УДК 159.923.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
М. В. Теплинских
PROFESSIONAL SELF-AWARENESS IN CONNECTION WITH SUCCESS OF SOCIAL WORKERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY
M. V. Teplinskikh
В статье раскрывается представление о понимании и современном состоянии изученности феноменов «профессионального самосознания» и «успешности» в психологической науке. Дается социальнопсихологическое описание профессии социального работника. Рассматривается проблема связи профессионального самосознания и успешности деятельности социальных работников, анализируются структурносодержательные характеристики данных феноменов. Раскрываются механизмы взаимосвязи профессионального самосознания с успешностью деятельности социальных работников.
The paper deals with phenomenon of «professional self-awareness» and «success» in psychological science. The definitions and contemporary theories of the categories under consideration are presented in the paper. The author provides socio-psychological analysis of the substance of social professional activity and emphasizes the problem of relationship between professional identity and success of specialists in the social sphere. Structural and content characteristics of the given phenomena are analysed in the article. Mechanisms of the interaction of professional selfawareness and success of social workers are also analyzed by the author.
Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, успешность, социальная работа, профессиональная деятельность, социальный работник.
Keywords: self-awareness, professional self-awareness, success, social work, professional activity, specialist in the social sphere.
Современные процессы модификации социальных институтов и глобальные социально-экономические тенденции в еще большей мере обозначили необходимость профессии социального работника в обществе. Ухудшение положения в социальной сфере влечет за собой рост числа людей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, что требует повышенного внимания и ужесточает требования, предъявляемые к профессиональным и к личностным качествам данных специалистов, в значительной степени затрагивая их внутренние психологические ресурсы профессиональной деятельности. В помогающей деятельности больше, чем в любой другой, успешность профессиональной деятельности зависит от наличия и степени сформированности профессионального самосознания специалиста.
В целом анализ зарубежных и отечественных теорий данного феномена в психологической науке, социологии, теории социальной работы и педагогике показал, что проблема профессионального самосознания является междисциплинарной, занимает одно из центральных мест в изучении психологии труда (Л. М. Митина, 1994; Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 1997; В. И. Слободчиков, 1994; В. А. Татенко, 1996; Ю. М. Федоров, 1997; В. Д. Шадриков, 1999 и др.). В исследованиях профессионального самосознания встречаются различные подходы к проблеме (Е. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. М. Иванова, Н. С. Пряж-ников, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Ю. К. Стрелков и др.), рассматриваются внутренняя структура и особенности его проявления (К. А. Абуль-ханова-Славская, Ю. А. Борисов, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Е. М. Иванова, О. С. Советова, Е. И. Холостова и др.). В последнее время исследования профессионального самосознания концентрируются в
основном вокруг изучения его отдельных компонентов и функций в некоторых профессиях. При этом основная часть исследований проведена на представителях рабочих, управленческих и педагогических специальностей (К. А. Абульханова-Славская, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова и др.). В то время, когда в России в качестве приоритетов государственного развития сформулирована идея о построении социальноориентированного государства, важнейшие характеристики социального работника как субъекта труда описаны фрагментарно, вне единого методологического пространства, что обусловлено отсутствием накопления современных данных об указанной профессии. Названное противоречие влечет за собой неполноценное знание и в целом о закономерностях проявления профессионального самосознания. Остаются открытыми для психологии труда и фундаментальные вопросы определения самого феномена профессионального самосознания в связи со спецификой различных видов профессиональной деятельности. С точки зрения психологии труда, современное состояние представлений о феномене «профессионального самосознания» обусловливает потребность дальнейшего изучения его структурных компонентов, определения его содержательных характеристик и прежде всего выявление особенностей его взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности.
