Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий в высшей школе'

Использование современных информационных технологий в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий в высшей школе»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 378

М.В.Гулакова

К.п.н., доцент

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация Г.И.Харченко К.п.н., доцент

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается роль и возможности использования современных информационных технологий в образовательном процессе высшей школы.

Ключевые слова

Информатизация образования, электронный учебно-методический комплекс, современные

информационные технологии Современный период развития общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, которое обеспечивает распространение информационных потоков в обществе и образует глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать интеграции обучающегося в информационное общество.

В настоящее время внедрение компьютерной техники в образовании осуществляется по следующим направлениям: средства обучения; инструменты обучения; объекты изучения; средства творческого развития обучаемого; средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; средства информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта; организация интеллектуального досуга; интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», поскольку все информационные технологии так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии».

И.В.Роберт [2] выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

¡.Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2.Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

З.Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами.

Достижения в области создания и совершенствования принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей информационных технологий, позволяет разрабатывать и использовать педагогические программные средства, ориентированные на выполнение разнообразных видов учебной деятельности. Так, например, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это информационный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.[3]

Основная цель создания электронного учебно-методического комплекса - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного индивидуального изучения дисциплины. Электронный учебно-методический комплекс охватывает основное содержание учебного материала и предполагает осуществление основных этапов педагогического процесса: сообщение и восприятие учебной информации, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, их применение и контроль.

Он позволяет: эффективно управлять деятельностью по освоению учебной дисциплины; стимулировать учебно-познавательную деятельность; обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них в зависимости от результатов освоения учебного материала; рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию); при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

С точки зрения содержания электронный учебно-методический комплекс обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно: достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту; актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность; педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с электронным учебно-методическим комплексом.

Таким образом, использование электронного учебно-методического комплекса позволяет обогатить учебную среду, в которой происходит процесс обучения, предоставляет преподавателю совершенно новые методические средства и возможности повышения качества подготовки вузом квалифицированного специалиста.

Список использованной литературы: ¡.Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.]; под ред. Е.С.Полат.-М.: Академия,2006.

2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.- М.: Школа-Пресс, 1994.

3.Стародубцев В.А. Разработка и практическое использование мультимедийного программно-методического комплекса естественнонаучной дисциплины // Информационные технологии. -2003. -№2.

© М.В.Гулакова, Г.И.Харченко. 2015

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 378.4

Е.В. Дольгирева,

Доцент Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

г. Москва, Российская федерация В.И.Портников

доцент, заслуженный работник культуры РФ Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

г. Москва, Российская федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Статья отражает подход к внеаудиторной творческой самостоятельной работе бакалавров социально-культурной деятельности. Данный подход направлен на апробацию способов активации сценарно-режиссерской техники, как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно-досуговых формах.

Ключевые слова

Социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, сценарно-режиссерская

техника, профессиональная подготовка.

Профпригодность сегодня рассматривается как динамическое образование, при котором способности личности к определенной деятельности формируются в ходе деятельности, а не даны изначально [1]. Поэтому динамические процессы, влияющие как на содержание профессии, так и на содержание современного высшего профессионального образования, конкретно, направления подготовки социально-культурная деятельность (СКД), во многом связаны, на наш взгляд, с формированием сценарно-режиссерской техники студентов в структуре культурно-досуговой деятельности (КДД) вуза.

Поиск рациональных механизмов стимуляции познавательной активности студентов выявил приоритетное направление профессионального развития: творческая самообразовательная практика. Что концептуально определило необходимость интеграционного подхода к процессу профессионального развития бакалавра СКД.

Концепция интеграции учебной и внеаудиторно-досуговой сфер, подразумевает, что процесс интериоризации личностью социокультурного профессионального опыта не ограничивается формальным учебным образовательным набором в конкретных пространственно-временных границах аудиторных занятий. Но подразумевает инициативную, самостоятельную деятельность, продиктованную личной потребностью практически использовать полученные знания вне заданных аудиторных форм, т. е. в процессе свободного созидательного творчества, когда «разрешается» экстериоризация собственного профессионального опыта. То есть внеаудиторная творческая самостоятельная работа может быть непосредственно направлена на апробацию способов активации эмоционально-действенных механизмов (сценарно-режиссерской техники), как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно -досуговых формах, практически обеспечивающих погружение в профессиональную деятельность.

Понятно, что самостоятельная, учебно-практическая деятельность предусмотрена нормативно-правовыми документами ФГОС3(3+) ВПО по направлению подготовки 071800 (50.03.03) и регламентирована соответствующим рабочим учебным планом (скажем, по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы», в среднем, на 50%). Тем ни менее, необходимость творческой самоподготовки сама

по себе не является надежной гарантией мотивации профессионального развития. Установка на экономию

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.