ресурс]: введен в действие с 1 июня 2007 года Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006г. № 309-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Тамбовцев, В. JI. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения. [Текст]/ В. J1. Тамбовцев//Вопросы образования. 2006. -№ 1.-С. 5-24.
7. Хилл, Н. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 [Текст]/ Н. Хилл, Б. Сельф, Г. М. Роше. М.: Издательский дом «Технология», 2004. - 192 с.
8. Srikanthan G., Dalrymple John F. Developing a Holistic Model for Quality in Higher Education / G. Srikanthan // Quality in Higher Education. 2002. Vol. 8. № 3. P. 215-224.
УДК 37.036.5
Залуцкая Светлана Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск
Панина Светлана Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Zalutskaya Svetlana Yuryevna
Post-graduate student North-Eastern Federal University, [email protected], Yakutsk
Panina Svetlana Victorovna
Post-graduate student North-Eastern Federal University, psvl [email protected], Yakutsk
THE HIGH-SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL FORMATION IN A CONTEXT OF A PERSON CREATIVE SELF-DEVELOPMENT
Преобразования современного мира актуализировали одну из самых сложных в науке проблем саморазвития личности как важнейшей структурообразующей онтогенеза, обеспечивающей непрерывное совершенствование индивида, который в созидательной деятельности преобразовывает не только объекты, но и самого себя. «Позитивно ориентированное саморазвитие <...> делает человека субъектом собственного становления» [1, с. 46].
Требования нового, изменяемого самим человеком исторического пространства определили цель современного образовательного процесса, которая должна включать не только передачу и усвоение знаний, культурных норм и образцов, выработанных человечеством, «не простое наследование
213
сотворенного, а создание, сотворение нового в окружающем мире и в самом себе» [2, с. 18], что является основным смыслом человеческого существования.
Конструировать содержание, организовывать и направлять процесс, обеспечивающий формирование творческой личности, призван педагог, в профессиональные характеристики которого входит готовность к созданию, развитию и реализации собственного творческого потенциала. Поэтому претерпевшая различные трансформации современная модель компетентности преподавателя вуза наряду с профессиональной и аутопсихологической, общекультурной и гуманистической, коммуникативной и социально-психологической компетенциями включает креативную, инновационную, акмеологическую компетенции, предполагающие сформированность нестандартного мышления, владение инновационными педагогическими стратегиями, адаптацию к изменениям содержания, средств и методов, условий педагогической деятельности. Такое понимание профессионализации педагога как его творческое самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности актуализирует педагогическую деятельность в новых условиях развития общества.
Реализация социального заказа на саморазвивающуюся личность преподавателя возможна при условии, что образовательную деятельность в вузе осуществляют научно-педагогические кадры, способные становиться субъектом творческого процесса, обладающие творческой индивидуальностью и отвечающие следующим требованиям:
- осознание, что преподаватель является определяющим фактором в системе обучения и творческого развития студентов;
- обладание такими качествами, как зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональная стабильность, целеустремленность; «креативность - наивысший уровень творческой инициативы, умение творчески решать профессиональные задачи, новаторство» [3, с. 57]; способность создавать развивающую образовательную среду для творческого становления обучающихся;
- наличие специальной подготовки по теории творчества, тесно связанной с опытом практической деятельности, как фактора профессиональной компетенции педагога;
- готовность преподавателя к работе с различными сегментами обучаемых, дифференцируемых по уровню обученности, уровню интеллектуального и творческого развития, имеющимся общим и специальным способностям, склонностям и интересам, качествам личности и др.;
- знание и умение применять в образовательном процессе соответствующие концептуальные модели совершенствования творческой личности обучаемого и обучающего;
- готовность к реализации принципа преемственности между различными ступенями довузовского и послевузовского образования, также ответственного за формирование и развитие творческих способностей личности;
- наличие инновационных способностей: способность к нововведениям, разработка инновационных моделей обучения и др.
Соответствие научно-педагогических кадров вуза предложенным требованиям позволит повысить уровень их профессиональной компетенции и решить задачу создания инновационной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутреннего потенциала как обучаемых, так и обучающих как субъектов образовательного процесса.
Однако анализ педагогической практики высшей школы позволяет выявить ряд недостатков, препятствующих профессиональному становлению педагога как саморазвивающейся творческой личности:
- ориентация педагога на репродуктивные методы обучения;
- несформированность навыков творческого саморазвития и самореализации в научно-образовательной деятельности;
- отсутствие в вузах необходимой среды и системы стимулирования непрерывного повышения уровня творческого развития научно-педагогических кадров;
- активизация процесса стандартизации образовательной деятельности вузов в связи с введением системы менеджмента качества подготовки специалистов и обязательной ориентацией на государственные образовательные стандарты ВПО второго/ третьего поколения, зачастую несовершенные в части требований к творческим компетенциям специалиста и предполагающие доминанту воспроизводящей деятельности преподавателя, деятельности по шаблону, стандартному набору правил и требований.
