РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 371
Обоскалов Александр Георгиевич
Кандидат педагогических наук, проректор по организационно-методической работе ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected], Челябинск
Коптелов Алексей Викторович
Кандидат педагогических наук, руководитель отдела координации деятельности муниципальных методических служб ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected], Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Oboskalov Alexander Georgievich
Pro-rector of The Chelyabinsk Institute of Teacher’s Retraining and Further Education, Candidate of Science in Pedagogy, oboskalov [email protected], Chelyabinsk
Koptelov Alexey Viktorovich
The manager of a Municipal Authorities Coordination department of The Chelyabinsk Institute of Teacher’s Retraining and Further Education, Candidate of Science in Pedagogy, koptelov [email protected], Chelyabinsk
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL AUTHORITY LEADERS BASED ON COMPETENCE APPROACH TO THEIR FURTHER EDUCATION
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет приоритеты перспективного развития российского образования, целью которого является формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Во многом это обусловливает инновационную деятельность образовательных учреждений и педагогов, которая требует не только эффективного представления результатов образовательной практики, но и педагогического обоснования целесообразности используемых моделей управления, обучения и воспитания.
Оказание методической поддержки работникам образования по внедрению инновационных подходов в практическую деятельность, прежде все-
223
го, является задачей руководителей муниципальных методических служб (ММС), что и определяет их возросшую роль в процессе модернизации образования.
Однако реальная практика показывает, что у руководителей муниципальных методических служб имеются затруднения в осуществлении своих изменившихся функций.
В этих условиях актуальной проблемой становится развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, от уровня которой зависит успешность происходящих изменений в образовательных системах на муниципальном уровне.
Большая советская энциклопедия трактует компетентность как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом и представителями не только конкретной профессиональной группы, но и других социальных и профессиональных групп.
На сегодняшний день в психолого-педагогической науке нет единого мнения в трактовке понятия «профессиональная компетентность». Разные исследователи подходят с разных позиций к определению данного понятия. Большинство авторов (Т. Г. Браже, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Э. М. Никитин, Н. В. Кузьмина, Я. Б. Санжиева и др.) рассматривают профессионально-педагогическую компетентность как сложное комплексное явление. Так, А. К. Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.
При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества -с другой [4, с. 8-9].
Н. В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной областью деятельности педагога. Она считает профес-сионально-педагогическую компетентность специальной способностью превращать свой предмет в средство формирования личности, способностью структурировать научные и практические знания. При этом выделяет следующие элементы профессионально-педагогической компетентности [3, с. 101-102]:
- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;
- социально-психологическая компетентность в области процессов общения;
- дифференцированно-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся;
- аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Э. М. Никитин рассматривает понятие «компетентность» в тесной взаимосвязи с понятие*м «квалификация». Он определяет компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, которая определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. В связи с этим, компетентность может служить показателем уровня квалификации. Педагогическую квалификацию
Э. М. Никитин понимает как результат обучения в системе основного (базового) педагогического образования (среднего специального или высшего), либо переподготовки и считает константой, в рамках которой существуют и сохраняются профессиональные качества специалиста. При этом квалификация задается типом и уровнем исходного образования и подтверждается соответствующим документом [6, с. 67]. Развитие профессиональной компетентности понимается Э. М. Никитиным как личностно-гуманистическая ориентация; способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации; ориентации в предметной области; владение современными педагогическими технологиями, связанными с культурой коммуникации, взаимодействия с информацией и передачи учебной информации; способность к интеграции с отечественным, зарубежным, историческим, инновационным опытом; креативность в профессиональной сфере; наличие рефлексивной культуры.
Т. Г'. Браже подходит к определению профессиональной компетентности работающих в системе «человек-человек», в частности учителей, как многофакторному анализируемому явлению. Автор подчеркивает, что профессиональная компетентность определяется не только профессиональными базовыми (научными знаниями и умениями), но и ценностными ориентациями специалиста, интегративными показателями его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, к своей деятельности, к смежным областям знания), способностью к развитию своего творческого потенциала [1, с. 70-75]. Таким образом, Т. Г. Браже наряду с профессиональными качествами выделяет и личностный компонент профессиональной компетентности.
