УДК 351 / 354
А. В. Коптелов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В современных условиях развития российского общества перед образованием ставятся такие задачи, решение которых должно способствовать социально-экономическому развитию страны. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. определяет концептуальные, приоритетные направления развития системы российского образования на ближайшие пять лет, ориентированные на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности; формирование трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; формирование кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности и др.
Все это требует от педагогов и управленцев системы образования разного уровня особой профессиональной подготовки, владения современными теоретическими знаниями педагогической науки и практическими способами деятельности, обеспечивающими качественное образование. Овладение новыми знаниями работниками образования возможно в условиях непрерывного образования.
Уровень компетентности работников образования не всегда соответствует тем задачам, которые перед ними ставятся, поскольку компетенции, которые были приобретены при получении базового профессионального образования или при повышении квалификации, прошедшей несколько лет назад, в современных условиях быстро устаревают. Кроме того, непрерывное профессиональное образование создает условия профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни.
Решение этой проблемы в системе образования возлагается на региональном уровне на учреждения дополнительного профессионального образования (УДПО), на муниципальном - на муниципальные методические службы (ММС), которые являются структурами не только системы непрерывного профессионально-педагогического образования, но и более узкой системы - системы повышения квалификации (СПК), так как у данных структур одна из основных целей - это повышение профессионально-педагогической компетентности работников образования, которое напрямую влияет на уровень качества образования обучающихся. Но специфика процесса обучения в СПК, обусловленная спецификой целей, задач, объекта, содержания образования, требует особых форм, методов и способов педа-
гогического воздействия на обучающихся, а также особых организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса повышения квалификации, иначе говоря, необходима особая организация управления качеством образования в СПК.
Система управления качеством образования в СПК будет более эффективной и результативной, если она будет формироваться через взаимодействие учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб. В данном случае и УДПО, и ММС будут являться субъектами управления. При этом мы придерживаемся точки зрения таких авторов как В. Г. Афанасьев [1], А. Я. Найна [3], Г. Н. Сериков [4], П. И. Третьяков [5], Т. И. Шамова [6] и др., что управление - это взаимодействие субъектов (элементов).
Рассматривая управленческое взаимодействие участников образования как следствие их кооперации, Г. Н. Сериков определяет его как закономерный результат их совместной управленческой деятельности. Вступая друг с другом в образовательные отношения, участники образования кооперируют свою деятельность таким образом, чтобы через достижения целей образования осуществлять реализацию своих потребностей на взаимно согласованном уровне. Причем управленческое взаимодействие не сводится к некой общности внешних планов управленческой деятельности каждого из них. Каждый субъект (в нашем случае - это УДПО и ММС) берет на себя определенные обязательства.
В связи с тем, что учреждение дополнительного профессионального образования не является вышестоящим органом в управлении муниципальными методическим службами, то данные субъекты образования, прежде всего, становятся партнерами в осуществлении совместной управленческой деятельности. В их отношениях в качестве доминирующего принципа должно стать взаимное согласование управленческих действий, поэтому их взаимодействие не должно подлежать жесткой регламентации. От управленческого взаимодействия УДПО и ММС зависит возможность существования не только отдельных образовательных систем (муниципальной или системы конкретного образовательного учреждения), но и образовательного пространства в целом (региональная образовательная система). Кроме того, управленческое взаимодействие позволяет мобилизовать потенциалы (интеллектуальные, нравственно-духовные, кадровые и др.) на организацию образования таким образом, чтобы стоящие перед ними цели своевременно достигались. И в конечном итоге оно направлено на организацию образовательных процессов и регулирование всех сторон образовательных отношений [4, с. 119-133].
Вопросы, которые на сегодняшний день призваны решать и УДПО, и ММС обеспечивают реализацию выше обозначенной цели повышения профессионально-педагогической компетентности работников образования. Вместе с тем, существует ряд факторов, которые затрудняют действенное достижение этой цели. Отсутствие нормативно-правовой базы на феде-
ральном уровне, регламентирующей деятельность муниципальных методических служб, позволяет органам управления образованием, как отмечает Е. В. Василевская, перекладывать часть управленческих и значительную часть организационных функций на методические службы. Нарастание объема организационных и инспекторских функций идет в ущерб реализации методической функции.
И как следствие этого, возникает еще один фактор, который снижает эффективность деятельности муниципальной методической службы по обеспечению условий роста профессионально-педагогической компетентности работников образования. Подмена функций, которые должен выполнять методист и которые выполняет в реальной ситуации, не способствует изменениям во взаимодействии субъектов образовательной системы, имеющих не предписывающий, а проектировочный характер, не только и не столько информировать, сколько способствовать развитию субъектно-ав-торской позиции педагога [2, с. 27].