Вышесказанное обуславливает необходимость разработки целостного представления о сущности, структуре, условиях, этапах, технологии формирования навыков профессионально ориентированного творческого саморазвития преподавателя высшего учебного заведения.
Особое значение в творческом саморазвитии педагога имеет начальный этап его педагогической деятельности в вузе, рассматриваемый как время делового становления, самоопределения, связанного с выявлением и развитием целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая творческие способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности.
На данном этапе карьерного роста педагога наиболее интенсивно протекают процессы регулирования, накопления, сохранения, логической реструктуризации приобретенных в период обучения знаний, имеющегося практического опыта, их проецирования на педагогическую деятельность, в которой изменяются смыслы, ценностные установки, мотивация. Начало преподавательской карьеры в вузе характеризуется профессионализацией интересов, развитием самостоятельности, творчества, активности, углублением и обогащением отношений, стабилизацией характера и мировоззрения, потребностью в дальнейшем развитии.Успешность профессионального становления педагога в этот период во многом определяется пониманием значимости творческого саморазвития как сознательного процесса само-
стоятельной деятельности личности по совершенствованию ранее приобретенных творческих способностей и качеств, «связанных с самоидентификацией, самостимулированием, самоопределением, самоактуализацией» [4, с. 39]; как интегративной личностной характеристики педагога, обеспечивающей ему «успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях, в структуру которой входят психолого-педагогичес-кие знания, общекультурная эрудиция, профессиональное педагогическое мышление; специальные способности и умения; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств» [5, с. 22].
Важнейшей составляющей творческого саморазвития являются способности человека к творческой деятельности, то есть творческие способности, которые формируются постепенно, в процессе деятельности, характеризуются как сложные общие способности личности и включают в себя «память; гибкое мышление; творческое воображение и интуицию; способность быстро схватывать суть проблемной ситуации, выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме; способность обнаружить возможность реорганизовать элементы деятельности для нового функционирования, для решения новых проблем; способность ясно видеть несколько способов решения проблемы и выбрать из них наиболее рациональный; способность распознавать, перегруппировывать, изолировать и комбинировать элементы деятельности и распределять их в последовательности; способность к быстрому и широкому обобщению объектов, отношений, действий; способность выдвигать новые гипотезы решения проблемы и видеть альтернативу известному способу решения творческой задачи; способность видеть новые функции объекта; способность действовать в «уме» [6, с. 63] и другие.
Структура творческих способностей предопределяет вывод, что профессиональный рост педагога зависит не только от психолого-педагогичес-кой осведомленности о творческом процессе, от усвоения неких эталонов, стандартов как основы воспроизводящей деятельности, а от мобильности и гибкости мышления при принятии оптимальных творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса. Педагог, решая бесчисленные образовательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах, требующих поиск и реализацию нестандартных подходов, опосредованных особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с обучающимися.
Личностно-процессуальные аспекты творчества предполагают также наличие у личности и определенных качеств: соответствующего уровня интеллекта, притязаний и смыслов, творческой направленности, ее ориентации на саморазвитие, которая выражается в выборе преимущественно продуктивных средств и методов разных видов деятельности, осуществлении рефлексии в процессе деятельности, развитии способности к самоуправлению. В эмоционально-волевой сфере личности становятся важными способность концентрировать творческие усилия, упорство, смелость и независимость суждений, импровизационность, диалектичность, интегратив-
ность, мобильность, оригинальность, продуктивность, конструктивность, склонность к разумному риску и игре, оптимизм, юмор, достаточно высокий уровень самооценки личности, позитивное, в целом, самовосприятие и другие.
Осознание, выявление, мониторинг этих основных для конкретной личности составляющих творческого потенциала происходят на первоначальном этапе профессиональной деятельности. Их обогащение, развитие и реализация будут осуществляться в процессе всей профессиональной жизни педагога в соответствии с его индивидуальной траекторией самосовершенствования.
Следующим этапом профессионально ориентированного творческого саморазвития преподавателя вуза можно считать этап целенаправленного моделирования научно-инновационной и педагогической деятельности, характеризующегося корреляцией стратегии карьерного роста с критериями и показателями творческого саморазвития педагога, такими как «гносеологическая активность, технологическая активность, творческая готовность.
1. Гносеологическая активность как критерий компонента творческого саморазвития. Показателями являются: методологическая, интеллектуальная, исследовательская, психологическая, педагогическая компетенции.
2. Технологическая активность как критерий деятелъностно-развиваю-щего компонента творческого саморазвития. Показатели: эврологическая, организаторская, образовательная, методическая, технологическая компетенции.