Я. Б. Санжиева, обобщив результаты теоретических и практических исследований различных ученых, в своей докторской диссертации дает следующее определение профессиональной компетентности - «это интегративное качество личности учителя, определяющее развитие потребностно-мо-тивационной, операционально-технической сторон личности педагога и его самосознания, обеспечивающее сознательное решение профессиональных задач в интересах ребенка, общества, государства и в соответствии с целями, стоящими перед современной школой; ее содержание открыто, динамично и определяется конкретно-историческим характером педагогической действительности». В качестве составляющих профессиональной компе-
тентности она, также как и С. Г. Молчанов, выделяет следующие элементы: профессиональную квалификацию, социально-профессиональный статус, профессионально-значимые личностные особенности [8, с. 128-129]
С. Г. Молчанов оперирует понятием профессионально-педагогическая (-управленческая) компетентность. Мы согласны, что это понятие системное. Определяется же оно объемом компетенций, совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессионально-педагогическую квалификацию, а также некие личностные индивидуальные особенности (способности), обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая квалификация выражается практической готовностью и теоретической подготовленностью педагога, либо управленца (другими словами, набором теоретических знаний и практических навыков и умений), а также продуктивностью профессионально-педагогической деятельности. Социально-профессиональный статус определяется через выявление статуса педагога в социальной системе (аспект, обращенный во вне) и образовательной системе (аспект, обращенный внутрь). Таким образом, измерение каждого составляющего элемента (компетенции) в своей совокупности выражает оценивание уровня профессионально-педагогической компетентности работника образования. Причем измерению подлежит не только качество, но и количество компетенций [5, с. 84-85].
Проанализировав выше названные подходы к определению профессиональной компетентности как родовому понятию и определив рациональность и целесообразность каждого из этих подходов, мы делаем вывод, что содержание данного понятия обусловлено конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности; оно ситуативно, открыто для изменений и служит работникам образования ориентиром, помогающим более адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. Кроме того, мы считаем, понятие профессиональной компетентности интегративно и практически все выше названные подходы сводятся к тому, что «понятие профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [7].
Необходимо отметить, что проанализированные выше подходы к профессиональной компетентности характеризуют в целом профессиональную компетентность специалиста независимо от выполнения профессиональных функций в системе образования. Рассматривая проблему развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, прежде всего, необходимо определить специфические особенности их профессиональной деятельности.
Мы считаем, что руководитель муниципальной методической службы (далее ММС) - это особая определенная профессиональная группа работников, признаваемая социальным сообществом и выполняющая как общие управленческие функции, присущие всем руководителям в системе образо-
вания, так и абсолютно специфические, определяющиеся организационной структурой и функциональным назначением возглавляемой муниципальной методической службой.
К специфическим функциям руководителей ММС относятся координация инновационной деятельности в муниципальной образовательной системе, организация сетевого взаимодействия работников образования, осуществление экспертизы методических продуктов деятельности работников образования, организация диссеминации результатов инновационной деятельности и др. Следовательно, руководитель ММС должен обладать теоретическими знаниями и практическими умениями не только в области общей педагогической компетентности, но и в области общей теории управления, а также в вопросах управления методической работой на муниципальном уровне. Эти особенности характеризуют видовое отличие руководителей муниципальных методических служб от других руководителей в системе образования.
Таким образом, профессиональная компетентность руководителей муниципальных методических служб - это интегративная характеристика, которая определяется совокупностью личностных и профессиональных качеств, состоит аз теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность по управлению методической работой в муниципальной образовательной системе.
Конкретизация понятия профессиональной компетентности любого специалиста независимо от сферы его профессиональной деятельности предполагает определение критериев профессиональной компетентности.
