УДК 371.124:371.134
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-182-190
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Филатов А.В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Центр образования № 1602"
111625 Москва, Златоустовская ул. д.3, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрена возможность использования социокультурной развивающей среды для профессионального развития педагога. Выделены стержневые качества личности педагога, важные для работы, которые направлены на оказание психолого-педагогической поддержки школьников в условиях развивающей среды образовательной организации. В профессиональном развитии педагога актуален вопрос формирования его инициативы, активности, креативности, эмпатии, рефлексии, коммуникативности, которые образуют новые профессиональные компетенции. Разработана модель развивающей среды образовательной организации, которая учитывает барьеры, трудности, противоречия профессионального развития педагогов. Применена модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга, или цикла PDCA, для профессионального развития педагога в развивающей среде образовательной организации. Дано определение составляющих, раскрыта их сущность, значимость для профессионального развития.
Ключевые слова: развивающая среда, профессиональное развитие, барьеры, риски.
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN TERMS OF SOCIO.CULTURAL DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
A. Filatov
State Budget Educational Institution, Moscow Center of education no. 1602 3, Zlatoustovskaya ul., Moscow, 111625, Russian Federation
Abstract. The article scrutinizes the possibility of using the socio-cultural developmental environment for teachers' professional development. Core traits of a teacher's personality, important for work, are singled out. They are directed at psychological-pedagogic support of schoolchildren in the conditions of the developmental environment of the educational organization. The issue of developing initiative, activity, creativity empathy, reflection and communicativeness, which form new professional competences, is rather acute for the professional development of a teacher. The model of educational organization developmental environment, which takes into account the barriers, difficulties, and contradictions of teachers' professional development, is
© Филатов А.В., 2017.
Visy
offered. The model of continuous improvement of processes, which got the name of Shuhkart-Deming's cycle or PDCA cycle, is applied for the professional development of a teacher in the developmental environment of the educational organization. Its components are defined; their content is disclosed, as well as the importance for the professional development.
Key words: developmental environment, professional development, barriers, risks.
Новые задачи, поставленные перед системой образования, предъявляют высокие требования к профессионализму и постоянному развитию педагога, совершенствованию его деятельности в современной образовательной организации.
В педагогической, психологической литературе развитие педагога как личности и профессионала рассматривается в исследованиях Л.С. Выготского, К.А. Абульхановой-Славской,
A.А. Бодалева, А.А. Деркача, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина,
B.И. Слободчикова и других ученых [ 1; 7]. В фундаментальных трудах Л.С. Выготского среда выступает в роли источника развития личности и её специфических человеческих свойств [2]. Научные исследования образовательных сред, а также процессов развития и саморазвития личности в изменяющихся средовых условиях активизировались на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: философские и психологические основы средового подхода представлены в работах В.А. Петровского, В.В. Рубцова; идеи эколого-психологического похода в образовательной среде развиваются в трудах С.Д. Дерябо, Е.А. Климова, В.А. Ясвина. Основы проектирования образовательной среды предложены Ю.С. Мануйловым, который определял среду как «то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие» [4, с. 23].
Ресурсный потенциал среды, её насыщенность образовательными ресурсами рассматривается в исследованиях В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева [6].
Развивающая образовательная среда создаётся для профессионального развития педагога. По мнению разных авторов, под развивающей средой понимается специально созданная система пространства в образовательной организации для развития действующих в ней субъектов: педагогов, обучающихся и родителей. Она оказывает прямое влияние на развитие всех субъектов образовательного пространства: обогащение их субъектного опыта, удовлетворение личностных и профессиональных потребностей [2; 3; 7; 9; 10].
Развивающая среда образовательной организации - это разнообразные формы и методы образовательно-формирующего взаимодействия педагогов. Эта самообразовательная деятельность ориентирована на развитие всех сторон личности учителя - мотиваци-онно-потребностной сферы, ценностных ориентаций, концептуального мышления, операционально-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к самообразованию, коммуникативной культуры.