3. Творческая готовность как критерий личностно-развивающего компонента профессионально-творческого саморазвития. Показатели: направленность на творческий характер деятельности; эмпатийность, креативность, рефлексивность, проницательность, коммуникативность, импро-визационность» [7, с. 107].
Технологический компонент процесса актуализации личностных творческих возможностей педагога на данном этапе профессионализации представлен технологиями, по целевым установкам и результату имеющими гуманитарную, личностно-ориентированную направленность и деятельностно-развивающий характер; обеспечивающими благоприятный психологический климат; стимулирующими готовность личности к самостоятельному творчеству. Указанным требованиям в частности соответствуют проектная деятельность, в т. ч. педагогическое, научное, социальное проектирование; технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); игровая деятельность; кейс-технологии; групповые технологии решения творческих задач; диалогичность педагогической деятельности.
С целью выяснить, насколько педагоги высшей профессиональной школы имеют готовность к применению технологий творческого саморазвития, а значит, владеют инновационными образовательными технологиями, актуальными для создания развивающей образовательной среды вуза, нами проведено пилотажное исследование 93 преподавателей с опытом работы
в вузе свыше 5 лет с помощью анкетирования, включающего в себя следующие вопросы:
1. Владеете ли вы новыми образовательными технологиями?
2. Созданы условия в вашем вузе для введения инноваций в преподавании?
3. Насколько Вы готовы к созданию инноваций?
4. Чему Вы отдаете предпочтение в достижении личностных целей?
Результаты анкетирования показали, только 17% преподавателей считают, что владеют инновационными образовательными технологиями и используют их в обучении. По второму вопросу лишь 36% респондентов характеризуют среду учреждения высшего профессионального образования как творческую, развивающую личность обучаемого и обучающего, то есть среду, в которой создана соответствующая потребностям самосовершенствующейся личности материально-техническая платформа и уделяется достаточное внимание повышению уровня развития инновационных способностей, креативности вузовского преподавателя через систему дополнительного профессионального образования.
На третий вопрос о своей готовности к инновациям заявили 47% преподавателей, которые отмечают, что ориентируются в структуре и психологии личности, обладают нестандартным мышлением. В ответах на четвертый вопрос педагоги в большинстве своем (88%) отдают предпочтение физическому и психическому здоровью, а также общекультурному и профессиональному саморазвитию, изобретательности и сотворению своего «Я».
Исследование наглядно демонстрирует потребность, возможность и желание большинства педагогического сообщества высшей школы обладать творческой инициативой, высоким уровнем профессиональной мобильности, решать профессиональные задачи по-новому, в соответствии с усложняющимися требованиями современности, реализуя модели опережающего образования, в основе которых лежит идея развития личности, влияющей на основные общественные процессы. Отсюда становятся очевидными тенденции отечественного высшего профессионального образования: ориентация вузов на создание развивающей образовательной среды; изменение целевой ориентации системы профессионального образования на формирование компетенций; переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самообразования, саморазвития, самосовершенствования; выдвижение в качестве приоритетной гуманистической направленности современного профессионального образования; обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационной педагогики, - тенденции, формирующие необходимые условия для воспитания личности, созидающей будущее.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ...
Библиографический список
1. Гинсбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст]/ М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. С. 45-49.
2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст]/ Н. А. Бердяев. - М., 1959. - 133 с.
3. Кликунов, Н. Д. Институциональные изменения как способ адаптации системы высшего образования к современным социально-экономическим условиям [Текст]/ Н. Д. Кликунов. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2003. - 123 с.
4. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]/Л. Н. Куликова.
- Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.
5. Макарова, Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст]/ Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
6. Панина, С. В. Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности [Текст]/ С. В. Панина, С. Ю. Залуцкая // Вестник Якутского государственного университета. - Якутск : Изд-во ЯГУ. - 2009. - Том 6, № 1. — С. 61-66.
7. Тутолмин, А. В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А. В. Тутолмин. - М : МГОПУ им. Шолохова. 2006. - 112 с.
УДК 377:1
Семенихина Алла Викторовна
Соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, bmipk-asp@ mail.ru, Уфа
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Semenikhina Alla Viktorovna
Competitor of chair ofpedagogics and psychology of vocational training of the Bashkir state pedagogical university of a name of Miftahutdina Akmully, [email protected], Ufa
INDIVIDUALIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL
TRAINING
Социально-экономические преобразования в современном обществе, структурная перестройка народного хозяйства обусловливают изменения, происходящие в системе дополнительного профессионального образования. Рынок труда ставит новые задачи по подготовке социально активного, инициативно мыслящего и профессионально мобильного квалифицированного специалиста. «Развивающемуся обществу нужны современно