интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.
Задача подготовки будущих качественных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества, начинается буквально с первого года обучения и готовит базу для дальнейшего успешного освоения последующих профессиональных дисциплин.
Список литературы
1. Бокий Г.В. Роль дисциплины ботаники в формировании профессиональных компетенций у студентов-провизоров // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: межд. конф. (Ростов-на-Дону, 16 декабря 2014). Ростов-на-Дону, 2014. С. 38-42.
2. Бокий Г.В. Основные тенденции в обучении фармацевтической ботанике как средства повышения и совершенствования качества подготовки провизора // Материалы XIV Российской научно-практической конференции с международным участием «Обмен веществ при адаптации и повреждении (Дни молекулярной медицины на Дону)» (Ростов-на-Дону, 15-16 мая 2015). Ростов-на-Дону, 2015. С. 177-179.
3. Бокий Г.В. Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике // Достижения науки и образования, 2016. № 6 (7). С. 64-66.
4. Касимовская Н.А., Несвижский Ю.В. Основные формы и методы активного обучения: методические материалы для преподавателей. М.: Изд-во Первого МГМУ, 2014. 28 с.
5. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена приказом Минпромторга России от 23.11.09№956.). М., 2009. 70 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Мамадалиев Ш. М.
Мамадалиев Шухрат Машраббоевич - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены место и значение профессионального воспитания в процессе производственного обучения.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, производственное обучение, профессиональная деятельность, умение и навыки, мотив, развитие индивидуальности.
По содержанию производственное обучение представляет собой расширение области значимого для учащегося в сфере профессиональной деятельности через усиление и осознание собственных способностей, возможностей, опыта самоутверждения и самовыражения в социуме по мере приобретения знаний, умений, навыков, развития адекватной и устойчивой самооценки. Профессия при этом рассматривается как социокультурное явление, а овладение ею - как приобщение к современной технической и технологической культуре.
Профессиональное воспитание определяют сегодня как «сложный вид целенаправленного воспитания людей, который формирует их мастерство, нравственный облик, интересы, обеспечивает умственное и физическое развитие, охватывающий всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки, проявляемый в индивидуальных, групповых и массовых формах, являющийся средством перехода профессиональных знаний в профессиональные убеждения, процесс становления профессионального опыта, в котором участвует все общество, со всеми происходящими в нем положительными и отрицательными явлениями» [6, ч. 1, с. 51].
В обобщенной модели воспитания конкурентоспособного рабочего в профессионально-технических учебных заведениях Э. Ф. Богородская [6. ч. 1, с. 61] выделяет следующие содержательно-реализующие блоки:
- управленческий (рациональное соотношение административного управления и личной инициативы педагогов и учащихся);
- учебно-методический (деятельность учебно-методических (в техникумах -цикловых) комиссий, преподавателей разных дисциплин);
- финансово-трудовой (осуществление реализации содержания воспитания по проблемам профессионализма и конкурентоспособности);
- объединения по интересам (реализация одиночной или интегративной частей нескольких смысловых групп содержания воспитания);
- социально-психологическая помощь (реализация частей смысловых групп).
Основными условиями эффективного функционирования такой модели являются
[6, ч. 1, с. 62]:
- адекватность объективным социально-экономическим условиям в регионе;
- опора на личную потребность и заинтересованность в качественном воспитании учащихся у заказчика, потребителя;
- примат спонтанности процесса воспитания над жестким его планированием и организацией;
- логика отбора содержания воспитания, адекватная оптимальному сочетанию прагматических и фундаментальных целей воспитания;
- интегративный модульный подход в разработке программ воспитания (индивидуальных и коллективных);
- «веер» программ разной сложности (минимум и максимум);
- планирование реализуемой модели воспитания по смысловым блокам, интегрирующим учебную и внеучебную деятельность учащихся и педагогов;
- реализация модели через создание и совершенствование имиджа престижного учебного заведения (и профессии);
- совместные усилия единого коллектива (общины) учащихся и педагогов по созданию авторской школы воспитания;
- поднятие престижности профессионального труда в сознании учащихся через повышение самоокупаемости, рост материальной оснащенности профтехшколы, благополучия учащихся и педагогов.
Концептуально-теоретические основы профессионального образования и воспитания в процессе производственного обучения разработаны еще недостаточно. Чаще всего они рассматриваются в контексте мировоззренческих характеристик общества и личности, концепции и развития воспитательных процессов в образовании, школьном образовании, национальном образовании, причем от традиционного формирования мировоззренческих качеств учащихся и
работников переходят к воспитанию человека на общечеловеческих, социально -культурологических и национальных ценностей, на принципах гуманизации, демократизации, дифференциации, индивидуализации и интеграции воспитательных процессов.
Из общих концепций, связанных с профессиональным воспитанием молодежи по
H. Ф. Гейжан [2], являются следующие закономерные процессы:
- главным методологическим основанием для организации и развития индивидуализированного профессионального воспитания служат тенденции гуманизации, интеграции, дифференциации и экологичности социальных процессов, взаимообогащающие основные сферы жизнедеятельности личности, требующие структурных, качественных преобразований в педагогическом процессе подготовки квалифицированного специалиста-профессионала;
- основными идеями индивидуализации профессионального воспитания как педагогического процесса являются: его соответствие внутренним (психологическим) закономерностям социально-профессионального становления учащихся; педагогическая технологичность инновационных систем воспитания и обучения в новых социально-экономических условиях; субъектные отношения в процессе воспитания, детерминированные представления о целостной ситуации развития учащегося на разных этапах его вхождения в профессию; возрастающая значимость способностей в самооценке субъекта профессионального труда и профессиональной карьеры; стимулирование мотивов и разнообразных способов самовыражения и самоутверждения в социуме через развитие индивидуальности; приобщение к профессиональному мастерству как социокультурному развитию молодого человека.
Воспитываемые качества, мировоззрение личности относятся к сфере сознания и проявляются через познавательные и мыслительные процессы. Эта аксиоматическая связь прямым образом связывает виды мировоззрения (житейское, философское, нравственное, эстетическое, трудовое [1, с. 41-49]) с качествами, приобретаемыми учащимися в виде умений и навыков, а иногда мировоззренческие, учебные и воспитательные умения и навыки неразделимы. Таковы умения и навыки получать знания из разных источников, оценивать явления, факты и закономерности аналитически и проблемно, закреплять и развивать умения до навыков, перенося их на другие области деятельности. Поэтому естественно, что процессы производственного обучения включают необходимые компоненты воспитания, а частью системы воспитания является производственное обучение.
Список литературы
I. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
2. Гейжан Н. Ф. Автореферат дис...д. пед. наук: 13.00.01. СПб, 1995. 56 с.
3. Отабаев И. А. Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских // Современные инновации. № 10 (12), 2016. С. 35-37.
4. Otabayev I. A. Justification and a choice of pedagogical technologies of industrial training // International Scientific Review № 12 (22), 2016. P. 89-92.
5. Otabayev I. A. Problem of Selection and Structuring Industrial Training Content // Eastern European Scientific Journal № 4, 2016. P. 92-96.
6. Проблемы развития лицеев и колледжей России: Материалы всесоюз. науч.-практ. конф., Ставрополь, 1993 год в 2 ч. / Под. ред. А. П. Беляевой. СПб, Ставрополь, 1995. 4. 1. 144 с., ч. 2. 164 с.