Развивающая образовательная среда предполагает такое образовательное пространство для профессионального развития педагогов, которое: постоянно изменяется и непрерывно совершенствуется, формирует их исследо-
V183;
вательскую активность; предполагает разные варианты применения педагогом своих возможностей, представления результатов деятельности. Педагоги имеют возможность осознать ход учения (его способы) и выразить своё отношение к данному процессу, что предполагает обязательную организацию рефлексии и целенаправленное развитие рефлексивных умений. Исходя из вышеизложенной характеристики, можно предположить, что развивающая образовательная среда состоит из педагогического сообщества, сообщества обучающихся и родителей. Развивающая образовательная среда не возникает стихийно, она формируется благодаря целенаправленному объединению усилий, стремлений, деятельности всех её субъектов.
Для создания развивающей среды весомым основанием является понимание проблем, стоящих перед педагогическим сообществом, руководителем образовательной организации, так как развивающая среда реализуется прежде всего через организацию планирования деятельности образовательного учреждения, что способствует созданию обстановки стабильности, комфортности, удовлетворённости в коллективе [2; 4; 8; 11]. Развивающей среде образовательной организации свойственны устойчивый моральный климат, способствующий успеху и результативности, поддержка и взаимопомощь, наличие условий для развития каждого в зависимости от его потребностей. Развивающая среда образовательной организации способствует здоровьесбережению, информатизации, профессиональному развитию и самоопределению. Она положительно влияет на интеллек-
туальное, физическое и психическое развитие её субъектов. Все направления очень важны: профессиональный рост учителя, желание повысить квалификационную категорию, участие в конкурсе учителей на денежное поощрение, стремление учителя получить премию. Развивающая среда не возникает стихийно, она формируется благодаря целенаправленному объединению усилий, стремлений, деятельности всех её субъектов.
Целью исследования явилось обоснование профессионально-развивающей среды образовательной организации как условия, стимулирующего профессиональное развитие педагога.
Задачи заключались в выявлении сущностных характеристик развивающей среды, способствующей профессиональному развитию педагога. Это позволило перейти к разработке модели изучаемого процесса.
Предположением было то, что в условиях развивающей среды образовательной организации профессиональное развитие педагога происходит более успешно при поддержке её руководителем и коллегами.
Методами исследования явились теоретический анализ, анализ результатов деятельности образовательных организаций, обобщение психологических, социологических источников, моделирование. Помимо этого, использовались анкетирование, метод экспертных оценок, мониторинг.
На 1 этапе было проведено анкетирование родителей учеников 1-11 классов, которое показало, что в образовательной организации созданы условия для развития обучающихся, достаточно большое количество кружков, занятий по интересам, развита си-
V18V
стема дополнительного образования для всех категорий обучающихся. В результате анкетирования выяснилось, что родителей устраивает профессиональный опыт педагогов, которые обучают детей, развивающая среда образовательной организации, они не видят необходимости её улучшения.
На II этапе проведено анкетирование педагогического коллектива образовательной организации. Один из вопросов «Что необходимо для профессионального развития педагога?» показал, что педагогам необходима развивающая среда. Помимо этого выявлен ряд трудностей, препятствующих профессиональному развитию педагогов. К ним были отнесены следующие:
• неготовность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
• процессы педагогического опыта в новых условиях введения ФГОС не воспринимаются педагогами как инновационная деятельность;
• педагоги не осознают, что необходимо фиксировать как результат опытно-поисковой деятельности и представлять в системе профессионального развития.
Данное положение в современном образовании является следствием развертывания ряда противоречий:
• между высокой потребностью образовательных организаций в педагоге, способном к творческому поиску, обновлению содержания образования, освоению и использованию современных педагогических технологий, разработке и реализации индивидуальных образовательных практик обучения и в о спи -тания и традиционной системой управления персоналом, не обеспечивающей педагогической поддержки педагога;
• между возрастанием потребности педагога в профессиональном развитии и недостаточной разработанностью механизмов управленческой деятельности, основанной на взаимодействии субъектов образовательного процесса;
• между очевидностью создания условий для профессионального развития педагогов и недостаточной системой управления этим процессом.
Указанные противоречия подчеркивают значимость проблемы исследования, связанной с необходимостью выявления содержания и разработки технологии проблемно-ориентированного управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательной школы.
Проблемы, решению которых способствует создание развивающей среды:
• инертность педагога к инновационным процессам современной системы образования;
• недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в режиме реализации современных образовательных программ;
• отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации;
• низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
• отсутствие у учителя стремления к самообразовательной деятельности;
• низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;
• невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Visy
Актуальность состоит в том, что модель иллюстрирует пути научно-методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учётом инновационных подходов к организации методической работы в образовательной организации.
