ISSN 1029-3388
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Кагосян А.С.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ежегодно сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать образовательное заведение, которое будет соответствовать не только их психическим ресурсам, но и экономическому статусу семьи, удобному месторасположению, возможности сохранения связи с семьей, намечаемым жизненным и личностным Проектам и другим значимым условиям их жизнедеятельности. При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, с последующим трудоустройством и т.д. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что большая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, о существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
К 15-16 годам молодые люди должны знать, что профессиональная деятельность является значимой в их жизни, а также понимать, что адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все подструктуры личностного и социального развития и на общее качество жизни в целом, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и формирует позитивное представление человека о себе. Не менее значимой для них является информация о том, что мир профессий чрезвычайно многообразен, динамичен и изменчив, что ежегодно появляется более 500 новых профессий, а многие профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или трансформируются до неузнаваемости. До сознания старшеклассников следует довести, что особенностью современного мира профессий стал полипрофессионализм, который пришел на смену моно-профессионализму. Из этого следует, что надо стремиться получить не одну, а несколько смежных профессий. Сегодня остро ставится вопрос о формировании конкурентоспособной личности, отвечающей реальным условиям современной России. Так, Л.М. Митина видит цель образования в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, а также развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, в психологических знаниях, в знаниях-инструментах, которые позволят обрести менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Она подчеркивает, что ключевыми задачами выступают ценностные ориентации, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия) но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация
36
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
и т.д.). (См.: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с.)
Не следует упускать из виду, что старшеклассники должны знать, что в каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Именно они обусловливают возникновение профессиональных деформаций личности.
Учащиеся также должны понимать, в чем состоит отличие настоящего профессионала от дилетанта. Настоящего профессионала, как считает С.П. Безносов, можно узнать по следующим признакам: постоянная готовность к работе, недовольство собой, стремление к дальнейшему самосовершенствованию, особая энергетическая одержимость в установлении рекордов в специальности, предельная сосредоточенность на деле, повышенные требования к себе и коллегам, критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе и т.д. (см.: Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.).
Эти знания помогут в дальнейшем сформировать у себя эталонные качества настоящего профессионала и установить взаимосвязь между избранной профессией и субъективным благополучием личности, которое представляет собой особое психологическое образование, которое формируется в результате собственной оценочной деятельности личности, ее конструирования и преобразования внешней информации (Ша-мионов Р.М.).
Отсюда становится понятным, что на самых ответственных возрастных периодах становления личности, т.е.у подростков и старших школьников, одним из проблемных вопросов должна быть организация учебной профессиональной ориентации. Следует подчеркнуть, что под влиянием реализации профессионального выбора у молодых субъектов изменяется поведение и его процессуально-динамические характеристики. Свое поведение и свой организм субъект преобразования бытия реорганизует в соответствии со структурой своей смысловой организации, стремясь к конгруэнтности внутреннего и внешнего мира. Новое бытие требует от субьекта определенной организации времени, отражающей его ценностное отношение к различным видам занятости, нового структурирования пространства межличностных отношений, а также создание имиджа, помещающего его в систему значимых для него отношений (Рябикина З.И.).
Включение в учебную деятельность, связанную с избранной профессией, постепенно обогащает и порождает такой личный опыт, который имеет значение для субъекта. Под влиянием полученного опыта он начинает структурировать свою идентичность в соответствии с системой конструктов, отражающих субьективное отношение «Я-мир». Сегодня у современной молодежи заметен рост интереса к профессиям, которые обеспечат их высокое материальное благосостояние. Однако у молодых людей должно быть сформировано представление и о том, какое место в их жизни занимают гуманистические ценности, как осознанные смыслы жизни (В.В. Знаков).
