ние военно-патриотического идеала, ценностного ориентира в жизни.
1. Васильев Б. Ю., Милованова Н. Г. Возможности учебных дисциплин в формировании морально-волевых качеств у курсантов военного вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 33-40.
2. Лидерство как определяющее качество для офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации / М. А. Евдокимов, В. Л. Пашута, А. В. Пашута, И. М. Евдокимов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур : Ч. 2, № 5. СПб.: ВИФК, 2010. С. 91-98.
3. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : ПИТЕР, 2000. 288 с.
4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий : учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
5. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов. М.: Сов. спорт, 2004. 463 с.
6. Макаров А. Г. Формирование нравственного сознания и поведения курсантов вузов в процессе занятий физи-
ческой подготовкой и спортом : дис. ... канд. пед. наук. Л., 1984. 216 с.
7. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность // Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
8. Новиков А. Д., Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 1967. Т. 1. 398 с.
9. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
10. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ Министра Обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200.
11. Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1954. 208 с.
12. Яковлев Д. С., Володин В. Н. Эффективность военно-прикладной физической подготовки в военно-инженерном ВУЗе // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (28 ноября 2014 г.). М.: АР-Консалт, 2014. Ч. V. С. 45-46.
УДК/UDC 37.048.45 -058.56
О. В. Игумнова O. Igumnova
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
CAREER-ORIENTED EDUCATION OF CONVICTS IN THE CORRECTIONAL FACILITY
Профориентационное воспитание осужденных, отбывающих свое наказание в исправительном учреждении (ИУ), представляет собой специально организованную психолого-педагогическую помощь осужденным, призванную активизировать профессиональное самоопределение осужденных, скорректировать систему их ценностных ориентаций, что способствует повышению эффективности процесса исправления осужденных.
Автором высказана мысль о том, что данное воспитание должно осуществляться социальным педагогом, старшим воспитателем воспитательной колонии (ВК) и начальником отряда осужденных ИУ в тесной взаимосвязи с другими службами исправительных учреждений и общественностью.
В статье предложено качественное описание механизма профессионального самоопределения, сформулированы показатели эффективности профориентационного воспитания осужденных.
Career-oriented education of the convicts serving their sentence in a correctional facility is a specially organized psychological and pedagogical help to the convicts aimed at enhancing prisoners' professional self-determination, at adjusting the system of their values. Ultimately, career-oriented education promotes the efficiency of the process of the convicts' correction.
The author suggests that the education should be carried out by social teachers, senior educators of educational colonies and the inmates' detachment chiefs of convicts in correctional facilities in close relationship with other services of correctional institutions and the general public.
The qualitative description of the mechanism of professional self-determination and the effectiveness indicators of career-oriented education of the convicts are given in this article.
Ключевые слова: профориентационное воспитание, воспитательная работа в исправительном учреждении, профессиональное само-
определение, компоненты профессионального самоопределения, показатели эффективности профориентационного воспитания.
Keywords: career-oriented education, education in a correctional facility, professional self-determination, components of professional self-determination, effectiveness indicators of the process of professional self-determination.
Профориентология, являясь отдельной научной отраслью знаний, изучает процессы взаимодействия человека с профессиональной средой и миром профессий [4]. Профессиональное самоопределение занимает одну из центральных позиций профориентологии и обозначает не только готовность оптанта совершить выбор профессии и дальнейшие действия по профессиональному самоотождествлению, построению собственного образа профессионала, уточнению сути успешной самореализации в профессии и т. п.
Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным и жизненным видами самоопределений, а значит, оказание психолого-педагогической помощи человеку в кризисные моменты профессионального самоопределения способствует снижению уровня тревожности и проявлений у человека личностных деструкций. Последнее оказывается важным в работе с лицами, склонными или проявляющими признаки девиантного и делинквент-ного поведения. Особая значимость психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности проявляется в работе с осужденными.
Готовность осужденных к профессиональному самоопределению имеет принципиальное значение для учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), поскольку она затрагивает ценностную систему личности. Влияя на процесс профессионального самоопределения, сотрудники исправительного учреждения (ИУ) оказывают воздействие на сознание человека, мотивируя его к тому, чтобы он проявил интерес к учебной и трудовой деятельности, построению возможных вариантов трудоустройства после отбытия наказания. Сотрудники непосредственно организуют деятельность осужденных в ИУ: социальный педагог воспитательного центра (ВЦ) для лиц, совершивших
преступления в несовершеннолетнем возрасте, старший воспитатель воспитательной колонии (ВК) и начальник отряда ИУ. В дальнейшем перечисленный круг лиц будем именовать воспитателями, так как их основной функционал связан с воспитательной работой [5].
