Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций'

Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14292
1153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / система воспитания / воспитательная концепция / профессиональное воспитание / социально-профессиональная компетентность / профессиональная культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Василий Иванович

Профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия». Профессиональное воспитание рассматривается как системный объект исследования, имеющий множество аспектов анализа: социальный, философский, социально-педагогический, социально-психологический, культурологический и др. Наиболее значимым в условиях рыночной экономики выступают социально-экономический, культурологический и социально-педагогический аспекты. Именно они играют первостепенную роль в развитии социально-профессиональной компетентности и профессиональной культуры личности специалиста-профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational raising is a part of the general educational system which forms relationships in the sphere « Personprofession». We consider vocational raising as the systemic object of the research which includes a lot of aspects of analysis: social, philosophical, socio-pedagogical, psychological, cultural. The most meaningful aspects in the market economy conditions are socio-economic, cultural and socio-pedagogical ones. They play the most important role in the development of socio-professional competence and professional culture of professional"s personality.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций»

В. И. Белов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек—профессия». Профессиональное воспитание рассматривается как системный объект исследования, имеющий множество аспектов анализа: социальный, философский, социально-педагогический, социально-психологический, культурологический и др. Наиболее значимым в условиях рыночной экономики выступают социально-экономический, культурологический и социально-педагогический аспекты. Именно они играют первостепенную роль в развитии социально-профессиональной компетентности и профессиональной культуры личности специалиста-профессионала.

Современный этап развития общества, характеризуемый сложными социальными процессами, с большой остротой поставил проблему формирования личности молодого рабочего — профессионала, который является непосредственным производителем материальных благ, существенным ресурсом повышения профессионального и культурного потенциала страны. Высокий уровень сформированности личности молодого рабочего становится одним из условий устойчивого развития как производства, так и общественных отношений.

Быстро меняющиеся производственные технологии, усиление их наукоем-кости требуют от работника гибкой профессиональной адаптации, новой профессиональной психологии, нового уровня культуры. Владение профессией в условиях рыночной экономики выступает как одно из средств социальной защищенности человека, его социального самоутверждения, самореализации, успешного предпринимательства. Конкурентоспособность современного работника определяется теперь не только широтой и качеством профессиональных знаний, но и его высокой профессиональной культурой, профессиональным

воспитанием, профессиональной компетентностью.

В последнее время, что подтверждают директивные материалы (программы, приказы, рекомендации федерального, регионального уровней), наиболее актуальной социально-педагогической задачей и показателем качества образования на современном этапе стало воспитание.

С разрушением старой идеологии появился идеологический вакуум, который и привел к отказу от воспитания как целенаправленной деятельности общества и педагогов, к размыванию воспитательных идеалов, к неопределенности целей воспитания, что и породило противоречие между традиционно ведущим местом воспитания в российской педагогике и его значением в современный период.

Кроме того, обострившиеся социально-экономические противоречия в обществе, разрушение ранее существующих правил и норм поведения, моральных принципов, законов и прав, установка на «неограниченную» свободу личности привело к появлению разрушительных моделей социального поведения, к росту криминализации, в первую очередь молодежи, к растерянности и неуверенности учащихся, выпускни-

ков учебных заведений в завтрашнем дне, к неподготовленности самостоятельно решать проблемы во всех сферах жизнедеятельности.

Педагогическая практика показала возросшую озабоченность родителей, самих выпускников учебных заведений, и населения вообще их неприспособленностью к новым социально-экономическим и социально-политическим условиям, их неспособностью определить свое поведение на рынке труда.

Учреждения образования, педагогические коллективы оказались без четких ориентиров по воспитательной работе. Признанным подавляющим большинством теоретиков и практиков является тот факт, что воспитательная система в России в течение долгого времени не имеет ни концепции воспитательной работы, ни развернутых рекомендаций по ее ор-ганизации1.

Интересным, с точки зрения целенаправленности, сущности и организации воспитания, представляется высказывание Аристотеля, который еще в VI веке до н. э. утверждал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи... . Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом. . Должны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим. Нельзя оставлять невыясненным, что вообще представляет собой воспитание и как оно должно осуществляться.»2.