Гуманистическая педагогика основное значение отводит людям, как объектам исследования и человеческим целям, как критериям ценности исследовательских результатов. Абсолютно значимыми признаются личная свобода и умение индивида
37
ISSN 1029-3388
прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь, что прямо противоречит традиционным концепциям обучения, в основе которых прогнозирование поведения других людей и управление ими. Гуманистический подход в обучении нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам обучения, это ценностная ориентация, в основе которой перестройка личностных установок педагога. Если традиционная (естественнонаучная, позитивистская) парадигма обучения основывается на универсальности учебных программ, фронтальном общении, стандартных оценках знаний и умений, принудительности обучения, трансляционной форме передачи информации педагогом и пассивности студентов, то гуманистический подход в обучении апеллирует к индивидуализации и дифференциации обучения, что предполагает использование индивидуальных нормативов и, соответственно, программ развития, к радости учения, к процессу творчества. Самое важное в данном подходе не формирование у студентов каких-то нормативных знаний, но механизмов самообучения и самовоспитания с учетом максимального раскрытия индивидуальных способностей. При разработке конкретных технологий гуманизации образования акцент делается не на содержании обучения, а на формировании таких межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия для развития каждого студента. При этом необходимо иметь в виду, что содержание образования, в рамках которого будет осуществляться развитие личности, может быть в принципе различным.
Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения молодежи достаточно продуктивно исследовались отечественными и зарубежными учеными (П.Р. Атутов, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун, В.И. Журавлев, Н.Н Захаров, Н.Э. Касаткина, Т.В. Кудрявцев, А.Д. Сазонов, В.Д. Шадриков, В.Д. Шегурова, В.В. Ярошенко, Б.А. Федоришин, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова, В.В. Чебышева, П.А. Шавир ,ТИ Ша-лавина, Р. Берне, Д.Сьюпер, А.Маслоу, С.Фукуяма и др.).
В их работах шла разработка и обобщение теории, принципов, методов, форм и структуры профессионального самоопределения, изучались методологические основы, уточнялся понятийный аппарат. Философские, экономические и социальные аспекты профессионального самоопределения рассматривались в работах В.Г. Афанасьева, И.С. Кона, И.А. Сасовой, Х.М. Титмы, В.В. Ярошенко и др. Для осмысления профессионального самоопределения потребовалось изучение возрастных особенностей подростков и старших школьников, проведенное Л.И. Божович, Л.Г. Борисовой, И.С. Коном, А.В. Мудриком. Было установлено, что у старших школьников на первый план выходит необходимость определения своего места в жизни, что приводит к формированию центральной для этого возраста потребности в жизненном и в профессиональном самоопределении. Большое значение для нашего исследования имели также работы отечественных педагогов и психологов, исследующих особенности развития личности в старшем школьном возрасте (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.В. Дубровина и др.). Профессиональное самоопределение старших школьников изучалось в контексте проблем личностно - ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманская и др.). Следует отметить, что при общем внимании педагогов и психологов к проблеме профессионального самоопределения старших школьников, она актуализировалась
38
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
лишь в ряде последних десятилетий в связи с модернизацией системы российского образования и переходом к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы[4].
Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьника и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самоопределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения школьников. Прежде всего, это касается теоретических и методических основ профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи (Е.А. Климов); разработки системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков); изучения общественно-значимых мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков); особенностей профориентации студентов вуза (Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир, Н.Н. Чистяков); формирования элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко). К ним также следует отнести систему профориентации, которая дает школьникам необходимую информацию, ориентирующую их в многообразии существующих профессий, а также умения оценивать свои способности (Б.А. Федоришин). Не меньшее значение имеют диагностические методики изучения школьников, которыми должен владеть школьный психолог в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Воронин Н.П., Забродин Ю.). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего их индивидуальным особенностям.
