Формирование конкурентоспособности педагогов физической
культуры
В статье обозначается проблема формирования конкурентоспособности педагогов по физической культуре, конкретизируется содержание понятия «конкурентоспособность педагога по физической культуре»; раскрывается роль дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта» в формирования конкурентоспособности педагогов по физической культуре.
Конкурентоспособность педагога по физической культуре, формирование конкурентоспособности, акмеология физической культуры и спорта.
I.S. Osipova, Shadrinsk
Formation of competitiveness of pedagogues of physical culture
The article defines the problem of formation of competitiveness of pedagogues of physical culture, concretized the concept of "competitiveness of the teacher of physical culture"; the role of the discipline "Psychology ofphysical culture and sport in the formation of the competitiveness of teachers ofphysical culture.
Keywords: The competitiveness of the teacher of physical culture, formation of competitiveness, acmeology of physical culture and sports.
Современный педагог по физической культуре давно не вмещается в карикатурный образ «физрука». Требования времени заставляют самостоятельно находить и обновлять смыслы своей профессиональной идентичности и аутентичности, перманентно уточнять и конкретизировать профессионально-личностные цели и планы, видеть систему гуманистических смысловых координат дисциплины «физическая культура» и ценностей физической культуры и спорта, овладевать способами принятия решений в динамичных условиях профессиональной деятельности. Все это должно показывать способность продвижения педагога по физической культуре к высокому уровню профессиональной готовности.
Опираясь на вышесказанное следует отметить, что формирование конкурентоспособности педагога по физической культуре является насущной необходимостью как для образовательных и физкультурно-спортивных организаций, т.к. обеспечивают их собственную конкурентоспособность, так и для самой личности.
А.А. Власова определяет конкурентоспособность педагога «совокупностью индивидуальных и личностных свойств в единстве и включает в себя способности, черты характера, потребности и состояния, позволяющие продуктивно функционировать в педагогической деятельности, педагогическом общении и личностной самореализации» [1].
Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др., занимаясь проблемой конкурентоспособности личности, считают необходимым формировать:
- систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;
- профессиональную направленность личности;
- систему целеполагания;
- самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности [2].
В научной литературе ученые не разделяют достаточно четко понятия «развитие конкурентоспособности» и «формирование конкурентоспособности». В целом, данные понятия можно расценивать как синонимичные. При этом мы исходим из позиций, что понятие «формирование» включает несколько подходов к определению:
- формирование - придание определенной формы законченности чему-либо; сложение, образование, развитие;
- формирование - становление личности под воздействием различных факторов; результат на данный момент (какой-то уровень стабилизации, приобретение формы -комплекса свойств, качеств личности);
- формирование - процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности) [4].
Таким образом, в дальнейшем мы будем придерживаться той мысли, что конкурентоспособность будущего педагога (в том числе и педагога по физической культуре) требует формирования.
Анализируя требования работодателей, предъявляемые к конкурентоспособной личности и сравнивая их выводами педагогов-исследователей о формировании конкурентоспособности личности можно проследить сходство в большинстве позиций. И работодатели, и педагоги-исследователи понимают под конкурентоспособностью систему устойчивых личностных качеств (внимательность, порядочность, стрессоустойчивость и др.); отмечают наличие профессиональных качеств (профессиональную образованность, опыт, грамотность и др.); определяют систему целеполагания (дисциплинированность, исполнительность, ответственность и др.); предполагают развитие самосознания (активность, обучаемость, предприимчивость и др.). Характеризуя конкурентоспособного специалиста, работодатели шире рассматривают личностные качества, включая аспект физического здоровья специалиста, необходимый для эффективного позиционирования на рынке труда. Задача вуза при подготовке конкурентоспособной личности заключается в необходимости учета требований, как педагогов-исследователей, так и работодателей, при этом должна быть разработана оптимальная модель конкурентоспособной личности, удовлетворяющая требованиям обеих сторон.
Анализ современных исследований проблем формирования конкурентоспособных специалистов в сфере физической культуры и спорта позволяет отметить следующее:
- конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту охарактеризована как фактор повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций и эффективности функционирования сферы «Физическая культура»;
- в литературе конкурентоспособность рассмотрена как экономическая категория и как интегративная личностная характеристика специалиста, данные интерпретации применимы и в сфере физической культуры;
- выявлено и охарактеризовано содержание социально-профессиональной компетентности и акмеологической направленности личности, конкурентоопределяющих личностных качеств как компонентов конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту.
Разделяя мнения В.И. Анедреева, А.А. Власовой, Е.А. Тенилова, С.А. Хазовой, и др. по поводу качеств конкурентоспособности, мы представляем конкурентоспособность педагога по физической культуре сложной индивидуальной и личностной характеристикой, необходимой для успешного трудоустройства и адаптации к профессии в сфере физической культуры и спорта. Данная характеристика включает в себя умение ставить четкие цели, определять ценностные ориентации, творческое отношение к делу, психологическую пластичность, независимость, способность к риску, способность быть лидером, авторитетом, толерантность,
трудолюбие, стремление к непрерывному саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, стрессоустойчивость.
Нам представляется, что такое многомерное явление как конкурентоспособность не может быть сформировано на бессознательном уровне, т.к. качества, входящие в конкурентоспособность, формируются за счет компонентов интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции индивидуальности студента. Данное положение в полной мере соотносится с определением формирования конкурентоспособной личности, данным Л.М. Митиной: это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях [3]. Именно поэтому важно не просто представить модель процесса формирования конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту (что, безусловно, тоже важно, т.к. вуз является организатором и координатором этой работы), а раскрыть конкретные этапы формирования конкурентоспособности педагогов по физической культуре и их содержание.
