Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 378
М.В.Гулакова
К.п.н., доцент
Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация Г.И.Харченко К.п.н., доцент
Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматривается роль и возможности использования современных информационных технологий в образовательном процессе высшей школы.
Ключевые слова
Информатизация образования, электронный учебно-методический комплекс, современные
информационные технологии Современный период развития общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, которое обеспечивает распространение информационных потоков в обществе и образует глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать интеграции обучающегося в информационное общество.
В настоящее время внедрение компьютерной техники в образовании осуществляется по следующим направлениям: средства обучения; инструменты обучения; объекты изучения; средства творческого развития обучаемого; средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; средства информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта; организация интеллектуального досуга; интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», поскольку все информационные технологии так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии».
И.В.Роберт [2] выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
¡.Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2.Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
З.Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами.
Достижения в области создания и совершенствования принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей информационных технологий, позволяет разрабатывать и использовать педагогические программные средства, ориентированные на выполнение разнообразных видов учебной деятельности. Так, например, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это информационный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.[3]
Основная цель создания электронного учебно-методического комплекса - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного индивидуального изучения дисциплины. Электронный учебно-методический комплекс охватывает основное содержание учебного материала и предполагает осуществление основных этапов педагогического процесса: сообщение и восприятие учебной информации, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, их применение и контроль.
Он позволяет: эффективно управлять деятельностью по освоению учебной дисциплины; стимулировать учебно-познавательную деятельность; обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них в зависимости от результатов освоения учебного материала; рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию); при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.
С точки зрения содержания электронный учебно-методический комплекс обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно: достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту; актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность; педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с электронным учебно-методическим комплексом.
Таким образом, использование электронного учебно-методического комплекса позволяет обогатить учебную среду, в которой происходит процесс обучения, предоставляет преподавателю совершенно новые методические средства и возможности повышения качества подготовки вузом квалифицированного специалиста.
Список использованной литературы: ¡.Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.]; под ред. Е.С.Полат.-М.: Академия,2006.
2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.- М.: Школа-Пресс, 1994.
3.Стародубцев В.А. Разработка и практическое использование мультимедийного программно-методического комплекса естественнонаучной дисциплины // Информационные технологии. -2003. -№2.
© М.В.Гулакова, Г.И.Харченко. 2015
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 378.4
Е.В. Дольгирева,
Доцент Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
г. Москва, Российская федерация В.И.Портников
доцент, заслуженный работник культуры РФ Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
г. Москва, Российская федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Статья отражает подход к внеаудиторной творческой самостоятельной работе бакалавров социально-культурной деятельности. Данный подход направлен на апробацию способов активации сценарно-режиссерской техники, как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно-досуговых формах.
Ключевые слова
Социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, сценарно-режиссерская
техника, профессиональная подготовка.
Профпригодность сегодня рассматривается как динамическое образование, при котором способности личности к определенной деятельности формируются в ходе деятельности, а не даны изначально [1]. Поэтому динамические процессы, влияющие как на содержание профессии, так и на содержание современного высшего профессионального образования, конкретно, направления подготовки социально-культурная деятельность (СКД), во многом связаны, на наш взгляд, с формированием сценарно-режиссерской техники студентов в структуре культурно-досуговой деятельности (КДД) вуза.
Поиск рациональных механизмов стимуляции познавательной активности студентов выявил приоритетное направление профессионального развития: творческая самообразовательная практика. Что концептуально определило необходимость интеграционного подхода к процессу профессионального развития бакалавра СКД.
Концепция интеграции учебной и внеаудиторно-досуговой сфер, подразумевает, что процесс интериоризации личностью социокультурного профессионального опыта не ограничивается формальным учебным образовательным набором в конкретных пространственно-временных границах аудиторных занятий. Но подразумевает инициативную, самостоятельную деятельность, продиктованную личной потребностью практически использовать полученные знания вне заданных аудиторных форм, т. е. в процессе свободного созидательного творчества, когда «разрешается» экстериоризация собственного профессионального опыта. То есть внеаудиторная творческая самостоятельная работа может быть непосредственно направлена на апробацию способов активации эмоционально-действенных механизмов (сценарно-режиссерской техники), как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно -досуговых формах, практически обеспечивающих погружение в профессиональную деятельность.
Понятно, что самостоятельная, учебно-практическая деятельность предусмотрена нормативно-правовыми документами ФГОС3(3+) ВПО по направлению подготовки 071800 (50.03.03) и регламентирована соответствующим рабочим учебным планом (скажем, по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы», в среднем, на 50%). Тем ни менее, необходимость творческой самоподготовки сама
по себе не является надежной гарантией мотивации профессионального развития. Установка на экономию
103