Исследования последних лет позволили выявить достаточно противоречивые тенденции, которые наблюдаются у учащихся при осуществлении ими личностного и профессионального самоопределения. Сложившаяся ситуация усложняет процесс организации учебно-воспитательной деятельности и не позволяет проводить адекватное прогнозирование развития системы учебно-профессиональной подготовки будущих специалистов. Обеспечение помощи личности в активном осознанном профессиональном самоопределении и трудовом становлении входит в задачи профессиональной ориентации как научно-обоснованной системы форм, методов и способов профессионального выбора. Диагностика и консультирование учащихся в процессе выбора профессии трансформируется в одно из актуальных направлений работы социального педагога-профконсультанта. В основе профессионального самоопределения личности лежит самопознание и объективная самооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретения конкретных профессий.
В настоящее время в Федеральном законе «Об образовании», в уставах общеобразовательных школ, а также в должностных инструкциях и квалификационных требованиях профориентационная деятельность не отражена, что мешает формированию
39
ISSN 1029-3388
у учеников реальных жизненных планов, осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций и внутренних установок. Каждое новое поколение молодежи осуществляет личностное и профессиональное самоопределение по отношению к той системе ценностей, которая существует в обществе. Профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется школьник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы. Как справедливо считает Е.И. Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями. Ценности - один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий [4].
Применительно к профессиональной деятельности человека, А.Д. Сазонов выделяет следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение; интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарные ценности (хороший заработок); должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе [8].
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии: 1) позиция старших членов семьи; 2) позиция товарищей, подруг (сверстников); 3) позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя; 4) личные профессиональные планы; 5) способности; 6) уровень притязаний на общественное признание; 7) информированность; 8) склонности [6].
Идея профориентации получила широкое признание в мире. Она стала важным элементом государственной политики развитых стран.Термин «профессиональная ориентация» впервые вошел в употребление в начале ХХ века во Франции и Бельгии. Однако почти за 2,5 тысячелетия до наших дней Платон писал, что каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен [6;7].
Профессиональная ориентация призвана помочь учащимся организовать саму учебную деятельность, осознанно выбрать изучаемые школьные предметы, которые могут ему пригодиться на следующих этапах обучения. Кроме того, профессиональная ориентация должна сформировать у школьников оптимистичную жизненную и профессиональную позицию.Профориентационная работа в течение длительного времени была предметом научных исследований Е.А. Климова, И.С. Кона, А.Е. Голомштока, Н.С. Пряжникова, Н.Н. Чистякова, А.Д. Сазонова и др. Так, Е. А Климов указывал на необходимость и значимость проведения профориентационной работы, считая, что подростку следует всячески помогать получить широкую ориентировку в мире профессий, что он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути. Е.А. Климов подчеркивал, что учащийся должен выступать в роли субъекта самоопределения^].
40
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Профессиональная ориентация в нашей стране была реабилитирована благодаря трудам Е.А. Климова, который всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Созданная им классификация профессий стала фактическим стандартом. Типы профессий были разделены им по предмету труда на следующие группы: человек, техника, знаковая система, художественный образ, природа.
Профессиональную ориентацию он трактовал как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии [6].
Однако кардинальные социальные изменения 90-х годов свели на нет усилия тех, кто закладывал основы профориентации молодежи. Переход государства на рыночную экономику обусловил отказ от планирования и гарантий в сфере образования. Поэтому основные усилия были направлены на содействие в трудоустройстве. В профориентационную работу в школе стали активно включаться средние и высшие профессиональные учебные заведения, которые реально заинтересованы в абитуриентах. Однако деятельность по активизации профориентационной работы в школе все еще находится на начальной стадии. Вместо единой системы профориентации имеют место лишь отдельные структуры, которые возникают как инициативные, благодаря активности организаторов этой работы. Из-за слабой профориентационной работы возникают трудности, которые связаны с формированием у молодежи профессионального самоопределения, психологической готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с ее интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей различных социальных сфер в новых кадрах. Без эффективной профорентационной работы школьникам достаточно сложно осмыслить собственные потребности и предпочтения, выстроить их иерархию, сформировать ценности и мотивы, необходимые для прицельного выбора профессии. Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По характеру все мотивы он предлагает разделить на четыре группы: мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неуверенная, неаргументированная; никак не аргументированная мотивация [8].
