" of the UNESCO Institute for Statistics. Founding is the meaningful condition of the interaction of the areas of education and labor of the teaching staff, additional vocational program design in the conditions of professional standards introduction. The article describes the stages of the procedure of founding: defining interaction points including goals and objectives, the results, the content and the learning technologies; defining the layers of founding. The first layer is the interaction of indicators characterizing the levels of qualifications (the National Qualifications Framework), generalized labor functions (the professional standard) and professional competences (FSES HE); the second layer presents the interaction of the learning outcomes according to the FSES HE and the professional standards requirements.
Keywords: additional vocational education, teacher education, founding, the National Qualifications Framework, design, the main professional educational program
Вводная часть. На современном этапе социально-экономического развития страны происходит развитие высшего образования как системы и как одной из главных сфер производства инноваций, создающих базовые условия для роста инновационной экономики на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Ведущей задачей развития образования как императива социально-экономического развития России является поддержка жизнеспособных традиций отечественного образования, освое-
ние лучшего, что сложилось в мировой практике, создание системы образовательных институтов, ориентированных на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI в.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [15] в качестве стратегической цели в области образования определяет повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям обще-
1 D. Ts. Dugarova is the developer of the research methodology.
2 S. E. Starostina and L. V. Cherepanova carried out a study on the refunding of professional, educational standards and
NRC.
3 The work was performed as part of the project of the State task in the field of scientific activities of the Ministry of Education of the Russian Federation № 27.2479.2014K on the theme "Management of development of modular vocational training programs for the leading sectors of the Trans-Baikal Territory's economy, based on public-private partnership".
ства и каждого гражданина, достижение которой должно обеспечиваться решением задачи развития системы управления качеством образовательных услуг и формирования современной модели взаимодействия учреждения профессионального образования с работодателями. Механизмом решения задачи выступают профессиональные стандарты, призванные обеспечить сопряжение требований к квалификациям рынка труда и сферы образования и создать условия для правового регулирования их взаимодействия. В указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [16] Правительству РФ поручено утвердить план разработки профессиональных стандартов, а к 2015 г. ввести в действие не менее 800 профессиональных стандартов. Это определяет новые социально-трудовые отношения сферы труда и сферы образования, а также смену парадигмы управления этими отношениями, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» [17].
На современном этапе развития образования в центре внимания исследователей и экспертов находятся тренды [9-10; 13], влияющие на развитие мировой системы образования. Старение населения, глобализация, быстрая смена технологических платформ - всё это существенно отражается на «образовательном ландшафте». Мир профессий усложняется, их типология в ряде сфер деятельности приобретает всё более размытый характер. Пребывание на студенческой скамье, изучение тонкостей той или иной профессии без уверенности в том, что соответствующая узкоспециальная квалификация будет востребована производством, становятся непозволительной роскошью. Изменения в экономике и обществе, демографические тренды свидетельствуют об актуальности перехода к модели образования на протяжении всей жизни [11-12].
Несоответствие профессиональной квалификации выпускников перспективным требованиям экономической деятельности фиксируется работодателями как проблема неактуальности содержания программ профессионального образования. Слабая подготовленность к коммуникациям и социальной адаптации в организациях рассматриваются работодателями как недостаток программ высшего образования в части формирования практических трудовых и управленческих компетенций [2].
Ситуация осложняется тем, что в России происходит смена общественной стадии развития от индустриальной к постиндустриальной. Диверсификация производств, быстрая смена технологий приводят к пониманию необходимости изменения подходов к получению новых квалификаций и их оценке, что делает данную тему одной из актуальных для научно-педагогического сообщества [8]. Новые нормативно-правовые основы государственной политики сопряжения сферы труда и сферы образования на основе профессиональных стандартов, национальной рамки квалификаций (НРК) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) актуализируют необходимость проектирования элементов основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), которое может быть осуществлено на основе фундирования.
