Научная статья на тему 'Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования'

Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1360
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажукова Оксана Александровна

Цель исследования изучить актуальные проблемы и перспективы развития системы дефектологического образования. Методы. Теоретический анализ обобщения научных фактов, учебных программ (основных образовательных и адаптивных общеобразовательных программ), методы изучения планирования работы воспитателей, педагогов, психологов, дефектологов, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся в дефектологическом и в инклюзивном образовательном пространстве. Результат. Рассмотрены тенденции в развитии как специального (коррекционного), так и инклюзивного образования, раскрыты задачи дефектологического образования: подготовка специалистов, создание доступной среды, разработка адаптивных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с различными особенностями психофизического развития, переподготовки и подготовки педагогов на базе передовых специальных факультетов и кафедр, инновационных специальных (коррекционных) школ, реабилитационных центров. Предлагаются пути решения проблем в системах специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ, опыт работы в вопросах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров. Вывод. Современные реалии требуют создания адекватных условий для развития и реализации задач коррекционного и инклюзивного образования, и особенно в вопросах подготовки и внедрения Адаптированной образовательной программы (АОП) специалистами специальных (коррекционных) и инклюзивных школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажукова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования»

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01(075.32)

Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования

© 2017 Бажукова О. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: boa9@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить актуальные проблемы и перспективы развития системы дефектологического образования. Методы. Теоретический анализ обобщения научных фактов, учебных программ (основных образовательных и адаптивных общеобразовательных программ), методы изучения планирования работы воспитателей, педагогов, психологов, дефектологов, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся в дефектологическом и в инклюзивном образовательном пространстве. Результат. Рассмотрены тенденции в развитии как специального (коррекционного), так и инклюзивного образования, раскрыты задачи дефектологического образования: подготовка специалистов, создание доступной среды, разработка адаптивных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с различными особенностями психофизического развития, переподготовки и подготовки педагогов на базе передовых специальных факультетов и кафедр, инновационных специальных (коррекционных) школ, реабилитационных центров. Предлагаются пути решения проблем в системах специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ, опыт работы в вопросах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров. Вывод. Современные реалии требуют создания адекватных условий для развития и реализации задач коррекционного и инклюзивного образования, и особенно в вопросах подготовки и внедрения Адаптированной образовательной программы (АОП) специалистами специальных (коррекционных) и инклюзивных школы.

Ключевые слова: дефектологическое образование, инклюзивное образовательное пространство, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основные образовательные программы, адаптивные образовательные программы.

Формат цитирования: Бажукова О. А. Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 48-51.

Modern Realias and Prospects of Defectologic and Inclusive Education

© 2017 Oksana A. Bazhukova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: boa9@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the research is to study the current problems and prospects of development the defectological education system. Methods. Theoretical analysis of generalization the scientific facts, education programs (basic educational and adaptive educational programs), study methods of planning the work of educators, teachers, psychologists, speech therapists, methods of psychological and pedagogical support of students in speech pathology and inclusive educational environment. Result. The tendencies of the development of special (correctional) and inclusive education are examined, the author explores the tasks of the defectological education: training of professionals, creation of accessible environment, working out of the adaptive educational program, individual educational route for the children with different features of psychophysical development, retraining and training of teachers basing on the advance special faculties and and chairs, innovative special (correctional) school, rehabilitation centers. The author of the article offers the ways of solutions in the system of special and inclusive education of the people with disabilities,

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

the experience in the issues of vocational education, retraining and further training of the defectological stuff. Conclusion. Modern realities require the creation of adequate conditions for the development and implementation the tasks of correctional and inclusive education, and especially in the preparation and implementation of Adapted educational program (AEP) by experts of special (correctional) and inclusive school.

Keywords: defectological education, inclusive educational environment, pupils with disabilities, basic educational programs, adaptive educational programs.

For citation: Bazhukova O. A. Modern Realias and Prospects of Defectologic and Inclusive Education // Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 48-51. (In Russian)

Введение

Современные реалии и перспективы развития системы дефектологического образования предусматривают новые изменения в различных ее направлениях. В рамках нового "Закона об Образовании" в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273 установлено: "... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, и для инвалидов, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида" [2].

Цель статьи - изучить актуальные проблемы и перспективы развития системы дефектологического образования.

Методы - теоретический анализ обобщения научных фактов, учебных программ (основных образовательных и адаптивных общеобразовательных программ), методы изучения планирования работы воспитателей, педагогов, психологов, де-фектологов, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся в дефектологическом и инклюзивном образовательном пространстве.

Результаты и обсуждение

Первые шаги перехода детей с ОВЗ в систему инклюзивного образования выявили неадекватную реакцию социума, специалистов, родителей, и при этом бытовало ошибочное мнение о сокращении системы специального (коррекционного) образования. Сложившаяся за многие десятилетия на Западе система инклюзивного образования показала, что опорой для эффективной организации инклюзии является условие их взаимодействия с ведущими школами [3]. Например, такой сложившийся за многие годы опыт работы Республиканско-

го центра реабилитации для детей с ОВЗ, возглавляемый народным учителем СССР У. М. Муртузалиевой, экспериментально доказал свою инновационность и востребованность для всей России.

Необходимо понимать, что тенденции в развитии как специального (коррекцион-ного), так и инклюзивного образования становятся реальностью и требуют решения многих проблем: в первую очередь подготовку специалистов, создание доступной среды, разработки адаптивных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с различными особенностями психофизического развития, а также необходимостью переподготовки и подготовки педагогов на базе передовых специальных факультетов и кафедр, инновационных специальных (коррекционных) школ, реабилитационных центров [2].