Как отмечено в теоретических и практических исследованиях, посвященным проблемам психологии труда, успешная самореализация субъектов профессиональной деятельности во многом связана с качественными характеристиками профессионального самосознания субъектов деятельности как ведущего интегративного основания в процессе формирования
субъекта данной профессиональной деятельности и в основных этапах ее освоения (Е. А. Климов,
А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. Г. Студенова, М. В. Фирсов, Е. М. Холостова и др.). В связи с этим для теории и практики становится актуальной проблема исследования структурных, уровневых и содержательных характеристик профессионального самосознания и выявления его взаимосвязи с психологическими предпосылками успешности профессиональной деятельности социальных работников как категории помогающих профессий.
Теоретические основания исследования структурных, уровневых и содержательных характеристик профессионального самосознания социальных работников показали, что в психологической литературе дается в основном обзор исторических и современных концепций профессионального самосознания субъектов деятельности в психологии труда, рассмотрено соотношение понятий «самосознание» и «профессиональное самосознание». Выявлено, что профессиональное самосознание рассматривается сквозь призму сущностного, структурного и функционального понимания самосознания в целом [1, с. 4 - 6; 7, с. 88; 10]. Сформированное профессиональное самосознание является важным психическим образованием, позволяющем осознать человеку себя и свое «Я» в социально-профессиональном пространстве, звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального и личностного развития субъекта профессиональной деятельности в целом.
Профессиональное самосознание в психологии труда рассматривается в контексте внутренней субъективной активности в трудовой и профессиональной деятельности как структурный компонент самосознания человека труда в целом, в том числе в профессиональной деятельности социальных работников.
Авторы подчеркивают, что анализ исследуемого феномена профессионального самосознания необходимо проводить сквозь призму исследований проекции активности человека в его самосознании, то есть опираясь на методологические основы изучения профессионального самосознания субъекта труда [1; 4; 5; 6; 7; 10]. И в данном контексте, для раскрытия психологического содержания изучаемой проблемы сущности, структуры и характеристик самосознания, наиболее перспективным является подход С. Л. Рубинштейна, согласно которому самосознание понимается как «высший вид сознания» и определяется им как «... отношение к себе и себя в своих отношениях с окружающими через отношение человека к труду...» [10, с. 342].
Рассмотрев и обобщив разные подходы к пониманию профессионального самосознания, можно вывести обобщенное его понимание: профессиональное самосознание - сложное психологическое образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности, которое определяется через профессиональные оценки, отношения, качества, цели, прогнозы (А. А. Деркач, Е. Г. Ефремова, Е. И. Иванова, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Фонарев). Данное определение обусловливает выделение структурно-содер-
жательных характеристик профессионального самосознания. В целом в качестве основных структур различные авторы выделяют следующие компоненты профессионального самосознания:
- профессиональная самооценка и оценка других, система отношений и установок к себе и другим профессионалам (самооценка, самоотношение, само-принятие, самоуважение, отношение к другим, отношение других и т. д.) (А. А. Деркач, Е. Г. Ефремова,
B. Г. Катышев, Е. М. Иванова, А. К. Маркова,
И. И. Чеснокова и др.);
- ценностно-смысловая и мотивационная на-
правленность в профессии (профессиональные ценности, ценностные и смысложизненные ориентации, цели в жизни) (Л. Н. Антилогова, Ю. А. Борисов,
И. А. Кузнецов, В. В. Столин и др.);
- профессиональная саморефлексивность (самопонимание себя как профессионала, профессиональные потребности и мотивы в познании, представления о природе и человеке, синергия, креативность) (Е. Ю. Артемьева, А. А. Бодалев, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Н. В. Самоукина и др.);
- эмоциональные переживания в профессии (си-
ла собственного «Я», самоуверенность, сензитивность к себе, спонтанность, самоинтерес, удовлетворенность, эмоциональная насыщенность жизни, активность «Я»; принятие агрессии) (А. А. Бодалев,
М. И. Лисина, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина,
И. И. Чеснокова и др.);
- волевая рефлексия в деятельности (выдержка, самообладание, ответственность, самоконтроль) (Ю. А. Борисов, А. Г. Васюк, С. Р. Пантелеев и др.);
- профессиональное поведение и социальная активность (типы поведения, поведенческая гибкость, коммуникативные и организаторские склонности, контактность) (М. И. Лисина Г. С. Прыгин, В. В. Сто-лин, И. И. Чеснокова и др.);
- профессиональная рефлексия (компетентность, образ Я-профессионала, профессиональная зрелость) (Е. А. Климов, А. Г. Портнова, А. Р. Фонарев, Е. Л. Холодцева и др.).
