Профессиональное самоопределение студентов-первокурсников с различными стратегиями самоутверждения
Е.П. Крищенко Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону
Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения, принятые в отечественной психологии. Автор анализирует не только классические работы по данной проблематике, но и новые теоретические исследования по данному вопросу. На основе теоретического анализа автор представляет эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения студентов-первокурсников со стратегиями самоподавления, конструктивной и доминирующей.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, студенты-первокурсники, стратегии самоутверждения.
Проблема профессионального самоопределения является актуальной темой исследования не только в психологии, но и в социологии. На данном социально-экономическом этапе развития общества, происходящие социальные изменения повлекли за собой не только смену социальной ситуации развития старшеклассников, но и изменили привычную ранее ситуацию их профессионального самоопределения [1]. Нестабильность общества, разрушение прежних социальных ценностей, ухудшение уровня жизни большей части населения, изменение престижа многих профессий и сфер деятельности привели к ряду негативных последствий, которые осложняют процесс социализации молодежи. Во-первых, у многих старшеклассников формируется пессимистическое мировосприятие, в частности, восприятие своего места в жизни. Во-вторых, существенно изменилась мотивация трудовой деятельности, а именно, наиболее актуальными стали мотивы, связанные с материальным благополучием, по сравнению с другими мотивами («увлекательная и интересная работа», «проявление своих способностей» и др.). В-третьих, среди старшеклассников есть и те, кто не имеет определенного жизненного плана. В- четвертых, до
конца 80-х гг. ХХ в. считалось, что формирование интереса к учебным предметам играет важную роль при выборе профессии. В настоящее время наблюдается невысокий престиж науки, профессий материального производства. Выпускников больше привлекает возможность заняться такой деятельностью, которая позволяет быстро зарабатывать деньги и, тем самым, обретать самостоятельность [2].
Проблема профессионального самоопределения раскрыта в психологических исследованиях Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Марковой А.К., Щедровицкого П.Г. и других исследователей. Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей проживающих в конкретных регионах страны [3].
Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. С одной стороны, каждая профессия - это сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы учебы и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбираешь [4].
Профессиональное самоопределение традиционно понимается в отечественной психологии как осознание своих возможностей для успешного освоения выбираемой профессии и общественной значимости мотива профессионального выбора. Эта проблема рассматривается в современной психологии в рамках личностного самоопределения человека в качестве субъекта, творящего свое бытие в мире, где профессиональная деятельность выступает пространством самореализации и самоактуализации личности [5] .
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Но эти процессы имеют свои различия. Н.С. Пряжников выделил два
принципиальных отличия. Во-первых, профессиональное самоопределение -более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом); личностное самоопределение - это более сложное понятие. Во-вторых, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних благоприятных условий, а личностное самоопределение - от самого человека
[3].
Э.Ф. Зеер отмечает, что важнейшим критерием продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, также умение человека самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и месте работы. Ряд этих проблем личность решает в течение всей жизни, так как личность постоянно развивается и изменяется, то на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному [2].
На выбор профессии влияют различные факторы как внутреннего, так и внешнего порядка. Интерес является одним из таких важнейших факторов, который и в дальнейшем влияет на профессиональную успешность [6] . Помимо интереса, выбор профессии может определяться особенностями характера человека, его способностями, а также широким спектром общественно обусловленных факторов: уровнем экономического развития государства, общественным строем и идеологией, представлениями о ценности и престиже тех или иных профессий, или труда в целом [7].
В тоже время, чувство собственной ценности является одним из показателей нормального развития личности. Проблема самоутверждения личности рассмотрена в авторской концепции Н. Е. Харламенковой. Понятие самоутверждения личности тесно связано с такими явлениями как самооценка, самоценность, собственная значимость личности. В самом
общем виде самоутверждение личности определяется как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности, и вызванное этим стремлением поведение. Н.Е Харламенкова рассматривает самоутверждение как одну из стратегий Эго, как способ усиления Я, придания ему силы или поддержания значимости. По мнению автора концепции, самоутверждение осуществляется посредством использования трех стратегий, которые связаны с решением различных задач личности. Такими стратегиями являются самоотрицание, конструктивная стратегия и доминирование. Самоотрицание характерно для этапа открытия нового Я, т.е. в период смутных, едва осознаваемых ощущений, когда собственно о ценности говорить еще рано. С помощью него происходит ориентировка, принятие, интроецирование нормы и стандартов. Действие в угоду другим быстро замещается доминированием, которое актуализируется после интеграции ценности в Я, и выполняет защитные функции, для того, чтобы сохранить устойчивое положение. Такая защита имеет агрессивный, наступательный характер. Когда стабильное состояние Я достигнуто, то актуализируются конструктивные стратегии самоутверждения личности. Они обеспечивают нормальный взаимообмен ценностями путем проекции и интроекции [8].