Н.С. Пряжников рассматривал профориентационную работу как стержень всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится [9]. Профессиональная ориентация является не только научной проблемой, но и определенной совокупностью практических мероприятий. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.
Исследования позволили выявить достаточно противоречивые тенденции, которые наблюдаются у учащихся при осуществлении профессионального самоопределения. Такая ситуация усложняет процесс организации учебно-воспитательной деятельности и не позволяет проводить адекватное прогнозирование развития системы учебно-профессиональной подготовки будущих специалистов. Обеспечение помощи
41
ISSN 1029-3388
личности в активном осознанном профессиональном самоопределении и трудовом становлении входит в задачи профессиональной ориентации как научно-обоснованной системы форм, методов и способов профессионального выбора. В основе профессионального самоопределения личности лежит самопознание и объективная самооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретения конкретных профессий
[4; 9].
Профессиональная ориентация осуществляется в контексте ее основных взаимосвязанных направлений - профессиональной консультации, профессиональной информации, профотбора (профподбора) и профессиональной адаптации. Она должна обеспечить реализацию социально-экономической, медико-физиологической, психолого-педагогической функции. Существующая образовательная система сложилась в середине 20-го века и была ориентирована на совершенно другую экономику, на другой экономический уклад, на другие требования самих обучающихся и их родителей, на другие ожидания работодателей. Сегодня в России сложилась совершенно другая ситуация. Экономика постоянно предъявляет новые требования к уровню, масштабам и качеству подготовки высоко квалифицированных специалистов. Переход к рынку труда существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью [9]. Сегодня серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования. Произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда. Современная российская молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации, к выбору типа учебного заведения. Это в значительной степени обусловлено недостаточной профессиональной эффективностью учителя, который дает некачественный педагогический продукт. Следует организовать методическую поддержку учителя в восприятии им «целевого поля» своей деятельности, в формировании их готовности к авторскому саморазвитию, к рефлексии и диагностике достижений и возможностей учащихся. В сознании педагогов должно быть сформировано представление о том, что их профессиональная успешность зависит от развития субъектности личности как репрезентирующего и контролирующего начала. Это становится возможным благодаря тому, что к настоящему времени уже определены функции и радиус действия субъектности. Главным признаком субъектности признано «деятельное» самосознание, т.е. умение проявить личную инициативу как субъективно возможную основу собственного существования. Именно субъектность личности позволяет выбрать предпочитаемую деятельность, социальные роли, цели и средства достижения эффективных результатов (А.И. Пригожий).
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Становление у школьника концепции «Я - будущий профессионал» находится в зависимости от «Я - концепции личности». Недостаточное развитие любой из этих структур приводит к замедлению темпов профессионального самоопределения и профессионализации личности в целом. Это свидетельствует о наличии корреляции между профессиональным и личностным развитием (Эркенова Н.В.). Именно «Я- концепция» определяет направление выбора активности, являясь интегрирующим фактором и элементом индивидуального функционирования личности. З.И. Рябикина характеризует образ «Я» как ядро личности и вершину смысловой иерархии. Его структура отражает основные структуры личности: пространство смыслов и индивидных особенностей, структуру поведения и организацию жизненного пространства личности. Развитие будущего профессионала предполагает формирование эталона той или иной профессии, возникновение новой, изменение смысловой иерархии. Это значит, что формируемый эталон обусловливает и подчиняет структуру смыслового пространства. Значимым фактором развития профессиональной направленности является степень вовлечения молодежи в профессиональную деятельность. Осуществляемое школьниками «примерива-ние» профессии на себя оказывается недостаточно эффективным. С этой точки зрения целесообразно позволять студентам средних профессиональных учебных заведений и студентам вузов проходить «пробную специализацию», т.е. реальное погружение в профессиональную деятельность, в ходе которой они смогут оценить свое отношение к избираемой профессии, свои способности к ней, психологическую удовлетворенность от реализации ее процессуальных и содержательных компонентов. Возможно, введение такой инноватики потребует пересмотра учебных планов и сроков обучения, но на деле это нововведение является более экономичным, чем смена профессии, совершаемая на последующих этапах профессиогенеза. Профессиональное самоопределение студентов средних учебных заведений будет более успешным, если среди работающих преподавателей будет достаточное количество «эталонных», способных транслировать в процессе образовательной деятельности свои субъектные параметры[11].