Помимо указанных лиц, вопросами профессионального самоопределения осужденных занимаются образовательные учреждения, находящиеся на территории ИУ, а также сотрудники центра трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) ИУ / тюрьмы и учебно-производственных (трудовых) мастерских ВК (далее — мастерские).
Существует мнение, что роль воспитателей в работе по формированию у осужденных готовности к профессиональному самоопределению ограничивается координирующей функцией в цепочке: осужденный — образовательное учреждение — ЦТАО / мастерские. Однако мы считаем это мнение ошибочным.
В настоящее время профориентационное воспитание основывается на модели единства трех сфер («хочу», «могу», «надо»). Кратко суть компонентов данного комплекса выражается следующим образом:
1) мотивационный компонент затрагивает сферу «хочу» и предполагает формирование у человека личностной установки (интереса, желания) на выбор профессии, готовности к этому выбору и желания совершать целенаправленные действия по самореализации в профессиональной деятельности;
2) когнитивный компонент связан со сферой «могу» и раскрывается самоопределяющейся личностью в виде знания общественных потребностей в избираемой профессии, знания своих собственных личностных и психофизиологических особенностей, позволяющих или препятствующих раскрытию личности как профессионала;
3) деятельностный компонент отражает сферу «надо» и направлен на формирование у оптанта предпрофессионального и/или начального профессионального опыта и навыков адекватного анализа соответствия личных данных с призванием, способностями и профессиональной подготовкой, образованием и психофизиологическими особенностями самоопределяющейся личности и условиями избираемого трудового поста1 [3];
1 Трудовой пост - это ограниченная зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества - материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов (по Е.А. Климову).
4) регуляционный компонент также взаимосвязан со сферой «надо» и направлен на формирование у оптанта умений саморегуляции и самокоррекции для достижения желаемого результата, как во время выбора профессии, так и в последующей его профессионализации.
Целенаправленное формирование профессионального самоопределения осуществляется через систему социализации личности. Как правило, социализация направлена на накопление опыта социального взаимодействия в обществе, приближенного к профессиональной сфере деятельности. Социальный опыт и практические знания, умения формируют готовность человека определить свое место в обществе и способы достижения поставленных личных и профессиональных целей. В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы опыт социального взаимодействия, с одной стороны, жестко регламентируется правилами внутреннего распорядка ИУ (регулируются порядок и условия исполнения и отбывания наказаний), с другой — изоляцией осужденного от общества. В связи с этим
профориентационное воспитание в ИУ выполняет не только свою основную (профориента-ционную), но и социализирующую функцию. Эффективность профориентационного воспитания взаимосвязана с умением воспитателя планировать и осуществлять психолого-педагогический процесс в отряде осужденных с учетом этапов развития профессионального самоопределения личности.
В условиях несвободы процесс формирования профессионального самоопределения предполагает эволюцию представления осужденного о трудовой деятельности на основании ранее указанной модели, но в расширенной интерпретации: «хочу — могу — имею — требуется». Задача воспитателя заключается в создании такой воспитательной системы в отряде осужденных, которая способствовала бы формированию у осужденного потребности «прохождения» всех компонентов упомянутой модели. В таблице перечислены основные этапы формирования готовности осужденного к профессиональному самоопределению, движущие силы каждого этапа, его механизмы и происходящие внутренние изменения личности.
Таблица
Механизм поэтапного формирования готовности осужденного к профессиональному самоопределению в условиях отбывания наказания
в виде лишения свободы
Этап формирования Движущая сила Механизм формирования Происходящие внутренние процессы
Актуализация необходимости профессионального самоопределения (компонент «хочу») Внешняя мотивация объективного характера, внутренняя мотивация Интериоризация Осознание «Я-реального» и «Я-возможного»
Самоактуализация (компонент «хочу») Преобладание внутренних мотивов деятельности, социально значимые мотивы Личностное самоопределение Определение собственных личностных качеств. Нахождение смыслов жизни и места в обществе
Социализация (компоненты «могу» и «имею») Внутренние и внешние мотивы. Наличие знаний и умений деятельности Социальное взаимодействие, приближенное к профессиональной сфере деятельности Формирование представлений: «хочу» — «могу» — «имею» — «требуется». Формирование профессиональных интересов, намерений и стремлений
Трудовая адаптация (компоненты «могу», «имею», «требуется», «хочу») Внешняя и внутренняя мотивации Обучение осужденного (общее, профессиональное), выполнение им трудовых действий Формирование позитивного отношения к труду. Закрепление личностных качеств (бережливость, аккуратность и др.) Формирование/ совершенствование навыков волевой саморегуляции
Успешность профориентационного воспитания в ИУ в первую очередь зависит от продуманного планирования работы воспитателей на первых двух этапах (этапах актуализации и самоактуализации). На последующих этапах формирования готовности осужденного к профессиональному самоопределению (этап социализации и трудовой адаптации) к проф-ориентационному воспитанию подключаются иные участники (образовательные учреждения, ЦТАО, мастерские), и их роль в указанном процессе становится ведущей, а воспитатель, как было ранее указано, выполняет функцию координатора и модератора данного процесса.