Целью проведенного эмпирического исследования являлось изучение особенностей профессионального самоопределения студентов-первокурсников. Данная цель была реализована посредством следующих эмпирических методик - опросника «Стратегии самоутверждения личности» Н.Е. Харламенковой и опросника «Перекресток» Н.С. Пряжникова.
Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения проводилось на отделении педагогического образования Академии психологии и педагогики ЮФУ. В исследовании приняли участие 121 студент-первокурник в возрасте 16-18ти лет. Используя методику Н.Е. Харламенковой «Стратегии самоутверждения личности», выборка была
разделена на три группы: первая группа со стратегией самоподавления составила 60 человек, вторая группа с конструктивной стратегией составила 58 человек, количество учащихся со стратегией доминирования составило 3 человека, что недостаточно для проведения эмпирического анализа. Поэтому мы не учитываем их в дальнейшем исследовании.
Для анализа статистической значимости различий нами использовался и-критерий Манна-Уитни. Нами не было выявлено значимых различий в выборе сфер профессиональной деятельности между юношами и девушками с конструктивной стратегией и стратегией самоподавления, за исключением такой области деятельности как «тунеядство». У учащихся с конструктивной стратегией самоутверждения отсутствие интереса к тунеядству значимо ниже, чем у юношей и девушек со стратегией самоподавления.
Профессиональное самоопределение первокурсников с конструктивной стратегией отражает их активную позицию в выборе сфер профессиональной деятельности. Тогда как юноши и девушки со стратегией самоподавления склонны занимать более пассивную позицию и связывать свое будущее с возможностью жить за чужой счет и не заниматься профессиональной деятельностью. Социальные психологи давно говорят о том, что в нашей стране уже сформировался институт «профессиональных нищих». К сожалению, уже первокурсников размышляют и о таких перспективах своего самоопределения. Иногда это происходит из озорства, осознано или вынуждено, а иногда в силу специфического социально-экономического и духовного положения современной России [9].
Далее различие было выявлено в выборе организационных средств труда. У юношей и девушек с конструктивной стратегией самоутверждения этот выбор значимо выше, чем у студентов со стратегией самоподавления. В выборе ручных, технических, коммуникативных и теоретических средств труда значимых различий не обнаружено. Также нами были получены
значимые различия в выборе уровня профессионального образования между выборками с различными стратегиями самоутверждения. Юноши и девушки со стратегией самоподавления значимо чаще свой выбор останавливают на начальном профессиональном обучении. Тогда как первокурсники с конструктивной стратегией свое дальнейшее образование связывают с получением высшего профессионального образования и получения ученой степени [10].
Проведенное нами эмпирическое исследование приоткрывает новую грань в изучении профессионального самоопределения студентов-первокурсников, что, в очередной раз указывает на сложность и многогранность данной проблематики даже для тех, кто уже, казалось бы, выбрал дальнейшую сферу своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Богачева Е.С. Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы ее модернизации // Инженерный вестник Дона, 2011, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/426.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: АНО «Центр «Развивающее образование», 1999. -108 с.
4. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению//Вестник Костромского государственного университета , №1, том 16, 2010. С.233-237.
5. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2698.
6. Солодова Г.Г. Становление профессионального самоопределения студентов как проблема педагогическая// Вестник Кемеровского государственного университета, №3,2011. С.99-103.
7. Krishchenko E. Subjectivity formation in the system of higher education// Competences of preschool teaches in knowledge society, Belgrad, 2014. - 312 p.
8. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка.- М.: Институт психологии РАН ,2007. - 630 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Академия, 2004. - 304 с.
10. Krishchenko E. The features of images of university professor with first-year students// Competences of preschool teaches in knowledge society, Belgrad, 2015. - 322 p.
References
1. Bogacheva E.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2011, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/426.
2. Zeer Je.F. Psihologija professij. [Psychology professions]. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2003. 336 p.
3. Prjazhnikov N.S. Teorija i praktika professional'nogo samoopredelenija. [Theory and practice of professional self-determination]. M.: ANO «Centr «Razvivajushhee obrazovanie», 1999. 108 p.
4. Aron I.S. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta , №1, tom 16, 2010. pp.233-237.
5. Drozdova I.I., Kapitanova E.V., Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2698.
6. Solodova G.G. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, №3, 2011. pp.99-103.
7. Krishchenko E. Subjectivity formation in the system of higher education. A competence of preschool teaches in knowledge society, Belgrad, 2014. 312 p.
8. Harlamenkova N.E. Samoutverzhdenie podrostka. [Assertiveness teenager]. M.: Institut psihologii RAN, 2007. 630 p.
9. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. [Psychology of professional self-determination]. M.: Akademija, 2004. 304 p.
10. Krishchenko E. The features of images of university professor with first-year students. A competence of preschool teaches in knowledge society, Belgrad, 2015. 322 p.