ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
УДК 37
ВОРОНИНА Марина Васильевна, аспирант кафедры педагогики
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье анализируется проблема организации конкурсов педагогического мастерства, их роли и места в системе профессиональной подготовки учителя. Автор обосновывает значимость конкурсов в профессиональном становлении будущего специалиста на примере их участия в Конкурсе педагогического мастерства среди студентов Благовещенского государственного педагогического университета (с 2001 по 2014 г.). В статье характеризуется процесс подготовки конкурсантов и содержание номинаций индивидуального и командного первенства.
Ключевые слова: конкурс, конкурс педагогического мастерства, профессиональная позиция студента.
VORONINA Marina Vasilyevna, Postgraduate Student at the Chair of Pedagogics
TEACHING SKILLS CONTEST AS AN INNOVATIVE FORM OF TRAINING THE EXPECTED-TO-BE TEACHERS
The author examined in the paper the challenges of the teaching skill contests, the part they took in the framework of occupational training activities of the University. The author has substantiated the relevance of competitions in professional advancement of an expected-to-be expert, taking for instance participation of students of Blagoveshchensk State Teachers Training University in the Teaching Skill Contests (carried on since 2000 until 2014). The paper gave a description of the course of contestant preparation and the content of competing categories for an individual and team top ranking.
Key words: contest, contest of teaching skill, occupation-specific rating/ attitude of a student.
В настоящее время в системе высшего педагогического образования России происходят сложные процессы модернизации, направленные на подготовку специалиста с четко выраженной профессиональной позицией, со сформированной готовностью к адаптации на рынке труда, быстро адаптирующегося к условиям осуществления педагогической деятельности. Формирование такой личности возможно в условиях воспитательной системы вуза, которая представляет собой единство аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленное на решение единой цели и конкретных задач, направленных на качественную подготовку будущих специалистов.
Становление личности студента как будущего педагога проходит ряд этапов, согласованных с процессом обучения в вузе, формированием определенной базы знаний в рамках изучения дисциплин, приобретением опыта профессиональной деятельности в процессе прохождения педагогической практики, развитием навыков педагогического общения и взаимодействия.
Одной из предпосылок стремления личности к достижению цели профессионального становления является, согласно теории классификации потребностей А. Маслоу, процесс самоактуализации, мотивации, суть которого состоит в предвосхищении возможных действий индивида, приводящих к достижению определенных результатов [4, с. 109].
Большим стимулом к активной познавательной деятельности является участие студента в разнообразных формах воспитательной работы в университете, в рамках которых происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, выработка собственного педагогического стиля и непосредственно формирование профессиональной позиции будущего учителя.
Понятие «конкурс» трактуется как соревнование, состязание, проводимое с целью выявления лучших участников, лучших работ, либо как соискательство на награду, место, звание.
В педагогической теории данное понятие рассматривается:
• как специально организованное соревнование в каком-либо виде деятельности, целью которого является сравнение уровней мастерства участников;
• как состязание в силе, ловкости, знаниях, умениях. В ходе конкурса решаются разные педагогические задачи: стимулирование развития инициативы и творчества, создание условий для самовыражения всех и каждого, мобилизация сил членов коллектива на решение сложной задачи [1, с. 85].
В педагогической науке выделяют следующие принципы проведения конкурса: зрелищность, сравнимость результатов, гласность, стимулирование более высоких показателей. В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского отмечается, что «важно, чтобы конкурс побуждал не только к победе над другими, но и к преодолению себя, чтобы делал жизнь ученического коллектива более разнообразной и радостной» [1, с. 85].
- 173 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Анализу сущности конкурсов педагогического мастерства в значительной мере посвящены работы Л.П. Дугановой, Н.В. Немовой, Е.М. Пахомовой и др. Описанию форм конкурсных испытаний, в том числе олимпиад, типов конкурсных заданий посвящены работы Е.И. Власовой, О.Ю. Елькиной, К.А. Митрофанова, И.В. Щербаковой и др. [5, с. 177]. Возможности конкурсного движения в профессиональной адаптации молодого специалиста рассмотрены в работах Н.В. Немовой, З.Ю. Смирновой и др.
Стрежневым мероприятием для всего студенческого и педагогического коллектива вуза является конкурс педагогического мастерства среди студентов старших курсов БГПУ, который проходит в университете с 2001 г. Он представляет собой творческое состязание, состоящее из четырех командных номинаций и четырех конкурсных испытаний для индивидуальных участников.