Данные о методологии и методике исследования. Цель исследования: обосновать фундирование как необходимое условие и механизм сопряжения профессиональных, образовательных стандартов и НРК в условиях как формального образования с получением квалификации, так и неформального «внутрифирменного» обучения и информального самостоятельного образования.
Задачи исследования включают:
- выявление особенностей профессиональных стандартов как моделей трудовой деятельности специалистов для сопряжения сферы труда и сферы образования;
- выявление точек и слоёв фундирования профессиональных и образовательных стандартов, НРК как основы проектирования элементов ОПОП.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- методология проекта TUNING, руководство по применению ECTS [20; 22];
- контекстный подход (А. А. Вербицкий) [3];
- концептуальные положения фундирования (В. Д. Шадриков, Е. И. Смирнов) [5];
- концептуальный документ «Международная стандартная классификация образования» Института статистики ЮНЕСКО [19; 21].
Исследование востребованности выпускников проводилось методом социологического опроса потребителей образовательных услуг в количестве: студенты очной формы обучения (662 чел.), профессорско-преподавательский состав (209 чел.). Уровень удовлетворённости основных потребителей образовательных услуг ЗабГУ измерялся посредством статистических и корреляционных расчётов показателей. Отбор
респондентов проводился посредством расчёта выборочной совокупности.
B ходе исследования проделана следующая работа:
- первый этап: формирование тезауруса по теме исследования посредством анализа, выборки и определения базовых понятий;
- второй этап: проведение исследования удовлетворённости основных потребителей образовательных услуг ЗабГУ;
- третий этап: анализ результатов исследования и выявление точек и слоёв фундирования профессиональных, образовательных стандартов и НРК.
Результаты и их обсуждение. Основной задачей развития систем управления качеством образовательных услуг является формирование современной модели взаимодействия учреждений высшего образования c работодателями. Механизмом решения этой задачи служат профессиональные стандарты, обеспечивающие согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования, создающие условия для правового регулирования их взаимодействия [8]. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов определяют порядок применения профессиональных стандартов образовательными организациями высшего образования при разработке профессиональных образовательных программ.
Так, для рассмотрения проблемы выявления точек и слоёв фундирования НРК, образовательных и профессиональных стандартов необходимо, во-первых, определить такие базовые понятия, как «сопряжение», «фундирование».
Слово «сопряжённый» имеет значение «взаимно связанный, сопровождаемый чем-либо» [7]. В контексте нашей проблемы под сопряжением может пониматься взаимосвязь, скоор-динированность требований к результатам обучения ФГОС и требований к обобщённым трудовым функциям, определённым в профессиональном стандарте.
Фундирование (от лат. fundare - основание, закладывание основы) - это процесс создания условий (психологических, педагогических, организационно-методических) для актуализации базовых профессиональных компетенций и трудовых функций в соответствии c видами профессиональной деятельности, а также для конкретизации содержания обучения с последующим теоретическим обобщением структурных единиц в модули, интегрирующие профессиональные компетенции и трудовые функции в
виды профессиональной деятельности по обобщённым трудовым функциям.
Проблема сопряжения образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов относится к актуальной, только ещё разрабатываемой проблеме. Именно идея сопряжения положена в основу обновления ФГОС, особенностью которых будет рамочная регламентация структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения [4]. Анализ литературы свидетельствует о том, что наиболее полное осмысление данная проблема получила в Ярославском государственном педагогическом университете [5], в котором под руководством В. Д. Шадрикова учёными ведутся исследования профессионализации предметной подготовки учителей математики на основе концепции фундирования, которая, по их мнению, является средством разрешения противоречий при подготовке учителя математики.
Сопряжение образовательных и профессиональных стандартов может быть произведено на основе концепции фундирования и предполагает следующее:
1) определение точек сопряжения стандартов, в качестве которых нам видятся цели и задачи обучения, результаты обучения, содержание обучения, технологии обучения;
2) определение слоёв фундирования:
- первый слой: сопряжение показателей, характеризующих уровни квалификаций (НРК), обобщённых трудовых функций (профессиональный стандарт) и профессиональных компетенций (ФГОС ВО);
- второй слой: сопряжение результатов обучения по ФГОС ВО и требований профессиональных стандартов.
