ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Андреева С.Н.1, Ендылетова Н.С.2
'Андреева Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент; 2Ендылетова Надежда Сергеевна — магистрант, кафедра психологии развития и образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: в работе указаны различные авторы, занимающиеся проблемой самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии. В тексте раскрыты некоторые точки зрения различных исследователей на содержание понятия «самореализация». Также в тексте статьи рассматривается проблема самоутверждения личности и направленности личности преподавателей вуза и дается анализ результатов исследования стратегий самоутверждения и направленности личности преподавателя в системе высшего образования.
Ключевые слова: стратегия самоутверждения личности, конструктивная стратегия, стратегия самоподавления, агрессивная стратегия, самоподавление, самораскрытие, самовыражение, направленность личности, самореализация, самоактуализация.
Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью.
Изучение профессионального самоутверждения представляет особый интерес именно в педагогической деятельности преподавателя вуза, что объясняется спецификой педагогической деятельности в системе высшего образования. Именно в педагогической деятельности профессиональное самоутверждение связано с личностными особенностями.
В отечественной психологии проблема самоутверждения личности изучалась различными учеными в процессе анализа взаимодействия субъекта с его окружением (В.Г. Асеев, А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, М.М. Дьяченко, В.Д. Евстратов, Л.Е. Мерзляк, А.В. Мудрик, Е.Ф. Осипенко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова и др.).
Самоутверждение педагога также изучалось в контексте изучения профессионального самосознания Н.В. Кузьминой, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, С.А. Лебедевым, А.А. Реан и другими.
Дьякова Л.А. изучая самоутверждение педагогов в процессе инновационной деятельности, пришла к выводу, что конструктивная стратегия самоутверждения в инновационной деятельности более выражена у учителей общеобразовательных школ, агрессивная и стратегия подавления - у воспитателей дошкольных образовательных учреждений [3]. По ее мнению, неконструктивные стратегии (агрессивная и самоподавления) характеризуются неадекватной самооценкой, сопротивлением новому, закрытостью своего опыта, выражаются в подавлении личности других людей, либо самоподавлении [3].
Проблема самоутверждения непосредственно связана с самореализацией личности, которую с различных позиций рассматривали многие ученые. Создателем теории самореализации личности является А. Маслоу. В рамках понимания самоактуализирующейся личности К. Роджерсом и А. Маслоу можно сделать вывод: самоактуализирующаяся личность определяется как тип личности, для которой характерно стремление к самосовершенствованию, к полноценному общению, реализации своего потенциала, достижению всего того, что она хочет в жизни и творчестве. Самоактуализация является процессом, заключающимся в реализации человеком своего внутреннего потенциала, заложенного в нем первоначально. Такой процесс является естественным проявлением человека, жизненной необходимостью и условием полноценности человеческого существования.
В психологии и педагогике теорию самоареализации развивают Е.В. Андриенко, А.Г. Асмолов, И.А. Витин, Е.И. Исаев, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
Л.С. Выготским было объединено понятие «самореализация» с понятием «жизнь» и определено как стремление зрелого человека во внешнем плане «осуществить свои личные цели, страсти и интересы только в непосредственном соприкосновении с миром» [2, с. 128.].
Н.А. Азарян, исследуя особенности профессиональной самореализации, среди ее ведущих характеристик-факторов называет удовлетворенность трудом, адекватную самоидентификацию в профессии, способность и готовность преодолевать профессиональные трудности [1, с. 14].
Исследование стратегий самоутверждения и направленности личности преподавателей вуза проводилось на базе ФБГОУ ВО «Марийский государственный университет». Всего в исследовании приняли участие 40 сотрудников, из них должность профессора занимают - 5 человек, должность доцента - 26 человек, старшего преподавателя - 5 человек, преподавателя - 4 человека.
Особенностью всей выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола. Возраст респондентов, участвующих в исследовании варьировался от 23 до 69 лет.
В исследовании применялась методика «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина,
H.Е. Харламенковой [4, с. 414].
По результатам, полученным с помощью методики «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова), можно говорить о том, что 60% профессоров имеет стратегию самоподавления (самоотрицания). Это значит, что у представителей данной группы доминирует механизм отрицания, проявляется конформная установка по отношению к группе, гиперответственность. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Конструктивная и агрессивная стратегии у профессоров не выявлены.
По результатам исследования сотрудников, занимающих должность доцента, 54% имеют конструктивную стратегию самоутверждения. Данная стратегия проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, спонтанном проявлении способностей и творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением стремятся к самораскрытию и самовыражению. Конструктивная стратегия самоутверждения личности выявлена также у 60% сотрудников, занимающих должность старшего преподавателя.
У сотрудников, занимающих должность преподавателя, преобладает стратегия самоподавления (50%). Это значит, что у представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Особенностью данной группы является то, что среди преподавателей присутствует агрессивная стратегия самоутверждения личности. Значит, у опрошенных данной группы агрессивная стратегия проявляется в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции.
Стратегии самоутверждения личности среди преподавателей вуза разных возрастных категорий так же имеют свои особенности. У преподавателей в возрасте от 23 до 30 лет преобладают в равной мере конструктивная стратегия (40%) и стратегия самоподавления (40%), а так же присутствует агрессивная стратегия (20%). Преподаватели возрастной категории от 30 до 40 лет имеют выраженную стратегию самоподавления (57%). В возрасте от 40 до 50 лет преобладает конструктивная (50%) и стратегия самоподавления (50%) в равной мере. Преподаватели в возрасте от 50 до 60 лет в своей деятельноти преимущественно придерживаются конструктивной стратегии (54%). Среди преподавателей в возрасте от 60 до 70 лет так же преобладает конструктивная стратегия самоутверждения (60%).
Таким образом, преподаватели вуза характеризуются различными стратегиями самоутверждения. Профессора характеризуются чаще стратегией самоподавления, доценты и старшие преподаватели -конструктивной стратегией самоутверждения, преподаватели имеют стратегию самоподавления и агрессивную стратегию. В пределах возрастной группы от 23 до 50 лет преимущественное положение занимает стратегия самоподавления. Преподавателей возрастных границ от 50 до 70 лет можно характеризовать, как использующих в своей деятельности преимущественно конструктивную стратегию самоутверждения.
Список литературы
I. Азарян Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности: затруднения и пути их преодоления / Н.А. Азарян. М.: Изд-во РАО, 2014.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
3. Дьякова Л.А. Самоутверждение педагогов в процессе инновационной деятельности. // Научные труды международной научной конференции Международной академии наук педагогического образования «Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании». М.: Изд-во МАНПО, 2012. С. 150-158.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Психотерапия, 2009. 540 с.