ТЕПЛИНСКИХ М. В.
Характеристика структурных компонентов профессионального самосознания субъекта труда УДК 159.923.2:331
М.В. Теплинских
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА
В статье рассмотрены теоретические и прикладные исследования профессионального самосознания. Описаны характеристики структурных компонентов профессионального самосознания субъектов труда. Представлена модель структурных компонентов профессионального самосознания.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, структура профессионального самосознания, субъект деятельности, профессиональная деятельность, профессионализм
M. V. Teplinskikh
COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION OF LABOR SUBJECT
The article reviews academic and applied researches of professional self-actualization. It describes the characteristics of structural components of professional self-actualization of labor subjects. It also presents the model of structural components of professional self-actualization.
Key words: professional self-actualization, structure of professional self-actualization, subject of activities, professional activities, professionalism
Профессиональное самосознание является одним из важнейших и малоизученных регуляторов поведения и деятельности субъектов труда. От уровня сформированности профессионального самосознания зависит процесс формирования профессионала, темп и успешность овладения профессиональной деятельностью, период вхождения в профессиональную общность. Высокая профессиональная подготовка, овладение профессиональным мастерством, развитие творческого потенциала личности невозможны без формирования профессионального самосознания и, в первую очередь, без его субъективных составляющих — профессиональной оценки себя и других, профессиональной Я-концепции (Я-образа), профессионального самоотношения, Я-образа профессии и других именно поэтому для исследования профессионального самосознания важное значение имеет понимание его структурного и уровневого содержания. По мнению Е. А. Климова, А. А. Деркача, К. А. Марковой и др., понимание структурных и уров-невых проявлений профессионального самосознания дает представление о специфике индивидуального профиля человека как субъекта труда.
А. А. Деркач подчеркивает, что «профессионалы воспринимают окружающий мир и себя в нем через призму мира своей профессии», определяя тем самым основные структурные
компоненты профессионального самосознания [2].
Исследователи обращают внимание на то, что выделенные структурные компоненты самосознания являются проекцией и практически зеркально отражены в образах, установках и отношениях профессионального самосознания человека, являющегося специфической характеристикой выражения профессионально реализованной деятельности личности в самосознании человека.
Согласно субъектно-деятельностному подходу индивидные, индивидуально-психологические характеристики и профессионально важные особенности представляют собой целостную систему и являются основой становления профессионала. Важно отметить, что профессиональное самосознание и осознание профессиональной пригодности формируется в процессе профессиональной подготовки и соответствующей ей трудовой деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональное самосознание, а также его основные структурные компоненты, формируясь в процессе трудовой деятельности, в ней же и совершенствуются, определяя уровень его развития у субъектов труда и их профессиональную успешность. Таким образом, именно это является базовыми характеристиками и одновременно критерием определения субъективных качеств профессионала.
В соответствии с одним из важнейших положений субъектно-деятельностного подхода о «формировании внутренней сущности человеческого сознания в процессе воздействия на человека... через продукт общественной практики» [5, с. 10] выявляется прямая взаимосвязь между профессиональным самосознанием и осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т. е. содержание профессионального самосознания включает отношение к профессиональной деятельности и к себе как к субъекту этой деятельности (Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чесно-кова и др.).
Также, по мнению этих ученых, человек всегда выступает как субъект своей профессиональной деятельности. Занимая активную позицию, он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в процессе выполнения деятельности.
В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т. е. профессионально необходимых качеств. Для различных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания, их качественное и индивидуальное своеобразие оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на профессионализм, на уверенность в себе. Данные параметры профессионального самосознания соответствуют уровню субъекта профессиональной деятельности.
Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является, по сути, результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
Так, А.К. Маркова в профессиональное самосознание включает:
- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
- самооценивание человеком своих отдельных сторон: понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
- положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к формированию позитивной «Я-концепции» [4, с. 67-68].
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.
В исследованиях Л.Н. Антилоговой [1, с. 212] с целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности и в связи со спецификой профессии, показано, что структурное строение профессионального самосознания можно представить одним из многочисленных компонентных составов: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.
По ее мнению, моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Гуманистическое отношение к людям труда, забота о повышении производительности труда, о благе общества и кол-
лектива являются конкретными проявлениями морального содержания. А нравственное содержание самосознания характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно поступать и как нельзя [6, 7]. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества [1].
Кроме того, Л. Н. Антилоговой в структуру профессионального самосознания, как и самосознания в целом, включены осознание и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе [1].
С точки зрения Л.Н. Антилоговой, Л.А. Ко-ростылевой, Н. В. Кузьминой и других авторов, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции деятельности личности человека, является осознание собственного совершенствования во времени. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важнейшее значение имеет также постановка профессиональных целей и контроль за их осуществлением.
Эти компоненты реализуются в двух планах: в объективном — их проявление связано с социальным проявлением, образом профессии, профессиональным мастерством, в субъективном — с профессиональным самосознанием. Образ профессии, как целостное образование, формируется под воздействием внешних (предмет и средства труда, условия
и проявления трудовой деятельности, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий и др.) и внутренних (актуальный образ «Я», включающий знание о своем функциональном состоянии, о своем месте в системе отношений, о своих возможностях и ограничениях); профессионального «Я-образа» — «Я-концеп-ция» (представление себя во времени, представление себя представителем профессии); образа субъект-субъектных отношений (эмоциональные состояния, познавательные потребности, характер и тип поведения; направленность личности и др.) — условия, в результате которых изменяется профессиональное самосознание [3]. И, наоборот, изменяющееся профессиональное самосознание воздействует на профессиональный образ, обуславливая его динамику. Следовательно, обогащение образа профессии в процессе приобретения профессионального опыта в деятельности обусловливает развитие профессионального самосознания, а оба эти явления динамичны.