Исходя из базового понимания самосознания
C. Л. Рубинштейном и вышеизложенных взглядов авторов психологии труда, возможно провести следующее сопоставление (таблица 1).
Причем каждая характеристика (таблица 1) представляет собой определенное сочетание осознания основных психологических регуляторов труда (по Е. А. Климову), т. е. комбинацию образов объекта и субъекта труда, а также образа субъект-субъектных отношений. Фундаментальным условием формирования профессионального самосознания является осознание необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня успешности своей деятельности.
Таблица 1
Соотношение структурных компонентов самосознания и профессионального самосознания
Компоненты самосознания Компоненты профессионального самосознания
Эмоционально-оценочный - профессиональная самооценка, самоотношение и оценка других; - профессиональная саморефлексивность; - эмоциональные переживания в профессии;
Когнитивный - профессиональная рефлексия; - ценностно-смысловая и мотивационная направленность в профессии;
Поведенческий - профессиональное поведение и социальная активность; - волевая рефлексия в деятельности.
Опираясь на базовое определение профессионального самосознания и выделенных его структурных компонентов, мы провели анализ научнопрактических исследований профессионального самосознания специалистов разных сфер деятельности в отечественной психологии, который показал многообразие затронутых авторами аспектов данной проблемы исследования. Данный анализ позволил нам выделить следующие направления исследования: представителями рассматриваются социальные и социокультурные аспекты формирования профессионального самосознания (культурные, социальные и этнические ценности и условия) (Т. Н. Никитина, О. Б. Бекасов и др.); авторами изучаются отдельные аспекты отражения и восприятия социальной действительности сквозь призму профессии (М. М. Абдуллаева, Е. Ю. Артемьева, Ю. Г. Вяткин, В. А. Кан-Калик, О. Т. Кукосяна, Ю. Н. Кулюткина, М. И. Мельникова и др.); проведены исследования образа профессионала в обыденном сознании и самосознании (А. А. Бодалев, Ю. А. Борисов, М. И. Жукова, И. А. Кудрявцев, Г. Райнаи и др.); исследователи занимались определением особенностей самоотноше-ния (А. А. Бодалев, А. Г. Васюк, С. Р. Пантелеев и др.); профессиональное самосознание описывается как сложный личностный механизм (Е. А. Климов,
B. Н. Козиев, Н. В. Кузьмина, К. М. Левитан, Л. М. Митина и др.).
Различные концептуальные подходы к исследованию профессионального самосознания отражены в работах Е. А. Климова, А. К. Марковой, А. В. Под-дубной, П. А. Шавира и др.
Также в рамках психологии профессий наблюдается изучение профессионального самосознания представителей отдельных профессиональных групп: государственных служащих (Т. Л. Григорьева,
C. Ф. Мурашко, Ю. П. Поваренков, Л. Е. Сикорская,
С. В. Тарасенко и др.), врачей, хирургов и студентов-медиков (Г. В. Карпеня, Т. Л. Миронова), политологов (О. Б. Бекасов), учителей и педагогов (К. В. Бакланов,
З. В. Ермакова, А. К. Маркова, Л. М. Митина,
О. В. Москаленко и др.), психологов и психоконсультантов (Е. Р. Калитеевская, Л. Г. Матвеева, О. А. Митина, Е. Ю. Пряжникова, Т. В. Тараскина и др.), курсантов и военнослужащих (О. Ю. Демченко,
С. А. Иванов, В. А. Фролов) и др. Значительная часть
из них посвящена профессиональному самосознанию самоопределяющегося в будущей трудовой деятельности субъекта (Т. М. Буякас, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. К. Поддубная, Н. С. Пряжников и др.). В результате этих исследований установлено, что профессиональное самосознание является важнейшим регулятором как текущей профессиональной деятельности, так и процесса профессионального самоопределения субъекта труда в целом.