С начала 90-х годов ХХ века появилась возможность разработки новых концепций воспитания и авторских воспитательных систем на основе принципов демократии и гуманизма. Решение

коллегий Министерства образования РФ (январь 1991 года) «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях» стимулировало появление ряда гуманистических концепций воспитания: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе», авторами которой являются З. А. Малькова, Л. И. Новикова и др., «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы» (О. С. Газман и др.), «Системно-социальная концепция школьного воспитания» (Н. М. Таланчук), «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» (Е. В. Бондаревская), авторские модели гуманистических школ с ориентацией на самовоспитание (Ш. Амонашвили, В. Ка-раковский, А. Тубельский, А. Адамский, Т. Ковалева и др.).

В «Основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» 1996 года определены исходные позиции формирования воспитательных систем всех типов и видов:

• сохранение целостности учебно-воспитательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и образовательного характера воспитания;

• цель воспитания — идеал личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения;

• главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

• создание гуманистических воспитательных систем;

• усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, включение человековедческого материала, помогающего проектировать свою жизнь;

• ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля, которые образуют ценностные основы воспитания;

• формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, развитие художественной клубной и досуговой деятельности, самоуправления, деятельности объединений по интересам;

• формирование воспитательного пространства в малом социуме;

• повышение профессионализма педагогов-воспитателей, использование социальных педагогов, психологов, психотерапевтов, медиков, психологических и коррекционных служб для всестороннего изучения ребенка и разработки индивидуальных вариантов его воспитания и развития.

Данные ориентиры способствовали реальной гуманизации воспитательного процесса. Стали развиваться такие направления в воспитании, как социальное, патриотическое, гражданское, гражданско-правовое (М. Н. Элиазберг), художественно-эстетическое (М. А. Верб), эсте-тико-физическое (Н. А. Богданова), национальное (С. К. Дубровина).

В Федеральной программе развития образования отмечается, что важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования являлось единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, деятельности по интересам.

Определенный вид воспитательной деятельности, имевшей место в обществе, представляется как различные выражения активности самой личности в

разных сферах общественной жизни — трудовой, общественно-политической и духовной. При этом решающая роль принадлежит трудовой и социально-политической деятельности человека. Трудовая деятельность людей способствует прогрессу общества, выступает как главный источник развития производительных сил. Благодаря деятельности прогрессивных сил общества осуществляется переход к более высоким ступеням общественного развития. Человек, следовательно, воспитывается через активное участие в производственной и социально-политической деятельности. Преобразуя природу, производство и социальные отношения, он преобразует и самого себя. Процесс труда на современных промышленных предприятиях кроме применения физических сил человека предполагает умственную деятельность.

В. Я. Ельмеев пишет, что к духовным элементам труда относятся: 1) умение совершенствовать целесообразные действия орудиями производства и органами труда; 2) эмпирический производственный опыт, практические знания о свойствах предметов и орудий производства и условия их применения; 3) научные знания, полученные в результате специального изучения науки3.

Любая трудовая деятельность в конкретном производственном процессе всегда представляется как профессиональная деятельность, системообразующим фактором которой является профессия.

Профессия для каждого трудящегося человека — это его жизнь, его мир, в котором он живет и совершенствуется, который он познает в течение всей своей сознательной жизни, в котором действуют свои моральные нормы и ценности. Каждая профессия предъявляет к профессиональным качествам человека

свои специфические требования. Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без них нет и дальнейшего профессионального совершенствования. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями, умениями, навыками — это и есть содержательная сторона процесса профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Педагогическая наука исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание — это единый процесс.

Профессиональное воспитание, по нашему мнению, является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, на интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Рынок требует формирования нового типа личности рабочего, рабочего грамотного, высококвалифицированного, конкурентоспособного, специалиста-профессионала. Соответственно задача и конечная цель воспитания на современном этапе развития общества в профессиональном образовании состоит в формировании личности профессионала, субъекта профессиональной деятельности с развитыми чувствами порядочности, справедливости, с чувством собственного достоинства.

