ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
психологические аспекты изучения
ценностно-смысловых отношений
к профессиональной деятельности
у социальных работников:
к постановке проблемы
Котенёва Е.Б.
В данной статье раскрывается вопрос о разнообразии тематики проведённых исследований в области профессиональной деятельности социальных работников, а именно, изучении ценностно-смыслового отношения к работе у сотрудников социальной сферы. В статье представлена актуальность выбранной темы, психологические аспекты её изучения.
Ключевые слова: социальный работник, профессионально - личностное развитие, ценностное отношение, смысловое отношение.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация являются реальностью сегодняшнего дня.
В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.
Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Они выступают в роли посредника между отдельным человеком или семьёй и государством. Социальная работа обращается к барьерам, неравенству и несправедливости, существующим в обществе. В этой сфере работают люди, которые приходят на помощь престарелым гражданам, инвалидам, многодетным и малообеспеченным семьям, нетрудоспособным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
С начала 90-х гг. под воздействием радикальных социально-экономических реформ происходит существенное изменение в социальной политике. В трудах В.И. Добренькова, В.И. Жукова, С.Н. Смирнова, Н.М. Токарского, Ж.Т. Тощенко, П.А. Чукареева и др. рассматриваются новые принципы социальной политики в России, концепция адресной социальной помощи, стратегия преодоления бедности и повы-
шения уровня жизни населения, возможности использования зарубежного опыта при формировании российской модели социальной защиты населения.
В настоящее время наиболее актуальными представляются теоретические и методологические аспекты становления профессии «социальный работник» в России, которыми занимаются такие специалисты, как Л.Г. Гуслякова, Е.И. Комаров, В.А. Никитин, П.Д. Павлёнок, В.Н. Ярская и др. В своих трудах В.А. Лукова, Л.В. Топчая, Е.И. Холостова значительно расширили границы исследования. В них речь идёт об управлении системой социальной защиты, оценке эффективности учреждений, профессионализме работников социальных служб. Проблемы, связанные с такими аспектами социальной политики, как «государство всеобщего благоденствия», выделение активной социальной составляющей в социальной рыночной экономике, вопросы эффективности социальной работы изучались в трудах ДЖ.Л. Магнабоско, Х. Ламперта, Л. Эрхарда и др. [цит. по 13, с. 109].
Был проведён ряд исследований, рассматривающих вопрос о личности социальных работников, их профессиональном становлении. Эти исследования были посвящены:
- профессионально-личностному развитию социального работника с присущими ему сущностными и структурно-содержательными характеристиками социальной работы как профессиональной деятельности, базовыми основаниями личности социального работника, ведущими тенденциями и педагогическими условиями профессионально-личностного развития [12];
- конкурентоспособности в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы [11];
Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/3 2011 г.
- социально-психологическим условиям продуктивного личностно-профессионального становления социального работника [9];
- позиции социального работника в структуре профессионального общения, позиционным особенностям профессионального общения социального работника в сопоставлении с профессиональным общением педагога [3];
- психологическим условиям успешности профессиональной деятельности по адаптации престарелых людей [4];
- социально-психологическим условиям преодоления профессиональной усталости [10];
- синдрому эмоционального выгорания и предпочитаемым стратегиям борьбы со стрессом в зависимости от стажа и вида деятельности [7];
- системе ценностей социального работника и психологическим основаниям её эффективного становления [5].
Но, несмотря на широту предметов исследований, в современной литературе недостаточно рассматривается вопрос об отношении социальных работников к своей профессиональной деятельности, о динамики этого отношения на разных этапах деятельности и в связи с успешностью деятельности социальных работников.
Как известно, качество и успех работы зависят от отношения к ней. Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков [6, с. 228]. Одним из основных определяющих факторов профессионал ь-ной пригодности человека для социальной работы и эффективности практической деятельности является его система ценностей, смысловых отношений к работе.
Ценностное отношение связано с потребностями, с реальными условиями жизни, с реальной деятельностью людей. [8, с. 28]. Наиболее ярко роль ценностных ориентаций и ценностных отношений проявляется применительно к профессиональной деятельности. Для каждой профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. Роль ценностных ориентаций заключается в том, что они детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям. [2, с. 18].
Смысл любой деятельности, в том числе и профессиональной, определяется её отношением к реальным потребностям конкретного субъекта и выражается в его мотивах. Смысл профессиональной деятельности отражается в сознании субъекта как представление о значении (месте и роли, функциональном назначении) профессиональной деятель-
ности (или её отдельных сторон, элементов) в его жизнедеятельности для реализации тех или иных потребностей субъекта и воплощается в форме мотива деятельности [1, с. 286].
Ценностно-смысловая сфера личности человека достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, С.Т. Джанерьян, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, Б.Е. Зейгарник, Е.А. Ютимова, Е.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, Г. Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, В. Франкла, М.С. Яицкого и др.
На сегодняшний день изучены аспекты проблемы личностной обусловленности профессиональной пригодности, профессионального сознания и самосознания на различных этапах профессионализации (Е.А. Климов, С.Т. Джанерьян, Е.П. Ермолаев, С.Р. Пантилеев), ценностных ориентаций в зависимости от уровня профессионализации и типа профессиональной деятельности (Ю.К. Стрелков, Н.В. Иванова и др.), смысловых регуляторов в реализации профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).
В отношении социальных работников не было проведено исследований по вопросу ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности. Поэтому в ходе будущего исследования можно будет выявить типы отношений к своей работе у специалистов социальной сферы, выделенные С.Т. Джанерьян [1]: средственное отношение, потребностно-технологическое и ценностное. На основе выделенных типов можно будет проследить их динамику у социальных работников и влияющие на неё факторы.
В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- профессия «социальный работник» играет существенную роль в современной социально-экономической ситуации в России, а её ценностно-смысловые ориентации наряду с профессиональными качествами специалиста обусловливают реализацию благородной цели профессии - борьба с несправедливостью и неравенством, существующим в обществе;
- личностные особенности и профессиональная деятельность социальных работников являлись традиционным предметом ряда исследований, но ценностно-смысловые отношения, определяющие то, что значит для социального работника его профессия, практически не изучались;
- ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности определяет профессио-
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нальное поведение, придаёт смысл профессиональным действиям, прямо влияет на направленность деятельности и её успешность; - проведение перспективного психологического исследования имеет своей целью установление типов ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников, выявление динамики этих отношений в зависимости от продолжительности и успешности деятельности, специализации работников социальной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - 480 с.
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
3. Лаптева М.Д. Позиция в структуре профессионального общения: в контексте переподготовки социальных работников: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 216.
4. Лотова И.П. Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1997. - 140 с.
5. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания её
эффективного становления: дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2001. - 178 с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений \\ Под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
7. Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и стратегий преодоления стресса у социальных работников: дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2008. - 157 с.
8. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис. - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.
9. Саенко А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 222 с.
10. Тюрина Н.А. Социально-психологические условия преодоления профессиональной усталости социального работника: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 219 с.
11. Холодцева Е.Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работника социальной сферы: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 214 с.
12. Шмелёва Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: дис. ... докт. пед. наук. - Ульяновск, 1997. - 289 с.
13. Lewin K. Field Theory in social science. - N. Y.: Harper, 1964. - 279 с.