В целом, профессиональное самосознание (уровень его сформированности) определяет проявление другого уровня — сформирован-ности субъекта труда как профессионала, обусловливая тем самым успешность в профессиональной деятельности. Так, А. А. Деркач, Е. Г. Ефремов, В. Г. Катышев, А. К. Маркова, И. И. Чеснокова профессиональное самосознание определяют, во-первых, как специфическую, избирательную деятельность сознания и самосознания, проявляющаюся в осознании себя как субъекта профессиональной деятельности; во-вторых, как комплекс представлений и оценок о себе как профессионале, в-третьих, как целостный образ себя как профессионала, в-четвертых, как систему отношений и установок к себе как профессионалу. Представленные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.
Однако выделенное авторами множество структурных компонентов профессионального самосознания, в свою очередь, не может не затруднять процесс его целостного познания и определения наиболее значимых для его
развития характеристик. Для преодоления проблемы многокомпонентности описания всех структурных составляющих профессионального самосознания, названными ранее авторами, нами предложена обобщенная модель структурных компонентов профессионального самосознания. В основе предлагаемой модели лежит методологический подход С. Л. Рубинштейна к пониманию самосознания в целом и его структурных характеристик, позволяющий содержательно объединить исследуемые близкие компоненты профессионального самосознания по общим основаниям их функциональной и семантической принадлежности субъекта труда [5].
Итак, в качестве основных структур профессионального самосознания предлагается выделить следующие его компоненты:
- профессиональная самооценка и оценка других, система отношений и установок к себе и другим профессионалам — самооценка, самоотношение, самопринятие, самоуважение, отношение к другим, отношение других и т.д. (А.А. Деркач, Е.Г.Ефремова, В.ГКаты-шев, Е.М. Иванова, А.К.Маркова, И.И. Чесно-кова и др.);
- ценностно-смысловая и мотивационная направленность в профессии — профессиональные ценности, ценностные и смысложизненные ориентации, цели в жизни (Л.Н. Анти-логова, Ю.А. Борисов, И.А. Кузнецов, А.В. Серый, В.В. Столин, М.С. Яницкий и др.);
- профессиональная саморефлексивность— самопонимание себя как профессионала, профессиональные потребности и мотивы в познании, представления о природе и человеке, синергия, креативность (В. П. Зинченко,
Е.А. Климов, Е.Ю. Артемьева, А.А. Бодалев,
Н.В. Самоукина, А. В. Серый, М. С. Яницкий и др.);
- эмоциональные переживания в профессии — сила собственного «Я», самоуверенность, сензитивность к себе, спонтанность, самоинтерес, удовлетворенность, эмоциональная насыщенность жизни, активность «Я»; принятие агрессии (А.А. Бодалев, М. И. Лисина, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, И.И. Чес-нокова и др.);
- волевая рефлексия в деятельности — выдержка, самообладание, ответственность, самоконтроль (Ю.А. Борисов, А.Г. Васюк, С.Р. Пантелеев и др.);
- профессиональное поведение и социальная активность — типы поведения, поведенческая гибкость, коммуникативные и организаторские склонности, контактность) (М.И. Лисина, Г. С. Прыгин, В. В. Столин, И. И. Чесно-кова и др.);
- профессиональная рефлексия — компетентность, образ Я-профессионала, профессиональная зрелость (Е.А. Климов, А. Г. Портно-ва, А.Р. Фонарев, Е.Л. Холодцева и др.).
Каждая характеристика представляет собой, по выражению Е.А. Климова, «определенное сочетание осознания основных психологических регуляторов труда», т. е. комбинацию образов объекта труда, субъекта труда, а также образа субъект-субъектных отношений [3].
Исходя из указанных положений, можно сопоставить перечисленные компоненты профессионального самосознания субъектов труда с основными компонентами самосознания (по С.Л. Рубинштейну) в целом (табл.), тем самым вписав его в еще более обобщенную структуру самосознания личности.
Таблица
Соотношение структурных компонентов самосознания и профессионального самосознания
Компоненты самосознания Компоненты профессионального самосознания
Эмоционально-оценочный - профессиональная самооценка, самоотношение и оценка других; - профессиональная саморефлексивность; - эмоциональные переживания в профессии
Когнитивный - профессиональная рефлексия; - ценностно-смысловая и мотивационная направленность в профессии
Поведенческий - профессиональное поведение и социальная активность; - волевая рефлексия в деятельности
Рассмотрев разные подходы к изучению характеристик профессионального самосознания, мы выявили, что оно исследуется через профессиональные оценки, отношения, качества, цели, прогнозы, которые и определяют его структурные компоненты. Специфику профессионального самосознания также связывают с выполнением субъектом своей профессиональной роли, с созданием основных ориентиров в своей деятельности субъектом труда, а его развитие обусловловливают рас-
ширением числа признаков профессионального самосознания. При этом фундаментальным условием формирования профессионального самосознания является интегральное понимание всех его структурных особенностей, а также осознание субъектом труда необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня успешности своей деятельности.
Библиографический список
1. АнтилоговаЛ.Н. Психологические механизмы
развития нравственного сознания личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. — Новосибирск, 1999. — 434 с.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития
профессионала. — М.: МПСИ; Воронеж: Мо-дэк, 2004. — 752 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.,
1996. — 338 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. —
М., 1996. — С. 88.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. —
СПб.: Питер, 2004. — 640 с.
6. Яницкий М. С. Объект собственной профессио-
нальной деятельности в психосемантическом пространстве будущих специалистов по социальной работе // Вестн. Кемер. гос. ун-та. — 2005. — №1. — С. 73-75.
7. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методоло-
гические подходы к изучению ценностносмысловой сферы личности // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. — 2012. — №19. — С. 82-97.