Русская, советская и постперестроечная педагогика уделяла и уделяет большое внимание проблемам воспитания, однако профессиональное воспитание до последнего времени оставалось вне зоны приоритетных интересов теоретической педагогики. Анализ современных воспитательных концепций, предпринятый И. А. Зимней, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозовой , позволяет сделать вывод о том, что из семнадцати рассмотренных

концепций только одна (авторы — коллектив педагогов под руководством З. А. Мальковой и Л. И. Новиковой) в качестве объекта воспитания рассматривает учащихся профессиональных училищ. Авторы остальных концепций ориентируют свои воспитательные системы либо на школьников, либо на студентов, либо на такую неопределенную категорию, как «учащаяся молодежь».

Можно выделить следующие существенные черты проанализированных воспитательных концепций:

• в области объектов воспитания — преимущественно школьники и студенты;

• в области определения понятия воспитания — преимущественное развитие творческих способностей в направлении социализации личности;

• в области определения цели воспитания — формирование всесторонне развитой личности;

• в области выбора основного механизма воспитания — гуманизация воспитания;

• в области теоретических основ — идеи гуманизма и нравственности.

На наш взгляд, профессиональное воспитание, сохраняя императивы гуманизации развития личности, в основе своей способствует адаптации личности к общественным социально-экономическим условиям.

Социальная адаптация — это вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Адаптация включает физиологические, биологические, психологические и собственно социальные уровни. Понятие

адаптации возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологически адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления ей») и ассимиляции (уподобления себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда — адаптация и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.

Различаются следующие варианты адаптивного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности или группы:

- подчинение среде, при котором собственные цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-исторически, общеприняты, традиционны, полностью соответствуют социальным нормам;

- обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или не известные ранее способы;

- ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристойные способы, строго следуя традициям и ритуалам;

- уход от жизни, при котором не принятые, странные, с точки зрения среды, цели достигаются такими же

непонятными и не одобряемыми способами;

- бунт, мятеж, при которых, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа не выступает с реакционных позиций, а выдвигает новые цели и использует новые способы их достижения, что можно определить как творческое конструктивное преобразование среды.

Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, то есть правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Высокоразвитая творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом способствуют качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определенных социальных условиях.

Можно соответствующим образом определить сущностные атрибуты нашего понимания профессионального воспитания:

• объект воспитания — учащиеся профессиональной школы;

• понятие профессионального воспитания — гуманистическая адаптация формирующейся личности в избранном профессиональном поле;

• в области цели воспитания — формирование специалиста-профессионала интегративного типа;

• в области выбора основного механизма воспитания — индивидуализация воспитательной работы в профессиональном учебном заведении.

Таким образом, профессиональное воспитание как часть общего воспитания личности ведет к развитию ее нравственности, духовности, к осмыслению человеком миссии своего существования.

Надо отметить, что сам термин «профессиональное воспитание» является новым для научно-методической литературы и не получил пока должного распространения. Н. Ф. Гейжан5 указывает, что традиционно содержание и формы профессионального воспитания поглощались более широкой категорией «трудовое воспитание». Однако авторы, вводившие этот термин в научно-методический оборот, справедливо указывали на специфику обучения в профессиональном училище и обосновывали правомерность данного понятия принципиально иными условиями, в которых происходит становление личности будущего рабочего, включенного в производственные отношения на предприятии. По мере утверждения в профессиональной педагогике принципов гуманизации и индивидуализации, когда учащийся профессионального училища перестал считаться только объектом воспитания и требовалось обеспечить его развитие как субъекта профессиональной деятельности, использование понятия «профессиональное воспитание» стало осмысливаться в качестве ведущего средства формирования конкурентоспособного рабочего, окультуривания и возвышения его потребностей и способностей.

Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс есть результат очень длительного и сложного исторического процесса развития общества. Смена общественно-экономических формаций меняла и цели, и средства, и способы воспитания. Но необходимо

отметить, что с момента своего возникновения система воспитания имела своей целью подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности в конкретных, исторически сложившихся условиях как к объективно необходимой для существования любого общества деятельности.

В самом общем значении трудовое воспитание заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, в формировании у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создания опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности.