Почему первые два этапа представляются ключевыми в профориентационном воспитании осужденных? Общеизвестно, что спецконтингент ИУ обладает рядом специфичных особенностей, затрудняющих в целом процесс их исправления, в том числе и процесс профори-ентационного воспитания. Перечислим наиболее значимые факторы, влияющие на работу воспитателя.
1. Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов2. Ограничения в профориентационной работе есть в исправительных колониях (ИК) особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, а также лиц, отбывающих наказание в ИК в строгих условиях.
2. Существует взаимосвязь жизненных сценариев, свойственных осужденным, отбывающим свое наказание в ИУ, и уровня готовности осужденных к профессиональному самоопределению.
3. Берн определял жизненный сценарий как некую типичную программу действий, которая закладывается в раннем возрасте под влиянием значимых близких (родителей или лиц их заменяющих) [1]. Данная программа обусловливает поведенческие реакции человека в моменты принятия им жизненно важного решения.
Как правило, для спецконтингента ИУ свойственны жизненные сценарии, отличающиеся жесткостью позиции по типу: «Никогда не делаю ничего подобного и не собираюсь ничего предпринимать» (условно сценарий № 1) или
«Никогда этого не делал раньше» (условно сценарий № 2). Для воспитуемого со сценарием № 1 будет характерно агрессивное восприятие действий воспитателя, направленных на то, чтобы осужденный задумался над проблемами собственного жизненного и профессионального самоопределения. Осужденный, использующий такую поведенческую реакцию на необходимость профессионального выбора/становления, будет проявлять демонстративный тип поведения, провоцировать конфликтные ситуации, открыто уклоняться от мероприятий воспитательно-профориентационного характера. Индивид, склонный к реализации сценария № 2, напротив, не будет вести себя агрессивно, однако постоянно будет прибегать к тактике молчаливого избегания выполнения требуемых от него действий.
3. Существенным оказывается влияние возрастных и гендерных особенностей осужденных на профориентационное воспитание и профориентационную работу с ними.
Следовательно, на этапах актуализации и самоактуализации воспитатель устанавливает контакт с осужденными, определяет пути минимизации влияния перечисленных негативных факторов, выстраивает основу для ценностной переоценки осужденными своего образа жизни, формирования у них мотивов к использованию иных способов самоутверждения и самореализации в жизни без применения навыков криминального поведения. Системность, логичность действий воспитателя на указанных этапах работы с осужденными позволит повысить активность последних и будет способствовать тому, чтобы осужденные переходили из состояния пассивности в состояние самоопределяющейся личности. Следует подчеркнуть, что универсального алгоритма профориенационного воспитания осужденных не существует. Вместе с тем некоторые обобщения можно сделать. Сгруппируем рамочные (примерные) мероприятия, которые целесообразно проводить с осужденными в процессе профориентационного воспитания в соответствии с упомянутыми этапами.
Итак, на этапе актуализации необходимости профессионального самоопределения воспитатель в первую очередь должен инициировать процессы осмысления осужденными важности ведения правопослушного образа жизни
2 Статья 110. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://ppt.nu/kodeks.phtml? ко(ЗекБ=18&рарег=110 (дата обращения: 20.01.2016).
и роли профессионального самоопределения в этом процессе. Данная задача может реализоваться через следующие воспитательные действия:
1) разъяснение осужденному его обязанностей и прав, условий отбывания наказания, применения по отношению к нему мер поощрения и наказания за (не)выполнение порученных заданий (в том числе трудовых);
2)проведение индивидуальной воспитательной работы, направленной на выяснение отношения осужденного к труду;
3) проведение групповой воспитательной работы социально-правового характера, разъясняющей преимущества активного участия в профориентационных мероприятиях, трудовой деятельности и иных воспитательных мероприятиях;
4)проведение индивидуальных бесед, направленных на формирование активной жизненной позиции (желания уточнить образ «Я-реальный», определить жизненные перспективы через призму профессиональной деятельности, имеющихся трудовых навыков, потенциальных способностей).