Как показывают исследования Харламенковой Н.Е., потребность в определении и в совершенстве себя самого является одной из основных на этапах периода юности и ранней взрослости. Она выражается в стремлении студентов к превосходству, к изменению своей самооценки, которая приводит к развертыванию борьбы за самоутверждение как закономерного процесса обретения человеком ценности собственного Я. Идентификация с человеком, который переживает успех, поддерживает самооценку личности, которая пытается самоутвердиться в подростковом и старшем школьном возрасте. По мнению Харламенковой Н.Е., самоутверждение личности нельзя рассматривать вне общих закономерностей развития личности, вне ее генеза. Она пытается доказать, что чувство собственной ценности является одним из показателей нормального развития личности[12]. Особенно это касается того возраста, в котором идет выбор типа образования - среднего или высшего.У многих школьников, поступивших в средние учебные заведения, актуализируется проблема самоутверждения. Им кажется, что они снизили уровень притязаний и что они не смогут реализовать свои профессиональные намерения и жизненный проект в целом, что они личностно проигрывают по сравнению со своими друзьями, сделавшими выбор престижных вузов. Поэтому
43
ISSN 1029-3388
образование, получаемое в колледжах и лицеях, они рассматривают, как непопулярное и недостаточно престижное, промежуточное. Они формируют планы обязательного получения высшего образования.
В подростковом возрасте дают о себе знать гендерные различия, т.е. гендерная специфика профессиональных ориентаций. Женские черты не позволяют девочкам занимать активно-наступательную позицию. Они не склонны к риску, агрессии, независимости и напористости, т.е. к проявлению маскулинных черт. У девочек наблюдается гиперфеминизация, реконструкция представлений о своем физическом Я, принятие нового образа тела, формирование половой идентичности, эмоционально положительно воспринимаемой ими. У мальчиков этот процесс происходит несколько позже, в 14-15 лет, когда актуализируются маскулинные признаки Я, происходит переход к разнообразию функционирования, к выбору роли и к вариативным отношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Умение адекватно актуализировать себя является признаком наступления определенного чувства взрослости. Конструктивные стратегии поведения постепенно начинают преобладать по сравнению с неуверенными и доминантными. Согласно данным Харламенковой Н.Е, динамика доминантных стратегий (их повышение), также как и динамика конструктивных стратегий (их снижение) указывает на сложность периода 13-15 лет. К 15-16 годам показатели по самоуважению и отраженному самоотношению постепенно повышаются, а по самообвинению - пони-жаются[12]. Из этого следует, что при проведении профориентационной работы следует учитывать особенности взросления и самоутверждения юношей и девушек, стоящих на пороге выбора типа учебного поведения. При включении их в систему требований и ценностей конкретной профессии уточняется их готовность к труду и субъективная трудовая зрелость. По мере профессионального становления в личности будущего специалиста вычленяются те компоненты, которые требуют развития. У них также происходит изменение психосоциальных установок, убеждений, притязаний по отношению к себе, к своей образовательной среде и к своему окружению. Эти изменения являются результатом происходящих событий и эффективностью решения задач, связанных с используемыми стратегиями и психическими ресурсами. У молодых людей возникает чувство собственной значимости от включения в хозяйственно-экономическую жизнь общества.