Можно выделить следующие компоненты трудового воспитания:

• психофизиологическая подготовка к труду — развитие физических возможностей и способностей при выполнении определенных видов практической деятельности;

• социально-психологическая готовность (подготовка) — развитие адаптивной способности личности к трудовой деятельности в различных трудовых коллективах;

• нравственная (морально-психологическая) подготовка к труду — дисциплинированность, социальная мотивация труда, отношение к людям, к трудовому коллективу, бережное отношение к природе, потребность в физическом труде, трудолюбие и т. д.;

• волевая подготовка — качественное формирование личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности: организованность, самостоятельность, уверенность в себе, требовательность к результатам своего и чужого труда, ответственность за порученное дело, самодисциплина и самоконтроль в трудовом процессе;

• эстетическая подготовка к труду

— воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, чтобы результат труда доставлял эстетическое удовольствие и себе и людям;

• практическая подготовка к труду

— повышение общей работоспособности, достаточное физическое и умственное развитие, развитие знаний, умений и навыков в общих трудовых процессах;

• трудовое самовоспитание — активное участие самих учащихся в их собственном трудовом становлении и развитии, самосовершенствовании.

Трудовое воспитание выполняет свою специфическую функцию — развитие творческих сил и способностей, социально ценного жизненного опыта, практических умений и навыков, полезных привычек и потребностей, практического мышления, деловых качеств личности.

Реализация этих функций возможна при решении следующих задач:

- осуществление требований по воспитанию гражданина-труженика;

- связь трудового воспитания с современными социально-экономическими процессами, происходящими в обществе;

- подготовка к творческому труду;

- воспитание ответственного отношения к труду;

- сближение общего и профессионального образования.

Обновление экономики предполагает ускорение всего общественного развития, а основным фактором экономического развития является человек, так как от его отношения к делу, от уровня профессиональной подготовки, от творческих возможностей, от уровня общей и профессиональной культуры зависит благосостояние общества, его независи-

мость и безопасность, его дальнейшее социально-экономическое развитие.

В новых социально-экономических условиях, основанных на базе рыночных отношений, особое внимание приобретает проблема труда как условие существования общества и самовыражения человека.

Рынок труда обусловил необходимость формирования конкурентоспособного рабочего, основным содержанием этой характеристики является в первую очередь профессионализм, новая рыночная психология и новое экономическое мышление, сознание, субъективная готовность и объективная подготовленность человека занять в сфере материального производства свое определенное место.

В процессе формирования такой личности важную роль играет профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание, являющееся составной частью процесса формирования личности конкурентоспособного рабочего, осуществляется как целостный, диалектически противоречивый процесс, направленный на профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональную адаптированность личности работника, то есть на создание субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание может выступать как социальное явление и как педагогическая деятельность.

В первом случае профессиональное воспитание представляет собой взаимодействие, повторяющуюся, существенную, объективную связь, отношение, по крайне мере, двух объектов, например, производства и личности профессионала. Иными словами, профессиональное воспитание есть закон существования и развития любого производства.

Во втором случае оно выступает в виде специально организованного, контролируемого педагогического процесса приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления его как субъекта профессиональной деятельности.

В структуре профессионального воспитания мы выделяем следующие компоненты.

1. Целевой — отражающий основную цель профессионального воспитания — формирование личности современного конкурентоспособного рабочего как субъекта профессиональной деятельности, как существенного элемента носителя и воспроизводства профессионального и культурного потенциала страны.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования, наличие профессионально значимых качеств, которым он должен удовлетворять. В каждой профессии действуют свои профессиональные законы, нравственные нормы и ценности, и восприятие их человеком формирует его социально-профессиональное самосознание. Подготовка человека к единству с профессией и осуществляется в процессе профессионального воспитания;

2. Мотивационный — осознание общественной значимости конкретной профессии, совпадение личностного и профессионального интересов, осознанный, мотивированный выбор профессии с учетом психофизиологических, физических особенностей человека, его материальных и духовных потребностей;

3. Культурологический — осознание профессии как части общей культуры, отношение к профессии не просто как к мастерству или ремеслу, дающему материальные блага, а как к особому виду духовно-материальной культуры, осо-

знание профессиональной культуры как целевой и как критериально-оценочной составляющей профессионального воспитания;

