Этнокультурный центр как фактор
интегрированной развивающей образовательной среды в профессиональной подготовке специалиста декоративно-прикладного творчества в вузе
УДК 37.01:39
Л. В. Косогорова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается модель интегрированной развивающей образовательной среды в профессиональной подготовке специалиста декоративно-прикладного творчества в вузе.
Обосновывается необходимость разработки инновационной модели этнохудожественного образования в организации образовательного процесса и его содержании.
Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, модель интегрированной развивающей образовательной среды, этнохудожественное образование.
In article the model of the integrated developmental and educational environment in the professional training of specialist arts and crafts at the University. The necessity of development of the innovation model ethnoart education in the organization of educational process and itscontents. Keywords: decorative and applied art, the model of integrated developmental and educational environment ethnoart education.
Стратегию развития интегрированной развивающей образовательной среды в профессиональной подготовке специалиста декоративно-прикладного творчества в вузе мы видим как единый комплекс, который обеспечивает возможность:
• выстраивать содержание образовательного процесса и практики с учетом научно-исследовательской и практической творческой деятельности студентов;
• варьировать формы и методы профессиональной подготовки специалиста декоративно-прикладного творчества;
• осуществлять мониторинг и корректировать уровни профессиональной подготов-
ки студентов с учетом их индивидуальных способностей;
• корректировать образовательный процесс с учетом преемственности и конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда;
• совершенствовать образовательный процесс с учетом осуществления учебно-познавательной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности студентов на основе интеграции усилий всех объектов, входящих в комплекс Этнокультурного центра;
• формировать компетентного специалиста декоративно-прикладного творчества,
152 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 152-155
^ Образование в сфере культуры
способного ставить профессиональные цели, выбирать оптимальные способы и средства их достижения.
Изложенные выше показатели актуализировали проблему подготовки специалиста декоративно-прикладного творчества, заключающуюся в определении сущностных изменений в организации образовательного процесса и его содержании. Эти показатели отражают, прежде всего, изменение теоретической и практической сути самого подхода к профессиональной подготовке специалистов декоративно-прикладного творчества.
Основатель и руководитель научной школы факультета народной художественной культуры и дизайна МГУКИ доктор педагогических наук, профессор Т.Я. Шпикалова и творческая группа ученых Москвы, Шуи Ивановской обл., Орла, Ханты-Мансийска, Великого Новгорода, Дагестана, Казахстана и др. разработали и внедрили «инновационную модель целостного этнохудожественно-го образования, в которой народное искусство представлено как часть культуры и является системообразующим и равноправным компонентом обучения и воспитания студентов, наравне с другими видами искусства в общеобразовательной школе — вузе, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
В разработке инновационной модели эт-нохудожественного образования определены ведущие цели: воспитание человека — патриота родной земли, наследующего лучшие традиции народной педагогики, основанные на высоких принципах морали и этики; формирование духовно-нравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции народа; воспитание чувства родства со своим прошлым, чувства своей истории, чувства связи прошлого с грядущим» [5].
На сегодняшний день полноценный педагогический процесс не возможен без новых образовательных программ. Этому способствует программное и методическое обеспечение содержания этнохудожественно-
го образования: комплект инновационных программ для общеобразовательных школ и вузов, рекомендованных Министерством образования и науки в качестве действующих программ, и Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации, разработанная авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой [4, 6, 7, 8].
Для специалистов в области народного художественного творчества разработан сборник программ специальных дисциплин теории и истории народной художественной культуры под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.И. Баклановой, доктора педагогических наук, профессора Е.Ю. Стрельцовой и др. [3].
Педагоги кафедры декоративно-прикладного творчества под руководством Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой разработали сборник программ «Народное художественное творчество» в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства [2] и сборник программ «Декоративно-прикладное искусство» (автор-составитель Л.В. Косогорова) [1].
Комплекс программ предусматривает следующие задачи: формирование личностных качеств студента, способного целостно воспринимать явления науки, искусства, культуры во всем многообразии форм их бытования и развития; приобщение студентов к культурному наследию народного и декоративно-прикладного искусства в процессе теоретического и практического изучения материала, непосредственного знакомства с подлинными произведениями народных мастеров; формирование личности педагога как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры, нравственности и профессиональной компетентности.