Покажем действия фундирования на первом слое. Поскольку к педагогическим работникам высшего образования относятся специалисты, имеющие высшее образование, в том числе непедагогическое, то сопряжению подлежат, кроме НРК РФ, ФГОС ВО и профессионального стандарта направления подготовки, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [14]. Это связано с тем, что для осуществления педагогической деятельности им необходимо овладеть обобщёнными трудовыми функциями педагогической деятельности, определёнными профессиональным стандартом педагогической деятельности.
Дескрипторами НРК РФ являются: широта полномочий и ответственность (общая компе-
тенция), сложность деятельности (характер умений), наукоёмкость деятельности (характер знаний). Поскольку высшее образование представлено 6, 7, 8-м уровнями, то целесообразно для фундирования первого слоя рассмотреть эти уровни. Уровень высшего образования (бакалавриата (6-й уровень), магистратуры (7-й уровень), аспирантуры (8-й уровень)) характеризуется способностями [1]:
1) по широте полномочий и ответственности (общая компетенция):
- осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность, предполагающую постановку целей собственной работы и/или подчинённых;
- обеспечивать взаимодействие сотрудников и смежных подразделений;
- нести ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации;
- определять стратегии, управлять процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений;
2) по сложности деятельности (характер умений):
- решать задачи технологического или методического характера, предполагающие выбор и многообразие способов решения;
- разрабатывать, внедрять, контролировать, оценивать и корректировать компоненты профессиональной деятельности;
- решать задачи развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных);
- осуществлять деятельность, предполагающую решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов;
3) по наукоёмкости деятельности (характер знаний):
- синтезировать профессиональные знания и опыт (в том числе инновационный);
- самостоятельно искать, анализировать и оценивать профессиональную информацию;
- синтезировать профессиональные знания и опыт;
- создавать новые знания прикладного характера в определённой области и/или на стыке областей;
- определять источники и осуществлять поиск информации, необходимой для развития деятельности;
- создавать и синтезировать новые знания междисциплинарного характера;
- оценивать и отбирать информацию, необходимую для развития деятельности.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [14] определяет функциональную карту вида профессиональной деятельности педагогических работников. Её составляют обобщённые трудовые функции.
Одной из ведущих обобщённых трудовых функций преподавателя высшей школы является «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации», составляющими которой выступают:
- преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры или ДПП (первая трудовая функция);
- организация и руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП под руководством специалиста, в том числе более высокой квалификации (вторая трудовая функция);
- профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий (третья трудовая функция);
- профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных дисциплин, организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и ДПП (четвёртая трудовая функция);
- разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин или отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры или ДПП (пятая трудовая функция).
Выполнение первой трудовой функции включает:
- преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры или ДПП;
- организацию самостоятельной работы обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП;
- организацию внеаудиторной и самостоятельной работы по дисциплине;
- использование форм и методов организации внеаудиторной и самостоятельной работы;
- контроль и оценку освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП;
- проведение различных видов аттестации обучающихся (текущей, промежуточной и итоговой);
- использование традиционных и инновационных форм контроля и оценки освоения учебных курсов, форм итоговой аттестации;
- конструирование деятельности обучаемых при работе над выпускными квалификационными работами;
- оценивание в соответствии с критериями оценивания выпускных квалификационных работ в компетентностной парадигме высшего образования.
Вторая трудовая функции включает:
- научно-методическое и консультационное сопровождение процесса и результатов научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и ДПП;
- контроль и рецензирование выполнения проектных, исследовательских и выпускных квалификационных работ;
- организацию и проведение научных конференций, конкурсов проектных и исследовательских работ обучающихся.
Третью и четвёртую трудовые функции составляют:
- организация и проведение консультаций для преподавателей;
- посещение и анализ занятий с целью повышения качества реализуемого образовательного процесса.