Процесс формирования конкурентоспособности будущих педагогов по физической культуре, по мнению С.А. Хазовой, обеспечивается следующими образовательными условиями:
- конкретно-методологическими: полипрофессиональность образования; природосообразное развитие детерминантов конкурентоспособности; контекстность и практикоориентированность образования; индивидуально- и профессионально-ориентированная вариативность образовательных маршрутов и психолого-педагогических воздействий; учет внешних критериев конкурентоспособности и потребительских свойств при проектировании содержания образования и оценке образовательных результатов.
- содержательно-методическими: выбор содержания образования (в совокупности информационного содержания, средств и методов, форм организации образовательного процесса), способствующего развитию структурных компонентов конкурентоспособности; реализация содержания образования, направленного на развитие детерминантов конкурентоспособности, с учетом их значимости для взаимосвязанных внешних критериев и потребительских свойств специалистов.
- организационно-технологическими: конкуренторазвивающая организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе; психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности студентов и конкуренторазвивающей деятельности педагогов [5].
Курс «Акмеология физической культуры и спорта» в качестве миссии обладает огромным потенциалом формирования профессионально-педагогического мировоззрения педагогов физической культуры.
Цель изучения дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта» состоит в теоретической и практической профессиональной подготовке бакалавров, направленной на: а) формирование системы знаний о профессиональном становлении педагогов по физической культуре; б) овладение навыками самопознания, анализа собственной деятельности с целью ее формирования и совершенствования; в) формирование профессиональной педагогической позиции.
Студентам заочного отделения факультета физической культуры предлагаются следующие индивидуализированные задания:
1. Подобрать тесты на определение уровня развития профессионального мастерства тренера.
2. Подобрать тесты на определение эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости педагога по физической культуре.
3. Описать систему приемов овладения эмоциональными состояниями педагога физической культуры.
4. Описать конфликты в физкультурно-спортивной деятельности и способы их разрешения.
5. Описать этапы развития карьеры спортивного педагога и педагога по физической культуре.
6. Советы по разработке карьерного портфолио педагога по физической культуре.
Студентам предлагается выбрать и выполнить какой-либо проект из предложенных:
1. Профессионально-педагогическая этика в сфере физической культуры и спорта.
2. Владение педагогической техникой как условие эффективной работы педагога по физической культуре.
3. Сущность научно-исследовательской работы педагога по физической культуре.
4. Самостоятельная работа студентов как условие формирования профессионального мастерства педагога по физической культуре.
5. Профессиональная компетентность педагога по физической культуре.
6. Технология изучения и обобщения передового педагогического опыта учителя физической культуры.
7. Этические проблемы в педагогической деятельности педагога по физической культуре.
В целом можно утверждать, что формированию конкурентоспособного педагога по физической культуре способствует переход на следующие группы технологий:
- технологии имитационного моделирования основных черт реальной деятельности профессионала (ролевые, деловые игры, проектирование, анализ педагогических ситуаций и решение различных педагогических задач);
- технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной и учебной ситуации студента (создание в учебном процессе реальных ситуаций - аналогов практической педагогической деятельности); технологии коллективного и группового взаимодействия (дискуссия, метод творческой группы, работа в группах сменного состава, технология взаимообучения и т.д.);
- рефлексивные технологии и самотестирование.
Результатом образовательной деятельности станут: гармонизация внутреннего мира студентов, продвижение к обретению целостности, аутентичности на основе взращивания и преобразования своего духовного опыта; определение основных перспектив и направлений профессионального самовоспитания; формирование устойчивых и глубоких профессиональных убеждений и принципов, идеалов, составляющих основу профессионально-педагогического мировоззрения педагога по физической культуре, педагогической и спортивной этики; расширение и углубление профессионального кругозора знанием духовно-нравственных задач (в том числе через идеи патриотизма, олимпизма); осуществление самоопределения в педагогической культуре, овладение культурой саморефлексии; осуществление методико-практической подготовки, целью которой является вооружение студентов технологиями физкультурного образования представителей разных возрастных и других групп, воспитательной работы с детьми, подростками, молодежью и др.
Изучая проблему формирования конкурентоспособности педагога по физической культуре, необходимо отметить, что в данном процессе есть два
направления - формирование конкурентоспособности будущего педагога по физической культуре и формирование и развитие конкурентоспособности уже работающего педагога по физической культуре. Данное понимание позволяет более детально подойти к подбору технологий и заданий для студентов очного и заочного отделений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова, А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / А.А. Власова. - Калининград, 2002. - 181 c.
2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Л.М.Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина [и др.] ; под ред. Л.М. Митиной. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
3. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности [Текст] / Л.М. Митина. - М. ; Воронеж : МПСИ, МОДЭК, 2002. - 400 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
5. Хазова, С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / С.А. Хазова // Эйдос : Интернет-журн. - 2009. - 9 октября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-2.htm.
УДК 629.1
Н.С. Стерхова, г. Шадринск
Характеристика факторов, влияющих на быстроту реакции водителя в процессе управления транспортным средством
В статье рассмотрен механизм реакции водителя в процессе управления транспортным средством. А также перечислены и охарактеризованы основные факторы, влияющие на быстроту реакции водителя, управляющего транспортным средством.
Быстрота реакции водителя, факторы, влияющие на быстроту реакции водителя.
N.S. Sterkhova, Shadrinsk
Factors influencing the driver's response rapidity in the process of
driving a car
The article reveals the mechanism of driver's response rapidity and the factors influencing the driver's response rapidity in the process of driving a car.
Key words: driver's response rapidity, factors influencing the driver's response rapidity.
Действия водителя автомобиля являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам. Смена установки в подобных случаях оказывается посильной и доступной не всем водителям. В подобных ситуациях главное - не скорость реакций, а умение управлять ими, ускорять или замедлять их при необходимости. Особенно важна