Однако следует заметить, что исследований, посвященных изучению профессионального самосознания в профессии социального работника явно недостаточно. В то же время исследователи отмечают, что система уровневых и содержательных характеристик профессионального самосознания является фактором становления субъекта деятельности в своей профессии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов,
А. К. Маркова, С. Р. Пантелеев и др.). Профессионализация как форма становления субъекта деятельности, в свою очередь, влияет на уровни профессионального самосознания и формирует психологический портрет человека не только как субъекта деятельности, но и как личности и индивидуальности, т. е. проявляется на всех уровнях.
Теоретические исследования показывают, что профессиональное самосознание влияет не только на формирование вполне определенных личностных особенностей профессионала, на его восприятие и понимание мира и самого себя, но и на успешность всей деятельности профессионала. Таким образом, проведенный анализ научно-практических исследований содержательных характеристик профессионального самосознания специалистов разных сфер деятельности показывает, что: каждый вид трудовой деятельности отражает особенности содержательных характеристик профессионального самосознания в соответствии со спецификой объекта и содержания труда данных субъектов; характеристики профессионального самосознания отличаются у успешных и неуспешных представителей разных профессий; содержательные характеристики профессионального самосознания отличаются у субъектов труда, находящихся на разных стадиях профессионализации; несмотря на специфику профессионального самосознания у субъектов разных профессиональных деятельностей можно выделить базовые универсальные характеристики, которые
представлены в работах (В. А. Дадыкин, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, М. Л. Поштом и др.). К ним авторы относят: эмоционально-
оценочный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Профессия социального работника предъявляет особые требования к специалистам-профессионалам. Как подчеркивается в теоретических и прикладных исследованиях, процесс трудовой деятельности социальных работников проходит в особых условиях, связанных с высокими нравственными, деонтологиче-скими требованиями к профессии (Н. Ф. Басов, Е. И. Холостова и др.). Анализ трудовой деятельности социальных работников следует рассматривать через анализ субъект-объектных и субъект-субъектных взаимосвязей [4; 14; 16]. Психологический анализ профессиональной деятельности социальных работников свидетельствует об эмоционально, коммуникативно и организационно нагруженном процессе труда, с необходимостью взаимодействия с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной, правовой, личностной, психологической, а порой и психиатрической помощи, что обусловливает необходимость также и в широких профессиональных знаниях. Трудовую деятельность социальных работников сопровождают большие физические нагрузки, нережимный график работы, высокие требования к организационным способностям и личностным свойствам, гуманистическая направленность, эмпатия и постоянный морально-нравственный самоконтроль [13; 16].
Исследователи подчеркивают, что выводы большинства научно-прикладных исследований были сформулированы на основе исследования студентов, находящихся в процессе обучения по специальности «социальная работа», что обусловило как специфику самих исследовательских работ, проведенных не в области психологии труда, а в области психологии развития и педагогической психологии, так и выводы и прогнозы, которые зачастую проецируются авторами на работающих специалистов - социальных работников. Отметим, что до сих пор существует крайне мало исследований, в которых бы изучались сами профессионалы - социальные работники и специалисты по социальной работе, находящиеся в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. В настоящее время число таких работ остается крайне малочисленным (Т. С. Пантелеева, С. В. Те-терский, Е. Л. Холостова, М. В. Фирсов). По словам теоретика социальной работы Е. Л. Холостовой, уровень исследования, как самой профессиональной деятельности социальных работников, так и психологических проявлений и проблем специалистов, все еще находится в «зачаточном» состоянии [15]. Таким образом, в настоящий момент особенно необходимым является изучение проблем профессионального самосознания, от уровня развития которого зависит темп овладения профессией, успешность специалистов, вхождение их в профессиональную общность.