Сегодня для современного образовательного пространства актуальной необходимостью является переход специальных (коррекционных) учреждений на адаптивные общеобразовательные программы и на адаптивные основные образовательные программы для детей с ОВЗ. Содержание программ формируется на основе государственных образовательных стандартов, но их реализация предполагает изменение в целом и методики в новом понимании задач современной специальной (коррекци-онной) и инклюзивной школы, так как адаптивные образовательные программы ориентированы на реалии инклюзии на различных уровнях образования, а также подготовку воспитанников с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития (ЗПР), легкой умственной отсталостью, аутистическими расстройствами к социально-бытовой, социально-трудовой ориентировке и интеграции в общий социум.

Необходимым этапом является переход на адаптивные общеобразовательные про-

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

граммы, которые разрабатываются с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида с включением направления деятельности, анализа и подбора содержания: изменения структуры и временных рамок; использование разнообразных инновационных форм, методов и приемов организации учебной, воспитательной, коррекци-онной и реабилитационной деятельности.

Анализ осуществляется, исходя из требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходимо учитывать особенности и специфику психофизического развития лиц с ОВЗ (по документам, представленным родителями и рекомендациями ПМПК). Проектирование Адаптивной образовательной программы (АОП) учитывает структурные составляющие ФГОС и определяется временными индивидуальными границами их освоения.

Необходимо обратить внимание разработчиков АОП на четкое формулирование целей АОП, определение круга задач, конкретизирующих цель АОП. Специфика детей с ОВЗ требует учета особенностей их развития для создания адекватных условий их реабилитации и социализации в реалиях современного социума.

Адаптивные образовательные программы должны учитывать специфику и персональные особенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, опираться на следующие принципы дефектологического образования: компенсирующего обучения и воспитания; учета индивидуальных различий; социальной адаптации и реабилитации; построения индивидуального образовательного маршрута; психолого-медико-педагогического сопровождения, специальной адекватной помощи с учетом психофизического здоровья детей с ОВЗ; принципы гуманизма, ценностно-ориентированного воспитания и обучения; принцип системности единства диагностики, коррекции, компенсации, развития; принцип комплексного взаимодействия управленцев, медиков, педагогов, психологов, родителей и их детей [2].

Для реализации адаптивной программы необходимо создать специальные условия

для реализации основной цели, для получения воспитанниками качественного адекватного образования и включения выпускников в активную социализацию с целью их адаптации в окружающем социуме, готовности к включению в единое культурно-образовательное пространство новой школы.

Переход на адаптивные общеобразовательные и основные образовательные программы предполагает планирование и участие в их реализации большого круга специалистов: воспитателей, педагогов, психологов, дефектологов и др.

Адаптивные образовательные программы в инклюзии являются переходными для освоения основных образовательных программ. Успешность всей коррекционной, воспитательной и образовательной работы с детьми с ОВЗ по АОП обеспечивается учителями-предметниками и группой специалистов с дефектологическим образованием, а психолого-педагогическое сопровождение осуществляется тьюторами, социальными педагогами, медиками.

Такая организация обеспечивается образовательным педагогическим сообществом массового и специального (дефектологического) образования. Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования обязаны осуществлять ученые, специалисты кафедр коррекционной педагогики, специальной психологии, дефектологии соответствующих факультетов вузов, а руководители управлений образования и их специалисты беспечивать организацию доступной среды, работу ПМПК.

Заключение

Предложенный подход создает условия для развития и реализации задач коррек-ционного и инклюзивного образования, в том числе и в вопросе подготовки и внедрения АОП с подключением вышеуказанных специалистов, экспертов, учителей, родителей и специалистов конкретного вида специальной (коррекционной) школы. Это одно из значимых условий перехода на адаптивные общеобразовательные программы, обеспечивающие эффективность перехода и освоения содержания учебного материала по этим программам шаг за шагом с учетом особенностей развития каждого ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогические науки ••• 51

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. Т. 10. С. 5-10.

2. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Преемственность как методологическая основа разви-

1. Bazhukova O. A. Psychological practice of helping children with intellectual disabilities in the systems of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. No. 4. Vol. 10. Pp. ? (In Russian)

2. Mallaev D. M., Bazhukova O. A. Continuity as a methodological basis for the development of

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Бажукова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: boa9@mail.ru

тия инклюзивного образования в России / Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России // II Международный образовательный форум. Ростов-на-Дону, 2016. С. 9-14.

3. Матасов Ю. Т. Инклюзивное обучение: за и против / Ребенок в современном мире. Искусство и дети // Материалы XV Международной конференции. СПб., 2008. С. 40-43.

inclusive education in Russia. Problems and prospects of inclusive education in Russia. II Mezhdunarodnyy obrazovatel'nyy forum [II International education forum]. Rostov-on-Don, 2016. Pp. 9-14. (In Russian)

3. Matasov Yu. T. Inclusive education: pros and cons. Child in today's world. Art and children. Materialy XV Mezhdunarodnoy konferentsii [Proceedings of XV International conference]. Saint Petersburg, 2008. Pp. 40-43. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Oksana A. Bazhukova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: boa9@mail.ru

References

Принята в печать 11.07.2017 г.

Received 11.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.