Концепция профессиональной подготовки педагогических кадров по художественным специальностям предполагает культуроло-
гическое построение дисциплин специализации, усиление наиболее актуальных аспектов профессиональной деятельности художника-мастера-педагога. Деятельность современного педагога характеризуется компетентностью, творчеством, умением конструировать содержание образовательного процесса в рамках преподаваемых предметов, направленностью на приобщение студентов к культуре. От наличия обозначенных качеств профессиональной деятельности педагогов декоративно-прикладного творчества зависит то, насколько успешной будет модернизация содержания образовательных учреждений и результативность формирования творческих способностей студентов.
В подготовке будущего педагога декоративно-прикладного творчества к конструированию содержания учебных предметов главным является понимание этого процесса как системы. В современной науке системный анализ предполагает: анализ структурных форм (структур, систем, оснований); изучение связей и отношений (связей, зависимостей, взаимодействий); исследование процессуальных форм (развитие, функционирование, динамика).
Система конструирования содержания учебных предметов, являясь частью этой целостной системы, должна иметь все характеристики целого, той макросистемы, которой является культура. Исследование понятия «культура» дает основание для вывода о том, что культура — полифункциональная система. Следовательно, содержание учебного предмета должно строиться по закономерностям усвоения культуры. Оно должно включать все составляющие культуру элементы: цели; социальный опыт (знания, умения, навыки); ценности (нормы, ориентации); общение; язык как средство приобщения к достояниям культуры, посредством которого усваивается учебный материал; технологии (способы и средства деятельности); народные традиции; методы и средства познания.
Началом в отборе элементов конструирования содержания учебного предмета является ориентация на перспективную профес-
сиональную деятельность, на объект деятельности, на культуротворческую позицию личности. Развитие любого объекта деятельности определяется логикой развития научного знания и определенной логикой развития научного знания в определенной области профессиональной деятельности. Следование логике развития науки, искусства предполагает включение общественно значимого опыта в изучение дисциплин, универсального содержания учебного предмета. Универсальное обучение включает в себя всеобщие разносторонние знания, свойственные определенной области деятельности. Универсальные знания можно определить, изучив и обобщив историю данной области культуры, то есть культурологически изложив специальные, научные и художественные дисциплины. Включение в учебный предмет универсальных знаний создаёт определенный стандарт подготовки студентов, который является прочной базой для творческого развития личности.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что подготовка к профессиональной деятельности студентов декоративно-прикладного творчества в большей степени зависит от создания условий и организации системного подхода педагогического процесса, который включает:
• разработку Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» с целью обеспечения полноценного профессионально-педагогического образовательного процесса;
• расширение информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации работников культуры и искусства в соответствии с современным уровнем развития инновационных технологий;
• разработку и корректировка современных средств оценки качества, профессиональной подготовки студентов;
• разработку и внедрение в систему непрерывного этнокультурного образования современных моделей художественно-творческой и педагогической подготовки студентов.
^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Косогорова, Л. В. (автор-составитель). Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство» : в 2 ч. / Л. В. Косогорова. — Москва : МГУКИ, 2009—2010.
2. Народное художественное творчество : сборник программ специализации декоративно-прикладное творчество / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Косогоровой, Е. Ю. Пухначевой. — Москва : МГУКИ, 2005.
3. Народное художественное творчество : сборник программ специализации теории и истории народной художественной культуры / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2005.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1—4 кл. — Москва : Просвещение, 2011.
5. Шпикалова, Т. Я. Инновационная модель этнохудожественного образования в современной России / Т. Я. Шпикалова // Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: культура человека и человек культуры : сб. науч.ст. — Москва : МГУКИ, 2013.
6. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Т. Я. Ершова. — Шуя : ШГПУ ; Весть, 2006.
7. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : УМК. 1—6 кл. / Т. Я. Шпикалова и др. — Москва : Просвещение, 2000—2011.
8. Шпикалова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.
5—9 кл. / Т. Я. Шпикалова и др. — Москва, 2005.
cclостановка цели самореализации в профессиональной подготовке будущего специалиста
УДК 378.147
Н. Ф. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки специалиста с позиций постановки цели самореализации. Уточняются условия гуманизации образовательного процесса и неготовности личности к самостоятельной постановке цели самореализации, управление данным процессом рассматривается как управляемое сотрудничество и рефлексивное управление.
Ключевые слова: студент, будущий специалист, саморазвитие, самореализация, самопрограммирование, самоменеджмент, рефлексивное управление.
In article the problem of vocational training of the expert from positions of statement of the purpose of self-realization is considered. Conditions of a humanization of educational process and not readiness of the personality for independent statement of the purpose of self-realization and extent of management by this process as operated cooperation and reflexive management are specified.
Keywords: student, future expert, self-development, self-realization, self-programming, self-management, reflexive management.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 155-160 155