Концепция «успешности субъекта деятельности» раскрывается через системный подход к проблеме успешности (К. А., Абульханова-Славская, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. И. Слободчиков, Ю. К. Стрелков, Е. Ф. Зеер, Е. М. Иванова и др.).
Понятие «успешность» представляется нам одной из важнейших характеристик любой деятельности, отражающих психическую реализацию свойств и качеств личности и прежде всего его направленность и профессиональное самосознание. Профессиональная деятельность - одна их немногих деятельностей, которая проявляет и комплексно отражает и внешний (количественный) показатель результативности личности в профессии, и внутреннюю успешность (реа-лизованность) субъекта профессиональной деятельности. «Успешность» рассматривается как сложное многомерное образование, складывающееся из внешних оценок результативности труда и саморефлексии человеком особенностей профессиональной деятельности. Однако четкое, общепризнанное и полное представление о критериях оценки деятельности как успешной также отсутствует (А. А. Деркач,
B. Н. Дружинин, Е. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. А. Лаврова, А. Н. Леонтьев, О. В. Питерская и др.). В рассмотренных нами исследованиях авторами фиксируется множество показателей, составляющих некий набор критериев для выявления специфики феномена «успешности деятельности». Состав выделяемых авторами критериев представляет успешность деятельности как систему соподчиненных объективных и субъективных показателей.
Социально-психологическое описание особенностей профессиональной деятельности и личности социального работника исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах
Е. М. Ивановой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова,
C. Л. Рубинштейна и других исследователей, что предполагает анализ всех психических проявлений субъекта. Профессиональная деятельность социального работника описывается следующими особенностями: междисциплинарным характером задействованных сфер деятельности (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.); объектом (индивид или группа, находящаяся в сложной жизненной ситуации); посредническим характером деятельности (между клиентом и различными социальными институтами, между клиентом и другими специалистами, между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента, между клиентами); гуманистической и альтруистической направленностью труда; социальной значимостью самой «миссии» социального работника в обществе; высокими эмоциональными нагрузками и личностными затратами [2, с. 169; 13; 14; 15; 16]. Особенности профессии социального работника обусловливают специфические требования к профессиональным и личностным качествам, которые являются необходимым условием их успешной профессиональной деятельности.
На основе вышеописанных положений успешности профессиональной деятельности социальных работников, выделенных по объективному и субъективному признакам, была сформирована критериальная модель успешности профессиональной деятельности социальных работников (таблица 2).
Анализ исследований «успешности» показал, что системными показателями успешности профессиональной деятельности социальных работников явля-
ются баланс объективных и субъективных показателей, проявленных в деятельности.
К объективным показателям относятся: уровень профессионализации, социальный статус, должностное положение, аттестационные показатели и экс-
пертные оценки. В субъективные показатели включают: саморефлексию личности, способность к осознанию актуальных и будущих действий и смыслов, социально-психологическую адаптивность.
Таблица 2
Компоненты успешности профессиональной деятельности, выделенные по объективному и субъективному признакам
Критерии успешности Компоненты успешности, выделенные авторами-исследователями
Объективные показатели Стадии профессионализации. Стаж, должность.
Уровень достижений. Имущественный, профессиональный и правовой статус, разряд, социальное и общественное признание.
Субъективные критерии Самоотношение. Самоотношение, самооценка, самопринятие, самоуважение, аутосимпатия.
Отношение других и отношение к другим. Отношение других, ожидаемое отношение других, локус контроля Я, нормативность поведения, доминирование, агрессивность, застенчивость, скептицизм, послушность, конвенциональность, альтруизм.
Когнитивные (познавательные) компоненты. Самопонимание, представление о природе и человеке, познавательные потребности, креативность, синергия.
Эмоционально -волевые компоненты. Эмоциональная устойчивость, чувственность, тревожность, сила «Я», самоуверенность, самоинтерес, спонтанность, принятие агрессии, активность «Я», сенсизивность.