Поэтому, опираясь на традиционное толкование в педагогической науке понятия «критерий», под которым понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [2], мы выделяем следующие критерии профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб:
1) «готовность к профессионально-личностному развитию, отношение к проявлению компетентности», который соответствует мотивационно-ценностному аспекту деятельности;
2) «владение знанием содержания компетентности» (когнитивный аспект);
3) «опыт проявления компетентности в профессиональной деятельности» (деятельностный аспект);
4) «самооценка процесса и результата проявления компетентности» (рефлексивный аспект).
Данные критерии профессиональной компетентности руководителей ММС с точки зрения компетентностного подхода позволяют объединить знаниевую (когнитивную), навыковую (деятельностную), личностную (мотивационно-ценностную) и результашрующую (рефлексивную) составляющие деятельности в единое целое и тем самым подтвердить интегратив-
ную природу профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности у каждого работника образования существует возможность и необходимость постоянного изменения уровня своей профессиональной компетентности. Разным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем выше уровень профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессиональной компетентности.
В философии под развитием понимается характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов [9]. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы большое значение имеет тезис, что при качественных изменениях, которые приводят к развитию, сохраняются системные качества развивающегося объекта, в нашем случае профессиональная компетентность руководителей муниципальных методических служб.
Развитие профессиональной компетентности любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Все исследователи, занимающиеся этой проблемой (В. И. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. В. Немова и др.), четко выделяют, иерархически структурируют и характеризуют уровни профессионального становления и его совершенствования, что свидетельствует о развитии профессиональной компетентности, осуществляющемся на каждом уровне профессионального становления. Кроме того, все исследователи акцентируют внимание на том, что все выделяемые ими уровни тесно взаимосвязаны, так как каждый из них является либо условием перехода на следующий уровень, либо результатом освоения предыдущего. Переход с уровня на уровень - это плавный, проходящий без скачков процесс, который характеризует развитие профессиоР1алыюй компетентности, которое выражается в качественных изменениях.
Таким образомразвитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб можно определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих направленность достижений в области управления методической работой на муниципальном уровне.
Развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, прежде всего, возможно и может быть наиболее полно реализовано в системе дополнительного профессионального образования. Причем проектирование модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб должно быть нацелено на выстраивание системы повышения квалификации руководителей ММС в период курсовой и межкурсовой подготовки, где
курсовая подготовка в учреждении дополнительного профессионального образования должна являться ориентировочной основой для проектирования системы повышения квалификации в межкурсовой период.
Поскольку развитие профессиональной компетентности осуществляется в системе дополнительного профессионального образования, и, прежде всего, через повышение квалификации, то при проектировании развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб необходимо учитывать принципы, характеризующие специфику содержательных и организационных аспектов системы повышения квалификации.
В качестве принципов, которые отражают особенность развития профессиональной компетентности руководителей ММС необходимо выделить следующие: гибкость и мобильность, вариативность образовательного процесса, актуализация результатов обучения, адресность.
Принцип гибкости и мобильности организации процесса развития профессиональной компетентности руководителей ММС определяется основными положениями теории непрерывного образования, и, прежде всего, ориентированностью образования на личность человека, удовлетворение образовательных запросов и познавательных потребностей на протяжении всей его жизни. Необходимость повышения квалификации обусловливается профессиональными потребностями личности, трудностями в практической деятельности и педагогическими проблемами, возникающими перед специалистом в связи с изменениями, происходящими в образовательной системе на различных уровнях - от федерального до уровня образовательного учреждения. Поэтому в современных условиях от системы повышения квалификации требуется быстрое реагирование на происходящие изменения в системе образования через корректировку содержания образования с учетом национально-региональных потребностей. Принцип гибкости и мобильности позволяет оперативно обеспечить слушателей повышения квалификации необходимыми теоретическими знаниями и способами практической деятельности, которые определяются нормативными требованиями, предъявляемыми к педагогическим и управленческим кадрам современной системой образования. Именно происходящие изменения в современной системе образования требуют от системы повышения квалификации гибкости и мобильности.