Начинается также осмысление своих связей с институтом трудовой занятости, определение своей способности к занятости, особенностей перехода из учебного заведения на рынок труда, обдумывание возможностей трудоустройства, получение престижного статуса, согласование между желаемым и наличным, поддержание позитивной оценки, уменьшение уровня стресса и фрустрации, проявление заботы о своем физическом и психическом здоровье. Новое профессиональное бытие личности демонстрирует то, насколько она объективировала свою субъектность, т.е. воплотила свой внутренний субъектный мир. Самоопределению и самореализации растущей личности помогает самоорганизация, которая рассматривается в качестве важного механизма бытия личности (Знаков В.В., Рябикина З.И.). Одной из форм детерминации процесса самоопределения является саморегуляция, которая обеспечивает достижение уже принятых целей. Цели раскрывают перед личностью социальные горизонты разного
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
масштаба и временной глубины (Бодров В.А., Пряжников Н.С.). Достижение цели зависит от использования внутренних (психологических) и внешних ресурсов (информации, материальной помощи, эмоциональной поддержки, полезных связей и т.д.). Демин А. Н. считает, что самоорганизация личности близка психической саморегуляции, но имеет более выраженную стратегическую ориентацию (выраженность мотивационно-волевого компонента, включающего жизненные цели и планы, привлечение социально-средо-вых ресурсов, интегративность (согласование разных видов активности)[3].
На сегодняшний день в профориентации существует множество проблем, которые необходимо решить. Прежде всего, это касается поступления молодежи в средние профессиональные учебные заведения. Известно, что сегодня в России функционируют около 5000 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых учатся около 3 млн. человек. В то же время контингент студентов вузов составляет около 6 млн. Ежегодно в учреждения НПО и СПО поступают столько же абитуриентов, сколько и вузы, чуть более 1млн. человек. У школьников следует сформировать представление, что среднее профессиональное образование - это значимая система подготовки кадров для различных видов труда как в производстве, так и в социальной сфере. Относительно короткие сроки обучения и невысокие затраты на него обусловливают привлекательность среднего профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей населения, тем более с ограниченными экономическими возможностями.
Роль среднего профессионального образования особенно велика в условиях социального расслоения общества, в условиях снижения территориальной мобильности населения. Средние профессиональные образовательные учреждения функционируют в условиях многоуровневой конкуренции. Актуальным, научно-обоснованным и широко проверенным способом обеспечения успешной деятельности как государственных, так и частных образовательных учреждений данного типа в условиях рынка является маркетинг. Как показал опыт, отсутствие маркетинга грозит колоссальными затратами на подготовку специалистов, которые заведомо не найдут применения своим навыкам, дефицитом действительно необходимых специалистов, отсутствием профессионализма у молодых специалистов, а самому учебному заведению - отсутствием спроса на предлагаемые специальности и другие услуги.
Среднее профессиональное образование, обладая громадным потенциалом, в своем функционировании и развитии, сталкивается с рядом серьезных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. В условиях нестабильности ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена. Нарушение традиционных связей этих учебных заведений с потребителями кадров, т.е. с работодателями, неразвитость рынка труда затрудняют приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, осложняют организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников[1].
Имеются сведения о том, что многие учащиеся колледжей и ВУЗов разочаровываются в выбранной специальности в процессе обучения. В то же время 12-28% учащих-
45
ISSN 1029-3388
ся, получающих начальное профессиональное образование, имеют прямые медицинские противопоказания к выбранным и изучаемым профессиям. В результате многие выпускники работают не по полученной специальности. Так, по данным исследования итогов трудоустройства выпускников вузов 2007 года в различных регионах страны только 23% молодых людей работают по выбранной профессии, 18% выбрали работу не по специальности. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы. Возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству. Отсюда становится понятной необходимость организации учебной профессиональной ориентации, которая должна осуществляться на самом ответственном возрастном периоде становления личности - в подростковом и старшем школьном возрастах.