При выполнении пятой трудовой функции предполагается разработка новых подходов, методических решений в области:
- ФГОС ВО, примерных образовательных программ ВО или ДПП;
- преподавания учебных курсов, дисциплин или отдельных видов учебных занятий программ ВО или ДПП;
- создания, обновления и оценки качества учебников и учебных пособий;
- ведения документации, обеспечивающей реализацию учебных курсов, дисциплин или отдельных видов учебных занятий программ ВО или ДПП.
Для фундирования на первом слое в качестве примера обратимся к профессиональным компетенциям, определённым в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по
направлению подготовки «Филология (квалификация (степень) "магистр"» [18].
Магистр по направлению подготовки «Филология» готовится к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: «Научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях; педагогической в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования; прикладной (переводческой, редакторской, экспертной) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; проектной в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах; организационно-управленческой во всех вышеперечисленных сферах» [18].
В соответствии с профильной направленностью образовательной программы и педагогическим видом профессиональной деятельности магистр, согласно стандарту, должен быть подготовлен к решению профессиональных задач:
- квалифицированно интерпретировать различные типы текстов, в том числе раскрывать их смыслы и связи с породившей их эпохой, анализировать языковой и литературный материал для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;
- проводить учебные занятия и внеклассную работу по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
- проводить практические занятия по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- готовить учебно-методические материалы по отдельным филологическим дисциплинам, в том числе по профориентационной работе.
Результатами освоения ФГОС ВО по данному направлению в педагогической деятельности выступают следующие профессиональные компетенции:
- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;
- владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;
- способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы.
Сопоставительный анализ НРК, профессионального стандарта педагогической деятельности и ФГОС ВО по направлению «Филология» показал, что профессиональные компетенции как результат освоения ФГОС ВО не отражают трудовых функций профессионального стандарта. Например, профессиональная компетенция «владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» соотносится лишь с частью первой трудовой функции, состоящей в преподавании учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведении отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры или ДПП.
Выявленные противоречия обусловили необходимость соотнесения модели специалиста и
модели подготовки специалиста, разработанных А. И. Субетто, Ю. К. Черновой и М. В. Горшени-ной [6]. Ими в качестве модели специалиста использовались квалификационные характеристики и профессиограммы, которые являлись эталонными моделями специалистов. В нашем исследовании модель специалиста определяют профессиональные стандарты. Нормативно-правовые документы, проводящие Государственную политику в образовании,устанавлива-ют требования к разработке на основе профессиональных стандартов ФГОС ВО и профессиональных программ организациями, что определяет особенности нашего исследования по сопряжению и фундированию РНК, профессиональных и образовательных стандартов.
Заключение. Перенастройка дополнительного профессионального образования педагогов вуза в условиях как формального образования с получением квалификации, так и неформального «внутрифирменного» обучения и информаль-ного самостоятельного образования - одна из актуальных задач современного этапа развития образования. Проектирование ОПОП, как показало проведённое исследование, должно осуществляться на основе фундирования профессиональных и образовательных стандартов, РНК сквозь призму компетентностной модели выпускника. Это обусловливает необходимость включения, в частности в программу дополнительного профессионального образования педагогических работников, модулей, освоение которых поможет устранить «лакуны» в профессиональной подготовке преподавателей.
Список литературы
1. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФИРО: Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.
2. Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе. М.: Юрайт, 2013. 315 с.
3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
4. Дугарова Д. Ц., Куренная Л. П. Опережающее развитие непрерывного образования педагогических работников. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2013. 148 с.
5. Смирнов Е. И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Ярославль: Канцлер, 2012. 646 с.
6. Субетто А. И., Чернова Ю. К., Горшенина М. В. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов. СПб.: Астерион; Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, 2010. 278 с.
7. Черепанова Л. В. Проблема сопряжения программ высшего профессионального и общего школьного образования на этапе магистерской подготовки будущих учителей русского языка // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 102-113.