Еще один фактор, сдерживающий эффективное достижение цели повышения профессионально-педагогической компетентности работников образования - это отсутствие сформированного комплекса требований к определению и оцениванию эффективности деятельности муниципальной методической службы, который бы включал:
- единые подходы к определению результативности деятельности ММС;
- единый инструментарий оценивания деятельности ММС;
- единые формы представления результатов деятельности ММС.
Но отсутствие жестко нормативно-регламентирующих позиций и положений относительно деятельности муниципальных методических служб, позволяет, в тоже время, определить степень взаимодействия УДПО и ММС по различным направлениям совместной деятельности с учетом приоритетов и особенностей развития региональной образовательной системы, а также разрешить выше обозначенные проблемы.
Система взаимодействия включает в себя четыре взаимосвязанных уровня, каждый из которых будет отличаться наличием только для него характерных действий (мероприятий). Это следующие уровни:
1. Разработка единых научно-обоснованных подходов управления качеством образования в СПК.
2. Методическая работа и методическое сопровождение внедрения этих подходов в практику образования.
3. Профессиональная деятельность руководителей и методистов УДПО и ММС по внедрению этих подходов в практику образования;
4. Проведение экспертно-оценочной деятельности и методического аудита внедрения этих подходов в практику образования.
Данные четыре взаимосвязанных уровня взаимодействия соответствуют четырем структурным компонентам модели взаимодействия УДПО и ММС.
Взаимосвязанные уровни системы взаимодействия
Уровни взаимодействия Структурный компонент модели взаимодействия УДПО и ММС
Разработка единых научно-обоснованных подходов управления качеством образования в системе повышения квалификации Целевой компонент
Методическая работа и методическое сопровождение внедрения этих подходов в практику образования Содержательный компонент
Профессиональная деятельность руководителей и методистов учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб по внедрению этих подходов в практику образования Процессуальный компонент
Проведение экспертно-оценочной деятельности и методического аудита внедрения этих подходов в практику образования Результативный компонент
При создании системы взаимодействия УДПО и ММС должна учитываться разная статусность данных структур, разные системы управления и подчинения. И представители УДПО, и представители ММС имеют свои психологические и профессиональные особенности, которые, прежде всего, отражают специфику функционирования и развития той структуры, которую они представляют. Эти различные особенности во многом предопределяют поведение во взаимодействии. Поэтому причинная обусловленность, лежащая в основе взаимодействия и совместной деятельности, в том числе, и УДПО и ММС, влечет за собой необходимость четкого определения целей и задач этого взаимодействия. Поэтому первым компонентом системы взаимодействия становится целевой компонент.
Совместно разрабатывая единые научно обоснованные подходы управления качеством образованием в СПК, УДПО и ММС тем самым определяют многообразие целей и задач организации управленческого взаимодействия по реализации генеральной цели - повышения профессионально-педагогической компетентности работников образования.
От того, какие определены целевые установки взаимодействия зависит выбор основных направлений совместной деятельности УДПО и ММС и осуществляемых изменений и преобразований. А также описание механизма их реализации и разработка соответствующих методических рекомендаций и инструктивных материалов по эффективной организации работы на уровне ММС и образовательных учреждений по выбранным направлениям деятельности. Другими словами, мы можем говорить о содержательном компоненте. В выбранных направлениях должны найти отражение основные концептуальные подходы предполагаемых изменений, ожидаемых в ходе взаимодействия. Важно при определении содержательного компонента, во-первых,
отобрать такие направления осуществляемых преобразований, продвигаясь по которым можно было бы достигнуть общие целевые установки.
Во-вторых, сформировать систему работы по организационно-методическому сопровождению осуществляемых преобразований.
Организация управленческой работы, как отмечает П. И. Третьяков, характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. [5, с. 24] Именно организацией деятельности всех субъектов управленческого взаимодействия характеризуется процессуальный компонент модели взаимодействия УДПО и ММС.
Модель взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и муницпальных методических служб
В процессуальном компоненте находит свое выражение реальная организационно-исполнительская и организационно-управленческая деятельность руководителей и методистов УДПО и ММС, воплощение на практике намеченного плана действий и реализация целевых установок. Организация деятельности субъектов управленческого взаимодействия предполагает научно и практически обоснованное:
- распределение полномочий между ними;
- закрепление за ними функций совместной деятельности;
- рациональную организацию их труда.
В соответствии с философским пониманием категории «деятельность», любая деятельность завершается результатом. Поэтому четвертым компонентом системы взаимодействия УДПО и ММС является результативный. Данный компонент отражает ожидаемые результаты. Но перечень таких результатов должен быть ориентирован на то, что при их осуществлении в совокупности они будут отождествляться с ведущей целью взаимодействия. Результатом системы взаимодействия УДПО и ММС должно стать формирование единого образовательного пространства по управлению качеством образования в СПК.