Процесс отбора содержания номинаций включает в себя поиск вопросов, являющихся актуальными для работников сферы образования и общественности. Их решение должно способствовать лучшей адаптации к будущей профессиональной деятельности, погружению в реалии учительства. Выбор формы проведения номинаций также имеет немаловажное значение. Участники конкурса должны не только продемонстрировать теоретическую подготовленность, но и показать уровень сформированности профессиональных компетенций в процессе решения педагогических задач. Согласно результатам анкетирования, проведенного среди участников конкурса педагогического мастерства в БГПУ (2012-2014 гг.), 94% опрошенных считают, что участие в творческом состязании способствует повышению качества их профессиональной подготовки. Также студенты отмечают, что процесс подготовки и участия в конкурсе способствует их творческой самореализации (96%), развитию профессиональной мобильности (46,4%), способности к принятию нестандартных решений (66%) и развитию устойчивого интереса к профессиональной деятельности (89,2%).
Студенческие команды формируются на каждом факультете по определенным принципам, выработанным в процессе накопления и анализа опыта участия в конкурсе педагогического мастерства. Руководители и преподавательский состав факультета, задействованные в процессе отбора участников команды, подготовки ее к конкурсным номинациям, обладают большим опытом в организации данного процесса, что с каждым годом превращает их деятельность в оптимально организованную и продуктивную составляющую воспитательной системы каждого факультета и вуза в целом. В состав факультетской команды - участницы конкурса входят студенты разных курсов, проявившие высокий уровень познавательного интереса, стремления к достижению результатов. Подготовка к конкурсу в условиях разновозрастной группы позволяет студентам младших курсов перенять опыт и знания старшекурсников, а тем, в свою очередь, формировать готовность к передаче знаний, опыта творческой деятельности и взаимодействия в коллективе. Индивидуальным участником становится студент, успешно прошедший все виды педагогической практики и готовый к демонстрации собственных навыков самопрезентации, методики проведения урока, мобилизуя при этом весь свой творческий потенциал.
Содержание теоретических номинаций часто сложнее и обширнее того объема знаний, которые могут быть освоены в рамках учебной программы, что совершенствует теоретическую подготовленность участников, создает условия для формирования навыков самообразования, работы с литературными источниками. Например, традиционная номинация «Круглый стол», в ходе которой командам предстоит в режиме полилога с экспертом продемонстрировать не только глубокие познания в определенном вопросе, но и способность аргументировано высказываться, способность вырабатывать в команде общее мнение, учитывая знания и мнение каждого. Знание классификации и сущности форм, методов, приемов, средств, технологий обучения и воспитания позволяет качественно подготовиться к другой командной номинации -«Внеклассное мероприятие». Согласно условиям проведения данной номинации в течение урока вся команда проводит воспитательное мероприятие для школьников. Сложность данного испытания состоит в том, что, во-первых, необходимо заинтересовать современных учеников содержанием мероприятия, подобрать педагогические приемы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, а во-вторых, в проведении классного дела должна быть задействована вся команда. Данный критерий, указанный в положении о конкурсе, создает условия для формирования опыта эффективного сотрудничества, подбора для каждого участника команды задания, отвечающего его способностям, совместного принятия решений в жестких временных рамках.
Теоретические номинации в индивидуальном первенстве позволяют проверить уровень осмысленного использования психолого-педагогических, предметных и межпредметных знаний в решении профессиональных задач. Конкурсная номинация «Педагогический ринг» демонстрирует владение участниками навыками решения профессиональных задач, уровень твор-
- 174 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
ческой самостоятельности, способность не только найти пути решения проблемы, но и определить риски, предложить меры профилактики, используя современные средства воспитания. Высокий балл в данной номинации можно заслужить, имея точное представление о школьной системе образования, основах педагогического общения, взаимодействия с родителями, участник должен быть способен высказать собственную точку зрения по данной проблеме, тем самым продемонстрировать уровень сформированности собственной профессиональной позиции.
В подготовке к конкурсу, основной задачей которого также является повышение престижа педагогической профессии, у студентов формируется мотивация к образовательной деятельности. Создание ситуаций успеха в рамках конкурса (награждение победителя по каждой номинации, учреждение специальных номинаций, участие команды-победителя в региональном конкурсе педагогического мастерства), позволяет повысить профессиональную самооценку, мотивирует на эффективную деятельность. Атмосфера подготовки и проведения конкурса развивает ценностное отношение к профессии «учитель», формирует интерес к современной образовательной ситуации. Также создаются условия для профессиональной адаптации выпускников, под которой следует понимать сложный целостный динамический процесс согласования профессиональных намерений, качеств личности и требований конкретной профессиональной деятельности, который ведет к личностным изменениям в ходе адекватного реагирования личности на собственные изменения и изменения профессиональной деятельности и среды под воздействием факторов, порождаемых при включении личности в систему непрерывного образования [3, с. 145].