Еще один принцип обучения в системе повышения квалификации становится актуальным в современной образовательной ситуации, это принцип вариативности образовательного процесса. Он предполагает обучение слушателей в системе повышения квалификации по различным (вариативным) образовательным программам дополнительного профессионального образования с учетом категории работников образования, их уровня профессиональной компетентности, социально-профессионального статуса, индивидуально-личностных особенностей и потребностей и т. д. Также этот принцип позволяет повысить профессионально-педагогическую КОМ-
петентность слушателей через внедрение в образовательный процесс и организацию разнообразных форм обучения, включая очное (стационарное), очно-заочное, заочное, дистанционное обучение, подготовку тьютеров и организацию курсов повышения квалификации на базе муниципальных методических служб, экстернат, стажировку и др.
Значительную роль, на наш взгляд, в современной системе повышения квалификации играет принцип актуализации результатов обучения. Его значение заключается в своевременном, целесообразном и безотлагательном применении педагогом в своей профессиональной деятельности приобретенных новых теоретических знаний и освоенных практических способов (другими словами новых профессиональных компетенций) в результате эффективно и качественного организованного процесса повышения квалификации.
Принцип адресности - адресная методическая поддержка работника образования в межкурсовой период. Данный принцип, по нашему мнению, позволяет учитывать интересы и потребности конкретных профессиональных групп и конкретных работников образования, способствует на основе определения запроса педагога или педагогического коллектива на образовательные и методические услуги сформировать индивидуальную программу повышения профессиональной компетентности, а также определить наиболее приемлемые и эффективные формы получения образовательных услуг.
Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб - это актуальная проблема развития современной системы российского образования, решение которой возможно в системе дополнительного профессионального образования. При реализации модели развития профессиональной компетентности руководителей ММС с учетом принципов, характеризующих содержательный и организационный аспекты системы повышения квалификации, осуществляется процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах руководителей ММС, которые обеспечивают достижения в области управления методической работой на муниципальном уровне.
Библиографический список
1. Браже, Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя [Текст] / Т. Г. Браже. // Педагогика.-1993. - № 2. - С. 70-75.
2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В .Кузьмина. - М.: Высш. шк, 1990. - 255 с.
4. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К .Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
5. Молчанов, С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челяб. гос. ун-т Челябинск, 1998. - 255 с.
6. Никитин, Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития) [Текст]: учебное пособие / Э. М. Никитин. - М., РИПКРО, 1995. - 194 с.
7. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
8. Санжиева, Я. Б. Профессиональное развитие педагогов в условиях последипломного образования (на материале Иркутской области) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. / Я. Б. Санжиева - М., 2002. - 328 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / [сост. А. Л. Грекулова и др.]; редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989.
УДК 316.444.5-057.875;378;159.923
Мищенко Владимир Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», [email protected], Ханты-Мансийск
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА)
Mishchenko Vladimir Alexandrovich
Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, GOU VPO «Ugra State University», [email protected], Khanty-Mansiysk
PROFESSIONAL MOBILITY OF UNIVERSITIES GRADUATES IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT - UGRA
Само понятие «профессиональной мобильности» возникло на Западе еще в первой половине XX в. и явилось отражением тех, в первую очередь, социально-экономических процессов, которые обусловили развитие сначала западной, а потом и всей мировой цивилизации за последнее столетие. В наши дни проблема профессиональной мобильности становиться особенно актуальной как для неустойчивых, так и для быстро растущих экономик. В первом случае это связано с необходимостью поиска значительной частью активного населения любых форм новой работы. Во втором случае, профессиональная мобильность оказывается востребованной с появлением спроса на все новые престижные и хорошо оплачиваемые профессии и специальности, многие из которых требуют интегрированных знаний из различных областей науки.