Рассматривая методологические составляющие развивающей образовательной среды, нельзя не сказать о стадиях, которые она проходит. Это планирование, реализация, проверка результатов, анализ. Эти стадии не являются чем-то новым в управлении. Все методы, применение которых гарантирует результат, давно изобретены. Основанием такого подхода является цикл Шухарта-Деминга, или так называемый цикл PDCA, состоящий из следующих этапов: планируй - действуй - контролируй - анализируй. В некоторых источниках - планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check), воздействуй (Act). Такая последовательность в работе обеспечивает устойчивое достижение результата [8]. Цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA)
- известная модель непрерывного улучшения процессов, её применение в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе. Понятие цикла Шухарта-Демин-га не ограничивается только управлением качеством продукции, а имеет отношение к любой управленческой и бытовой деятельности. Планирование
- идентификация и анализ проблемы, оценка возможностей и планирование необходимых изменений. Выполнение
- поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий. Проверка - оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной
задачей. Действия - принятие решения на основе полученных выводов; если изменение не решает поставленную задачу, следует повторить цикл, внеся коррективы в план. Этот цикл Шухарта-Деминга можно применить для создания развивающей среды образовательной организации, способствующей профессиональному развитию педагога. Результатом применения цикла Шухарта-Деминга является создание развивающей среды и как следствие - обогащение субъектного опыта педагога. Создание условий, в которых осуществляется личностное самоопределение субъектов образования: учащихся, педагогов, родителей, объединяемых совместной деятельностью, сохраняющих и развивающих индивидуальный или субъектный опыт жизнедеятельности и личностную свободу, - это одно из приоритетных направлений в педагогической системе.
Создание развивающей среды образовательной организации стимулирует педагога к профессиональному росту, мотивирует к повышению уровня своей компетенции, педагогического мастерства. Конечно, организационное обеспечение всей образовательной среды, т. е. логистика образовательного учреждения (помещения, оборудование, рекреации, а сегодня - повсеместная информатизация и интернетизация школ), очень значимо, и без него невозможна надлежащая реализация результативного и полноценного обучения и воспитания.
Для создания условий профессионального развития педагога в развивающей среде образовательной организации разработана модель, включающая основные направления изменений для его эффективной деятельности.
V18V
Таблица 1
Модель профессионального развития педагога
Развивающая среда образовательной организации
Предполагаемые изменения в профессиональном развитии педагога Проблемы, трудности, барьеры, мешающие профессиональному развитию
1 уровень - квалификация (возможность пройти курсы, аттестацию) 1. Какой тип квалификации педагога нужен образовательной организации? 2. Квалификацию каких педагогов необходимо повысить? 3. Какими ресурсами располагает ОО и педагог?
2 уровень - процедуры, направленные на изменения 1. Какие новые процедуры необходимы? 2. Что мешает изменениям, какие трудности? 3. Кто будет отслеживать изменения у педагога и в какие сроки?
3 уровень - структура, способствующая профессиональному росту 1. Поддержка руководителя и мотивация к изменениям педагога. 2. Поддержка и отношение педагогического коллектива? 3. Выбор результатов изменений.
4 уровень - стратегия профессионального роста 1. Изменения в долгосрочном планировании. 2. Начальные этапы изменений. 3. Определение перспективы роста педагога.
5 уровень - организационная культура образовательной организации 1. Изменение ценностей сотрудников организации. 2. Изменение отношения к руководителю ОО. 3. Поощрение активности педагога после изменений профессионального развития.
Непрерывное улучшение процессов профессионального развития педагогов - цикл Шухарта-Деминга. PDCA - планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check), воздействуй (Act).
Для внедрения данной модели было решено активизировать деятельность коллектива в области применения интерактивной техники и электронных мультимедийных ресурсов в течение трёх месяцев. Идея заключается в создании очной и дистанционной интерактивной школы по освоению технологий SMART, являющихся универсальными на базе Образовательного сообщества SMART.
Особенно прогресс (в связи с изменениями профессионального роста педагогов в условиях развивающей сре-
ды) заметен при изменении учебного пространства, в котором используется новый для многих российских школ тип образовательного инструмента - программное обеспечение Smart Notebook и интерактивные доски SMART Board.