Участвуя в конкурсе, командам также необходимо продемонстрировать способность к анализу совместной деятельности, умение принимать конструктивную критику, объективно оценивать собственный вклад в общее дело, способность анализировать эффективность тех или иных педагогических приемов и технологий. Данные способности развиваются на разных этапах подготовки (при планировании дел команды, разработке макетов или проектов заданий номинации, в процессе репетиций, после выступления команды в каждой номинации и после подведения общих итогов). Именно для развития вышеперечисленных профессиональных умений в состав конкурса вошла еще одна номинация «Секреты нашего мастерства», способствующая формированию готовности провести общую рефлексию (внутри команды), выделить основные успехи и недостатки работы команды в этом году.
Таким образом, конкурс позволяет увидеть за короткий срок результаты деятельности всего педагогического коллектива вуза, направляет на пересмотр используемых методов и средств обучения, дает возможность обмена опытом и педагогическими находками преподавателей университета. Важную роль в профессиональном становлении выпускников педагогического вуза играет участие кафедры педагогики в организации образовательного пространства университета, преподавание педагогических дисциплин является необходимой составляющей систематической подготовки будущих учителей. Кафедра педагогики в современном университете представляет собой часть воспитательно-образовательного пространства вуза, включающего в себя разностороннюю деятельность, направленную на повышение качества обучения и воспитания студентов, развитие профессионализма преподавателей [2, с. 49].
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что студенческий конкурс влияет на профессиональное развитие преподавателей высшей школы - педагогов-наставников команд, психологов, методистов, всех тех, кто оказывает помощь и поддержку участникам. Для студентов участие в конкурсах - это важный этап вступления в профессиональную педагогическую деятельность, на котором формируется опыт самопрезентации, способность к принятию творческих решений, умение дать собственной деятельности объективную оценку и стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогически словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. центр «Академия», 2008.
2. Карнаух Н.В. О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия "Педагогика. Психология". 2010. - С. 41-50.
3. Кучерявенко С.В., Суздалова М.А. Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации учащихся учреждений профессионального образования к рынку труда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Г рамота, 2011. - № 8. Ч. 2.
4. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1990.
- 175 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
5. Студенческая предметная олимпиада: традиции - опыт - перспективы: коллективная монография / под общ. ред. О.Е. Елькиной. - Новокузнецк: издательство КузГПА, 2012.
REFERENCES
1. Zagvyazinskiy V.I., Zakirova A.F., Strokova T.A. i dr. Pedagogicheski slovar': uchebnoe posobie dlya studentov vys-shikh uchebnykh zavedeniy. Izd. tsentr «Akademiya», 2008. (in Russ.).
2. Karnaukh N.V. About the importance of pedagogical knowledge in the professional preparation of high school teachers in pre-revolutionary Russia. [O znachenii pedagogicheskikh znaniy v professional'noy podgotovke prepodavateley vysshey shkoly v dorevolyutsionnoy Rossii]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universi-teta. Seriya «Pedagogika. Psikhologiya». 2010, pp. 41-50. (in Russ.).
3. Kucheryavenko S.V., Suzdalova M.A. Theoretical bases of pedagogical support of adaptation of students of vocational education to the labour market. Historical, philosophical, political and law science, culture and art studies. [Teoret-icheskie osnovy pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii uchashchikhsya uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya k rynku truda. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie]. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2011. No. 8. Ch. 2. (in Russ.).
4. Maslou A. Self actualization. personality Psychology. [Samoaktualizatsiya. Psikhologiya lichnosti]. Moskva: MGU, 1990. (in Russ.).
5. Student subject Olympiad: tradition, experience, perspective: collective. under the General editorship of O. E. Alcinoe [Studencheskaya predmetnaya olimpiada: traditsii, opyt, perspektivy: kollektivnaya monografiya, pod obshch. red. O.E. El'kinoy]. Novokuznetsk: izdatel'stvo KuzGPA, 2012. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
Воронина Марина Васильевна, Аспирант ка- Voronina Marina Vasilyevna, Postgraduate Stu-
федры педагогики Благовещенского государ- dent at the Chair of Pedagogics, Blagovesh-
ственного педагогического университета, chensk State Teachers Training University,
Амурская область, г. Благовещенск, Россия Amur region, Blagoveshchensk city, Russian
[email protected] Federation
Получена: 21.09.2014 Received: 21.09.2014
- 176 -