В результате предпринятых педагогических усилий у осужденных должна сформироваться активная жизненная позиция к самому себе и миру.
Этап самоактуализации призван формировать личностное и профессиональное самосознание. Оно формируется через осознание осужденными смысла собственной деятельности и умение ориентироваться в мире профессий.
Таким образом, помогая осужденным осознать причину возникшей проблемы в поиске правовых способов разрешения конфликта, в определении основных требований общества к человеку, попавшему в трудную ситуацию, воспитатель воздействует на процессы их профессионального, личностного и жизненного самоопределения. На этом же этапе в задачи воспитателя входит знакомство осужденных с наиболее востребованными видами профессий на рынке труда, формирование у осужденных представления о взаимосвязи получаемого образования/профессии с возможностью практики как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Здесь возможны следующие варианты работы:
1) проведение групповых практических занятий по решению задач, приближенных к реальным (проецирование ситуаций на личность осужденного):
— описание ситуаций, которые свойственны осужденным;
— предложение возможных способов разрешения проблемы (по типу тестов на множественный выбор);
— обсуждение имеющихся вариантов и выбор наиболее оптимального выхода из затруднения;
2) проведение групповых занятий (бесед) с элементами обсуждения вопросов перспективности получения осужденными основного профессионального образования/дополнительных трудовых навыков: цель обучения, построение достижимых ориентиров профессионального пути и определение их влияния на будущее осужденных;
3) проведение профориентационных занятий с участием службы занятости, социальных работников ИУ, представителей образовательных учреждений, ЦТАО/мастерских:
— лекций социально-экономического характера;
— ярмарок профессий;
— коллективного составления профессио-грамм отдельных профессий и т. п.;
4) проведение культурно-массовых мероприятий: «Знаток профессий», «Народный умелец» и т. д.;
5) просмотр специализированных фильмов/видеосюжетов;
6) организация встреч с интересными людьми (профессионалами, известными личностями и др.);
7)проведение занятий, направленных на обучение осужденных способам самостоятельного поиска информации о профессии.
Работа воспитателя на этапе социализации направлена на формирование у осужденных потребности изучить собственные психофизиологические, личностные особенности, способности; потребности к самовоспитанию личностно и профессионально значимых качеств. В результате воспитательных действий осужденные должны сформулировать для себя примерный образ «Я-профессионал», поэтому социализация осужденных предполагает реализацию таких мероприятий, как:
1)проведение индивидуальных/групповых консультаций с участием психолога по вопросам определения психофизиологических, личностных особенностей, способностей осужденных;
2) привлечение осужденных к участию в программах психологической коррекции поведения, формирования умения контролировать свои эмоции;
3) построение плана совместных действий с образовательными учреждениями по профориентации осужденных;
4) привлечение осужденных к общественно полезному труду на территории ИУ, закрепленной за отрядом;
5) проведение занятий, на которых осуществляется психологический анализ содержания профессионального труда и требований к психологической сфере личности;
6)проведение занятий/воспитательных мероприятий, на которых моделируются ситуации профессионального общения или нравственного выбора в рамках трудовой (профессиональной, образовательной) деятельности;
7) проведение смотров-конкурсов среди бригад по вопросам эстетического и профори-ентационного воспитания осужденных.
Этап трудовой адаптации взаимосвязан с формированием допрофессионального (для воспитанников ВК) и профессионального (для других ИУ) опыта деятельности осужденных и навыков саморегуляции. Воспитатель должен создать условия:
— для закрепления профессиональных/ трудовых навыков;
— формирования навыков планирования профессионально ориентированных действий;
— формирования волевых качеств по эмоциональной саморегуляции.
С этой целью следует:
1) формулировать осужденному поручения, требующие применения опыта работы или его формирования.
2) привлечение осужденных к участию в кружковой работе;
3) проводить групповые занятия с участием представителей ЦТАО, мастерских для ознакомления осужденных с профессией, структурой производства и профессиональной деятельностью;
4) проводить конкурсы, нацеленные на выявление умений осужденных планировать свою трудовую/профессиональную деятельность (совместно с образовательными учреждениями при ИУ и ЦТАО/мастерских);
5) организовывать и осуществлять трудовую деятельность в ЦТАО/мастерских (реализуется не воспитателем, а соответствующими службами ИУ).