4. Социально-экономический — осознание себя как носителя определенной формы собственности; установление взаимосвязи между владением, распоряжением, пользованием и присвоением; осознание себя как некоей целостной системы экономических отношений, порождающей соответствующие и специфические интересы; определение условий согласования интересов собственности и их влияние на профессиональное развитие личности;

5. Психологический — проявляется в развитии технического мышления, конструкторских способностей учащихся, в ориентации их на рабочие профессии, в формировании нравственно-психологических установок на данную профессию, профессиональных интересов и убеждений;

6. Педагогический — являясь основным компонентом профессионального воспитания, он по своей структуре сложен и включает в себя весь учебно-воспитательный процесс как целостную систему формирования личности профессионала, содержательный, процессуальный и управленческо-коммуникатив-ный аспекты.

Сопоставляя компоненты трудового и профессионального воспитания, мы находим в них и общее, и отличное, то есть между этими категориями наблюдается диалектически противоречивая связь. Рассмотрение этой связи с точки зрения отношения общего, особенного и единичного дает нам возможность выявить общие и отличительные черты этих социальных явлений. Так, общее в трудовом воспитании и профессиональном воспитании проявляется уже, по крайней мере, в том, что объектом дея-

тельности является молодой, формирующийся человек. Кроме того, некоторые компоненты и методы также являются общими.

Отличие этих категорий проявляется в целях, задачах, методах, формах и средствах, в некоторых компонентах и функциях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профессиональное воспитание, основываясь на трудовом воспитании, является его конкретизацией и продолжением. И во временном отношении — трудовое воспитание «заканчивается» профориентацией, а профессиональное воспитание с профессиональной ориентации только «начинается».

В широком значении профессиональное воспитание понимается как сложный вид целенаправленного процесса социального взаимодействия с развивающейся личностью профессионала, которое формирует его профессиональную культуру, включающую компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, умственное и физическое развитие, профессиональную мобильность и социальную адаптацию. Оно охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и профессиональной подготовки, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека: в средней школе, в учреждениях начального профессионального образования, в опыте профессиональной деятельности, в системе общественных отношений в сфере «общество — человек — профессия». Профессиональное воспитание нами определено как целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия социальных и общественных институтов, производства и личности по профессиональному становлению будущего рабочего с

учетом личностных, социально-психологических особенностей, мотивов, ценностей и интересов формирующегося профессионала.

Поскольку профессиональное воспитание — это процесс, причем системный, целенаправленный, мы определили его структуру как единство целей и задач, принципов и закономерностей, факторов и функций, форм, методов и средств, субъектов, критериев и, как конечный результат, — личность профессионала социально и профессионально адаптированного, конкурентоспособного на современном рынке труда (рис. 1).

Основной целью профессионального воспитания является формирование личности профессионала, конкурентоспособного на рынке труда, субъекта профессиональной деятельности, обладающего современным экономическим мышлением, носителем профессиональной культуры. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями, умениями и навыками, с профессиональными компетенциями, с формированием современного экономического мышления и составляет содержательную основу профессионального воспитания личности. В связи с этим профессиональное становление личности может быть успешным, если культурологические, социальные, экономические, профессиональные, производственные и личностные аспекты будут реализовываться во всей системе учебно-воспитательного и учебно-производственного процесса, начиная от внешней среды (семья, социологические, идеологические, культурологические, информационные и другие институты), через цели, содержание, мотивы, формы и методы, обеспечивающие эту деятельность и результат воспитания.

Педагогические условия

Объективные: престижность профессии в обществе; социально-экономическая коньюнктура; материальная база; состояние рынка труда и т. д.

Субъективные: мотивация профессиональной деятельности; профессионализм коллектива; психологический климат в коллективе; качество контингента обучаемых и т. д.