Для того чтобы отследить полученный результат должна проводиться систематическая экспертно-оценочная деятельность и методический аудит с целью повышения объективности и обоснованности оценки результатов внедрения единых подходов управления качеством образования в СПК.
Экспертно-оценочная деятельность УДПО и ММС должна базироваться на глубоком понимании не только социальной ценности объектов, технологий или процессов, в том числе инновационных, но и эффективности их реализации, ограничений и рисков, а также наличия условий, необходимых для достижения заявленных целей в полном объеме. Определить насколько эффективно осуществляется внедрение единых подходов управления качеством образования в СПК позволяет методический аудит как ММС со стороны учреждения дополнительного профессионального образования, так и образовательных учреждений со стороны ММС. Проведение методического аудита предполагает систему консультационной поддержки, оценки и экспертизы методического потенциала муниципальной методической службы или образовательного учреждения, который позволяет выявить уровень эффективности решения задач по управлению качеством образования и определить перспективы дальнейшего развития.
УДПО регламентирует процессы научно-методического сопровождения управления качеством образования в СПК. Для этого разрабатываются:
- типовые требования к Положениям об организации работы по различным направлениям деятельности;
- единые формы сбора и предоставления информации;
- единые формы инструментария;
- типовые алгоритмы действий ММС;
- циклограммы деятельности ММС и др.
С тем чтобы правильно и эффективно была организована работа ММС на местах, учреждение дополнительного профессионального образования осуществляет методическую поддержку через разработку методических рекомендаций и инструктивных материалов по разъяснению и описанию использования в муниципалитете разработанных единых форм, алгоритмов, циклограмм и т. д. А также с этой целью проводится серия обучающих мероприятий:
- курсы повышения квалификации для руководителей и методистов ММС;
- обучающие семинары и инструктивные совещания для руководителей ММС;
- индивидуальные и групповые консультации;
- собеседование и др.
В системе взаимодействия муниципальных методических служб и образовательных учреждений, руководители и методисты ММС выстраивают работу с руководителями образовательных учреждений, школьных методических объединений по аналогии взаимодействия УДПО с ММС.
Организация деятельности руководителей и методистов ММС осуществляется через работу с информацией, полученной от образовательных учреждений. Прежде всего, методистами осуществляется накопление информационных ресурсов по различным направлениям деятельности образовательных учреждений и формируются банки данных. Далее проводится анализ имеющейся информации, через ее обработку и обобщение, а также определение аналитических выводов о состоянии положения дел по конкретному направлению деятельности методической работы. Кроме того, деятельность сотрудников муниципальной методической службы заключается также в отборе определенной информации и различных управленческих и методических продуктов деятельности работников образовательных учреждений для использования их в работе с педагогами в рамках межкурсового повышения квалификации и для диссеминации позитивного, в том числе инновационного, педагогического опыта. Отбор выше названных материалов может проводиться только на основе организации экспертизы и оценки продуктов педагогической деятельности, что является одним из направлений деятельности ММС. Также по результатам экспертно-оце-ночной деятельности и методического аудита специалисты ММС делают выводы как реализуется внедрение единых региональных подходов к управлению качеством образования в СПК в муниципалитете в целом, и в каждом образовательном учреждении, при этом может формироваться рейтинг всех образовательных учреждений.
Аналогичную работу, только на региональном уровне осуществляет учреждение дополнительного профессионального образования. Обобщенная информация, собранная от образовательных учреждений ММС передается в УДПО, где уже проводится аналитическая и экспертно-оценочная деятель-
ность по определению состояния дел по управлению качеством образования в СПК в регионе в целом, и в каждом муниципалитете.
Таким образом, выстраивая систему взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб, формируется единое образовательное пространство на региональном уровне по управлению качеством образования в системе повышения квалификации.
Библиографический список
1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: Изд. полит. литературы, 1980. - 368 с.
2. Василевская, Е. В. Развитие муниципальной методической службы в контексте модернизации российского образования [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. - 2007. - № 10. - С. 27-29.
3. Найн, А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы [Текст] / А. Я. Найн. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с/
4. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
5. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1997. - 228 с.
6. Шамова, Т. И. Исследовательский подход в управлении школой [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Новая школа, 1992. - 64 с.
7. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.
УДК 37.01
Т. А. Яркова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В РЕГИОНЕ
Необходимость определения механизмов управления педагогическими исследованиями диктуется стратегическим курсом России по формированию инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [13]. Несмотря на принятые в последние годы федеральные законодательные акты в области образования и науки, разработанные программы по их