Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 377
Профессиональное образование как составная часть научно-образовательной среды
© 2017 Омарова А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть состояние и развитие профессионального образования в рамках профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность и личностную ориентированность в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение. Результаты. Выделен ряд проблем, связанных с отставанием содержания программ подготовки от возрастающих потребностей экономики в квалифицированных специалистах. Отмечаются условия, необходимые для развития в сфере профессионального образования. Особое внимание уделяется современным методам и технологиям обучения. Вывод. Содержание программ профобразования и в частности дополнительного должно опираться на развитие системы взаимодействия вузов с образовательными организациями, развивающими совместно с предприятиями высокотехнологичные производства.
Ключевые слова: профессиональное образование, производственный процесс, научно-образовательная среда, личностная ориентация, переобучение, образовательные технологии, методы обучения, профессиональная программа.
Формат цитирования: Омарова А. А. Профессиональное образование как составная часть научно-образовательной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 69-72.
Vocational Education as an Element of Scientific-Educational Sphere
© 2017 Ayshat A. Omarova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to examine the condition and development of vocational education under the vocation educational institution, ensuring the consistency and personal orientation in the process of training to professional activity. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, comparison. Results. The author of the article gives out number of problems, connected with program content lag behind rising needs of economic in skilled professionals. The author of this research also marks the conditions, necessary for development in the sphere of vocational education; she places special emphasis the modern methods and technologies of learning. Conclusion. Vocational education program content in particular additional education must rest on the development of institutions and educational organizations mediation system, developing the high-technology producing units in cooperation with enterprises.
Keywords: vocational education, process of production, scientific-educational sphere, personal orientation, reeducation, educational technology, learning methods, professional program.
For citation: Omarova A. A. Vocational Education as an Element of Scientific-Educational Sphere. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. 2017. Pp. 69-72. (In Russian)
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 2. 2017
Введение
Развитие профессионального образования в нашей стране изначально было тесно связано с внедрением производственной сферы в сферу образования, в частности, в вузах выделяется базовая профессиональная подготовка учащихся к профессиональной деятельности. С проникновением процесса обучения в сферу производства, наблюдается стирание границ между стадиями образовательного процесса, а именно между основной подготовкой (базовой) и повышением квалификации. Характерной чертой в развитии системы профессионального образования в нашей стране является процесс реформирования профессионального образования, который обеспечивал бы подготовку современного, мобильного работника для различных сфер экономики, умеющего легко адаптироваться к переменчивым условиям хозяйственной жизни для реализации полученных им в процессе учебы профессиональных компетенций. В рамках университетов такая подготовка за короткий период не всегда представляется возможной, отсюда возникает необходимость развития системы профобразования для того, чтобы в стране был сформирован трудовой, интеллектуальный ресурс, включая систему мероприятий по улучшению государственной политики в области образования и подготовки специалистов с учетом требований современной экономики.
Целью работы явилось изучение состояния и развития профессионального образования в рамках профессиональных образовательных учреждений.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение.
Результаты и обсуждение
Развитие профессионального образования в условиях обновления состояния информации, сопровождающего технологический прогресс, связано с постоянной и непрерывной потребностью в совершенствовании накопленных опыта и умений. А эти растущие потребности должны быть обеспечены профессиональными направлениями подготовки, потому как это становится важным фактором полноценного социально-экономического развития того или иного региона, а также страны в целом, способствуя активной адаптации специалистов к изменяющимся условиям в различных отраслях народного хозяйства.
Сложившаяся ситуация на рынке труда и постоянно растущая потребность реального сектора экономики в подготовленных выпускниках профессиональных учреждений (будущих руководителей, рабочих, специалистов) как в производственной, так и в непроизводственной сферах, предопределяет и государственную политику в части развития трудовых ресурсов [1; 3].
Следует также учитывать ту категорию граждан, которые не заняты (безработные) и желают получить подготовку по тем или иным специальностям в профессиональных учебных заведениях, то есть создавать для них в этих заведениях возможность дополнительной подготовки с целью повышения их квалификации. При этом, ведущими принципами, закладываемыми в основу развития такого образования, могут стать его непрерывный характер, объединение образовательного процесса и предпринимательского менеджмента, учет интересов государства и личности, объединение образовательных программ и образовательных структур, которые обеспечивали бы преемственность профобразования. При таком подходе важно учитывать личностную ориентированность и в соответствии с этим развивать индивидуализацию профобразования, в частности, дополнительного.
Для определения конкретных задач профессионального образования возможно организовать взаимодействие различных учебных заведений, факультетов и кафедр для подготовки лекторов, руководителей профессиональных программ, а также разработку и дальнейшую реализацию профессиональных программ, включая и дополнительное профессиональное образование по существующим направлениям подготовки. В связи с этим, важно отработать систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников учебных заведений, которая соответствует цели, первоочередным задачам, конкретным показателям и мероприятиям тактического и стратегического развития того или иного учебного заведения, ориентированного на профессиональную подготовку студентов. Результаты данной работы, в свою очередь, необходимо представить экспертной комиссии для прохождения многоуровневой экспертизы, получить соответствующее одобрение и рекомендации для внедрения в профессиональные учебные заведения того или иного региона.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Особо активно следует реализовывать подготовку профессорско-преподавательского состава к внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), систем электронного и дистанционного обучения, а также по программам дополнительного профобразования. В настоящее время все активней наблюдается участие профессорско-преподавательского состава в специализированных курсах с целью повышения квалификации. Так, в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) в 2016 году были организованы курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе по направлению: «Технологии профессионального ориентирования в работе преподавателя высшей школы» в объеме 72 часов.