Итак, если профориентационное воспитание носило целенаправленный, системный и систематичный характер, то осужденный начинает ощущать себя субъектом деятельности, который может и хочет преобразовывать со-
циальную и профессиональную среды. В этом случае осужденный начинает понимать общественную значимость труда, стремится найти свое место в мире труда, который он воспринимает в качестве средства социализации и самореализации в обществе. Следовательно, осужденный начинает проявлять признаки готовности к профессиональному самоопределению и последующей (после отбытия наказания) профессионализации.
В условиях своей повседневной деятельности воспитатели могут осуществлять мониторинг успешности проводимого ими профориен-тационного воспитания. Показателями успешности деятельности воспитателей являются:
— степень личного участия осужденного/воспитанника в воспитательных мероприятиях профориентационного характера (показывает успешность этапа актуализации необходимости профессионального самоопределения). Возможные уровни проявления показателя: 1) слушает с интересом, но не задействован в самих мероприятиях; 2) принимает участие в обсуждении проблем, связанных с профессиональным самоопределением;
3) активно принимает участие в подобных мероприятиях; 4) высказывает пожелание в проведении в отряде профориентационных мероприятий и т. п.;
— снижение проявления уровня агрессивности у осужденного / воспитанника во время воспитательных мероприятий профориентаци-онного характера (этапы социализации и трудовой адаптации);
— участие в программах психологической реабилитации (этапы социализации и трудовой адаптации). Возможные уровни проявления показателя: 1) соглашается с необходимостью участия в подобных программах; 2) участвует в программах, направленных на выявление своих психофизиологических и личностных особенностей, знание которых помогает правильно оценить свои возможности в профессиональной деятельности; 3)участвует в программах, направленных на формирование навыков психоэмоциональной саморегуляции и других программах, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение;
4) стремится сформировать в себе волевые качества и др.;
— повышение мотивации к обучению, приобретению навыков допрофессиональ-ной/профессиональной деятельности (этапы самоактуализации, социализации и трудовой адаптации).
Все вышеперечисленные доводы говорят о том, что профориентационное воспитание должно стать обязательной частью психолого-педагогической работы воспитателей исправительного учреждения.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992. 400 с.
2. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования : учеб. пособие / под ред. Е. Л. Сол-датовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов. М.: Культура и спорт : ЮНИТИ. 1998. 350 с.
4. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2014. 237 с.
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012). URL: http://base. garant.ru/1354625/ (дата обращения: 03.10.2016).
6. Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы [Электронный ресурс] : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 80. URL: http://base. garant.ru/12159875/ (дата обращения:14.06.2016).
7. Основы профориентологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. И. Вершинин, М. С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. М.: Академия, 2009. 176 с.
УДК/UDC 378
А. В. Кандаурова A. Kandaurova
СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ В ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К СОЦИАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ
SOCIO-COGNITIVE MECHANISM OF COPING AS THE BASIC ASPECT OF TEACHERS' PREPARATION FOR SOCIAL CHANGES
В статье рассматривается социокогнитив-ный механизм совладания с изменениями, разработанный в русле дифференциальной и когнитивной психологии, опирающийся на концепцию совладающего интеллекта; анализируется состояние современного педагога, находящегося под влиянием социальных изменений, теряющего свою профессиональную эффективность, переживающего стресс и психоэмоциональное напряжение в повседневной жизни.
The article discusses the socio-cognitive mechanism of coping with the changes, developed in line with the differential and cognitive psychology, based on the concept of coping intelligence. The author examines the state o f the modern teacher, being under the influence of intense social changes, losing his professional efficiency, experiencing stress in everyday life.
Ключевые слова: образовательное пространство, педагог, социальные изменения, со-владающий интеллект, адаптационные возможности.
Keywords: educational environment, teacher, social changes, coping intelligence, adaptive capabilities.
На страницах научной и популярной литературы, в СМИ рассуждают о необходимости изменений как стратегическом ресурсе дальнейшего развития общества. Вместе с тем последствия происходящих изменений не всегда конструктивны, что находит отражение в популяризации таких дефиниций, как общество риска, сопротивление изменениям, совладание с изменениями, субъект социального риска.
Образовательное пространство, являясь полноценным компонентом социального пространства, подвержено влиянию всех изменений, но они в рамках социологической и философской методологии рассматриваются как частный случай социальных изменений. Между тем сегодня в образовательном пространстве продолжают меняться все компоненты — субъекты образовательных отношений; содержание и формы обучения и воспитания; применяемые технологии и приемы; формат образования на фоне глобальной информатизации и развития компьютерных технологий, нормативно-правовая база, система социального взаимодействия и т. д. Безусловно, современное образовательное пространство должно ме-