Однако в настоящее время в Федеральном законе «Об образовании», в уставах общеобразовательных школ, а также в должностных инструкциях и квалификационных требованиях школьных психологов и социальных педагогов профориентационная деятельность не отражена. Все это мешает формированию у учеников реальных жизненных планов осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций и внутренних установок.Сегодня профессиональная ориентация в образовательных учреждениях практически не осуществляется, а если и осуществляется, то фрагментарно и эпизодично. Чаще всего проводимая профессиональная диагностика ограничивается 3-4 тестами, которые дают очень мало информации об ученике и его отношении к профессиональному выбору. Свернули свою работу школьные кабинеты и уголки профориентации - самая массовая и доступная форма организации профориентационной работы в системе образования.Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности школьника, выбирающего профессию. Используются, в основном, словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе, в избираемой профессии. Помимо этого, в городах и районах плохо развита система обеспечения текущей информацией о потребностях в кадрах.
Ошибки в выборе профессии не только отрицательно сказываются на самом человеке, его самооценке, физическом и психическом здоровье, но и наносят огромный вред обществу, государству. Если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Сегодня становится возможным создание комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, как системы социальной поддержки молодежи. В связи с этим необходимо включить в государственный стандарт общего образования учебные предметы о законах формирования рынка труда, о мире профессий, о профессиональном образовании и его взаимосвязи с оплатой труда и с планированием карьеры [10]. Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд позитивных результатов: быстрое овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины[8]. Для развития системы профориентации необходимо оказание методической помощи, рас-
46
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
пространение информации о профессиях, потребностях в кадрах, проведение профессиональных консультаций с использованием методов профессиональной диагностики, совместное участие педагогических коллективов и родителей в формировании у школьников профессиональных интересов.
Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд результатов: быстрое овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.д. Недовольство выбранной профессией заставляет молодых людей искать себе новое место учебы или работы, что оказывает на них негативное влияние.Как показывает опыт, учащиеся нуждаются в профессиональных консультациях, в ходе которых они могут получить информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими той или иной профессии; об образовательных учреждениях, подготавливающих специалистов по выбранной профессии, о необходимом для поступления в эти учреждения уровне образования и вступительных экзаменах.
Для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии необходимо проведение консультаций с целью установления соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Основными формами консультаций являются: справочная консультация (учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, о системе оплаты труда, о перспективах профессионального роста); диагностическая консультация (направлена на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии); формирующая консультация (ее цель - руководство выбором профессии и его коррекцией, рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения); медицинская профконсультация направлена на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию на другую область деятельности, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным. Помимо этого, на консультации учащимся должна быть предоставлена информация о показаниях и противопоказаниях к профессиям. Занимаясь профориентационной работой, школьный психолог должен реализовывать следующие функции: диагностическую, просветительскую,коррекционно-развивающую и консультативную. Обучение правилам выбора профессии, получение информации о многообразии профессий происходит в процессе первичной профконсультации школьников,которая может иметь индивидуальную или групповую форму. Консультация помогает сформировать профессиональный план школьника, а также повысить степень осознанности и ответственности за осуществляемый выбор.
Более результативной является углубленная индивидуальная профконсультация, которая требует более глубокого изучения школьника: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей,
47
ISSN 1029-3388
успешность обучения и особенности референтной группы. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти профессии, которые соответствуют его психофизическим качествам. Методы профессиональной консультации можно дифференцировать на: информационно-справочные; диагностические; методы морально-эмоциональной поддержки; методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития.
Основной целью профконсультации можно считать формирование профессионального плана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья. Достигнуть этой цели можно путем решения ряда задач профессиональной психологической консультации: определение запроса учащегося; выявление группы профессий, наиболее соответствующих его индивидуально-психологическим особенностям, состоянию здоровья, склонностям и способностям.