В век информационных технологий особая роль в работе вуза отводится применению ИКТ, а это, прежде всего, связано с приобретением вузами лицензионных программных обеспечений, позволяющих получать преподавателям навыки по работе с пакетом программ и внедрять в учебный процесс новые учебные электронные издания, проводить дистанционно электронное тестирование, вебинары, семинары, видеоконференции.
Состояние системы профессионального образования в целом на данный момент позволяет выполнять стоящие перед ней цели. Однако современное состояние экономики, обусловленное развитием новых направлений экономического развития страны, требует постановки новых задач, связанных с реформированием системы профобразования, возрастанием социального заказа на профессиональное образование [2; 4; 5]. В первую очередь на подготовку инженерных работников, а это влечет модернизацию системы профобразования и дополнительного профобразования, обеспечение системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей, создание определенных стимулов в повышении престижности деятельности преподавателя и постоянного роста их квалификационного уровня.
Среди основных проблем на данном этапе можно выделить:
- низкая степень использования потенциала профессорско-преподавательского состава заведений профобразования. Так, следует диверсифицировать программы допол-
нительного профобразования именно по целям и задачам, и тем, кому это необходимо, рассматривать эти программы по модульным технологиям;
- перевод определенной части курсов в дистанционную форму обучения;
- отсутствие необходимых надбавок для стимулирования деятельности преподавателей, то есть необходимо развивать систему мотивации деятельности преподавателей;
- необходимость организации подготовки по наиболее востребованным заказам профессиональных программ, содержание которых учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, расписанные в квалификационных справочниках по профессиям, специальностям, должностям;
- разработка электронных учебно-методических комплексов (УМК) по перечню наиболее востребованных профессиональных программ;
- организация комплексности и системности в реализации отмеченных мероприятий.
В связи с этим возникает необходимость доработки программ с разными сроками подготовки и обучения, для адаптации их к прогнозам социально-экономического и культурного развития страны, рынку труда и образовательных услуг.
Выводы
Содержание программ профобразования и дополнительного образования должно опираться на развитие системы взаимодействия вузов с образовательными организациями, развивающими совместно с предприятиями высокотехнологичные производства. Следует обеспечить при этом взаимовыгодное сотрудничество вузов с работодателями и образовательными организациями, соблюдая гибкий график учебных планов, изменяя их с учетом требований работодателей.
Качественное повышение квалификации преподавателей также способствует получению высоких результатов в работе с молодыми и опытными специалистами производственной сферы. Так как результатом здесь становится переход к современным методам и технологиям обучения, направленным на развитие и совершенствование творческого подхода, навыков, обеспечивающих поиск, обработку информации и самостоятельное принятие решений в соответствии с приобретенными компетенциями.
72 ••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
Литература
1. Винокуров М. А. Модернизация высшего и среднего профессионального образования в России: взгляд ректора сибирского вуза // Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 3. С. 5-10.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 2-28.
3. Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования // Философское обра-
1. Vinokurov M. A. Modernization of higher and secondary professional education in Russia: opinion of the rector of Siberian University. Izvestiya baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Baikal State University]. 2011. No. 3. Pp. 5-10. (In Russian)
2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020goda [The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period till 2020]. Pp. 2-28. (In Russian)
3. Mironov V. V. Reflections on the reform of Russian education. Filosofskoe obrazovanie: vest-nik assotsiatsii filosofskikh fakul'tetov i otdeleniy
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Омарова Айшат Абусупьяновна, ассистент, кафедра экономики и дизайна, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
зование: вестник ассоциации философских факультетов и отделений. 2012. № 1. С. 173-184.
4. Новый образовательный курс // Пресса о проблемах профобразования в Москве и России: обзор с 28 октября по 30 ноября 2011 года. 29.11.2011.
5. Сенашенко В. С., Ткач Г. Ф. О высшем академическом и профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 19-24.
[Philosophical education: bulletin of the association of philosophical faculties and departments]. 2012. No. 1. Pp. 173-184. (In Russian)
4. Novyy obrazovatel'nyy kurs. Pressa o prob lemakh profobrazovaniya v Moskve i Rossii: obzor s 28 oktyabrya po 30 noyabrya 2011 goda. 29.11.2011 [4. New educational course. Press about the problems of vocational education in Moscow and Russia: review from October 28 to November 30, 2011. 29.11.2011]. (In Russian)
5. Senashenko V. S., Tkach G. F. Higher academic and professional education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2012. No. 4. Pp. 19-24. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Ayshat A. Omarova, assistant, the chair of Economic and Design, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
References
Принята в печать 05.04.2017 г.
Received 05.04.2017.