Ценностно-смысловой компонент. Ценностные ориентации, осмысленность в жизни, цели в жизни, самоуважение.
Коммуникативно -организационные компоненты. Контактность, коммуникативные склонности, организационные склонности.
Таким образом, профессиональное самосознание является ведущей характеристикой субъекта деятельности, важнейшей детерминантой профессионального становления и самореализации социальных работников, отражает специфику их труда, способствует успешной реализации данных субъектов в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание, являясь аспектом самосознания в целом, представляет собой сложное образование, имеющее уров-невые характеристики и структурные компоненты и обусловленное специфическими особенностями профессиональной деятельности: профессиональную
рефлексивность (образ объекта труда) и саморефлек-сивность (образ субъекта труда); профессиональную самооценку и оценку других, систему отношений и установок к себе и другим профессионалам; ценностно-смысловую и мотивационную направленность в профессии; эмоционально-волевые переживания в профессии; профессиональное поведение и социаль-
Литература
ную активность, коммуникативные и организационные отношения. Выявлено, что в структурных показателях успешности деятельности, в каждый из которых входит множество критериальных показателей, отражающих основные внутренние и внешние проявления субъекта профессиональной деятельности, существенную роль играют характеристики профессионального самосознания (эмоциональные, оценочные, рефлексивные, мотивационные, регуляционные, поведенческие и др.), характер влияния которых на успешность деятельности нуждается в дальнейшей эмпирической верификации. В психологии труда особое место отводится исследованиям проблемы профессионального самосознания и успешности профессиональной деятельности, определению ее различных аспектов проявления: сущностной характеристики данного феномена, особенностям проявления успешности в различных профессиях, ее критериев и их психодиагностических измерений.
1. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы 11-й Всерос. научно-практической конференции / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. - Казань, 2005.
2. Богомолов, А. М. Категория адаптационного потенциала личности в психологическом сопровождении подготовки специалистов социальной сферы / А. М. Богомолов // Профессиональная подготовка кадров для социальной сферы: региональный аспект: коллективная монография / под ред. Т. Н. Мартыновой; КемГУ. -Томск: ТГПУ, 2009. - 338 с.
3. Борисов, Ю. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена / Ю. А. Борисов, И. А. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 1. - С. 91 - 103.
4. Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. - М.: ПЭР СЭ, 2006. -382 с.
5. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М., 1996. - 338 с.
6. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды / Б. Ф. Ломов. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.
7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.., 1996.
8. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала / Т. Л. Миронова. - М., 1995.
9. Портнова, А. Г. Личностная и профессиональная зрелость специалистов социальной сферы как критерий качества высшего профессионального образования / А. Г. Портнова, Н. С. Залюбовская // Профессиональная подготовка кадров для социальной сферы: региональный аспект: коллективная монография / под ред. Т. Н. Мартыновой; КемГУ. - Томск: ТГПУ, 2009. - С. 186 - 200.
10. Рубинштейн, С.Л . Самосознание личности и ее жизненный путь / С. Л. Рубинштейн // Психология личности: в 2 т. - Т. 2. - Самара, 2000. - 543 с.
11. Теплинских, М. В. Профессиональное самосознание как механизм успешности самореализации личности // Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности / под ред. И. С. Морозовой. - Кемерово, 2011. - С. 92-101.
12. Теплинских, М. В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы / М. В. Теплинских // Ползуновский вестник. - Барнаул. - 2006. - № 3/2. - С. 252 - 258.
13. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие / С. В. Тетерский. - М.: АкадемПроект, 2000. - 496 с.
14. Технология социальной работы: учебное пособие / под. ред. И. Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. -240 с.
15. Холодцева, Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Л. Холодцева. - Барнаул, 2006. - 214 с.
16. Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе: уч. пос. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. -236 с.
Информация об авторе:
Теплинских Марина Валентиновна - старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, [email protected].
Teplinskikh Marina Valentinovna - senior lecturer at the Department of General and Developmental Psychology of KemSU.