В то же время, следует учитывать, что профессиональная консультация имеет ряд особенностей. Так, профконсультация должна проходить как ситуация обучения правилам выбора профессии, ориентирования в мире профессий, без оказания какого-либо давления или навязывании своих решений, без «выдачи» готовых «рецептов» и рекомендаций. Выбор должен сделать сам школьник. Только в этом случае он будет стремиться реализовать сделанный выбор. В своей работе профконсультант должен опираться на уже сформированные или имеющиеся у школьника ценностные представления, на направленность его личности, учитывая более или менее выраженные склонности и интересы. Сформировать за время профконсультации их невозможно, но можно в той или иной степени корректировать представления школьника о субъективных и объективных условиях выбора профессии. Окончательное решение в выборе профессии, а, следовательно, и учебного заведения принимает учащийся. По форме проведения профессиональные психологические консультации могут быть индивидуальными или групповыми.
Для развития средних профессиональных образовательных учреждений необходим новый подход к организации их деятельности, позволяющий ответить на вопросы: кого учить, чему, где и как, кто будет оплачивать образование. Ответы на все эти вопросы могут быть получены при использовании теории и практики маркетинга. Маркетинг в образовании позволяет изучить реальный спрос на те или иные формы обучения, ситуацию в системе профессиональной подготовки, основные проблемы в подготовке специалистов, ориентации вступающей в жизнь молодежи. Применяемые в процессе изучения образовательной среды маркетинговые и социологические методы, такие как массовые и экспертные опросы, мониторинг динамики образовательных процессов, наблюдения, эксперименты, фокус - группы, обеспечивают надежную диагностику происходящих процессов, способных оказывать коррекционное воздействие на управление образовательным учреждением. Анализ теории и практики использования маркетинга в образовательной сфере выявил недостаточную разработанность системы маркетинга, способствующей развитию среднего профессионального учреждения[10].
Анкетный опрос абитуриентов позволяет выявить каналы информации о функци-
48
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
онировании средних профессиональных учебных заведений в регионе, оценку приоритетных специальностей учебных заведений, мнения абитуриентов о рекламных акциях, проводимых ими, социальную принадлежность будущих студентов и, соответственно, их материальные возможности оплаты образования.
Не следует забывать, что выбор молодыми людьми той или иной профессии связан также с проблемой престижности личности, так как престижные оценки лежат в основе всех человеческих отношений. К настоящему времени, по мнению О.В. Степанова, оформились и начинают заявлять о себе глобальные тенденции, к которым можно отнести: резкий диссонанс ценностей, рост девиаций в морально-нравственных отношениях, интенсивную социальную динамику, трансформацию представлений о престиже личности. Это, действительно, метки нового времени. Стремление к получению престижного образования у многих молодых людей становится не показателем их самореализации, а лишь реализацией желания обладать социально-экономическими благами, иметь возможность влияния и приобщиться к субьективно- желаемому положению через приобретение символов престижа. Амбивалентность проявления престижа как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, требует формирования представлений о нем еще у школьников. Оценка этого феномена, его изучения в контексте экзистенциальных проблем растущей личности, которая находится на стадии активной социализации, является достаточно перспективной не только для теории, но и для образовательной практики.
Литература
1. Анисимов П.Ф. Национальная доктрина образования и перспективы развития среднего профессионального образования// Среднее профессиональное образование.-2000. - №3. - С. 19-25.
2. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). - М., 2002..- 268 с.
3. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кпизиса.- Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2004.- 315 с.о
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. Киев. 1988. 198 с.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. М. Просвещение. 1988. 272 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. псих.тр. - М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин. т, 2007.
7. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение. 1989. 254 с.
49
ISSN 1029-3388
8. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 223 с.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002. 400 с.
10. Усанова С.Ю. Организация взаимодействия средних и высших учебных заведений // Педагогический поиск и мастерство: сборник научно-практических статей. Вып. 1.- Волгоград, 2002.- С. 15-18.
11. Эркенова Н.В. Развитие субъектности личности - главный фактор формирования «Я» концепции и профессиональной успешности //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов 7-го годичного собрания Южного отделения РАО и 19 региональных психолого-педагогических чтений Юга России.-Ростов н/Д:Издательство РГПУ, 2000. Часть 1.- С.148-149.
12. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.- 384.
50