8. Avdeev P. B., Dugarova D.C, Starostina S. E. Improving the Quality of Professional Educational Programs of College Education against Modern Social and Labor Relations [Электронный ресурс] // Indian Journal of Sciens and Technology. Vol. 8. Special Issue 10. Decemder, 2015. Режим доступа: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/ view/84872 (дата обращения: 23.06.2016).
9. Higher education outcomes assessment for the twenty-first century / ed. by Peter Hernon, Robert E. Dugan, Candy Schwartz. Libraries Unlimited (an Imprint of ABC-CLIO, LLC), 2013. 257 p.
10. Higher education policy. An international comparative perspective / ed. by Leo Goedegebuure, Frans Kaiser, Peter Maassen, Lynn Meek, Fras van Vught and Egbert de Weert. Pergamon Press, 2013. 362 p.
11. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning // Official Journal of the European Union. 2008.
12. Referencing the German Qualifications Frameworks for Lifelong Learning (known by its German abbreviation 'DQR') to the European Qualifications Framework. June, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ec.europa.eu/ploteus/ (дата обращения: 19.05.2016).
13. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation. 18, January, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_trends_edu-2016-en (дата обращения: 20.06.2016).
Источники
14. Проект профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosprofobr.ru/professional-ny-j-standart-pedagog-professional-nogo-obucheniya-professional-nogo-obrazovaniya-i-dopolnitel-nogo-professional-nogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 21.02.2016).
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/doc 2008 1117_01 (дата обращения: 17.05.2016).
16. Указ Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/president/ukaz/37 (дата обращения: 09.04.2016).
17. Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/106 (дата обращения: 09.06.2016).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/32/20110321080916.pdf (дата обращения: 23.06.2016).
19. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01) [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union. 22.12.2012. P. 398/1 - 398/5. Режим доступа: http://www.pjp-eu.coe.int (дата обращения: 19.07.2016).
20. ECTS - European Credit Transfer and Accumulation system: History... Implementation... Problems. Raimonda Markeviciene, Dr. Alfredas Rackauskas 11/23/2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.4066.vu.lt/Files/File/Implementarion%20of%20ECTS_taisytas.pdf (дата обращения: 29.07.2016).
21. International Standard Classification of Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. en.wikipedia.org/wiki/International_Standard_Classification_of_Education (дата обращения: 21.09.2016).
22. TUNING Educational Structures in Europe. Summary of Outcomes — Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unideusto.org/uningeu/subject-areas/education/summary-of-outcomes.html (дата обращения: 29.07.2016).
References
1. Blinov V. I., Sazonov B. A., Leibovich A. N. Natsional'naya ramka kvalifikatsii Rossiiskoi Federatsii. M.: FIRO: Tsentr nachal'nogo, srednego, vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya, 2010. 7 s.
2. Blinov V. I., Vinenko V. G., Sergeev I. S. Metodika prepodavaniya v vysshei shkole. M.: Yurait, 2013. 315 s.
3. Verbitskii A. A. Kontekstno-kompetentnostnyi podkhod k modernizatsii obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 5. S. 32-37.
4. Dugarova D.Ts., Kurennaya L. P. Operezhayushchee razvitie nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov. Chita: Izd-vo ZabGU, 2013. 148 s.
5. Smirnov E. I. Fundirovanie v professional'noi podgotovke i innovatsionnoi deyatel'nosti pedagoga. Yaroslavl': Kantsler, 2012. 646 s.
6. Subetto A. I., Chernova Yu. K., Gorshenina M. V. Kvalimetricheskoe obespechenie upravlencheskikh protsessov. SPb.: Asterion; Kostroma: Izd-vo Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova, 2010. 278 s.
7. Cherepanova L. V. Problema sopryazheniya programm vysshego professional'nogo i obshchego shkol'nogo obrazovaniya na etape magisterskoi podgotovki budushchikh uchitelei russkogo yazyka // Gumanitarnyi vektor. Ser.: Pedagogika, psikhologiya. 2012. № 1. S. 102-113.