Профессионально-личностное и личностно-культурологическое развитие

Личность профессионала

Рис. 1. Структура процесса профессионального воспитания в учреждениях НПО

Результатом профессионального воспитания может стать формирование специалиста интегративного типа, способного к овладению смежными про-

фессиями, что повышает его конкурентоспособность, профессионализм, понимаемый как приобретенная в ходе учебной и практической деятельности спо-

собность к компетентному выполнению трудовых функций. Если же предъявляемое работником качество рабочей силы не находит покупателя, то квалификация и личностные характеристики работника побуждают его сменить профессиональное поле и приобрести дополнительную профессию (относительно постоянный вид деятельности, требующий определенной подготовки). Нестабильность экономики порождает трудоизбыточность и нестабильность рынка труда; неравномерность и колебания оплаты труда стимулируют интеграцию профессий в расширяющемся спектре профессиональных полей для одного работника. В соответствии с этим специалистом-профессионалом интегративного типа в условиях рыночной экономики можно называть рабочую силу личности, обладающую приобретенной в ходе учебной и практической деятельности способностью к компетентному выполнению трудовых функций в более чем одном профессиональном поле.

Исходя из того, что профессиональное воспитание — это двуединый процесс деятельности педагога-воспитателя, с одной стороны, и учащегося, с другой, нами предложена деятельност-но-целевая модель системного процесса профессионального воспитания в профессиональном учебном заведении, отражающая цели и определенную деятельность участников воспитательного процесса на каждом этапе профессионального воспитания (профессиональная ориентация и самоопределение, профессиональный отбор, профессиональное становление, профессиональная адаптация и профессиональное совершенствование).

Осуществление профессионального воспитания как целенаправленного про-

цесса требует определенной организации и управления. Организация всего воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении основывается на реализации деятельностно-целевого подхода.

Отношения, в которые вступает социализирующийся человек, можно разделить на три уровня: человек — личность; личность — малая социальная группа, напрямую не связанная с производством; личность — производственный (учебный) коллектив.

Внутри каждого уровня отношений существуют факторы, влияющие на профессиональное становление личности. На первый уровень влияют такие факторы, как семья, дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, общественные организации, положительные и негативные явления жизни. На второй уровень большое влияние оказывают такие факторы, как бытовые интересы, хобби, художественные, культурные интересы, сексуальные предпочтения. На третий уровень определяющим образом воздействуют социально-экономические интересы коллектива, производственное задание, авторитет руководителя, соотношение слова и дела, профсоюз и другие общественные организации, престиж профессии, соответствие (совпадение) формальных и неформальных лидеров.

Профессиональное воспитание как процесс совершается в несколько содержательно-временных этапов, поэтому в целях профессионального развития будущих рабочих приобретает ведущее значение стабильная система обучения.

Первый этап — профессионально-ориентационный — включает в себя профинформацию, профагитацию, проф-пропаганду, профконсультацию, проф-

диагностику. На втором этапе — профессионального самоопределения — осуществляется профдиагностика и профотбор на конкретные профессии с выявлением по специальным методикам профессиональных намерений, профессиональных интересов, профессиональных возможностей. Проводится также предварительная апробация профессии, психофизиологическая коррекция: определение осложнений в развитии профессиональных способностей, их устранение; расширение уровня профессионального восприятия и профессионального сознания, обучение активным методам профессиональной саморегуляции, профессиональной психологической совместимости. Третий этап — профессиональной подготовки — охватывает собственно профессиональную деятельность и учебный труд. Для этого этапа характерно овладение системой общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, формирование норм и ценностей, развитие социальных и профессиональных качеств личности, освобождение от психологической напряженности, тревожности, психологического утомления, формирования основ профессионального мастерства и профессиональной зрелости в процессе изучения всех учебных предметов и производственного обучения развитие разного рода способностей (умственных, физических, эстетических, нравственных, трудовых, политических и т. д.).

Завершающим этапом профессионального воспитания и профессионального становления является профессиональная адаптация и профессиональное совершенствование, профессиональная устойчивость, профессиональная мобильность и переподго-

товка, повышение квалификации и повышение производственного статуса, развитие социально-профессиональной компетентности.