Анализируя результаты внедрения развивающей среды как условия профессионального развития педагога, можно сделать вывод об успешности участия педагогов в проекте: активное участие в проекте приняли 30% коллектива. Из них 26% педагогов продолжает самостоятельную работу и
индивидуальные консультации в проекте «Интерактивная школа», 20% педагогов работают в «Школе цифрового века». Один из главных результатов педагогов в проекте - участие 3 педагогов в профессиональных конкурсах. Эти достижения позволили организовать экспериментальную площадку на базе образовательной организации.
Таким образом, создание развивающей среды образовательной организации способствует профессиональному развитию педагогов. Это проявляется в изменениях, которые отслеживаются в профессиональном развитии в соответствии с представленной моделью.
Выявлены сущностные характеристики развивающей среды, способствующей профессиональному развитию педагога: создание обстановки стабильности, комфортности, удовлетворённости в коллективе.
Развивающей среде образовательной организации свойственны устойчивый моральный климат, способствующий успеху и результативности, поддержка и взаимопомощь, наличие условий для развития каждого в зависимости от его потребностей.
На основании выделенных сущностных характеристик развивающей среды была разработана модель профессионального развития педагога и показана ее эффективность в его деятельности.
Определены дополнительные возможности реализации данной модели для профессионального развития педагогов:
- успешное прохождение педагогами аттестации;
- повышение рейтинга образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8. С. 46-50.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008. 671 с.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Новое в жизни, науке, технике. Серия Педагогика и психология. 1983. № 2. С. 62-63.
4. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2008. № 4. С. 21-27.
5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М., 2008. 408 с.
6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. М., 2006. 480 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъектов реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М., 2013. 242 с.
8. Тимофеева Т.С. Теоретическое обоснование использования понятия «стиль поведения» в типологии личности [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 8: [сайт]. URL: https://fundamental-research.ru/pdf/2014/8-5/34745.pdf (дата обращения 25.05.2014).
9. Ушаков А.А. Интегративный подход в организации профессионально-развивающей образовательной среды педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-5. С. 1062-1066.
10. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М., 2012. 320 с.
11. Цикл Деминга [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ PDCA (дата обращения: 19.09.2017).
REFERENCES
1. Avdulova T.P. [Saturation of the educational environment and its psychological security]. In: Spravochnik starshego vospitatelya [Reference book of a senior educator], 2014, no. 8, pp. 46-50.
2. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]. Moscow, 2008. 671 p.
3. Klimov E.A. [Psychological and pedagogical problems of professional councelling]. In: No-voe v zhizni, nauke, tekhnike. Seriya Pedagogika i psikhologiya [New in life, science, technology. Series: Pedagogy and psychology], 1983, no. 2, pp. 62-63.
4. Manuilov Yu.S. [Conceptual basis of environmental approach in education]. In: Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociogenetics], 2008, no. 4, pp. 21-27.
5. Repin V.V., Eliferov V.G. Processnyj podhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov [Process approach to management. Modeling business processes]. Moscow, 2008. 408 p.
6. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu [Psychological basis of the research approach]. Moscow, 2006. 480 p.
7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektov real'nosti v ontogeneze [Psychology of human development. Development of constituent entities of reality in ontogenesis]. Moscow, 2013. 242 p.
8. Timofeeva T.S. [The theoretical rationale for the use of the concept "behavior" in personality typology]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Basic research, 2014, no. 8]. Available at: https://fundamental-research.ru/pdf/2014/8-5/34745.pdf (accessed: 25.05.2014).
9. Ushakov A.A. [Integrative approach to the organization of professional development of the educational environment of a teacher]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 2-5, pp. 1062-1066.
10. Khutorskoi A.V. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii [System and activity approach in education]. Moscow, 2012, 320 p.
11. [Deming's Cycle]. In: Vikipediya [Wikipedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ PDCA (accessed: 19.09.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Филатов Алексей Владимирович - директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Центр образования № 1602"; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexey К Filatov - Director of State Budget Educational Institution, Moscow Center of education no. 1602;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Филатов А.В. Профессиональное развитие педагога в условиях социокультурной развивающей среды образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 182-190. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-182-190
FOR CITATION
Filatov A.V. Professional development of teachers in terms of socio-cultural developmental environment of an educational organization. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 182-190. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-182-190