8. Avdeev P. B., Dugarova D.C, Starostina S. E. Improving the Quality of Professional Educational Programs of College Education against Modern Social and Labor Relations [Elektronnyi resurs] // Indian Journal of Sciens and Technology. Vol. 8. Special Issue 10. Decemder, 2015. Rezhim dostupa: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/ view/84872 (data obrashcheniya: 23.06.2016).
9. Higher education outcomes assessment for the twenty-first century / ed. by Peter Hernon, Robert E. Dugan, Candy Schwartz. Libraries Unlimited (an Imprint of ABC-CLIO, LLC), 2013. 257 p.
10. Higher education policy. An international comparative perspective / ed. by Leo Goedegebuure, Frans Kaiser, Peter Maassen, Lynn Meek, Fras van Vught and Egbert de Weert. Pergamon Press, 2013. 362 p.
11. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qual-ifications Framework for lifelong learning // Official Journal of the European Union. 2008.
12. Referencing the German Qualifications Frameworks for Lifelong Learning (known by its German abbreviation 'DQR') to the European Qualifications Framework. June, 2013 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. ec.europa.eu/ploteus/ (data obrashcheniya: 19.05.2016).
13. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation. 18, January, 2016 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_trends_edu-2016-en (data obrashcheniya: 20.06.2016).
Istochniki
14. Proekt professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. fgosprofobr.ru/professional-ny-j-standart-pedagog-professional-nogo-obucheniya-professional-nogo-obrazovaniya-i-dopolnitel-nogo-professional-nogo-obrazovaniya/ (data obrashcheniya: 21.02.2016).
15. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 1662-r ot 17.11.2008 g. «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/doc20081117_01 (data obrashcheniya: 17.05.2016).
16. Ukaz Prezidenta RF № 597 ot 07.05.2012 g. «O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoi sotsial'noi politiki» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rosmintrud.ru/docs/president/ukaz/37 (data obrashcheniya: 09.04.2016).
17. Federal'nyi zakon № 236-FZ ot 03.12.2012 g. «O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'yu 1 Federal'nogo zakona "O tekhnicheskom regulirovanii"» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. rosmintrud.ru/docs/laws/106 (data obrashcheniya: 09.06.2016).
18. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 032700 Filologiya (kvalifikatsiya (stepen') «magistr») [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/32/20110321080916.pdf (data obrashcheniya: 23.06.2016).
19. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01) [Elektronnyi resurs] // Official Journal of the European Union. 22.12.2012. P. 398/1 - 398/5. Rezhim dostupa: http://www.pjp-eu.coe.int (data obrashcheniya: 19.07.2016).
20. ECTS - European Credit Transfer and Accumulation system: History... Implementation... Problems. Raimonda Markeviciené, Dr. Alfredas Rackauskas 11/23/2010 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.4066. vu.lt/Files/File/Implementarion%20of%20ECTS_taisytas.pdf (data obrashcheniya: 29.07.2016).
21. International Standard Classification of Education [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.en. wikipedia.org/wiki/International_Standard_Classification_of_Education (data obrashcheniya: 21.09.2016).
22. TUNING Educational Structures in Europe. Summary of Outcomes — Education [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.unideusto.org/uningeu/subject-areas/education/summary-of-outcomes.html (data obrashcheniya: 29.07.2016).
Библиографическое описание статьи
Дугарова Д. Ц., Старостина С. Е., Черепанова Л. В. Фундирование профессиональных, образовательных стандартов и НРК как условие проектирования элементов основных профессиональных образовательных программ // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 65-73. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-65-73.
Reference to the article
Dugarova D. Ts., Starostina S. E., Cherepanova L. V. Founding of the Professional, Educational Standards and the NQF as a Condition of Designing the Elements of the Main Professional Educational Programs // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 65-73. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-65-73.
Статья поступила в редакцию 30.09.2016