Важной составляющей системы профессионального воспитания являются принципы — исходные положения, основные правила. Наиболее значимы для моделирования и построения системы профессионального воспитания:

• принцип целостности, отражающий то, что система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимообусловленность которых обусловливает целостность системного образования; у всей системы существуют такие качества, которыми не обладают отдельные ее части; система представляется целостным образованием тогда, когда в силу своих внутренних, объективно существующих связей и отношений она для других объединений и явлений представляется единым целым;

• принцип коммуникативности (связи), отражающий необходимость для познания системы выявить ее внутренние и внешние связи. При построении системы профессионального воспитания мы учитывали, во-первых, связи между целями, содержанием, способами организации и результатами воспитательного процесса, во-вторых, связи воспитательного процесса в учебной и вне-учебной деятельности, в-третьих, связи в развитии системы профессионального воспитания, в-четвертых, связи между участниками воспитательного процесса;

• принцип структурности, отражающий то, что структура представляется как устойчивая связь между элементами системы; устойчивость структуры профессионального воспи-

тания является условием его функционирования, рациональности и эффективности;

• принцип управляемости и целенаправленности означает признание объективной возможности управления социальными системами и признание цели и управления как системообразующих факторов функционирования и развития этих систем.

Профессиональное воспитание мы представляем как определенную, специфическую систему целенаправленной деятельности в процессе формирования личности современного рабочего, конкурентоспособного в существующих современных экономических условиях. При этом происходит формирование субъекта производства и профессиональной культуры, обладающего новым экономическим сознанием, поскольку профессия — это культурологический феномен, это результат творческой сознательной деятельности человека, часть, компонент культурного наследия и результат самокультурного развития общества, его научно-технического прогресса. Профессия как результат дифференциации видов человеческого труда и его квалификации представляет собой культурную ценность. Это один из видов базовых ценностей, без которых невозможно воспроизводство общественных отношений, материальных средств развития экономики, связанных с производством.

Рассматривая воспитание как смыс-лопорождающий процесс и приобщение растущего человека к ценностям культуры, можно определить профессиональное воспитание как одну из вариативных стратегий воспитания в современном обществе через приобщение к профессии как к базовой культурной ценности. Профессиональное

воспитание, если оно строится на основе принципов культуросообразно-сти, включает растущего человека в социокультурный опыт профессиональной деятельности, позволяет осмыслить этот опыт как культурную ценность. Такое воспитание помогает интегрировать личность в культуру через квалифицированную профессиональную деятельность, которая осознается как одна из культурных форм жизни, а результатом воспитания становится «человек культуры» (Е. В. Бон-даревская), носитель в данном случае профессиональной культуры.

Принцип профессиональной направленности вытекает из праксиологического подхода к профессиональному воспитанию, направленному на приобщение будущего работника к конкретной профессии, аккумулирующей в себе культурно-исторический опыт квалифицированного труда.

Праксикология — это наука о структуре, строении профессиональной деятельности. В воспитании праксиологический подход разрабатывается С. Д. Поляковым6. Он опирается на психологическую теорию деятельности А. Н. Леонтьева , которая трактует деятельность как форму активности, регулируемую сознанием, потребностями, мотивами и целями (образами результатов) человека.

Таким образом, в качестве ведущего мы определяем культурологический подход к профессиональному воспитанию. Он является основным для интеграции на его базе других методологических подходов и вытекающих из них принципов профессионального воспитания. Интегративная модель методологических подходов и принципов профессионального воспитания отражена на рис. 2.

Гуманистический подход

Принцип природосообразности

Рис. 2. Интегративная модель метологических подходов и принципов профессионального воспитания

Значение культурологического подхода обосновано и в системе воспитания И. П. Иванова , в которой он выделил подсистему общекультурно-

го воспитания, включающую воспитание культуры профессиональной работы и культуры общественной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1964.

Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся ПТО. М., 2002. Аристотель. Политика. 8. 1-3, 1337а.

Ельмеев В. Я. Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. М.,

2

3

4 Воспитание — проблема современного образования в России: Состояние, пути решения. М., 1998.

5 Гейжан Н. Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994. С. 5.

6

Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии. М.,

2003.

7 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. М., 1998.

8 Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб., 2003.

V. Belov

VOCATIONAL RAISING IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATIONAL CONCEPTIONS

Vocational raising is a part of the general educational system which forms relationships in the sphere « Person- profession». We consider vocational raising as the systemic object of the research which includes a lot of aspects of analysis: social, philosophical, socio-pedagogical, psychological, cultural. The most meaningful aspects in the market economy conditions are socio-economic, cultural and socio-pedagogical ones. They play the most important role in the development of socio-professional competence and professional culture ofprofessional's personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.